top of page

Мордовцы

Мордва (самоназв.: мордвины, мордовцы, эрзя, мокша) – народ в Российской Федерации (744,2 тыс. чел. – 2010), коренное население Республики Мордовия (333,1 тыс.). Территориями преимущественного проживания являются: Самарская обл. (65,4 тыс. чел.), Пензенская обл. (54,7 тыс.), Оренбургская обл. (38,7 тыс.), Ульяновская обл. (38,9 тыс.), Республика Башкортостан (20,3 тыс.), Нижегородская обл. (19,1 тыс.), Республика Татарстан (19,1 тыс.), Московская область (18,7 тыс. чел.), город Москва (17,1 тыс. чел.). В ближнем зарубежье есть небольшие группы (от 10 до 30 тыс. чел.) в Казахстане, Украине, Киргизии, Белоруссии и  Узбекистане.

Мордва состоит из двух субэтносов – эрзя и мокша (самоназв.). В наст. время популярна точка зрения, что это отдельные народы. Однако по переписи 2010 г. в качестве мордвы-мокши записалось только  4,7 тыс. чел., мордвы-эрзя – 57 тыс. чел. Выделяются также небольшие этнографические группы мордвы: теньгушевская (эрзя с большим влиянием мокши) и каратайская (сильное влияние татарского компонента).

Говорят на эрзянском и мокшанском языках финно-угорской группы уральской семьи. Эрзянский язык включает в себя 5 диалектов, мокшанский – 3. Письменность на русской графической основе. Первые памятники мордовского письма датируются 17 – 18 вв.

К сер. 18 в. мордва в основном была обращена в православие. И хотя она считается наиболее христианизированным народом Поволжья, до сих пор сохраняются некоторые остатки язычества, часть из которых синкретизировалась с православием.

Предки мордвы – финно-угорские племена – населяли Волго-Окско-Сурское междуречье во вт. пол. 1-го тыс. до н.э. Этноним мордва (Mordens) впервые был упомянут в 6 веке. На протяжении длительного времени мордва контактировала с тюркскими народами (волжско-камскими болгарами, татарами) и Древней Русью. Этнической консолидации способствовали рыночные отношения и возникновение раннегосударственных объединений в 11 – 13 вв. Окончательное формирование этнос завершилось после вхождения в состав Русского государства в конце 15 века.

Автономию мордовский народ получил в годы советской власти. В январе 1930 г. была создана Мордовская АО, в декабре 1934 г. – Мордовская АССР, преобразованная в январе 1995 г. в Республику Мордовия.

Основное традиционное занятие мордвы – пашенное земледелие (рожь, ячмень, горох, просо, лен, конопля). Со вт. пол. 19 века стал распространяться картофель. Заметную роль играли животноводство (крупный и мелкий рогатый скот), бортничество, позднее – пчеловодство.

Из ремесел особое значение имели железоделательное и кузнечное, важную роль играли прядение, ткачество, керамическое производство, деревообработка, выжигание древесного угля, смолокурение и др. В настоящее время наиболее распространены вышивка, резьба по дереву (бытовые предметы), изготовление металлических украшений.

Мордовские поселения в прошлом – деревни и села уличной планировки. Постройки в основном были срубной конструкции, предпочтение при строительстве отдавалось сосне. В качестве основного кровельного материала на юге использовали солому, в северных районах – тес.

Жилище было либо двухраздельным – жилая часть и сени, либо трехраздельным, когда эти два помещения дополнялись горницей. Планировка жилой части соответствовала в основном среднерусскому типу: печь – у двери в одном из углов, вдоль стен набивались широкие лавки. У мокши в простенке между печью и задней стеной устраивался широкий дощатый настил. Под потолком делали полати для спанья, рядом с печью стоял шкаф-ларь для посуды, на стене у печи подвешивалась для хранения ложек ложкарница, сделанная из прутьев, лыка, бересты или дерева.

В состав жилищно-хозяйственного комплекса входили сараи, хлев, конюшня, баня с печью-каменкой и другие постройки. Нередко строилась  полуземлянка из двух помещений, в которой хранили особо ценное имущество, в частности зерно и одежду, летом здесь спали.

