Поляки

Поляки (самоназв.: поляци) - народ, основное население Польши (ок. 36 млн чел., 2011). Общая численность в мире - до 60 млн чел. Крупные польские диаспоры находятся в США (9 млн чел.), Германии (1,5-2), Бразилии (1,8) , Израиле (1,25), Франции (1,0), Канаде (0,9), Великобритании (0,6), Белоруссии (0,3), Литве (0,21), Украине (0,14). Небольшие общины поляков (от 30 до 50 тыс. чел.) имеются также в Латвии, Чехии, Казахстане.

 

В Российской Федерации проживает 47,1 тыс. поляков (2010), в т. ч. в г. Москве (3,1 тыс. чел.), Калининградской обл. (2,8), г. Санкт-Петербурге (2,6), Тюменской обл. (2,4), Омской обл. (2,2), Краснодарском крае (1,9), Московской обл. (1,9), Красноярском крае (1,3), Иркутской обл. (1,3).

Говорят на польском языке славянской группы индоевропейской языковой семьи. Письменность на основе латинского алфавита. Верующие поляки - в основном католики, есть протестанты и

православные.

Этногенез

Этническую основу польского народа составили объединения западнославянских племен полян, слензан, вислян, мазовшан, поморян. Их консолидация осуществлялась в ходе формирования и развития древнепольского государства (X-XI вв.). Эти процессы тормозились политической раздробленностью и усилением немецкого влияния в западных и северных территориях. Лишь после объединения земель в рамках единого Польского государства в XIV-XV вв. и образования в XVI в. мощной Речи Посполитой сформировалась в целом основа будущей польской нации.

В конце XVIII в. Польша утратила свою государственность, а ее территория оказалась разделена между Россией, Австрией и Пруссией.

В 1918 г. образовалось независимое Польское государство. После Второй мировой войны произошло окончательное формирование границ современной Польши с почти однородным национальным составом населения.

Традиционные занятия

Главным занятием поляков являлось земледелие. Основное направление - возделывание зерновых культур и картофеля. Важное место имели овощеводство и садоводство. Развито животноводство молочное и мясное (крупный рогатый скот, овцы, свиньи). Для переездов, перевозок, отчасти сельскохозяйственных работ использовали лошадей, в меньшей степени - волов. На морском побережье издревле было развито рыболовство. Подсобные занятия - пчеловодство, сбор грибов и ягод.

Народный костюм

Большинство поляков носят современные костюмы. Традиционную народную одежду надевают в части деревень по праздникам. Польский национальный костюм очень разнообразен и ярок. Каждый регион имеет свои виды одежды, свой стиль и цветовую гамму вышивки. Так, в окрестностях г. Лович крестьяне шьют национальную одежду из полосатой ткани. В горах мужчины носят штаны из белого сукна, украшенные сердцевидным узором, широкий кожаный пояс, короткую куртку из белой шерсти.

Своеобразен краковский костюм: женская юбка из ткани в цветочек, передник тюлевый или полотняный, поверх рубахи - суконный или бархатный корсаж, украшенный золотым или серебряным шитьем.

У мужчин - рубаха с отложным воротником, штаны в полоску, синий кафтан с богатой вышивкой, головной убор - конфедератка, украшенная перьями и цветными лентами.

Поляки после революции 1917 года

В годы гражданской войны в Енисейской губ. была сформирована 5-я польская дивизия, вошедшая в состав корпуса белочехов. После изгнания Колчака в Красноярске разместили военнопленных из 20-й польской дивизии.

С заключением мирного соглашения между Советской Россией и Польшей в 1920 г. многие польские переселенцы стали возвращаться на родину. Только за 1921-1922 гг. через Красноярск прошло 9,7 тыс. польских репатриантов. Но, несмотря на отток населения, к 1926 г. численность польской диаспоры в Енисейской губ. достигла своего максимального значения - почти 15 тыс. чел. На местах стали открываться школы с польским языком обучения, национально-культурные учреждения, поступали газеты и литература на родном языке.

Однако с конца 1930-х гг. образовательная и издательская деятельность на польском языке была свернута. С 1940 г. в Сибирь потянулись эшелоны с поляками, которых депортировали с Западной Украины, Белоруссии и Прибалтики. В Красноярском крае их число превысило 20 тыс. чел.

