Долганы

Долганы (самоназв.: долган,
тыакихи, саха) – коренной
народ севера Красноярского
края (5,81 тыс. чел., 2010).
Большая их часть проживает
в восточном, Хатангском районе
Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района
(ТДНМР) по рекам Хета и Хатанга. Меньшая часть – на западе
района, в Авамской тундре
на Енисее. Четверть долган
(1,91 тыс. чел.) проживает
в Республике Саха (Якутия),
преимущественно в Анабарском
улусе. Всего в России насчитывается 7,9 тыс. долган.


Язык долган считался диалектом
якутского языка. В настоящее время
определен как самостоятельный
язык, близкий якутскому. Относится
к тюркской группе алтайской языковой семьи. Различают говоры:
западный, восточный и попигайско-анабарский. Письменность –
на основе русского алфавита.
Верующие долганы – православные. Общая вера была одним
из факторов консолидации долган
в единую этническую общность. Есть
приверженцы традиционного культа: шаманизм, обожествление сил
природы, анимизм (поклонение сайтанам - необычной формы камням,
деревьям и другим предметам).


ЭТНОГЕНЕЗ


Долганы являются одним из наиболее «молодых» народов Севера.
Как этнос он сложился на Таймыре в XVIII–XIX вв. в результате
взаимодействия и смешения трех
этнических компонентов: русских
старожилов (затундренных крестьян, проживающих там с XVII в.),
мигрировавших в XVIII в. из Якутии
тунгусов (эвенков и эвенов) и переселившихся в XIX в. из Якутии северных
якутов-оленеводов. Окончательное
оформление долган в качестве
самостоятельного этноса произошло
в нач. XX в.
Этноним «долганы» имеет эвенкийское происхождение, от названия
одной из тунгусоязычных родовых
групп – долган, донгот.
В декабре 1930 г. был образован
Таймырский (Долгано-Ненецкий)
национальный округ (3 района,
административный центр г. Дудинка), с 1987 г. – автономный
округ, с 1992 г. – самостоятельный
субъект РФ в составе Красноярского
края, с 2007 г. – муниципальное
образование Красноярского края
(с особым статусом – с 2015 г.)
.


ТРАДИЦИОННЫЕ
ЗАНЯТИЯ


К традиционным занятиям
долган относятся: оленеводство,
охота на дикого северного оленя
и пушного зверя, рыболовство.
Маршруты сезонных кочевий
долганских оленеводческих хозяйств
были значительно короче, чем
у ненцев, энцев и других народов
Таймыра. Летом стада выходили
в тундру на север, а зиму проводили
на юге – в лесотундре. Оленеводство
долган носит черты, заимствованные у соседних народов.
Нарты – самодийского типа,
однако, подобно эвенкам, на них
садятся справа, передовой олень
также запрягается справа. Подобно
эвенкам, долганы используют оленя
под вьюк, а также для верховой
езды. От ненцев и нганасан ими
заимствована пастушеская собака.
В настоящее время на большей части Таймыра оленеводство исчезло,
сохранилось только в 2–3 восточных
поселках, поголовье домашнего
оленя сократилось в десятки раз.
Из объектов охотничьего промысла наибольшее значение имеет
северный дикий олень. Применялись коллективные поколки оленей
на сезонных переправах через реки.
Практиковалась охота с помощью
оленя-манщика и маскировочного
щитка. Распространена была охота
гоном. Для передвижения по снегу
использовались широкие лыжи
тунгусского типа.
Из пушных зверей долганы
добывают горностая, лисицу,
до недавнего времени – песца.
Орудия лова – покупные капканы
и самодельные ловушки-пасти.
Весной практиковалась охота на
водоплавающую птицу и куропатку.
Осенью велась коллективная
охота на линных гусей с помощью
сетей. В настоящее время на птицу
охотятся индивидуально с помощью
ружья.
Развито рыболовство, с помощью
сетей добываются ценные породы
рыб. Средством передвижения
по воде служили небольшие лодки,
которые приобретались у русских
и якутов, в настоящее время –
моторные лодки. В XX в. в ограниченном масштабе появилось
животноводство.


ТРАДИЦИОННОЕ
ЖИЛИЩЕ


В поселках (станках) по Хатангскому тракту долганы жили
в избах русского образца, в тундре
и лесотундре использовали
переносные и стационарные каркасные постройки: шестовой чум
эвенкийского типа, крытый ровдугой
летом и оленьими шкурами зимой,
голомо как у эвенков (сооружение
из деревянных плах, крытых корой
и обложенных дерном, землей) или
балаганы (якутского типа).

