Русские

Русские (самоназв. в Красноярском крае по переписи 2010 г.: русские, казаки, поморы)– народ, основное население в Российской Федерации (111,02 млн чел., 2010).

 

Территориями преимущественного проживания являются г.Москва (9,93 млн чел.), Московская обл. (6,20) , Краснодарский край (4,52) , г.Санкт-Петербург (3,91) , Ростовская (3,80) , Свердловская (3,68) , Нижегородская (3,11) , Челябинская (2,8) , Кемеровская (2,5) , Новосибирская области (2,4) , Красноярский край (2,5) .

Многочисленны русские в республиках постсоветского пространства: на Украине проживают 8,33 млн чел. (на 2001; 17,3 % населения), в Казахстане–3,6 (2016; 19,8 %), Белоруссии–0,79 (2009; 8,3 %), Узбекистане–0,75 (2017; 2,3 %), Латвии–0,5 (2015; 26,3 %), Киргизии–0,41 (2009; 6 %), Азербайджане–0,1 (2009; 1,2 %), Эстонии– 0,35 (2000; 24,5 %), Литве–0,22 (2001; 5,7 %), Молдавии–0,2 (2004; 8,7 %), Приднестровье–0,17 (2004; 30,5 %), Туркмении–0,11 (2001; 2,1 %), Грузии–0,07 (2002; 1,6 %), Таджикистане–0,034 (2010; 0,34 %). Численность русских в России увеличилась почти на 1,5 млн чел. после вхождения в 2014г. в её состав Крымского полуострова. Крупные диаспоры русских имеются также в государствах Северной Америки (в США– 2,5 млн чел., Канаде–0,5 млн чел. 2006) и странах Европы. Говорят на русском языке славянской группы индоевропейской языковой семьи. Имеется множество диалектов и говоров. Русский алфавит– вариант кириллицы. Верующие русские– преимущественно православные (в т.ч. старообрядцы), имеются протестанты различных деноминаций, а в последние десятилетия– приверженцы неорелигиозных и неоязыческих направлений.

Из словаря говоров приенисейских старожилов:

азойно – тяжело, анадысь, – тогда, баской – красивый, бузыгать – пьянствовать, бус – мелкий дождь, быструха – энергичная женщина, вытник – бездельник, губник – пирог с грибами, докука – просьба, жаркой – оранжевый, зарод – стог сена, рябина – веснушки, ушкан – заяц, хайка – телега, циркать – доить корову.

Этногенез

  Ядром историко-этнической территории русских является Волжско-Окское междуречье, где уже в VIII в. складываются районы компактных поселений и возникают наиболее древние города– Белоозеро, Ростов, Суздаль, Рязань, Муром. Эти районы вошли в состав Древнерусского государства, возникшего в IX в. в результате объединения восточнославянских племен. Децентрализация древнерусского государства в XII в. привела к прекращению зависимости Северо-Восточной Руси от южнорусских князей, а установление многовекового монголо-татарского господства привело к экономическому и политическому укреплению восточных княжеств, постепенной их консолидации вокруг Москвы. В последующий период (XV– XVIII вв.) происходило расширение этнической территории расселения русских за счет обширных миграций на север в Поморье, на восток (Урал, Поволжье, Сибирь) и на юг (Северный Кавказ, Крым и Причерноморье). После вхождения в состав Российской империи Прибалтики (XVIII в.), Финляндии и Бессарабии (нач. XIX в.), а затем Средней Азии и Дальнего Востока, русские стали заселять и эти регионы. В процессе расширения границ империи межнациональная ситуация усложнялась, образовывались новые районы с этнически смешанным населением. Глубокие общественно-политические преобразования конца 1980-х–нач. 1990-х гг. на территории Советского Союза оказали огромное воздействие на многие стороны жизни русских. Распад СССР, образование суверенных национальных государств, болезненные экономические реформы привели к большим миграционным подвижкам русского населения. Численность русских в странах СНГ с 1989 по 2002г. уменьшилась на 7,3 млн чел., главным образом за счет беженцев и переселенцев в Российскую Федерацию.

Русские в Сибири и Приенисейском крае

 Поход Ермака в 1583–1585гг. и поражение хана Кучума привели к падению Сибирского ханства и началу целенаправленного продвижения русских землепроходцев на восток. В конце XVI в. русская администрация возводила опорные пункты в Западной Сибири (Тюмень– 1586; Тобольск– 1587; Березов– 1593; Сургут– 1594 и др.), а с начала XVII в.–в бассейне реки Енисей (Мангазея– 1601, Туруханск– 1607, Енисейск– 1619). В среднем течении Енисея образовался новый хлебопроизводящий район, который простирался от устья Ангары до основанного в 1628г. Красноярска. Постоянные набеги кыргызских князьцов препятствовали сельскохозяйственному освоению земель русскими южнее Красноярского острога. Только после ухода енисейских кыргызов в 1702г. из Минусинской котловины в пределы Джунгарии, русские власти построили Абаканский (1707) и Саянский (1709) остроги, и земледельческое население стало переселяться из таежной полосы на южные, более плодородные угодья. В целом на протяжении XVII в. в Сибири сложились обширные районы русского оседлого земледельческого населения, а в тундровой полосе образовались локальные группы промыслового населения. К 1710г. в Приенисейском крае насчитывалось до 30 тыс. русских, больше чем местных коренных жителей. На Таймыре русские старожилы постепенно трансформировались в своеобразную этнографическую группу затундренных крестьян (т.е. живших «за тундрой»), испытавших на себе сильное влияние местных аборигенных народов. В низовьях Енисея образовалась небольшая группа т.н. сельдюков (усть-енисейцев), занимавшихся преимущественно рыболовством. Своеобразие быта, языка и хозяйствования отличало ангарцев– русских старожилов в бассейне реки Ангары. Общеупотребимыми терминами для них являются также «чалдоны» и «кержаки». В других районах Сибири также сложились своеобразные группы русских старожилов: якутяне были насельниками ямщицких селений по реке Лене, камчадалы жили на Камчатке, колымчане–по реке Колыме; русскоустьинцы были потомками поморов-мореходов, обосновавшихся в пос. Русское Устье на реке Индигирке; марковцы именовались по названию одноименного села в устье реки Анадырь. Региональная специфика была свойственна и сибирским казакам– сословной группе русского населения. Патриархальные формы в языке, быту и традициях сохраняют до сегодняшнего времени крестьянестарообрядцы: каменщики и поляки (выходцы из бывшей Польши) обосновались на Алтае, семейские– в Забайкалье, часовенные– на севере и юге Красноярского края. Проведение Сибирского тракта и общесибирский отлив населения на юг оказали решающее влияние на перераспределение русских в Приенисейском крае. С 1760г. основным источником пополнения русского населения становятся т.н. посельщики– бывшие крепостные крестьяне, отправляемые помещиками в Сибирь с зачетом в рекруты.