С началом Великой Отечественной войны все польские граждане были амнистированы, из них стали формировать воинские подразделения (армия Андерса, а затем Войско Польское) для борьбы с фашистской Германией.

В Красноярске к 1945 г. регулярно выходили в эфир радиопередачи на польском языке, работали несколько детских домов и шесть школ для детей польских мигрантов, причем обучение в них велось по старым польским программам и учебникам.

В послевоенное десятилетие тысячи поляков вернулись на родину. Перепись 1959 г. зафиксировала в Красноярском крае 6,4 тыс. чел. польской национальности, после чего численность диаспоры стала неуклонно уменьшаться, достигнув в 2010 г. отметки в 1 268 чел. Из них на долю мужчин приходится всего 41,3 % (на 5 % меньше общекраевого показателя). Удельный вес горожан - 72,4 %, меньше среднекраевого уровня (79 %). Владеют польским языком 1 186 чел. Треть численности диаспоры проживает непосредственно в Красноярске, еще 9,7 % - в Норильске, 4 % - в Канске. Сохранились такие польские деревни как Александровка в Краснотуранском районе и Конок в Партизанском районе Красноярского края, а также Знаменка в Боградском районе Республики Хакасия, однако число поляков в них невелико.

Общественные объединения

Подъем общественной активности у красноярских поляков происходит с начала 1990-х гг. В 1990 г. они создают краевую польскую общественную организацию, преобразованную в 1997 г. в национально-культурную автономию (НКА) «Дом Польский» - первую автономию на территории региона. Ее руководителями в разное время были: В.Ф. Оссовский (1990), Б.Л. Завадский (1994), В.В. Киминский (1996), О.Л. Подборская (1997), С.Н. Кутицкая (2000), Ю.О. Скидан (2003). С 2011 г. председателем правления является Д.В. Горбачёв. НКА «Дом Польский» проводит большую работу по сохранению и развитию национальных традиций, культуры, родного языка.

В 2002 г. в школе № 6 г. Красноярска был открыт Центр польской культуры, в котором до 2010 г. шло изучение польского языка, литературы, культуры, географии; работали кружки: театральный, прикладного искусства, фольклора. Занятия вела преподаватель из Ягелонского университета в г. Кракове.

Ежегодно в Красноярске организуются Дни польской культуры, в рамках которых проходят выставки, фестивали искусств, научно-практические конференции, шопеновские вечера, показы польского кино. В 2001 г. эти мероприятия были приурочены к 10-летию НКА «Дом Польский», в них приняли участие польские дипломаты и зарубежные гости.

Программа Дней культуры 2002 г. включала театральные постановки детской и юношеской групп на польском языке, выставки фотографий, предметов быта и культуры сибирских поляков, концертные выступления детского ансамбля «Стокротки» (рук. Ю.О. Скидан) и «Школьные годы» (рук. С.Н. Кутицкая), показ национальных костюмов, дегустацию блюд народной кухни. В рамках проведения Дней культуры 2003 г. в Красноярске состоялся Первый сибирский фольклорный полонийный фестиваль, на который съехались польские коллективы со всей Сибири.

Члены автономии проводят в архивах серьезную исследовательскую и поисковую работу по изучению истории пребывания поляков в Приенисейском крае. Материалы регулярно публиковались в издававшихся в Красноярске польских газетах «Згода» и «Пшиязнь», спецвыпуске альманаха «Енисей» (1998, № 4), сборниках научно-практических конференций, двухтомнике «Поляки на Енисее». Результаты исследований были использованы при создании памятника погибшим полякам, открытом в 1996 г. в мемориальном комплексе «Норильская Голгофа».

НКА «Дом Польский» проводит большую работу по укреплению связей с исторической родиной. Сибирские поляки выезжают на различные языковые, исторические курсы, стажировки для молодежи в России и за рубежом, а дети отдыхают в детских пансионатах. В польских вузах обучаются студенты из числа красноярских поляков.

Национальная кухня

Поляки сохранили немало традиционных способов приготовления пищи: мясной, молочной, овощной. Из супов были распространены кислые похлебки - жур (из муки, заквашенной на воде), квасница (из квашеной капусты), баршч (из квашеной свеклы), у шляхты - пивной супчик.