Наиболее оригинальное жилище
долган – балок, заимствованный
у русских старожилов Севера. Он
представляет собой каркасный
домик из реек, установленный
на полозья. Деревянный остов обтягивался ситцем, сверху надевалась
покрышка из оленьих шкур и чехол
из парусины. В балке были окна,
железная печка, нары. В настоящее
время чумы и балки стали редкостью, сохранились у немногих оленеводов, охотников и рыбаков на дальних угодьях. Хозяйственными
постройками служили амбарчики,
или лабазы, которые устанавливались на высоких столбах.
После массового перехода к оседлому образу жизни во вт. пол. ХХ в.
долганы проживают в поселках,
застроенных типовыми домами.


НАЦИОНАЛЬНЫЙ
КОСТЮМ


Мужская и женская верхняя
одежда долган – кафтан из сукна
(сонтап), расшитый бисером, сходный с эвенкийским. Мужские рубахи,
штаны и женские платья шились
из покупных тканей и не отличались
от одежды русских старожилов
Центрального Таймыра. Рубашки
украшались узкими кантами из цветной материи и множеством пуговиц.
Зимой носили парки из оленьего
меха, похожие на нганасанские,
и сокуи ненецкого образца (глухая
меховая одежда с капюшоном
мехом наружу). Летом носили
также сокуи, но из сукна. Головные
уборы (бэрсегэ) капорообразного
покроя из сукна, расшитые бисером
(летние), или из лисьих камусов
(зимние). Обувь шилась из оленьих
камусов или ровдуги, украшалась
бисером. В настоящее время национальная одежда распространена
достаточно широко; у поселковых
жителей, особенно у женщин,
используется преимущественно
в качестве праздничной одежды.

ДОЛГАНЫ
В КРАСНОЯРСКОМ
КРАЕ


Своеобразие этногенеза долганского народа отразилось на терминологии и методике подсчета.
До нач. XX в. долган, в зависимости
от происхождения, именовали и тунгусами, и якутами, и крестьянами.
Перепись населения 1926 г. выявила
656 долган, но фактически их было
в 4 раза больше.
По переписям населения 1939 г.
и 1959 г. долганы были включены
в число якутов (саха). Однако
в 1930-е гг. в названии округа
появилось слово «Долганский»,
а в 1950-е гг. во всех официальных
документах этноним «саха» был
заменен на «долган». В настоящее
время, как показали специальные
исследования, большинство долган
считает себя особым, отдельным
от якутов народом.
Из 5,8 тыс. долган Красноярского
края 5,3 тыс. чел. (91 %) проживают
в Таймырском Долгано-Ненецком
муниципальном районе (ТДНМР),
в т. ч. 1,1 тыс. чел. в г. Дудинке
и 3,7 тыс. чел. в сельском поселении
Хатанга (объединяет 8 моноэтнических поселков).
Мужчины составляют у долган
44,5 %, горожане – 25 %. Возрастная
структура схожа с другими северными народами: до 16 лет – 30,3 %,
трудоспособного возраста – 61,5 %,
старше – 8,2 %. Знание русского языка подтверждают 96 % долган,
родного языка – менее 81 % (2002).

 

ВЫДАЮЩИЕСЯ
ПРЕДСТАВИТЕЛИ
ДОЛГАН


Одним из основоположников развития профессионального искусства
Таймыра является долганский график
и художник декоративно-прикладного искусства Борис Молчанов (1938–
1993). Персональные выставки его
картин из кожи (ровдуги) проходили
в Дудинке, Красноярске, Абакане,
Кызыле, Москве, Санкт-Петербурге.
В г. Дудинка создан мемориальный
музей Б. Н. Молчанова в 1995 г.,
выпущен художественный альбом
«Звезда Заполярья», посвященный
его творчеству. Зачинателем долганской литературы на родном языке
по праву считается поэтесса Огдо
Аксенова (1936–1995) – автор более
десятка поэтических сборников.
В 2002 г. вышло полное собрание ее
сочинений.
Более 10 лет трудились Огдо Аксенова и лингвист Анна Барболина над
созданием полноценного долганского букваря, а затем различных лингвистических словарей (от школьных
до академических).
На долганском языке пишет
Николай Попов. В 1989 г. в Красноярске вышел первый сборник его
рассказов «Из рода Каранто».
Большой вклад в изучение истории своего народа внесли кандидаты
наук Г. Попов и Т. Еремина.
На различных экспозициях
представлены работы мастера
декоративно-прикладного искусства
М. Г. Бету и мастера-костореза
Н. М. Киргизова.
В 2017 г. вышло в свет Евангелие
на долганском языке, иллюстрированное известными долганскими
художниками Евгением и Юлией
Поротовыми.
Большую роль в изучении, сохранении и воспроизводстве культуры
долган играет Таймырский дом
народного творчества, где хранится
уникальный фольклорный архив,
издаются книги, пишутся научные
и популярные статьи, проводятся
выставки и другие мероприятия,
посвященные долганскому языку
и народному искусству. Здесь же
представлена коллекция народного
искусства долганских мастеров,
собранная за многие годы трудами
сотрудников «Главного чума
Таймыра».
На базе этого учреждения
действуют 17 клубных формирований. Среди них студия «Алгыс»
(рук. О. Г. Поротова), которая своим
искусством пропагандирует творчество долганских поэтесс Огдо Аксеновой и Аксиньи Рудинской. Во всех
мероприятиях ТДНМР принимает
участие долганская вокальная группа
«Юртель» (рук. Е. И. Роганина), члены
которой исполняют песни таймырских композиторов на долганском
и русском языках.