В Приенисейский край до конца XVIII в. прибыло более 60 тысяч посельщиков, из которых выжила только треть. С нач. XIX в. существенную роль в приросте населения стала играть ссылка. В 1822г. создается Енисейская губ., в которую входят пять округов (уездов): Енисейский, Красноярский, Канский, Минусинский и Ачинский. ЗаXIX в. численность русских в регионе выросла почти в 5,5 раза: 1795 – 86,4 тыс. чел., 1823 – 190,7, 1861 – 263,0, 1897 – 473,2. Перепись населения Российской империи 1897г. определила удельный вес русского населения губернии в 83 % от общей численности жителей (570,2 тыс. чел.). К этому времени на долю мужчин у русских приходилось 51,9 %, горожан–11,8 %. Бурный рост населения (особенно в пореформенные годы) объясняется главным образом притоком крестьянских переселенцев из центральных и южных губерний страны. Эти темпы возрастают со строительством Транссибирской железнодорожной магистрали и с началом реализации Столыпинской аграрной реформы после революции 1905 года. В итоге за два десятилетия (1897–1917гг.) численность населения Енисейской губ. превысила 1 млн чел., т.е. фактически удвоилась. Удельный вес русских достиг уровня 86,5 % и оставался практически неизменным на протяжении всего ХХ столетия. На увеличение численности русского населения Красноярского края в советский период повлияли высокие темпы естественного прироста и в еще большей степени миграционные процессы: крестьянская ссылка в 1930-е гг., эвакуация в годы Великой Отечественной войны, массовые депортации в послевоенное десятилетие, привлечение трудовых ресурсов извне на строительство сибирских гигантов индустрии в 1960–1980-е гг. В результате с 1920 по 1989гг. количество русских в регионе утроилось. Демографическая ситуация в Красноярском крае кардинально меняется в кризисные 1990-е гг. Начиная с 1989г. происходит ежегодное снижение численности населения, которое обусловлено естественной и миграционной убылью. За 20 последующих лет численность жителей края уменьшилась на 177 тыс. чел., или 6%. С 2011г. начинается медленный, но постоянный прирост населения региона, величину которого покажет следующая перепись. По переписи населения 2010г. в Красноярском крае (без учета Республики Хакасия) насчитывается 2490,7 тыс. русских. Территориями их преимущественного проживания являются города: Красноярск (860,9 тыс. чел. или 89,3 %), Норильск (128,8; 73,7 %), Ачинск (98,4; 90,3 %), Канск (87,4; 92,7%), Железногорск (72,7; 85,8 %), Минусинск (66,0; 92,8 %); районы: Богучанский (43,9; 91,5 %), Емельяновский (41,8; 90,3 %), Курагинский (41,1; 85,4 %). За межпереписной период (2002– 2010гг.) произошли заметные изменения основных демографических характеристик русского населения Красноярского края. Численность русских сократилась на 147,6 тыс. чел. (5,6 %), их удельный вес среди жителей края уменьшился с 89 до 88 %. Увеличились диспропорции в половозрастной структуре. Если в 2002г. на 1000 мужчин приходилось 1125 женщин, то в 2010г.– 1174 (справочно: 1989г.– 1059 женщин). Средняя продолжительность жизни населения выросла с 64 лет до 67,6 лет, при этом зафиксировано ускорение старения населения, особенно в деревне. Доля людей старше трудоспособного возраста составляла в 1989г. 13,6 %; в 2002г. этот показатель увеличился до 16,8 %, а в 2010г. – до 19,6 % (на селе–20,5 %). Напротив, удельный вес лиц моложе трудоспособного возраста уменьшился с 28,7 % в 1989г. и 20,2 % в 2002г. до 17,7 % в 2010г. Урбанистические процессы среди русских значительно затормозились: доля горожан составила 74,2% в 1989г., 76,0 % в 2002г. и 76,1% в 2010г.

Все  соседи – кержаки,

Сорится нам - не с руки.

Здесь живут который век,

Семьи в сорок человек.

Не ходила, не пойду

В лес я за грибами.

Напугал меня чалдон

Синими штанами.