Самое распространенное блюдо - бигос из квашеной или свежей капусты с мясом, колбасой, луком, грибами. Обильное использование овощей и грибов - отличительная черта польской кухни. В мясных блюдах предпочтение отдавалось свинине. Из нее же делали разнообразные зельцы, колбасы, ветчины. Большое место в питании поляков занимают блюда из картофеля и молока (творог, различные сыры).

Польская кухня славится также кондитерскими изделиями - свадебное и новогоднее печение в виде птиц и животных, «мазурки» (песочное печенье с начинкой), пряники, торты, знаменитые старопольские «бабы», пирожные и т.д.

Традиционные напитки: крепкий чёрный кофе и чай, из алкогольных - прежде всего пиво, а также местные водки и медовухи.

Фольклор и праздники

В Польше живы традиции народного творчества: скульптура, резьба, живопись на стекле, вырезание выцинанок - узоров из бумаги, вышивка, керамика, ткачество и плетение.

Богато устное народное творчество (обрядовые, календарные, лирические, семейные, трудовые песни, легенды, сказки, басни, пословицы и др.).

Польские народные танцы - полонез, краковяк, мазурка - в переработанном виде распространились по всей Европе. Народные танцы, песни и музыка вошли в репертуар современных профессиональных коллективов. Обрядовые народные песни издревле сопровождались игрой на бубнах, свистульках, колотушках (с XI в.).

В числе других музыкальных инструментов - скрипки, мазанки, марины (струнные), лигавки, базуны, тромбиты (духовые).

В качестве государственных и народных праздников в Польше отмечаются: народный карнавал Запусты (аналог Масленицы), День Святого Валентина (14 февраля), Пасха (Вельканоц), День Конституции (3 мая), День поминовения умерших (2 ноября), День независимости (11 ноября), Рождество (25 декабря).

Поляки в Приенисейском крае

Первые поляки попали в Сибирь еще в XVII в. вместе с отрядами казаков-землепроходцев. Это были «служилые люди» из числа добровольцев или бывших пленных эпохи постоянных войн России с Речью Посполитой. Так, с 1622 г. воеводой строящегося Енисейского острога (ныне г. Енисейск) был назначен Павел Хмелевский. Возможно, что польское происхождение имел Андрей Дубенской - основатель Красноярского острога. Неслучайно же в «Списке жителей Красноярского острога» от 30 сентября 1671 г. была поименована группа «поляков и других иноземцев».

С конца XVIII в. сибирские губернии постоянно пополняются тысячами каторжан и ссыльно-поселенцев из числа участников польских восстаний 1794, 1830-31, 1846, 1863-64 гг. После последнего события в Енисейскую губ. было сослано 3 719 чел. В 1883 г. полякам было разрешено вернуться на родину, но многие из них остались в Сибири.

К 1897 г. в губернии насчитывалось почти 6 тыс. поляков, что составляло один процент населения региона. Уже тогда удельный вес горожан (14 %) у поляков был выше, чем в среднем по губернии (11 %). Еще одна отличительная черта - превалирование мужской части (74 %), следствием чего стало большое число браков с русскими женщинами.

Многие поляки владели различными ремеслами. Среди них были искусные слесари и столяры, кондитеры и сапожники, портные и парикмахеры, колбасники и пивовары, садоводы и огородники. Так, ссыльный поляк Валицкий устраивал оранжереи и теплицы в Енисейске и на таежных золотых приисках. В 1877 г. поляк Матушинский открыл в Енисейске магазин «Варшавский». В дальнейшем «варшавские» магазины, парикмахерские, кондитерские возникли в Красноярске, Канске, Минусинске.

В конце XIX - нач. XX вв. в Сибирь в поисках лучшей доли и свободных земель устремились польские крестьяне. Этот поток усилился в годы Столыпинской аграрной реформы. Было образовано десять польских деревень и около 70 хуторов. Наиболее крупные - д. Конок (1898) Красноярского уезда и д. Николаевка (1900) Канского уезда. К 1926 г. в них насчитывалось по 135 хозяйств и почти 700 жителей.

Поддерживать национальные и духовные традиции помогала римско-католическая церковь. Костелы были построены в Красноярске и Ачинске, деревнях Конок, Креславка, Лакино. В годы Первой мировой войны в Енисейскую губ. прибыло немало беженцев из Польши. В этот период в Красноярске, Канске и других городах начинают возникать польские общественные организации, которые оказывали помощь беженцам, занимались образовательной культурно-просветительской работой.

