top of page

Эстонцы

Эстонцы (самоназв.: ээстла-
сед, эсты) – народ, основное
население Эстонской Республики (904 тыс. чел., 2017).
Общая численность в мире – ок.
1,1 млн чел. За пределами Эстонии проживают в США (27 тыс.
чел.), Швеции (25), Канаде (24),
небольшие группы – в Австралии, ФРГ, Норвегии, Великобритании и др.

 

В России насчитывается 17,9 тыс.
чел. (2010). Территориями преимущественного проживания являются:
Красноярский край (2,3), Омская
обл. (2,1), г. Санкт-Петербург (1,5),
г. Москва (1,1), Новосибирская (0,9)
и Ленинградская (0,7) области.
Имеется этнографическая группа
эстонцев‑сету (сето). Они исповедуют православие и в своей культуре
сочетают древнеэстонские черты
с восточно-славянскими элементами (одежда, жилище, обрядность,
народный календарь, музыка,
фольклор и др.). На сегодня сету
насчитывают ок. 13 тыс. чел. Они
проживают на юго-востоке Эстонии,
в сопредельном Печорском районе
Псковской обл., а также в д. Хайдак
Красноярского края. По переписи
населения 2010 г. в качестве сету самоидентифицировали себя 214 россиян, в т. ч. 75 чел. из Красноярского края (в 2002 г. соответственно – 250 россиян и 7 красноярцев).
В 2010 г. сету Псковской обл.
были внесены в Единый перечень
коренных ма
лочисленных народов
РФ. В дореволюционных источниках
использовался термин «чудь»
.
Говорят на эстонском языке
финно-угорской группы уральской
языковой семьи. Имеются
диалекты: северный, южный и северо-восточный. Иногда выделяют
в качестве диалекта язык сету.

Литературный язык эстонцев создан
на основе северного диалекта,
письменность – с XVI в. на основе
латинской графики.
Верующие эстонцы – преимущественно лютеране. Есть православные, в т. ч. сету. В прошлом
сету причисляли к двоеверцам
из-за сильного влияния древних
языческих культов.


ЭТНОГЕНЕЗ


Эстонцы сформировались как
этнос в Восточной Прибалтике
на основе смешения древнего
аборигенного населения и пришедших с востока еще в III тыс. до н. э.
финно-угорских племен. Позднее
они вобрали в себя балтские, германские и славянские этнические
элементы. К I тыс. н. э. сложились
основные группировки племен
эстов, а к XII в. – первые территориальные объединения.
С нач. XIII в. началась экспансия
Ливонского ордена на юг и датчан
на север Эстонии. Местное население было обращено в католичество.
Во вт. пол. XVI в. в результате
Ливонской войны Эстонию поделили между собой Речь Посполита
(южные районы), Швеция (северная
часть) и Дания (о. Сааремаа). К сер.
XVII в. вся территория отошла
к Швеции.
Реформация, распространение
богослужения и книгопечатания,
школьного обучения на родном
языке (с конца XVII в.) – все это
способствовало формированию
эстонской национальной культуры.
В ходе Северной войны 1700–
1721 гг. Эстония вошла в состав
России. Северные районы составили
Эстляндскую губернию, южные
отошли к Лифляндской губернии.
После Октябрьской революции

в феврале 1918 г. была провозглашена независимая Эстонская Республика. В 1940 г. она была включена
в состав СССР на правах союзной
республики. В 1991 г. Эстония вновь
получила независимость.

ТРАДИЦИОННЫЕ
ЗАНЯТИЯ

 

Главными занятиями эстонцев
издревле были пашенное земледелие (рожь, ячмень, лен, бобовые),
животноводство (молочный скот,
лошади, свиньи, овцы). Со вт. пол.
XIX в. распространяется товарное
производство картофеля, льна,
молочное животноводство,
рыболовство. Развивается промышленность, главным образом
текстильно-суконная.
В Красноярский край эстонские
поселенцы привезли с родины свои
сельскохозяйственные передовые
по тем временам технологии, новые
породы скота. Они брали с собой
сельскохозяйственный инвентарь,
оборудование для мельниц, ткацкие
станки, новые сорта картофеля, льна,
пшеницы. На месте достаточно
успешно занимались их районированием. Подтверждением тому
стала золотая медаль на Всемирной
выставке в конце XIX в., которую
получил крестьянин д. Верхний Суэтук
Максим Меллер за представленные
им образцы пшеницы. Со своей
стороны эстонцы переняли у местного
населения сибирские виды промыслов и хозяйствования.
Из ремесел сегодня у сибирских
эстонцев распространено вязание
на продажу шерстяных носков,
варежек, перчаток. В частности,
у сету вязаные рукавицы являются
традиционным подарком. Предпочтение отдается белому, красному
и коричневому цвету. При обработке шерсти до сих пор применяются
старинные технологии и прялки.