Красноярские частушки

ЗАНЯТИЯ

Основным занятием русского населения Приенисейского края являлось земледелие. Возделывали пшеницу, рожь, овес, ячмень, в несколько меньших количествах– просо, гречиху, горох. Из технических культур были распространены лен, конопля, в южных уездах– табак. Также занимались огородничеством, выращивали: огурцы, морковь, лук, репу, свеклу, брюкву; со второй пол. XIX в.– картофель, на юге– арбузы и дыни. Животноводство составляло необходимую, но в целом второстепенную отрасль хозяйства. Разводили крупный и мелкий рогатый скот, лошадей, свиней, домашнюю птицу. Региональной особенностью русских сибиряков стало развитие на Крайнем Севере ездового собаководства, на юге–мараловодства для добычи пантов, высоко ценившихся в Китае. Охота и рыбалка носили подсобный характер. Однако там, где земледелие было развито слабо, эти отрасли у русского населения являлись одним из важнейших средств к существованию. Так, в Приангарье весной была распространена охота на сохатого (лося) на лыжах по насту, осенью уходили в тайгу за пушным зверем (белка, соболь, горностай, росомаха, хорь и др.). В местных реках и озерах водилось много рыбы; наиболее ценились осетр, стерлядь, таймень, нельма, хариус, омуль, чир и муксун. Традиционным для русских стало собирательство. В больших количествах заготавливали кедровые орехи, грибы (преимущественно грузди и белые), черемшу («сибирское сало») и другие съедобные растения, ягоды (наиболее важные– черемуха, черника, брусника). Значительную роль в русских селениях Приенисейского края играли различные мелкие ручные производства, обработка природного сырья и изготовление из него вещей, необходимых в хозяйстве и в быту. Одни из этих занятий обеспечивали лишь нужды семьи самих производителей (т.н. домашнее производство), другие– спрос заказчика (ремесло), третьи поставляли товар на рынок (кустарные промыслы). В сибирской деревне уважением и почетом пользовались кузнецы и гончары, скорняки и портные, пимокаты и сапожники, печники и шорники, бондари и ложкари, колесники и лодочники, углежоги и смолокуры. Многие из них имели региональную специфику. Так, весной велась массовая заготовка бересты для изготовления посуды, а также для выгонки дегтя, которым кроме всего прочего спасались от гнуса– бича подтаежной зоны. 

Сибирские пословицы:

Страшна Сибирь слухом, а люди лучше живут.

В Сибири: 100 рублей - не деньги, 100 верст - не расстояние

Сибирские приметы:

На Ивана Купалу  небо вызвездило – к урожаю грибов.

Октябрь ни колеса, ни полоза не любит.

Обильный орех в тайге – к студеной зиме.

Традиционное жилище

В первоначальный период заселения Приенисейского края для военных нужд строились небольшие крепости (остроги) с деревянными башнями и стенами. Внутри располагались жилые и хозяйственные помещения, тюрьма и церковь. Постепенно остроги становились административными, торговыми и ремесленными центрами. Основная масса населения (90–95%) проживала в сельской местности. Первоначально возникали малодворные селения (заимки, займища, починки), на их основе– деревни. Наиболее крупные из них становились селами с обязательным строительством церкви. В начале XIX в. самым крупным селом Зауралья было с. Боготольское, насчитывавшее 606 дворов. С массовым наплывом переселенцев возникают поселки и хутора. На деревенской площади стояли церковь, церковно-приходская школа, амбары-хранилища общественного зерна на случай неурожаев или стихийных бедствий, торговые лавки; здесь же проходили сельские праздники и общественные собрания. В Сибири дома ставились, как правило, фасадом к улице, иногда в глубине двора. На усадьбе, обнесенной забором (заплотом) с высокими массивными воротами, располагались дровяник, сенники, амбары, завозня–навес для телег, иногда здесь же стояла клуня для молотьбы, поветь– помещение для скота, катушок–хлев для мелкого скота, стайки для коров и открытые пригоны. Бани часто строили на огороде или у ручья, топили «по-черному». Полисадники перед домами появились только в XX в. Основным типом жилья у русских крестьян служила срубная изба на подклети, то есть с подпольем. Простейшим видом жилого дома являлась изба-четырехстенка, без сеней. Расширение площади достигалось здесь соединением двух срубов или устройством сложных срубов– изба-пятистенок, крестовый дом (с XIX в.). На покосах ставились временные жилища– балаганы (шалашы), охотники строили зимовья и охотничьи избушки с нарами и каменкой. Сибирские дома покрывались преимущественно деревянной крышей из теса или дранки. Двухскатная крыша (на старинных избах и хозяйственных постройках) покоилась на самцах– бревнах, охлупень– на коньке крыши. Позднее использовали стропильную конструкцию кровли, для больших домов делали четырехскатные крыши. Для украшения концы охлупней скульптурно обрабатывались в виде птицы или конской головы; ставни и наличники окон также получали художественное оформление, а позднее расписывались красками в два-четыре цвета.

Резьбой украшали ворота, крыльцо. По планировке русская изба приближалась к северно-великорусской избе: с печью в одном из углов у двери, устьем повернутой к окнам, идущим по фасаду. Между печью и стеной образуется запечье для хозяйственных надобностей. По диагонали от печи располагался передний угол, где находилась божница. При входе в избу помещались полати–дощатый настил для спанья. Русская печь делалась из кирпича, иногда она была глинобитной. Дополнительно ставили печи-голландки, обогревающие также и горницу– парадную половину дома. Стены и другие части оставались некрашеными бревенчатыми или дощатыми; окрашивали лавки, полати, «кутные заборки»– перегородки и пр. Отличительную особенность сибирских изб составляет роспись масляной краской по штукатурке или дереву. Другая специфическая черта– потолки и полы обязательно из теса или досок. Первые поселенцы освещали жилье при помощи камелька (на шестке) или жировика (плошкой, сальником)– глиняной или металлической посудиной с растопленным салом, с тряпочным фитилем. Современное русское жилище по сравнению с прошлым сильно изменилось. Однако этнические особенности народного зодчества сохраняются в материале, конструктивных решениях, высотности, характере декора, в некоторых чертах внутренней планировки, убранства комнат.

