СОДРУЖЕСТВО ПРОСВЕТИТЕЛЕЙ КРАСНОЯРЬЯ
УМНЫЕ РЕГИОНЫ - БУДУЩЕЕ РОССИИ
Ногайцы (самоназв.: ногай, каранагайцы, карагаши) – народ в Российской Федерации (103,6 тыс. чел., 2010). Территориями преимущественного проживания являются: Республика Дагестан (40,4 тыс.), Ставропольский край (22,0), Карачаево-Черкессия (15,6), Астраханская (7,6) и Тюменская (5,3) области, Чеченская Республика (3,4). Небольшие группы расселены в Румынии, Болгарии, Казахстане и других странах.
Имеются субэтнические группы: караногайцы (Дагестан), ачикулакские и кумские ногайцы (Ставрополье), кубанские ногайцы (Карачаево–Черкессия) и астраханские ногайцы (Астраханская область).
Говорят на ногайском языке тюркской группы алтайской семьи, имеющем два диалекта: караногайский и кубанский. Литературный язык - на основе караногайского диалекта и ногайского говора. Письменность с 18 в. на основе арабской графики, с 1928 г. – на латинице, с 1938 г. – на кириллице. Верующие ногайцы – мусульмане-сунниты.
Этническую основу ногайцев составили древние тюркоязычные и монголоязычные кочевники. Возникновение этнонима «ногайцы» и формирование ядра народа связаны с именем золотордынского хана Ногая (13 в.). Более широкое распространение этноним получает при хане Едигее (рубеж 14–15 вв.) и его приемниках, когда создается Ногайская Орда как самостоятельное государство.
В 16 в. Ногайская Орда распалась на два улуса – Большие и Малые Ногаи Выходцы из Малой Ногайской Орды освоили восточные районы Северного Кавказа, вторые - низовья Сулака и Терека. В конце 17 в. значительная часть ногайцев с низовьев этих рек откочевала в Моздокскую степь, положив начало группе северо-восточных ногайцев, или караногайцев. После включения северокавказских степей в состав России государственные образования ногайцев были ликвидированы, часть населения была вынуждена эмигрировать в Турцию. В последующем административно-территориальная принадлежность Ногайской степи неоднократно изменялась. С 1957 г. она была окончательно разделена между Дагестаном, Чечней и Ставропольским краем.
Традиционные занятия ногайцев – кочевое и отгонное скотоводство (овцы, козы, крупный рогатый скот), коневодство, верблюдоводство. Второстепенное значение имело земледелие (просо, овес, пшеница), а в ряде районов – охота, рыболовство, бахчеводство и садоводство.
Из ремесел наиболее развиты были изготовление сукна, обработка кожи, овчины, дерева, производство войлока, из которого делали бурки, сапоги, головные уборы, ковры-арбабаши. Через ногайские степи проходили важнейшие на Восточном Кавказе торговые пути, в том числе Великий Шелковый путь, что обусловило значительную роль торговли у ногайцев
С конца 19 в. характерный тип поселений ногайцев – кочевые аулы: весенне-летние, летне-осенние и зимние. Последние постепенно превращались в оседлые поселения (юрт, аул). С древнейших времен ногайцы использовали в качестве жилища большую сборно-каркасную юрту (термэ) и малую, переносную юрту (отав), которая представляла собой типичную для кочевых народов кибитку круглой в плане формы.
Оседлые ногайцы жили в полуземлянках и наземных турлучных и саманных домах (уй) с пологой двухскатной крышей. Дом имел кухню-сени и спальни; по мере женитьбы сыновей к дому пристраивали новые комнаты. Выделялась специальная комната и для гостей (конак уй). Для обогрева в холодное время и приготовления пищи использовали открытый очаг; здесь же стоял треножник. В стационарных жилищах были пристенные камины, в начале 20 века появляются железные печи.
Традиционная мужская одежда ногайцев состояла из нательной рубахи, штанов, верхней рубахи, куртки-безрукавки, кафтана, бешмета и черкески (у богатых), бурки, обуви (из шкур, сафьяна или хрома), папахи, шляпы (из войлока, ткани или меха), поясного ремня. Зимой бедняки надевали шубы из овчины, богачи – из каракуля или волчьих, лисьих, беличьих шкур. Мужскую одежду дополняли оружие и воинские доспехи.
Женский костюм по покрою близок к мужскому. Он включал в себя платье-рубаху, различные типы платьев, шубы, шапочки из меха или ткани, платки, косынки, обувь из шерсти, кожи или сафьяна, а также пояса и различные виды украшений.
Традиционная пища ногайцев – мясо-молочные, мучные и рыбные блюда: бесбармак (мясо с лапшой), кувырдак (жареное мясо с луком), казы и толтырма (колбасы), шашлык, казан борек (пельмени), инкал (род галушек), балык сорпа (уха), каши, различные виды сыров, пирогов, яичниц и т.д. Употребляются напитки: ногай шай (ногайский чай), йоурт, кумыс, айран, буза, сербет сув и мн. другое.
Фольклор ногайцев включает: богатырские поэмы («Ахмед сын Айсыла», «Эдиге», «Мамай», Манаша, «Аманхор» и др.), обрядовую поэзию (родильные, свадебные, трудовые и др. песни, песни-оплакивания), лирические дестаны («Боз йигит», «Козы-Корпеш» и др.), казацкие песни, сказки, легенды, анекдоты, пословицы, поговорки, загадки. Большое развитие получил музыкальный фольклор, хореография, а также народные игры и спортивные состязания (борьба, скачки и т. д.)
Ногайцы Красноярского края
В Красноярском крае представители ногайского народа появились в послевоенный период. Вплоть до конца 1970-х гг. их количество не превышало 50 человек. За последующие 30 лет численность диаспоры выросла почти в 20 раз. Приток мигрантов не уменьшился даже в трудные 1990-е годы.
**Без учета Хакасии (14 чел.).
К 2010 г. в Красноярском крае насчитывалось 950 ногайцев (в 2002 г. – 380 ногайцев), причем 96% из них проживало в заполярном Норильске. В целом удельный вес горожан составил у ногайцев почти 99,2% (один из самых высоких показателей в регионе). Для диаспоры характерен также численное преобладание мужчин (53,4%) и уровень владения родным языком – 45%.
Ногайские пословицы:
-
Земля родной земли – рай, а вода – щербет
-
Жизнь без дружбы, что пища без соли
-
За одну каплю знаний, тысяча капель пота сойдет