СОДРУЖЕСТВО ПРОСВЕТИТЕЛЕЙ КРАСНОЯРЬЯ
УМНЫЕ РЕГИОНЫ - БУДУЩЕЕ РОССИИ
МЕРЦАЮЩИЕ КАРТИНЫ
ГЛОБАЛЬНОГО МИРА КАК
ИСКУШЕНИЕ И ВЫЗОВ ДЛЯ ТЕОРИЙ
УПРАВЛЕНИЯ
Юрий Москвич
Никто не может знать, что же
действительно старое и что,
собственно говоря, будущее;
эпоха еще не ясна в своей сущности,
поэтому – не понимая ни себя,
ни ситуации – люди борются,
быть может, против подлинного смысла.
Карл Ясперс
1. Введение
Современный мир переживает необычные для восприятия времена. Устойчивая в
течение долгого времени картина мира, породившая современный уровень развития
науки, техники и систем управления, исчезает на наших глазах. Необходимость
появления современной, понятной для всех картины «ускользающего» по мнению
Гидденса [1] мира начинает осознаваться многими: и мыслителями, и пророками, и
представителей различных сфер и уровней управления, и просто жителями быстро
развивающихся стран. Вопрос «Quo vadis, orbis?» (Куда идешь ты, наш мир?») давно
уже не является риторическим. Он становится содержательно приоритетным в поисках
ответов на цивилизационные и глобальные вызовы. Очевидно, чтобы принимать
решения в новых условиях необходимо хотя бы видеть коридор возможных целеполаганий, а основа любого целеполагания – это мировоззрение, основанное на той или иной картине мира. Исходя из этого жизнь любого человека или человеческого сообщества в любой изменяющейся жизненной среде — это постоянное изменение и усложнение индивидуальных и групповых картин мира [2]. Именно они формируют в каждый конкретный момент времени главное в человеческой деятельности – целеполагание выживания и развития человека, человеческих сообществ и всего человечества.
Без этого трудно выбраться из возникающих образов окружающего нас Нового
мира: мира блуждающего [3], мира, ставшего подобным жидкости [4], турбулентного
мира и, наконец, мира накануне своего нового нарождения – глобальной сингулярности
[5]. Каждый из этих образов, по своему, отражает происходящие изменения
окружающего нас мира, но лишь в каком-то не ярком мерцающем свете. Вряд ли эти
видения можно использовать как прочную основу для поиска новых подходов к
созданию адекватных времени систем управления. Для создателей новых систем
управления сложившаяся ситуация является сильным вызовом (достаточно вспомнить
2008 год и возникший первый мировой финансовый кризис эпохи глобализации), но и
невероятно сильным творческим искушением успеть во время модифицировать или
изменить привычные технологии управления. Для этого необходимо и желательно
сотворение, создание, разработка (приемлемы различные подходы!) новой картины
формирующегося во многом без нашего участия мира.
В любой картине мира присутствуют три важнейших для человеческой
деятельности компоненты – мировоззрение, мировосприятие и мироощущение.
Мировоззрение главная компонента из них, она формирует соответствующие внешним
изменениям и вызовам мировосприятие и мироощущение, а они, в конечном счете, и
формируют новую картину изменившегося мира, основы новых оптимальных действий
человека и всего человечества в новой среде обитания.
Не стоит строить иллюзий, о том, что может быть все по-другому, что
происходящие изменения всего лишь пополняют и дополняют имеющуюся научную и
просто картину мира, а не меняют ее в целом. Строго говоря, именно таким был подход
многих исследователей процессов глобализации и становления постиндустриального
общества в их начальных фазах развития. Критика происходящих глобальных
изменений несла на себе черты «стороннего наблюдателя» разыгрываемой глобальной
пьесы, которому не до конца ясен замысел ее творцов. Такая позиция естественно
порождала и особый жанр анализа происходящего: можно было описывать
происходящее яркими заметками «постороннего» о ее недостатках и нежелательных
последствиях для «знакомого всем мира» и предлагать для мира иной более гуманный
и оптимальный путь, «иную глобализацию», иную драматургию мировой пьесы.