Одежда русских старожилов

Одежда сибирских крестьян изготовлялась из домашней ткани: шерстяной, конопляной, частично льняной. Довольно рано в быт стали проникать китайские бумажные ткани и дешевые шелка. Помимо этого использовались в большей степени, чем в центральных областях России, меха, шкуры, кожа, замша. Одежда сибирских старожилов имеет довольно ярко выраженные черты северорусского костюма. Женский костюм составляли: длинная рубаха, сарафан, панева – своеобразная юбка, передник. Верхняя одежда –различные виды телогреи и душегреи. В Приангарье носили кабатку, хобатуху – холщевую туникообразную одежду с рукавами и вырезом для головы. «Гостеву» кабатку шили из льняной ткани, рабочую – из посконной, окрашенной в темный цвет. Самый распространенный головной убор сибирячек– разнообразные платки (косынки, шали, шаленки), которые постепенно становятся основными. В торжественных случаях надевался старинный, сложный головной убор, состоящий из кички, кокошника и повойника (своеобразного чепца). Женские украшения– перстни, кольца, серьги и др. Мужской костюм состоял из холщовой рубахи без воротника, пояса, штанов-портов. Праздничные рубахи украшали вышивкой по подолу, рукавам и вороту, отделкой из цветной каймы. Верхняя одежда: зипуны, чекмени, балахоны (в сырую погоду), зимой– кафтаны, шубы, тулупы, дохи. Многообразны головные уборы сибиряков: картузы и фуражки, малахаи из сукна или меха, папахи, меховые шапки. Обувь шили из кожи и меха. Обычным типом для обоих полов были так называемые чары, черки– род туфель, их носили с чулками, сшитыми из сукна. Праздничной обувью были русские сапоги. Для работы в будни носили легкие сапоги– бродни, обутки– характерную обувь сибирских крестьян, шившуюся из сыромятной кожи. Кроме того, изготавливали валенки (катанки), распространившиеся главным образом через новоселов. В отличие от европейских регионов, сибиряки не знали лаптей. Со вт. пол. XIX в. в Сибири начинают носить рубахи-косоворотки, пиджаки, позднее– юбки с кофтой, модные «калоши». В XX в. традиционная одежда русских старожилов вышла из употребления. Более других особая приверженность старым образцам одежды наблюдалась у старообрядческого населения.

 

Традиционная пища

 В земледельческой полосе Сибири основное значение в пищевом рационе имели хлеб и разнообразные блюда из муки. Ржаной хлеб пекли на закваске в виде небольших круглых «кавришек»; пшеничный кислый хлеб готовили в виде калачей. Из пресного теста пекли сочни, шаньги. Праздничной едой являлись пироги с разнообразной начинкой (особо любимые – с рыбой, черемухой). Традиционным сибирским кушаньем называют пельмени (с мясом, реже с рыбой), которые лепили всей семьей в больших количествах, замораживая впрок. Из мяса готовили общераспространенные русские блюда студень и жарнину, варили «шти», похлебку и т.д. В русских селениях Крайнего Севера пища была весьма своеобразна. Из оленины делали селянку. Сало оленя перетапливали, широко использовали рыбий жир. Мясо диких гусей заготовляли в ямах, где оно заквашивалось. Щерба (уха) была общеупотребительным блюдом. Кроме того, рыбу ели в жареном, соленом, копченом и мороженом виде (строганина). Отправляясь в долгий путь, обычно брали с собой вяленую или толченую рыбу (юкола, порса), из которой варили уху. Рыба заменяла мясо во время постов, так как считалась сибиряками полупостной. Из молочных продуктов использовали молоко, творог, в качестве приправы масло, сметану. Молоко употребляли в свежем и мороженом виде (как везде на севере). Творог сушили в русских печах, предварительно смешав со сметаной. Ели его в мороженом виде, придав форму чашки (сырчик). Общераспространенными, как везде у русских, являлись блюда из круп, каши ели каждодневно. Из овощей наиболее популярны были капуста, репа и картофель. Огурцы и арбузы в тех местах, где они вызревали, солили впрок. Лук и чеснок заготавливали в соленом виде. Повсеместно употребляли грибы и различные ягоды. Специфическим для Сибири является обычай жевания лиственничной серы (серки) и употребление кедровых орешков. Кедровые орешки, особенно в гостях и на вечорках, грызли помногу, молча. Это действо называли шутливо «сибирский разговор». Особо ценилось кедровое масло, масло выжимали также из семян конопли и льна. Кисель, так же как и блины, готовили часто в дни семейных событий – на свадьбу, к поминкам. Варили преимущественно молочные, ягодные и гороховый кисели. Из других традиционных напитков бытовали хлебный квас, пиво, медовуха. На праздничный стол подавали водку, разнообразные настойки и наливки. В XIX в. в обиход русских вошел чай. Наиболее употребительным был кирпичный чай, который пили с сахаром (чаще в прикуску), медом, кондитерскими изделиями, сушками, вареньем и т.д. На Крайнем Севере отмечено употребление чая с пряностями: гвоздикой, анисом и пр. Сибирской спецификой являлось также применение к чаю особых приправ – хурчи и затурана. Затуран изготавливали из муки, сала и чая; хурчу – из высушенных и толченых зерен пшеницы или ярицы. На Крайнем Севере употребляли оригинальный дрожный напиток пережар, приготовленный из пережаренной в рыбьем жире муки, залитой чаем. 

Сибирские загадки:

Кину с блошку – выну с кошку (Редька)

Не жива, а дышит (Квашня)

 

Обряды и праздники

 Общественная жизнь, связанная с народной календарной обрядностью, проявлялась у русских главным образом в совместных гуляниях и праздничных развлечениях. Рождественско-новогодний цикл обрядов назывался Святками. Молодые люди веселой гурьбой обходили дома с пожеланиями хозяевам всяческого благополучия и получали за это вознаграждение съестными припасами. Первым праздником весеннего цикла была Масленица – неделя перед Великим постом, предшествовавшим Пасхе. Масленичное празднество носило в целом разгульный характер – с обязательными блинами, катаниями на санях, играми, взятием снежных городков и др. После Масленицы общественная жизнь замирала и оживлялась с Пасхой. Пасхальную неделю молодежь проводила на улице. Наиболее характерными были массовые игры с ярко выраженным спортивным элементом (городки, лапта). Широко бытовали качели. Весенний цикл обрядов и праздников заканчивался Троицей (50-й день от Пасхи), которая знаменовала также переход к лету. На Троицу гуляли в лугах и лесах, украшали церкви и дома молодой растительностью, березовыми ветками. Основными исполнителями обрядовых действий были девушки и женщины. Мужчины и юноши состязались в силовых соревнованиях, в т.ч. кулачных боях. Летняя купальская обрядность была менее выразительна. Она заключалась в молодежных гуляниях с зажиганием костров, играх с обливанием водой. На Купалу собирали целебные травы. Летние праздники и молодежные гуляния заканчивались на Петров день (29 июня по старому стилю). В предпраздничную ночь молодежь гуляла до рассвета – «встречала» солнце. Принято было собирать все, что не прибрано, озорничать. Многие шумели, пели, били в печные заслонки и т.п. До революции в Енисейской губ. широко отмечали два сугубо сибирских праздника – День Сибири (26 октября, день вступления Ермака в город Искер) и день св. Иннокентия Иркутского (26 ноября).