ТРАДИЦИОННОЕ
ЖИЛИЩЕ

 

К таковому относится жилая рига – срубная трехкамерная постройка
с высокой соломенной крышей.
Центральное жилое помещение,
отапливаемое по-черному (рига), использовалось также для просушки
снопов; к нему примыкали кладовая
и гумно. Другие постройки усадьбы – клеть (айт), хлев (лаут), летняя
кухня (кода), баня (саун). С конца XIX в.
появляются печи с дымоходом, жилье
начинают строить отдельно, оставляя
за ригой только хозяйственное назначение. В XX в. распространяются дома
коттеджного типа.
У эстонцев Красноярского края
до начала коллективизации преобладал хуторской тип расселения. Хутора
и заимки обычно располагались
вокруг деревни. Встречались деревни
уличной планировки (В. Суэтук, Новая
Печора). В центре группы хуторов или
колонии размещались общественные
здания – церкви, школы, общественные амбары.
В старых сибирских колониях
получили распространение русские
пятистенки с четырехскатной кры-
шей и богатым декором. Койки застилались домоткаными одеялами,
полы покрывались многочислен-
ными самодельными половиками.
Нередко интерьер дополнялся ткац-
ким станком и швейной машинкой
«Зингер». В жилищах сету в красном
углу висели иконы, убранные
вышитыми алым бранным узором
полотенцами.

 

НАЦИОНАЛЬНЫЙ
КОСТЮМ

 

Традиционная женская одежда
сер. XIX в. – рубаха туникообразного
покроя, полосатая юбка, тканый
пояс, верхняя суконная короткая
кофта в талию или безрукавка.
Замужние женщины носили
передник, полотенчатый головной
убор, позднее – полотняный чепец.
Головной убор девушек – венец
на твердой основе или лента.
Использовалось также льняное
или шерстяное покрывало.
Праздничная одежда украшалась
серебряными фибулами, цепочками с монетами и бусами.
Одежду женщин сету отличали
русские элементы: рубаха-долгорукавка и глухой косоклинный сарафан. Головной убор – полотенчатый
линик, девушки носили венец
русского типа. Еще одна отличи-
тельная особенность сету – богатая вышивка и обильные серебряные
нагрудные украшения.
Мужская одежда – туникообразная рубаха с прямым разрезом ворота, штаны, длинные или до колен,
жилет, куртка, войлочная шляпа.
У мужчин сету была распространена
русская косоворотка.
Верхняя мужская и женская
одежда – кафтан, зимой – шуба.
Обувь – кожаные постолы,
по праздникам – туфли у женщин,
высокие сапоги у мужчин. Повсеместно
были распространены
вязаные цветные варежки, чулки,
носки.
Традиционная одежда дольше сохранялась у женщин – до нач. XX в.,
у сибирских сету – до 1970‑х гг.
В настоящее время национальная
одежда используется эстонцами
в фольклорных празднествах.

ТРАДИЦИОННАЯ КУХНЯ


Основу традиционной пищи
эстонцев составляют ржаной хлеб,
каши (главным образом ячменная),
похлёбки, овощи (брюква, репа, капуста), рыба, кислое молоко, творожный сыр, мясо (преимущественно
свинина), напитки – овсяный
кисель, квас, пиво, простокваша.
К праздникам выпекали чистый
пшеничный хлеб, готовили студень
и колбасы (кровяные на юге, с крупой – на севере).
Незатейливая крестьянская еда
до сих пор встречается в пищевом
рационе сибирских эстонцев.
Это жареная свинина и отварной
картофель с соусом, маринованная тыква и тушеная капуста,
домашние колбаски и ветчина, сыр
и самодельное пиво.

ФОЛЬКЛОР
И ПРАЗДНИКИ

Фольклор эстонцев включает
рунические песни, предания,
сказки, пословицы. На его основе
в сер. XIX в. Ф. В. Крейцвальдом
был создан эпос «Калевипоэг».
Еще ранее, в XVIII в., Ф. Мениусом
были впервые опубликованы
эстонские народные мелодии. Богат
и бережно сохраняется песенный
фольклор сету.
Старинные музыкальные инструменты – каннелле (типа гуслей),
пастушеская труба, сопель, свирель,
рожок, волынка, било; в XVIII в.
распространяется скрипка, позже –
гармонь (у сету – балалайка). В XIX в.
начинают создаваться духовые
оркестры, развивается хоровое искусство. В 1869 г. проводится первый
всеэстонский певческий праздник. К знаменательным датам и национальным праздникам относятся:
1 января – Новый год, 6 января –
День трех королей, 24 февраля –
День независимости, 24 июня –
Иванов день, самый любимый
и веселый народный праздник,
второе воскресение мая – День матери, второе воскресение ноября –
День отца, 25 декабря – Рождество.