Последние годы показали, что характер наблюдающихся изменений уже стал таким, что наблюдаемый стремительный переход мира к другой модели своего развития, не дополняет, а взрывает, отвергает картину «былого» мира и понуждает нас к болезненным процессам создания новой системы мирообъяснения, миропонимания и мировоззрения, способных подготовить нас к иной системе принятия решений, которое является связующим звеном между познанием и тем или иным вариантом успешного поведения, действия человека.
2. Контуры возникающего мира
Ключевой особенностью нового мира является, прежде всего, его независимость от
породивших этот мир творцов.
Экономическая глобализация, как рукотворная планетарная интеллектуальная
машина, начинает выходить из-под контроля ее творцов и создателей [6]. Все в
большей степени начинает доминировать необычная прежде точка зрения: «Мир стал
довольно трудным местом для прогнозирования» [7]. Будущее в этом смысле
становится интригой, стечением большого числа факторов развития [8]. Все большее
значение в формировании будущего приобретает «подобная жидкости реальность»,
растекающаяся по многим пока неизвестным нам путям [4]. Образ «обтекающей
реальности» успокаивает, но не помогает понять, что, на самом деле, реально
происходит и будет происходить завтра, послезавтра вокруг нас. Полное понимание
происходящего еще предстоит выработать. Однако уже сейчас ясно, что все
возникающие на наших глазах глобальные тренды порождают целый каскад новых
ключевых проблем — вызовов, на которые нужно целенаправленно искать ответы
На их основе уже сейчас у заметного числа людей, в большей части молодых,
возникает адекватная изменившимся условиям бытия культура: ценности жизни,
традиции и оптимальные в новых условиях действия человека [9]. Соответственно
меняются представления о необходимых и полезных системах управления экономикой,
обществом и миром в целом. Процесс запущен и становится необратимым.
Одной из первых попыток создать приемлемую для происходящих событий
картину мира была модель глубоких трансформаций мира, предложенная известным экономистом и гуру менеджмента XX века Питером Ф. Друкером [10]. По его мнению, эти изменения не новы в истории человечества. Они связаны с новой, проходящей в наше время глубокой трансформацией мира, когда в течение нескольких десятилетий общество радикально перестраивает себя: свой взгляд на мир; свои основные ценности; свою социальную и политическую структуру; свою культуру; свое образование; свои ключевые институты. Через период примерно равный двум поколениям возникает новый мир. И люди, рожденные после такой Большой трансформации, уже не могут представить себе, каков был мир их недалеких предков - дедушек и бабушек. Такие трансформации в истории европейской цивилизации происходят каждые двести-двести пятьдесят лет, и, по его мнению, мир в начале 90-х годов прошлого века (время выхода его книги) находился фактически на пике, водоразделе четвертой Большой трансформации мира. В соответствии с его видением новая трансформация мира началась в начале 70-х годов ХХ века и соответственно должна была завершиться к 2020 году. Однако очевидно, что идущий процесс преобразования мира вряд ли завершиться в ближайшие годы. По многим признакам (финансовый кризис 2008 года, ускорение процессов приближения мира к экологическим, демографическим кризисам, нарастание темпов информационной революции и т.д.) время четвертой трансформации мира существенно увеличивается. С точки зрения управления мир переходит в стадию непрерывного затяжного антикризисного управления, в котором все системы теряют под собой прежнюю строгую научную основу, созданную в период достаточно долгой социальной и экономической стабильности. Несмотря на существенное ускорение обновления знаний (в информатике, например, удвоение новых знаний происходит за время, сопоставимое с периодом обучения в
университете), вряд ли можно говорить о таких процессах в экономике и других
гуманитарных науках. На наш взгляд, именно эта причина лежит в основе появления
фрагментарных мерцающих во времени картин мира.
Для создания завершенной новой картины мира требуется значительный
промежуток времени изучения меняющегося мира. Возможен также и иной подход, основанный на методологии современной философии, используемой при разрешении междисциплинарных проблем. Междисциплинарная проблема, пока она не вошла в парадигму существующей или не привела к возникновению новой дисциплины, находится на «ничейной земле», и поэтому возможно и желательно использовать философские методы и приемы для ее анализа [11]. Кроме того важную роль в создании технологий управления в затянувшийся период глубинной трансформации мира может сыграть методология «нахождения будущего рядом».