Поверья-приметы:

Поел, оближи ложку – а то невеста или жених рябые будут.

На ушат нельзя садиться – пьяница будешь.

Фольклор и народное творчество

Основу русского обрядового фольклора составляли песни. Среди свадебных песен выделялись величальные, шуточно-корильные, метафорически-описательные и др. Календарные песни были тесно связаны с обрядами. К обрядовому фольклору примыкали заговоры, применявшиеся по самым различным поводам. К архаическим жанрам фольклора относился героический эпос, который у русских сохранялся в живом бытовании до XX в. Специфически русской формой историко-эпического жанра были былины о богатырях Илье Муромце, Добрыне Никитиче, Алеше Поповиче, Василии Буслаеве и др. Широкое развитие со вт. пол. XVI в. получили исторические песни, описывавшие конкретные исторические события (в частности, поход Ермака в Сибирь). Наиболее самобытные русские сюжеты встречаются главным образом в бытовых, сатирических и анекдотических сказках. Повсеместно бытовали произведения несказочной фольклорной прозы – легенды и предания, в которых память о реальных событиях переплеталась со сказочными сюжетами. Рассказы о дохристианских верованиях содержали мифологические былички – рассказы о домовых, леших, водяных и прочих. Различные стороны народной жизни освещались в пословицах, поговорках, загадках – эти жанры сохраняются до наших дней. В XIX в. был распространен народный театр. Из драматических представлений наиболее известными были «Царь Максимильян» и «Лодка», наиболее любимым– кукольный «Петрушка». Массовым фольклорным жанром, охватывавшим все стороны жизни русского народа, была лирическая необрядовая песня. Различаются песни любовные, женские, колыбельные, молодецкие, ямщицкие, бурлацкие, солдатские, шуточные, игровые и т.д. С развитием литературы и распространением в народе грамотности в репертуаре появляются песни на слова русских поэтов. Близко к песне примыкают частушки. Значительным достижением народной музыкальной культуры русских является хоровое многоголосие. Древними русскими музыкальными инструментами считаются кувиклы – разновидность флейты, различные гудки и рожки (духовые), гусли (щипковые), скрипицы (смычковые), трещотки и бубны (ударные); была распространена игра на деревянных ложках. Им на смену приходят балалайка, а с сер. XIX в.– гармонь. К концу этого же столетия в городе среди молодежи получила признание гитара как инструмент, сопровождающий исполнение романсов. Старинной традиционной формой русского танцевального искусства были хороводы. Они послужили основой для разработки многообразного русского бытового танца. Система русского фольклора в ее целостности просуществовала до 1920–1930-х гг. В настоящее время отдельные виды фольклора еще распространены среди русского населения, как сельского, так и городского.

Сибирские пословицы:

Добрая слава лежит, а худая летит.

Общество не осиновый кол, его скоро не сломишь.

 

 

Культура на современном этапе

 Сегодня сохранение русских культурных традиций в Красноярском крае происходит преимущественно по линии народного образования, учреждений культуры, музейного и библиотечного дела, профессионального и самодеятельного искусства, различных общественных институтов. На 2017г. русский этнический компонент в обучении применялся в 18 учебных учреждениях Красноярского края: средних общеобразовательных школах, кадетских корпусах, Мариинских женских гимназиях, казачьих школах и кадетских классах. Здесь овладение этнической грамотностью осуществляется через дополнительные предметы «Православная культура», «История казачества», «Развитие русской этнической мысли», организацию фольклорных ансамблей, оркестров народных инструментов, студий народного танца, театральных студий, освоение русских народных промыслов, специфики русской кухни и т.п. Школьники активно участвуют во Всероссийской олимпиаде на знание русского языка. С 2016г. в Красноярском крае проводится региональный краевой межнациональный конкурс «Наш русский язык» по различным номинациям (сочинение стихотворения и эссе на тему «Мой автор», «Наш русский язык», «Русский язык в истории моей семьи» и др.). В крае активно проводится музеефикация памятных мест, связанных с именами известных русских красноярцев: строительство памятников и восстановление музея-усадьбы великого русского художника В. И.Сурикова, создание дома-музея и памятника самобытного красноярского художника А.Г. Поздеева, мемориальной усадьбы-дачи известного русского библиофила Г. В. Юдина, памятника и музейного комплекса писателя В. П. Астафьева в с. Овсянка, музея художника Бориса Ряузова. Имя Н.М. Мартьянова носит основанный им в г. Минусинске краеведческий музей; имя двукратного олимпийского чемпиона по борьбе И.С. Ярыгина – Дворец спорта в г.Красноярске, здесь ежегодно проходит Международный Ярыгинский турнир по борьбе серии Гран-при. Регулярно на уровне муниципалитетов, края и всего сибирского региона проводятся различные фольклорные праздники, фестивали и конкурсы: Масленица, Дни славянской письменности и культуры, «Играй гармонь, звени частушка», Всесибирский конкурс оркестров и ансамблей народных инструментов им. Б.С. Феоктистова, фестиваль «Мастера оперы и балеты» им. П. И.Словцова и др. В Красноярске проходят «круглые столы» по различным аспектам «русского вопроса», научно-практические конференции филологов-славистов и русистов, фестивали «драматургов-деревенщиков», Астафьевские чтения и т.п. Ярко выраженную «русскую» культурную и духовную составляющую имеют такие популярные в крае мероприятия, как: фестиваль «Рождественские образовательные чтения», Пасхальный фестиваль искусств и благотворительности, фестиваль «Сретение в Сибири», фестиваль духовной культуры «Покровские встречи», гуманитарно-просветительский форум «Славянская душа», цикл просветительских мероприятий «Русские вечера». В г.Енисейске проводится мероприятие «Русские на Енисее: 400 лет служения Отечеству», в г. Минусинске – Дни русской духовной культуры в Красноярском крае, в Емельяновском районе – мероприятие «Русские забавы». В общественной сфере Красноярского края популяризацию русских традиций и культуры осуществляют казачьи объединения и национально-культурные общества. Среди них отметим Общество русской культуры «Русло» (1998–2006, предс. А.С. Бердников), общественную организацию культурного наследия русского общества «Единство» (обр. в 2015г., предс. Е.Ю. Дронов). Силами общественной организации по сохранению культуры русских старожилов Сибири «Кежемское землячество» (обр. в 2014г., предс. Л. Л.Карнаухова) ежегодно проводятся Фестиваль старожильческих народов Красноярского края и мероприятие «День благодарения малой Родины». Общественная организация по развитию русских традиций и сибирской самобытности «Живая старина» (обр. в 2016г., руководители И. Н. и Е. В.Горевы) проводит мероприятия по различным аспектам национальной самобытности русских в Сибири (традиционные песни, костюмы, обряды, этнографические мастер-классы).