ВЫДАЮЩИЕСЯ ЭСТОНЦЫ

Видные деятели эстонского
народа: историк Бальтазар Руссов,
собиратель фольклора, первый
пастор-эстонец Якоб Хурт, писатель
Эдуард Вильде, поэтесса Лидия
Койдула, журналист Урмас Отт,
физик Генрих Ленц, композиторы
Арво Пярт и Густав Эрнесанс,
дирижер Неэми Ярви, певцы Георг
Отс, Яак Йоала, Анне Вески, Тынис
Мяги, актеры Лембит Ульфсак, Эве
Киви, художница Илон Викланд,
спортсмены: борцы Георг Лурих
и Кристиан Полусало, гроссмейстер
Пауль Керес, велосипедист Яан
Кирсипуу, десятиборец Эрки Ноол,
лыжница Кристина Шмигун, теннисистка Кайя Канели.

ЭСТОНЦЫ В ПРИЕНИСЕЙСКОМ
КРАЕ

В Сибири эстонцы появляются
в числе ссыльных поселенцев,
начиная с 1820‑х гг. В скором
времени в Минусинском уезде
Енисейской губ. создаются первые
места компактного проживания
эстонцев: лютеранские колонии
Верхний Суэтук (1850) и Верхняя
Буланка (1861).
С сер. XIX в. из-за массового
обезземеливания крестьянства
усиливается переселение эстонцев
из Прибалтики во внутренние области России и в города. По-настоящему массовой миграция за Урал
становится после завершения
строительства Транссиба и проведения Cтолыпинской аграрной
реформы. Именно в этот период
возникло большинство эстонских
поселений в Енисейской губ., в т. ч.
с национальной топонимикой: Нарва, Ряпина, Эстония, Новая Печора,
Хайдак.
Быстро увеличивается и численность эстонской диаспоры.
В 1897 г. в Енисейской губ. проживало 1,4 тыс. эстонцев. Из них на долю
женщин приходилось всего 37,5 %,
а горожане составляли менее
4 %. К 1920 г. количество эстонцев
в губернии превышало 9,3 тыс. чел.,
из них на долю сету приходилось
около 5 тыс. чел.
К 1926 г. на территории Красноярского края насчитывалось
660 эстонских населенных пунктов,
в абсолютной массе своей (97,4 %)
представленных хуторами.
В с. В. Буланка к этому времени
проживало 640 чел., в с. В. Суэтук – 980 чел. плюс около 200 чел.
в прилегающих эстонских заимках.
В Хайдакский сельсовет помимо
самого села (430 чел.) входили
1 деревня и 79 хуторов, в которых
проживало почти 500 эстонцев‑сету.
В первые десятилетия советской
власти активизировалась общественно-политическая и культурная жизнь
сибирских эстонцев. В Енисейской
губ. к 1925 г. функционировало
11 эстонских школ (в т. ч. семилетняя
школа) с родным языком обучения.
Педагоги для них готовились в Ленинградском институте и Новосибирском
педтехникуме.
В эстонских селениях работали
11 библиотек, 7 изб-читален,
несколько десятков различных
кружков (спортивных, драматических, музыкальных, хоровых).
На места поступали сотни
экземпляров литературы и газет
на родном языке. Однако к концу
1930‑х гг. обучение в школах было
переведено на русский язык,
прекратилось издание эстонской периодики. Все это постепенно стало
негативно сказываться на владении
родным языком среди молодежи.
В советский период рост численности диаспоры сибирских эстонцев
затормозили такие процессы, как
оптация колонистов и беженцев
в первой пол. 1920‑х гг. после
заключения Тартуского мирного договора между Россией и Эстонией,
а также коллективизация, в ходе
которой сотни эстонских хуторов
Красноярского края были сведены
в 57 деревень. В дальнейшем их
число продолжало уменьшаться,
особенно в 1960–1970‑е гг. в связи
с практикой ликвидации «неперспективных деревень».
После присоединения Эстонии
к России в 1940 г. в Сибирь было
депортировано около 30 тыс. эстонцев. К концу 1950‑х гг. большинство
спецпоселенцев вернулось на родину. С этого периода начинается
неуклонное снижение численности
эстонцев на берегах Енисея из-за
уменьшения миграционного притока выходцев из Эстонии, снижения
демографического прироста,
прогрессировавшей ассимиляции.
К 2010 г. эстонцы насчитывали
в Красноярском крае 2346 чел.,
по-прежнему составляя самый
крупный в России эстонский анклав.
Отличительной особенностью
диаспоры стало существенное
преобладание женской части населения – 61,5 %. Характерно, что эстонцы оказались единственным
в крае некоренным народом с преобладанием сельского населения.
В городах проживает только 45,8 %
эстонцев, в т. ч. 18,9 % в г. Красноярске и 6,2 % в г. Зеленогорске.
Из сельских районов выделяются
Манский, Каратузский, Партизанский и Рыбинский районы, на долю
которых приходится 35 % всех
эстонцев региона и где имеется
6 мест их компактного проживания.
Уровень владения родным языком
за время переписи существенно
снизился – с 55,2 % в 2002 г.
до 35,4 % в 2010 г.
Культура сибирских эстонцев
несколько отличается от культуры
эстонцев на исторической родине.
Одним из традиционных центров
эстонской культуры в Сибири
является дер. Верхний Суэтук Каратузского района, где в 1990 г. был
восстановлен лютеранский приход,
действует церковь, построенная
в 1888 г. и отреставрированная
в 2003 г. Здесь работает единственная в Сибири эстонская сельская
школа. Местный духовой оркестр
отметил в 2000 г. свое столетие.

