top of page

Китайцы

Динамика численности китайцев.jpg

Китайцы (самоназв.: хань, ханьцзу, ханьжэнь) – крупнейший по численности народ мира, основное население КНР (1,3 млрд чел.), Тайваня (23 млн чел.), Сингапура (5,3 млн чел.). Крупные диаспоры китайцев (от 1 до 6 млн чел.) имеются в странах Юго-Восточной Азии: Таиланде, Индонезии, Малайзии, Вьетнаме. Проживают в различных странах Америки (в т. ч. в США – 2 млн чел.), Европы, Африки, Австралии и Океании. Общая численность в мире ок. 1,4 млрд чел.

Говорят на китайском языке. Многочисленны диалекты, зачастую взаимонепонимаемы. Основополагающую роль в поддержании единства китайского языка принадлежит китайской иероглифической письменности, появившейся еще во II тыс. до н.э. Сильные диалектные отличия препятствуют переходу на буквенную письменность. В настоящее время продолжается формирование общекитайского языка на основе пекинского говора северного диалекта.

В религиозном отношении китайцы придерживаются своей школы духовных ценностей. Они признают три учения «сань цзяо»: конфуцианство, даосизм, буддизм северного толка «махаяна». Этноконфессиональная группа хань исповедует ислам. Есть небольшие группы приверженцев христианства. На Тайване сформировалась новая синкретическая религия «игуаньгао».

 

Этногенез

Этническая история древних предков китайцев представляет сложный, длительный процесс, в котором принимали участие преимущественно земледельческие племена, принадлежащие к различным типам монголоидной большой расы, говорившие на тибетских, индонезийских, тайских, алтайских и других языках.

В VII–VI вв. до н.э. в долине реки Хуанхэ сформировалась энтическая общность хуася – прямых предков древних китайцев. На консолидацию их духовной культуры значительное влияние оказало конфуцианство, а также политические процессы в рамках централизованной империи Хань (III в.до н.э.). Дальнейшему внутреннему развитию этноса способствовала борьба с иноземными завоевателями и правителями, например, борьба с господством монгольской династии Юань в XIII–XIV вв., против длительного чужеземного правления династии Мин XIV–XVII вв., затем маньчжурской династии Цин XVII – нач. XX вв.

В XIV в. сложились основные черты современного китайского этноса, во время династии Цин сформировались в целом современные государственные границы страны. В результате Синьхайской революции 1911–1913 гг. была свергнута маньчжурская династия Цин и образована республика. Национальной консолидации китайцев способствовала антияпонская борьба в 1930–1940-е гг.

1 октября 1949 г. была провозглашена Китайская Народная Республика.

 

Традиционные занятия и жилище

Абсолютное большинство китайцев занимаются сельским хозяйством. На севере Китая традиционные зерновые культуры – пшеница, просо, гаолян, кукуруза, основные животные – волы и коровы; на юге соответственно – рис и буйволы. Повсеместно разводят свиней, птицу, занимаются огородничеством.

Из технических культур выращивают – коноплю, хлопок, рами. Разводят тутового шелкопряда. Из садовых культур на севере преобладают яблони, груши, персики, хурма, сливы; на юге – цитрусовые, бананы, ананасы, личжи, папайя. Развито чаеводство.

Традиционное жилище китайцев – дом каркасно-столбовой конструкции. Стенные проемы между несущими кровлю столбами на севере заполняют сырцовым или обожженным кирпичом, на юге – досками или расщепленным бамбуком. Интерьер исключительно прост

 

Национальная одежда и пища

Одежда китайцев состоит из хлопчатобумажной куртки с запáхом на правую сторону и широких штанов. На севере Китая зимняя одежда аналогична летней, только делается на ватной подкладке, шапка ватная или меховая. Женская и мужская одежда почти не отличаются как по покрою, так и по составу. Праздничной женской городской одеждой является цельнокроенное узкое платье с глубокими разрезами по бокам – ципао, заимствованное у маньчжуров.

Длительное время для официальных работников КНР одежда состояла из брюк и кителя с отложным воротником и накладными карманами. В последние годы, особенно в городах, одежда отличается значительным разнообразием и становится более европейской.

Традиционная кухня китайцев исключительно богата и разнообразна в зависимости от района проживания. Основная пища (чжуши) готовится из крупы или теста преимущественно на пару, второстепенная пища (фуши) – блюда из мяса, овощей или морских продуктов – готовят на растительном масле в котле на сильном огне. Любимое мясо – свинина. Для вкуса в пищу добавляют кунжутное масло. Суп по традиции едят в конце трапезы.