 

Известные люди

  На красноярской земле родились или прославили ее своими делами: первый гражданский губернатор, литератор А. П.Степанов, меценаты и общественные деятели Н. Н.Гадалов, П. П.Кузнецов и Г. В. Юдин, ученые-этнографы Н.М. Мартьянов и Б. О. Долгих, архитектор Л. А. Чернышев, географ Г. Н. Потанин, полярный путешественник Н. А. Бегичев. Среди видных представителей науки, культуры и искусства: академики М. Ф.Решетнев, И. А.Терсков, А.С. Исаев и В. Ф. Шабанов, писатели В. П. Астафьев, А.Т. Черкасов, поэт И. Д.Рождественский, скрипач В. В.Третьяков, пианист В. В.Крайнев, балалаечник Б.С. Феоктистов, художники В. И.Суриков, Д. И.Каратанов, А.Г. Поздеев и Б. Я.Ряузов. Высоких достижений в кино, на сцене и в спорте достигли киноактриса М. А. Ладынина, артисты балета Н.М. Чеховская и В.С. Полушин, певцы П. И.Словцов, Д.А. Хворостовский и О. В.Синицына, спортсмены И.С. Ярыгин и А. В. Шумаков (вольная борьба), отец и сын С. И. и С.С. Ломановы (хоккей с мячом), братья Е. М. и В.М. Абалаковы (альпинизм).

 

Р. Г. РАФИКОВ

КАЗАКИ 

Казаки до революции 1917 г. – этносословная группа в составе русского народа. К концу 1917 г. в России насчитывалось 13 казачьих войск: Амурское, Астраханское, Донское, Енисейское, Забайкальское, Иркутское, Кубанское, Оренбургское, Семиреченское, Сибирское, Терское, Уральское и Уссурийское. В отдельные периоды существовали Яицкое и Волжское казачьи войска. Численность казачьего населения на 1 января 1913 г. составляло свыше 9 млн чел., из них войскового сословия – 4,2 млн чел. Говорят на русском языке. Выделяются диалекты разных групп – донской, уральский, оренбургский и др. В зависимости от территории формирования в казачье сословие включали представителей некоторых национальных меньшинств: татар, калмыков, кумыков, чеченцев, ногаев, башкир, бурят, эвенков и др. Это привело в ряде войск к распространению двуязычия и иных вероисповеданий в национальных подразделениях. В настоящее время сохранилась небольшая группа крещенных татар-нагайбаков, вышедшая из оренбургского казачества и осевшая на Урале. Верующие казаки – православные, старообрядцы составляли значительную часть в Уральском, Сибирском и Донском казачестве. Соборность является одним из основных элементов самосознания казаков. Другие составляющие – общность происхождения, социального положения, бытового уклада и т. д. Казачья община сочетала функции социальной, военной и хозяйственной организации. Наличие собственной военной силы обеспечивало сравнительную самостоятельность по отношению к государству и способствовало устойчивому сохранению традиций казачьего самоуправления (круг) и демократического характера многих институтов казачьей «вольницы». Процесс формирования казачества в особое военно-служилое сословие начался в конце XVII в. и завершился в XIX в. Государство использовало казаков преимущественно для военной службы, пограничной охраны и хозяйственного освоения присоединенных земель на Кавказе и Дальнем Востоке, в Сибири, Казахстане и Средней Азии. За службу они получили привилегии: земли, жалование, право беспошлинной торговли некоторыми товарами, безоброчной добычи соли, ловли рыбы и др. В годы Гражданской войны 1917–1920 гг. казачество понесло большие потери, часть была вынуждена эмигрировать с остатками Белой армии за рубеж. Проведение советским государством политики расказачивания, затем раскулачивания и социального нивелирования в 1930-е гг. привели к разрушению традиционного казачьего быта. Из этносословной группы казачество трансформировалось в этнокультурную группу с размытыми границами проживания. Некоторая либерализация государственной политики в отношении казачества произошла в предвоенные годы, когда были сняты ограничения на службу в Красной армии и созданы казачьи кавалерийские части, принимавшие активное участие в сражениях Великой Отечественной войны. Интерес к истории, традициям и культуре казачества возрождается с конца 1980-х гг. Этот процесс сопровождается созданием казачьих общественных объединений и реестровых войск. На сегодня в государственный реестр Российской Федерации включены 11 войсковых казачьих обществ: Волжское, Донское, Енисейское, Забайкальское, Кубанское, Иркутское, Оренбургское, Сибирское, Терское, Уссурийское, Центральное. По переписи населения 2002 г., в качестве казаков записалось 140 тыс. чел.; в 2010 г. – 67,6 тыс. человек.