Его руководителем является засл.
деятель культуры России Арни Лель.
При нем оркестр получил звание
народного коллектива и совершает
гастрольные поездки за рубеж.

2 346 эстонцев
в т.ч. 75 сету
в Красноярском крае
17 875
эстонцев
в т.ч. 214 сету
в Российской Федерации
(по переписи 2010 г.)

 

1.jpg

Эстонцы и сету Красноярского края на фестивале финно- угорских народов

2.jpg

Эстонскому оркестру в деревне В. Суетук 115 лет. Каратузский район, 2015

Знаменитый летчик Эндель Пуусэп.jpg
Эстонские народные костюмы на марке 1961 года.jpg

Знаменитый летчик Эндель Пуусэп

3.jpg
4.jpg

Эстонцы-сету на марке Эстонской Республики

Эстонские народные костюмы на марке 1961 года

Красноярский проект «Сетумаа. Возрождение мечты» (2007) экспонировался в России и за рубежом

5.jpg

Эстонские денежные банкноты (кроны) до перехода на евро

6.jpg

Лютеранский храм в д. Верхний Суэтук, 2012

Девочка в национальной одежде возможно для замены.jpg

Девушка в национальном костюме

8.png
7.png

. Выставка-дегустация блюд эстонской кухни. Красноярск, 2012

Музей эстонцев-сету в селе Хайдак, 2001

9.png

Проект «Варежки» эстонской НКА, 2006

СИБИРСКИЕ СЕТУ

Сибирским центром «Земли сету»
является д. Хайдак Партизанского
района. Здесь вплоть до сегодняшнего времени сохранились
самобытные элементы культуры,
языка, фольклора и самосознания
сибирских сету, значительно отличающихся от аналогичных сетусских
групп Эстонии и Псковской области.
Все это привлекает в Красноярский
край российских и зарубежных
ученых.
В 2001 г. при местной школе был
организован национальный музей.
А летом 2005 г. в д. Хайдак впервые
состоялся праздник «Сибирские
сету». В его рамках прошел показ
видеофильма с воспоминаниями
первых переселенцев, новой
экспозиции музея, фотовыставки
«Сибирские сету XXI века», выставки
изделий ДПИ местных жителей,
выступления фольклорных ансамблей женщин «Лиль» и детей «Куллеркупп», исполнивших сетусские песни и танцы.
Сибирские сету сумели сохранить
свою уникальную культуру практически в неизменном виде. Многие
ученые и фольклористы из России
и зарубежных стран приезжают
на берега Енисея изучить этот
феномен. За последние десятилетия
эстонским фольклорным архивом
из города Тарту было собрано
около 9 тыс. страниц рукописного
материала, 370 часов звукозаписи,
90 часов видеозаписей и 2200 фото-
графий. Они легли в основу альбома
«Песни сибирских сето», который
был представлен в Красноярске
в 2013 г.