На праздник весны обязательно делают пельмени; на день рождения – длинную лапшу. Рис подают в пиалах, пищу берут и едят палочками. Пищевых запретов у китайцев мало. Они не любят солёную рыбу и сало, не принято употреблять молочные продукты, в т.ч. сливочное масло, творог, сыр.

Китайские напитки обычно крепкие, с сильным острым запахом, пьют мелкими мерками. Перед едой подаётся чай, сортовое разнообразие которого весьма велико.

 

Праздники

Самым длинным (10–15 дней) и торжественным праздником в КНР является Китайский (или Лунный) Новый год, который иногда называют праздником Весны (Чуньцзе). В последний пятнадцатый день отмечают праздник Фонарей (Юаньсяо).

Среди других традиционных праздников – День поминовения усопших (Цинминцзе), праздник «драконовых лодок» (Дуаньуцзе), праздник середины осени (Чжунцюцзе), праздник родителей (Цинми).

В качестве государственных праздничных дат отмечают: годовщину образования КНР (1 октября), День международной солидарности (1 Мая) и др.

 

Китайская диаспора в России

На территории российского Дальнего Востока китайцы стали появляться во вт. пол. XIX в. Их труд использовался на работе в сельском хозяйстве, на золотых приисках, строительстве железных и грунтовых дорог. Перепись 1897 г. зафиксировала 57,5 тыс. китайцев. К 1915 г. только в одном Владивостоке насчитывалось 27 тыс. китайцев. Число временных сезонных рабочих не поддавалось учету.

В годы Первой мировой войны около 10 тыс. китайцев строили Мурманскую железную дорогу. В последствии они рассредоточились в городах центральной России, в составе Красной Армии принимали участие в освобождении Урала и Сибири.

В годы советской власти в Приморье были образованы китайские колхозы, открыты детские сады и школы, издавались газеты и книги на китайском языке. Во Владивостоке, Москве и Ленинграде при университетах открылись китайские отделения для подготовки специалистов.

Во Владивостоке работал традиционный китайский театр, в котором с большим успехом шли широко известные китайские пьесы. Особой любовью пользовались шошуды – народные рассказчики, пересказывавшие в сопровождении музыкального инструмента произведения китайской классической литературы. Поэтому даже малограмотные китайцы хорошо знали свою историю и литературу, что положительно сказывалось на сохранении китайцами своего этнического самосознания.

В конце 1930-х гг. российские китайцы были подвергнуты репрессиям. С Дальнего Востока их переселили в Среднюю Азию, а затем частично в Синьцзянский район Китая. Вся национальная культурная сфера была свернута, школы и печатные издания переведены на русский язык. Ускорились ассимиляционные процессы.

        

Китайцы в Красноярском крае

Первые китайцы появились в Енисейской губ. в 1870-е гг. С тех пор китайские торговцы, хотя и в незначительном количестве, постоянно присутствовали в губернском и уездных центрах. Они привозили из Китая и продавали в городах товары, в основном ткани и чай, а также обслуживали китайских рабочих, нередко выступая в роли подрядчиков. В 1897 г. в регионе было переписано 19 китайцев (все мужчины), в т.ч. 17 – в городах. 

В 1920 г. перепись населения зафиксировала в Енисейской губ. 223 китайца. Уже тогда они ставили вопрос о создании общественной организации по защите прав китайских трудящихся. Далеко не все китайцы приняли советское подданство, следствием чего стало уменьшение диаспоры до 179 чел. в 1926 г.

При осуществлении депортации российских китайцев с Дальнего Востока на запад часть из них попала на территорию Красноярского края. В результате чего их численность в регионе возросла до 900 чел. в 1939 г., достигнув в 1959 г. своего максимума – 1841 чел. В дальнейшем начинается неуклонное уменьшение диаспоры под влиянием ассимиляции. Если старики сохраняли национальные традиции и поддерживали земляческие отношения, то молодежь активно растворялась в русской среде. Ситуация несколько изменилась в 1990-е гг., когда за счет выходцев из КНР произошло полуторакратное увеличение количества китайцев в регионе.

Перепись 2010 г. зафиксировала в Красноярском крае 2439 китайцев (в 4 раза больше, чем в 2002 г.), из них 70 % были гражданами КНР, постоянно проживающими в России. Помимо этого на непостоянной основе в регионе трудятся еще несколько тысяч граждан Китая. Так, в конце 2017 г. на территории Красноярского края состояло на учете по месту пребывания 2464 граждан КНР или 6,9 % от общего числа иностранных граждан данной категории.

