top of page

Коми-пермяки

Коми-пермяки (самоназв.: коми-морт, коми-отир, пермяки) – народ в России (94,5 тыс. чел., 2010). Проживают преимущественно в Пермской области, с 2005 г. – Пермском крае (81 тыс. чел.), в т.ч. в Коми-Пермяцком АО (80,3 тыс. чел.). В русской литературе до 1920-х гг. использовался термин «пермяки». Имеются две небольшие этнические группы: зюздинская и язьвинская.

Говорят на коми-пермяцком языке финно-угорской группы алтайской семьи. Имеется четыре наречия и множество диалектов. Письменность на русской графической основе.

Верующие коми-пермяки – православные, есть старообрядцы.

Этногенез коми-пермяков до конца не выяснен. Их предки, проживая на территории  Прикамья, подвергались культурному воздействию сопредельных племенных групп обских угров, ненцев, удмуртов, коми-зырян и восточных славян. В 12–14 вв. у коми-пермяков возникают укрепленные административные и хозяйственные поселения, племен консолидируются в народность. На рубеже 14–15 веков начинается русская колонизация Верхнего Прикамья. Местное население в 1450 – 1460-х гг. было крещено. В 1505 г. Пермь Великая становится воеводством Московского государства. К этому времени окончательно сформировалась этническая территория коми-пермяков. По экономическим причинам в 19 – начале 20 вв. шло переселение крестьян на Урал и в Сибирь. В условиях дисперсного расселения коми-пермяки быстро ассимилировались соседним русским населением.

В 1925 г. создается Коми-Пермяцкий национальный округ в составе Пермской области, с 1977 г. – автономный округ.

Основным занятием коми-пермяков издавна являлось земледелие и животноводство. Выращивали зерновые, овощные и технические культуры (лен, конопля). Из промыслов ведущую роль, особенно на севере, играли охота и рыболовство. В 20 в. получили развитие кустарные промыслы: кузнечное, скорняжное, бондарное, столярное, смолокурение. На дому занимались  прядением и ткачеством, производством изделий из дерева и бересты.

Традиционное жилище - одноэтажный дом на высокой подклети под тесовой крышей. Нередко его украшением служили деревянные части (охлупень, уключины), скульптурно обработанные в виде голов птиц, коней. У дома устанавливали флюгеры на шестах в виде резных птиц.

Традиционная женская одежда состояла из белой или чаще цветной рубахи, сарафана из набойки или синего холста, плетеного пояска с бахромой на концах,  цветного или белого фартука. Головной убор – нарядно украшенный чепец (кокошник), платок.

Мужской костюм  состоял из длинной рубахи, штанов, узкого плетенного пояска. Головные уборы: валеные шерстяные колпаки, позднее фуражки. Традиционная обувь – лапти, кожаные коты - подобие галош с узорными шерстяными носками, ишим – (типа валенок с суконными голенищами).

Основа традиционной пищи коми-пермяков – хлеб и блюда из муки. Распространены различные супы и каши. Одно из наиболее любимых блюд – пироги с рыбой и  пельмени, которые готовят с мясом, грибами, редькой. Большое место в рационе питания занимали сушеные и соленые грибы и блюда с ними, а также ягоды, которые сушили и замачивали на зиму. Устойчиво сохраняются традиционные напитки – квас, кислый гороховый или ягодный кисель, овсяная и малиновая брага, а также пиво (сур). Чай пьют меньше, чем соседствующие народы, и заваривают его в основном на травах.

 

Коми-пермяки в Красноярском крае

В Енисейской губернии первые коми-пермяки появляются в конце 19 в. Это были уставшие от малоземелья крестьяне-переселенцы. В 1895-1897 гг. они основали в Минусинском уезде деревню Ново-Михайловку, мельницы Матенькова и Паначева. С открытием Транссиба и реализацией столыпинской аграрной реформы поток переселенцев резко увеличивается. С 1903 по 1914 годы в том же уезде возникло 9 коми-пермяцких деревень, в т.ч. числе мононациональный Спасский сельсовет, в котором к 1926 г. имелось 119 дворов и проживало 650 чел. Всего к этому времени в Енисейской губернии насчитывалось почти 3,3 тыс. коми-пермяков – максимальный показатель за всю историю региона.

Однако уже в 1920-е годы в их среде проявились тенденции активной ассимиляции и «национал-нигилизма», т.е. отказа от этнической самоидентификации. Если в 1926 г. суммарная численность коми-пермяков и коми (зырян) составляла в крае почти 9 тыс. чел., то в 1939 г. – только   2,5 тыс. чел., а в 1959 г. – 1,1 тысячи.

С началом строительства сибирских гигантов индустрии 1960-1980-х годов в Красноярский край стали направляться выпускники учебных заведений и специалисты в т.ч. и с Пермской области, за счет чего коми-пермяцкая диаспора  начинает постепенно увеличиваться. В трудные 1990-е годы этот приток прекращается, часть населения вернулась на родину, вследствие чего количество коми-пермяков в крае сразу уменьшилось на четверть.

В настоящее время в Красноярском крае насчитывается 308 коми-пермяков, которые проживают преимущественно в г. Красноярске (14%), Богучанском районе (10%), г. Норильске (9%) и г. Лесосибирске (6,4%). В целом уровень урбанизации у коми-пермяков (59%) оказался значительно ниже краевого (79%). Для диаспоры характерно также численное доминирование женщин (57,4%) и средняя степень владения родным языком – 30,5%.

Общественных объединений коми-пермяков в крае не имеется.

 

 

Коми-пермяцкие пословицы

 

  • Из бревна, заготовленного для лодки, рукоять весла всегда получится

  • С попутным ветром и против течения поплывешь

  • Капля не велика, а камень точит

bottom of page