ОБЩЕСТВО «ЭЭСТИ»

Большую роль в сохранении
национальной культуры, языка
и традиций, налаживания связей
с исторической родиной и мировой
эстонской общественностью играет
Красноярское краевое общество
эстонской культуры «Ээсти», образованное в 1991 г. Его бессменным
председателем является филолог-переводчик В. А. Ойнец.
В 2010 г. общество реорганизовано
в местную эстонскую национально-культурную автономию (НКА)
«ЭЭСТИ» («Эстония»).
В нач. 1990‑х гг. обществом были
проведены краевые эстонские
фестивали и праздники Яани пяев
в деревнях Хайдак и Новая Печора,
в 1995 г. – краевой фестиваль
финно-угорских народов.
В 2001 г. в рамках Дней культуры
Эстонии в Красноярском крае
состоялся показ фотовыставки
Эстонского национального музея
г. Тарту, экспозиции «Эстонское общество Красноярского края»,
документального фильма о современных сету Эстонии, концерт самодеятельных эстонских коллективов,
и выступление симфонического
оркестра с участием известных музыкантов из Эстонской Республики.
НКА «ЭЭСТИ» активно занимается выставочно-экспозиционной
деятельностью. В Красноярске
с успехом прошла выставка
эстонской открытки «Eestipostkart».
Мини-экспозиции «Ээсти стиль»
на международных музейных
биенале в Красноярске получали
дипломы, а проект «Сетумаа. Возрождение мечты» в 2007 г. завоевал Гран-при.
Красноярские мастерицы устраивают мастер-классы и выставки
эстонского и сетусского рукоделия,
народного костюма, рождественских открыток и др. Регулярно
проводятся на различных экспозиционных площадках Красноярска
выставки художников и скульпторов,
фотографий, эстонских
гобеленов, предметов декоративно-прикладного искусства. С 2008 г.
на регулярной основе проводится Неделя кино Эстонии.
Целая череда культурных
мероприятий прошла в 2018 г.
в Красноярске и ряде муниципальных образований, приуроченных
к 100‑летию Эстонии (концерты,
спектакли, выставки, показы художественных и телефильмов).
Автономия ежегодно проводит
национальные праздники и мероприятия: краевой Фестиваль финно-угорских народов, Дни культуры
Эстонии в Красноярском крае, Яни 
пяев (Янов день), День матери,
фольклорный праздник «Один день
в королевстве Сету», Рождество –
и всегда приглашает на них
представителей других национальностей. В последние годы
стали проводиться и пользуются
популярностью праздник Кадри пяев (День Екатерины), Михайлов
день (праздник урожая), Марди пяев (День Мартина), масштабные фестивали «Сето в Сибири»
с участием сетусских фольклорных
коллективов из Эстонии.
Делегации красноярских
эстонцев регулярно участвуют
в зарубежных праздничных
мероприятиях и музыкальных
фестивалях. В 1996 и 2004 гг. они
принимали участие во Всемирных
эстонских днях, проходивших
в Стокгольме и Риге. Дети эстонцев
из Красноярского края ежегодно,
начиная с 1998 г., выезжают в Эстонию в лингвистические лагеря.
Красноярский край часто посещают представители посольства
Эстонской Республики в России.
В рамках совместных культурных
проектов в 1998 г. в Национальной
библиотеке Эстонии в г. Таллинне
состоялась выставка 
«Эстонцы в Сибири». Из Эстонии регулярно поступают учебники для Красноярской
воскресной школы по изучению
родного языка, а также литература,
журналы и газеты для библиотеки
НКА «ЭЭСТИ». Большая часть этой
литературы передана в дар в Краевую научную библиотеку.
Эстонцы оставили заметный след
в истории и культуре Красноярского
края. Уроженец Енисейской губ.
Эндель Пуусэп стал прославленным полярным летчиком, Героем
Советского Союза, а впоследствии – государственным деятелем
и писателем.
Сольные партии исполнял
на сцене Красноярского государственного театра оперы и балета Ян Оя – уроженец Рыбинского района.
После переезда в 1999 г. в Эстонию
он становится солистом известного
музыкального театра «Ванемуйне»
г. Тарту. Большой известностью
в Красноярске пользуются выставки
эстонского гобелена Вики Вильде
из г. Зеленогорска и сибирских
пейзажей художника из г. Енисейска
Александра Рааля.
Большим уважением у сельчан
Каратузского района пользуется
бывший агроном Владимир Саар,
который возглавлял администрацию этого и ряда других районов.

Днем вниз, вечером
кверху
(Борода)

Один гусь, две шеи
(Штаны)

Черный пастух,
пестрая скотина

(Священник и народ)

Эстонские загадки

bottom of page