Основная сфера занятий китайцев – мелкая торговля, лесозаготовка, ресторанное дело, учеба в вузах.Именно трудовая заинтересованность обусловила необходимость изучения китайцами русского языка – им хорошо владеют 3/4 диаспоры. Красноярцы, в свою очередь, также проявляют интерес к китайскому языку, поэтому число владеющих им превышает в крае одну тысячу человек.

Абсолютное большинство китайцев (95 %) проживает в городах, главным образом в Красноярске (88 %). Характерно преобладание мужчин – 72,5 % в 2010 г. (61,5 % в 2002 г., 74 % в 1989 г.).

Общественные организации

В 1993 г. в Красноярском крае регистрируется Красноярская региональная общественная организация «Китайская община». Ее возглавил бизнесмен из КНР Чжао Юй Лай, а с 2001 г. – предприниматель Мария Чжао Хун. Основными направлениями деятельности организации стали сохранение и развитие национальных традиций, оказание информационной и иной помощи землякам, укрепление связей с государственными и негосударственными структурами КНР и Красноярского края.

Организация вошла в состав Палаты национальностей Гражданской ассамблеи, а также ряда других общественных советов края и г. Красноярска.

Сегодня китайская диаспора непременный участник деловых двухсторонних встреч региональных властей и бизнесменов Красноярского края и Китая. Руководство «Китайской общины» организовывает деловые приемы для приезжающих в г. Красноярск крупных бизнесменов КНР, знакомит их с промышленными предприятиями и достопримечательностями Красноярского края.

Для решения проблемы информационного обеспечения граждан КНР, плохо знающих русский язык и слабо ориентирующихся в российской действительности, с 2002 г. издавался еженедельник «Иностранцы» на китайском и русском языках. С 2009 г. для интересующихся китайской культурой и традициями красноярцев стал выпускаться журнал «KrasChina.ru». Для земляков проводятся национальные праздники китайского Нового года, Весны, 1 Мая и др. В 2009 г. в Красноярске был проведен первый фестиваль культуры «Россия – Китай».

Организация «Китайская община» участвует в различных мероприятиях культурной, социальной, спортивной и гуманитарной направленности. Диаспора становится постоянным участником межнациональных фестивалей, праздничных шествий и национальных подворий в рамках Дня города Красноярска. Большой популярностью у красноярцев пользуются выставки Традиционной культуры КНР, Национальной кухни, Китайского фарфора.

В 2007 г. при участии «Китайской общины» было создано молодежное общество китайских студентов и российских студентов-синологов, а в 2008 г. – региональная организация «Общество китайской молодежи», объединившее студентов, обучающихся в вузах Красноярска. Совместно с администрациями вузов проводится большая работа по социокультурной адаптации и интеграции китайских студентов, в т.ч. через участие в различных межнациональных мероприятиях

В Российской Федерации по переписи населения 2010 г. проживает 28,9 тыс. китайцев, в т.ч. в Москве (3,2), Хабаровском (3,9), Приморском (2,9) и Красноярском (2,4) краях.

Китаец в ациональной одежде и веером (дорев. фото).jpg

Китаец в национальной одежде с трубкой и веером (дорев. фото)

И путь в тысячу

ли начинается

с первого шага.

Китайская пословица

На дне морском

дракон живет,

Ночами воду пьет

и пьет.

Как только воду

выпьет он,

Конец ему, умрет

дракон (Масляный

светильник)

 

Китайская загадка

1 (1).jpg
2-removebg-preview.png

Изящные культовые строения – пагоды – пришли в Китай вместе с буддизмом

Дракон и веер – традиционные атрибуты китайской культуры и домашнего интерьера

3.jpg

Делегация КНР знакомится с

научно-техническими разработками красноярцев, 1990

4.jpg

Китайский повар и его вкусная овощная фантазия. День города Красноярска, 2014

5.jpg

Великая китайская стена

на монете в 1 юань

6.jpg

Китайские студенты Сибирского федерального университета в гостях у Красноярского клуба китайской культуры «ЧжунГо», 2012

7.jpg

Искусство китайской каллиграфии

Китайский фарфор известен во всем мире.jpg

Китайский фарфор известен

во всем мире

Беда всего мира

происходит из мелочи,

как великое дело – из малых.

 

***

Кто думает, что

постиг все, тот

ничего не знает.

 

ЛАО-ЦЗЫ

Бойся не дракона девятиглавого, а человека двуличного.

 

Китайская пословица

bottom of page