КУЛЬТУРА
И ОБЩЕСТВО


Письменность была создана
в конце 1970-х гг. Первая книга
на долганском языке вышла
в 1973 г., первый долганский букварь – в нач. 1980-х гг. После чего
началось преподавание долганского
языка в младших классах общеобразовательных школ.
На 2018 г. долганский язык
изучается в 5 дошкольных
учреждениях (69 детей), на уровне
начального обучения – в 13 школах
(302 учащихся), на уровне основного
и среднего обучения – в 8 школах
(400 учащихся).
В окружной газете «Таймыр»
периодически выходит страница
на долганском языке. На этом же
языке ведет передачи местное
радио в Дудинке. Большой интерес
в научном мире вызвала международная конференция, посвященная
30-летию долганской письменности.
У долган развито прикладное
искусство: изготовление украшений из бисера, орнаментация
одежды и обуви оленьим мехом
и бисером. Распространена резьба
по оленьей и мамонтовой кости.
В настоящее время на Таймыре
работают передвижные выставки
«Современное искусство долган»,
«Изделия из бивня мамонта и меха»
в Хатангском и Дудинском районах.
Было издано пособие по изготовлению традиционных долганских
сувениров «Ардай».
Долганы участвуют в работе
Ассоциации коренных малочисленных народов Севера Таймыра.
Их представители вошли в состав
Палаты КНМС Гражданской ассамблеи Красноярского края (2006 г.)
и в Региональную ассоциацию
общественных объединений КНМС
края (2007 г.).
Среди других общественных
объединений с участием долган:
местная общественная организация
«Ассоциация КМНС сельского поселения Хатанга ТДНМР» (2002, предс.
А. И. Бету), местная общественная
организация ТДНМР «Ассоциация
коренных малочисленных народов
Таймыра Красноярского края» (2003,
предс. Г. И. Дюкарев), местная общественная организация «Союз долган»
ТДНМР (2007), местная Ассоциация
общественных объединений КМНС
ТДНМР (2010, през. Г. К. Щукин)

5 810
человек
в Красноярском крае
7 885
человек
в Российской Федерации
(по переписи 2010 г.)

 

НАЦИОНАЛЬНАЯ
ПИЩА


Основа пищи долган – оленина
в сыром, вареном или мороженом
виде. Только что выловленную рыбу
едят сырой, слегка присаливая, либо
мороженой (строганина), а также
вареной. Добытых весной гусей
вялят, заготовляя впрок, или варят.
Из мяса птицы или оленя варят суп,
приправляя мукой или крупами.
Употребляют в пищу также
лук, корни некоторых растений,
ягоды. Женщины пекут долганские
лепешки и оладьи. В настоящее
время распространились покупные
продукты, однако традиционные
блюда по-прежнему готовятся
регулярно.


СЕМЕЙНО-БЫТОВЫЕ
ОТНОШЕНИЯ


У долган, как правило, малые
семьи, родовые отношения почти
забыты. В некоторых обрядах стойко
сохраняется этническая специфика.
В частности, в похоронном обряде
переплелись православные
и этнические традиции. В отличие
от других народов Таймыра, долганы
хоронят умерших в земле, но на могилу сваливают дерево (на западе)
или ставят деревянный сруб
(на востоке), украшенный резьбой.
На всех могилах устанавливают
кресты, однако возле них оставляют
принадлежавшую умершему
одежду, разрубленные пополам
нарты, у оленеводов – ставят шест
с головой оленя.


ФОЛЬКЛОР
И НАРОДНОЕ
ТВОРЧЕСТВО


Долганское искусство представлено фольклором, в котором
прослеживается якутское и русское
влияние. Былины исполняются
в виде песен, близких якутским
олонхо. Распространены сказки,
в которых фигурируют купцы,
крестьяне, Иван-царевич. В сказаниях встречаются эвенкийские заимствования. Слагаются также песни,
загадки, пословицы и поговорки.
Из музыкальных инструментов
встречается варган якутского типа.
Танцевальное искусство носит
черты эвенкийского воздействия
(хороводный танец – хейро). На Таймыре пользуются известностью
различные долганские фольклорные
коллективы: хоровой «Ародуй», вокально-хореографический ансамбль
«Чокуркаан».
Сегодня в долганских поселках
отмечают такие национальные
праздники, как Хейро, День оленевода, День рыбака, День коренных
народов мира и др.