 

КАЗАЧЕСТВО ПРИЕНИСЕЙСКОГО КРАЯ Появление казаков в приграничных с Сибирью районах относится к 1560–1580 гг. и связано с деятельностью пермских солепромышленников Строгановых. С разрешения Ивана Грозного для охраны своих владений от набегов зауральских племен они набирали отряды вольных «охочих» казаков. В 1582–1585 гг. казачья дружина под командованием Ермака совершила поход на Сибирское ханство, после которого началось стремительное присоединение к России зауральских территорий – вплоть до Тихого океана. В Сибири казаки упомянуты с конца XVI в. в составе гарнизонов первых русских острогов – Березова, Тобольска, Пелыма, Сургута. В перв. пол. XVII в. по мере русского продвижения на восток подразделения казаков появились в Мангазее (1607), Енисейске (1619), Ачинске (1621), Красноярске и Канске (оба с 1628). Казачьи партии, опираясь на эти укрепленные пункты, начинали проводить разведку по притокам Енисея, пробираться на Чулым, Ангару, Лену, Индигирку, Колыму, Амур, закладывая на своем пути новые заимки, зимовья и остроги. Казаки-енисейцы внесли большой вклад в дело изучения и освоения огромных пространств Сибири. Это атаманы Андрей Дубенский, Иван Галкин, Петр Бекетов и Максим Перфильев, десятник Василий Бугор, казаки Гаврилов (Вторко), Дмитрий Зырян, Постник Иванов, Иван Камчатой и др. В Енисейске некоторое время служил знаменитый атаман Семен Дежнев; атаман Ерофей Хабаров совершил поход из Мангазеи на север для исследования полуострова Таймыр. Первые казаки, пришедшие в Сибирь в составе дружины Ермака, были выходцами из вольных казачьих общин Дона, Урала, Северного Кавказа, Запорожья. С рубежа XVI–XVII вв. сибирское казачество комплектовалось преимущественно за счет перевода в Сибирь «на вечную службу» служилых людей из Европейской России и ссылки «в службу» уголовников, участников антиправительственных выступлений, украинских казаков, военнопленных поляков, литовцев и немцев. С середины XVII в. в комплектовании казачества все большую роль играет естественный прирост, а с XVIII в. он становится единственным источником пополнения казачьих сотен. В XVII в. казаки являлись главной, а в большинстве случаев и единственной силой в гарнизонах сибирских городов, крепостей и острогов; они были основным звеном, обеспечивающим государственное управление краем. Казаки входили в состав т. н. служилых людей. К нач. XVIII в. их численность составляла в Сибири более 5,5 тыс. чел., в т.ч. в Тобольске – 1,7 тыс. чел., Енисейске – 280 чел., Мангазее (Туруханске) – 142, Красноярске – 617, Иркутске – 950, Якутске – 880. По роду своей службы казаки делились на две категории: городовых (полковых) и станичных. К первым относились казаки, которые еще не обзавелись прочным хозяйством или отбывавшие службу вдали от их постоянного места жительства. Станичные же казаки должны были нести службу в местах своего жительства, в т.ч. и на пограничных постах и заставах. На службу казаки зачислялись с 16-летнего возраста и несли ее «до того времени, пока продолжать оную [были] в силах». Круг служебных обязанностей казаков не регламентировался. В XVII в. первенствовали чисто военные функции – освоение новых сибирских «землиц», приведение в русское подданство местных племен и сбор с них ясака. Казаки несли также гарнизонную службу, конвоировали ссыльных, сопровождали казенные грузы, выполняли полицейские функции, охраняли казенные учреждения и склады, винокуренные заводы и золотые прииски, обеспечивали работу таможен. В XVIII в. количество казаков сокращается. По принятому в 1725 г. штатному расписанию в северных районах Сибири полагалось иметь 4430 казаков, из них в Тобольске – 1000, Енисейске – 300, Мангазее – 130, Красноярске – 700, Иркутске с 4 острогами – 630, Якутске – 1000. В нач. XIX в. городовые казаки оставались разделенными на команды, приписанные к определенным городам, в т.ч. к Енисейску (110– 120 чел.), Красноярску (530–540), Туруханску (70–80). В 1772 г. на юге Забайкалья, на китайской границе, образуется пограничное казачье войско (будущее Забайкальское), а в 1808 г. на юге Западной Сибири – Сибирское линейное казачье войско. Пограничную службу вплоть до сер. XIX в. несли также красноярские казаки и частично иркутские. По «Уставу о сибирских городовых казаках» 1822 г. казачьи команды упразднялись, а городовые казаки сводились в полки. Всего в Сибири было создано 7 городовых казачьих полков пятисотенного состава, в т.ч. Енисейский, к которому были приписаны Абаканская и Минусинская станицы. Две сотни полка дислоцировались в Красноярске, по одной – в Туруханске, Енисейске и Минусинске. Вводилось единообразие обмундирования, вооружения и строевой подготовки. Все городовые казачьи полки были отнесены к «разряду губернской и окружной полиции». На 1837 г. в Енисейском казачьем полку числилось 1063 чел. мужского населения. В 1851 г. полк был снова реформирован, в его состав включили станичных казаков губернии, вследствие чего численность полка достигла 4391 чел. На этом реорганизация не закончилась, уже через 20 лет Енисейский казачий полк упразднили с оставлением на действительной службе одной конной сотни. В военное время на ее основе должен быть развернут дивизион трехсотенного состава, что и произошло в Русско-японскую и Первую мировую войны. В 1915 г. был сформирован и отправлен на Турецкий фронт сводный Енисейский казачий полк. Кроме того, казачье население Енисейской губ. сформировало три казачьих дружины и выставило на фронт несколько маршевых казачьих команд. Всего же за годы Первой мировой войны, по различным свидетельствам, енисейские казаки выставили 3 казачьих полка и 2 батареи. К 1917 г., по данным Всероссийской сельскохозяйственной переписи, Енисейское казачество насчитывало более 14 тыс. чел. обоего пола. Февраль 1917 г. активизировал общественные настроения в казачьей среде. 25 мая (8 июня по старому стилю) 1917 г. в Красноярске прошел 1-й съезд енисейских казаков, который провозгласил образование Енисейского казачьего войска (ЕКВ). Однако зимой 1918 г. большинство казаков по требованию красногвардейцев разоружились, а руководители ЕКВ были вынуждены скрыться. Восстановление военной структуры Енисейского казачьего войска произошло зимой 1919 г. уже при колчаковской власти. Вместе с белогвардейскими войсками два полка ЕКВ отступали на восток и впоследствии оказались в эмиграции в Маньчжурии. Советская власть ликвидировала казачество как особое военнослужилое сословие. Енисейское и Иркутское казачьи войска, а также Якутский казачий полк были упразднены.