Поляки в истории края

Сибирские поляки оставили заметный след в истории и культуре Красноярского края XIX - XX вв. Из польской среды вышли многие ученые-естествоиспытатели, которые внесли значительную лепту в изучение и освоение региона. Геолог и палеонтолог А.Л. Чекановский изучал бассейн р. Нижняя Тунгуска, где обнаружил месторождения каменного угля и графита. Картографической прокладкой трассы под строительство знаменитого Транссиба руководил геолог К.И. Богданович; основные угольные месторождения Енисейской губ. были детально описаны П.К. Яворовским.

На ниве изучения коренных народов Сибири и Дальнего Востока проявили себя поляки Бенедикт Дыбовский, Бронислав Пилсудский, Вацлав Серошевский, Феликс Кон, Эдуард Пекарский. Красноярскую гимназию окончил Александр Скочинский, ставший впоследствии крупнейшим ученым в области горного дела.

Основателем Народной консерватории (1920) в Красноярске был композитор П.И. Иванов-Радкевич. Известный архитектор В.А. Соколовский спроектировал около ста зданий, церквей и мостов, многие из которых (в т.ч. красноярский костел) сохранились до настоящего времени и признаны памятниками культурного наследия. Архитектор В.С. Непокойчицкий, попавший не по своей воле в Норильск, становится лауреатом Ленинской премии и главным зодчим этого заполярного города. Директором института «Гражданпроект» в Красноярске работал засл. архитектор России Евгений Зубковский.

В Норильске и Красноярске писал стихи поэт Казимир Лисовский. В Красноярске прошло трудное военное детство польского писателя Збигнева Домино, что было отражено в его книге «Польская Сибириа да» (2013), экранизированная в т. ч. на территории Красноярского края.

В годы революции и Гражданской войны редактором газет «Красноярский рабочий» и «Сибирская правда» был Франтишек Врублевский.

В колчаковских застенках погибли руководители красноярского подполья Винцент Матушевский и Виктор Маерчак. Именем последнего названа одна из центральных улиц Красноярска.

В 1930-е гг. первые авиамаршруты в отдаленные районы Таймыра и Эвенкии прокладывал почетный полярник, летчик Ян Липп. Обелиск Герою Советского Союза Анеле Кживонь воздвигнут в Канске, откуда она была призвана в состав 1-й Польской дивизии им. Костюшко. Это же почетное звание получил летчик Иван Яновский.

Из поляков был один из губернаторов Енисейской губ. Иван Краф, а также знаменитый архиепископ Лука (В. Ф. Войно-Ясенецкий), отбывавший ссылку на берегах Енисея. Сегодня в Красноярске ему воздвигнуты памятники, а на фасаде здания, где в годы войны он работал главным хирургом эвакогоспиталя, установлена памятная мемориальная доска.

Основателем Красноярского заповедника «Столбы» был Александр Яворский. С Красноярском связали свою судьбу Генрика Миклашевская - ботаник с мировым именем, конструктор и библиофил Мечислав Трухницкий и др.

В развитии духовной жизни сибирских поляков важную роль играет католическая церковь, большая часть священнослужителей которой имеет польское происхождение (декан О.А. Бадура). Католические общины края не только проводят религиозные праздники и обряды, но и ведут большую работу в сфере социального вспомоществования и культурного просветительства. НКА «Дом Польский» оказала содействие в развертывании полонийских обществ в городах Енисейск, Железногорск, Канск, Лесосибирск, Минусинск, а также в Каратузском и Козульском районах. В 2002 г. регистрируется региональная польская национально-культурная общественная организация «Полония Минусинска» (предс. Е.М. Лясковская). Организация выпускала в эфир регулярные еженедельные двуязычные радиопередачи Rodacy - Polonia Minusinska. В 2017 г. на базе польского фольклорного ансамбля г. Железногорска создается Красноярская региональная национально-культурная общественная организация «Центр польской культуры «Полонез» (предс. А.В. Чубаров), которая занимается популяризацией польского танцевального фольклора. Польская диаспора края активно сотрудничает с другими национальными сообществами, участвуя в таких совместных мероприятиях, как общекраевой фестиваль «Сроднила нас Сибирь», Дни города Красноярска, рождественские и пасхальные праздники, а также в различных межнациональных, молодежных, спортивных, досуговых и культурных мероприятиях.