ЕНИСЕЙСКОЕ КАЗАЧЕСТВО НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ Возрождение казачества на Енисее, как и по всей России, началось в конце 1980-х гг. В апреле 1991 г. прошел Учредительный круг Енисейского войскового казачьего общества (ЕВКО). Первым войсковым атаманом избирается заслуженный деятель культуры России Н. А.Шульпеков. В дальнейшем Енисейским казачеством руководили атаманы В. А.Калетин, П.И. Платов, А. Л. Высотин, В.Н.Миронов. В 2003г. войсковым атаманом вновь избирается П.И. Платов, с присвоением ему чина казачьего генерала. В 2012г. атаманом ЕВКО становится С.Ф.Глотов, а в 2015г.– Артамонов Павел Петрович (казачий генерал с 2017г.). В 1997 г. ЕВКО было внесено в Государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации. На эту организацию распространяется закон «О государственной службе Российского казачества», принятый осенью 2005 г. К 2018 г. в ЕВКО сложилась стройная структура из 2 казачьих округов (Саянский, центр в г. Абакане; Верхне-Енисейский – г. Кызыл) и Красноярского отдела. Округа и отделы войска в свою очередь состоят из городских, станичных и хуторских казачьих организаций. Так, на территории края на нач. 2018 г. функционировали 22 казачьих общества: Красноярское отдельское казачье общество, 5 городских, 11 станичных и 5 хуторских казачьих обществ. Важную роль в жизни войска играют Суд Чести казака и Совет стариков, который является высшим консультативно-представительным органом ЕВКО. Общая численность реестровых казаков ЕВКО достигает 5 тыс. чел. Руководители ЕВКО принимают участие во всех казачьих совещаниях межрегионального и федерального уровней. В частности, в 2015 г. делегация от ЕВКО участвовала в работе V Всемирного конгресса казаков (г. Новочеркасск), в 2017 г.– в работе II Евразийского форума казачьей молодежи «Казачье единство». Наряду с реестровым казачеством в крае действует 13 иных общественных (нереестровых) объединений казаков. Наиболее активные среди них: Красноярское региональное отделение Общероссийской общественной организации «Союз казаков» (атаман В. А.Кривоногов) и Красноярская региональная общественная организация «Союз казаков Енисея» (атаман А. А.Князьков). Финансовая поддержка Енисейского казачества осуществляется в рамках государственной программы «Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов Красноярского края» (принята в 2014г.). Казачьи проекты успешно участвуют в конкурсах краевой грантовой программы «Социальное партнерство во имя развития», а также в конкурсах муниципальных, корпоративных и федеральных грантов. В 2017 г. принимается план мероприятий по реализации стратегии развития государственной политики Российской Федерации в отношении российского казачества до 2020 г. на территории Красноярского края; а в 2018 г.– закон «О развитии российского казачества на территории Красноярского края». Большое внимание казаками уделяется вопросам военнопатриотического и нравственного воспитания молодежи, подготовке ее к службе в Российской армии. Совместно с военкоматами проводятся казачьи молодежные летние лагеря, военные сборы, военно-спортивные игры. Общеразвивающие программы с казачьим компонентом реализуются в Кедровом кадетском корпусе и ряде других образовательных учреждений края. Во взаимодействии с министерством образования края красноярцы участвуют во Всероссийской игре «Казачий сполох», и в смотре-конкурсе на звание «Лучший казачий кадетский класс Сибирского федерального округа». Енисейское казачество на постоянной основе сотрудничает с органами и учреждениями государственной власти в деле охраны общественного порядка во время массовых мероприятий, соблюдения гражданами правил использования лесных, рыбных и земельных ресурсов. Казаки принимают участие во всех массовых мероприятиях: губернаторских смотрах, парадах, посвященных Дню Победы, городских и войсковых праздниках. Ежегодно в городах Красноярск, Назарово, Железногорск проводятся фестивали казачьей песни, на которые съезжаются творческие коллективы из различных территорий края и сопредельных регионов. Традиционным для казаков стало участие в праздновании дня города Красноярска, дня рождения матери художника Василия Сурикова – Прасковьи Федоровны, имевшей казацкие корни. Среди казачьих мероприятий наиболее масштабными являются: «Взятие снежного городка» (10 тыс. чел.) и межрайонный праздник «Хлебный спас» в Сухобузимском районе (2 тыс. чел.), фестиваль казачьей культуры «Казачий разгуляй» в Ермаковском районе (3,5 тыс. чел.), фестиваль казачьих традиций «Саянский острог» в Шушенском районе (600 чел.). При поддержке министерства культуры края лучшие творческие коллективы с репертуаром казачьей тематики ежегодно направляются для участия во Всероссийском конкурсе «Казачий круг», Всероссийском конкурсе-фестивале казачьего молодежного творчества «Казачок». В мае-июне 2017 г. в Красноярском крае прошла череда мероприятий в честь 400-летия Енисейского казачества и 100-летия со дня образования Енисейского казачьего войска. Среди них: Межрегиональная научно-практическая конференция «Казачество в освоении Сибири», Чемпионат Сибири по рубке шашкой, фестиваль, конкурсы, выставки и др. Они были организованы совместно реестровым и общественным казачеством. В духовной сфере казаки участвуют во всех престольных праздниках, восстановлении храмов и других мероприятиях Русской Православной церкви. Ведется научно-исследовательская работа по изучению старинных обычаев казачества в архивах, библиотеках и вузах. Восстановлены клейноды (символы) енисейского казака. Многие собранные материалы попали в местные музеи казачьей истории, а письменные источники публикуются в газете «Енисейский казак», издаваемой с начала 2006 г.

Р. Г. РАФИКОВ