Народный костюм мордвы очень красочен. У женщин – это рубаха из белого холста (панар), богато украшенная вышивкой, в которой преобладали 4 цвета: темно-красный и черный с синевой (основные), желтый и зеленый для расцвечивания узора. У эрзянок бытовала обрядовая рубаха (покай), сплошь покрытая вышивкой. Ее надевали девушки в день совершеннолетия и на свадьбу. Верхняя одежда – халата из белого холста, род кафтана, шубы.

Помимо богатой вышивки женский костюм дополнялся множеством украшений из металла, бисера, серебряных монет. Специфическое нагрудное украшение – застежка, закалывающая ворот панара (сюлгам). Также эрзянки носили набедренное украшение пулагай, с яркой вышивкой, позументом, шерстяными кистями, металлическими бляхами. Впервые его надевали в день совершеннолетия.

Не менее разнообразны женские головные уборы: типа сороки, полотенца, покрывала, высокие, на твердой основе. Распространенным головным убором девушек была налобная повязка, вышитая или обшитая бисером и позументом. Старинная обувь – лапти, которые носили с белыми или черными онучами.

Некоторые элементы традиционной одежды сохраняются и сегодня, особенно у мокши: пожилые женщины иногда носят панар, чаще в качестве обрядовой одежды (на свадьбу, похороны, поминки). Модифицированные формы продолжают бытовать. А вот мужская народная одежда, основными частями которой являлись белая рубаха и штаны из холста, вышла из употребления к началу 20 века.

Пища мордвы в основном состояла из продуктов земледелия: хлеб, лепешки, пироги с различной начинкой (овощи, ягоды, мясо), толстые блины из пшеничной, пшенной и гороховой муки, лапша из картофельного крахмала, разнообразные каши, кулага из ржаной муки. В больших количествах употребляли кислое молоко, а также творог, масло, сыр – крут. Жидкие блюда готовились на мясном или грибном бульоне с добавлением квашеной капусты, круп; летом ели окрошку, сделанную на основе кислого кваса. Значительное место в питании занимали овощи, а также продукты собирательства (калина, черемуха, ягоды, щавель).

Мясные блюда (мокшанское жареное мясо с луком – щеням, эрзянское жареное мясо и ливер с приправами – селянка) были в основном праздничными и обрядовыми. Мясо заготавливали впрок: солили, коптили, сушили. В качестве напитков употребляли ирьян из кислого молока с добавлением соли, пуре (из меда), мордовский квас (поза).

Мордовские народные праздники приурочены к земледельческому календарю. Торжественным и многолюдным был летний праздник вельозкс, посвященный покровительнице села (Вель-авва). В наши дни отмечается праздник отдаленного или малого села, а в некоторых местах – праздник традиционной мордовской кухни.

В мордовском фольклоре развита обрядовая поэзия: календарная и семейная (причитания невеста, «корильные» и величальные песни на свадьбе); сказки о богатырях, дохристианских божествах, животных. Распространены пословицы, поговорки.

В народно-песенном творчестве присутствуют исторические, лирические и эпические песни (о Литове – девушке, похищенной богом, и Тюште – культурном герое и вожде, заступнике народа), частушки, плясовые и хороводные песни. В качестве музыкальных инструментов, ставших традиционными для мордвы, – тростниковая свирель (нудей), самодельная скрипка (карьзе), пила со смычком, позднее – гармонь, балалайка, баян.

Известность мордовскому народу принесли такие известные личности, как патриарх Никон и протопоп Аввакум, государственный деятель 19 в. адмирал Н.С. Мордвинов, герои Советского Союза генералы М. Пуркаев, Н.Т. Антошкин и летчик М.П. Девятаев, скульптор С.Д. Эрьзя, литераторы З.Ф. Дорофеев, Я.П. Григошин, П.С. Кириллов, художники И.Н. Абрамов и Н.В. Ерушев, народные артисты России К.М. Тягушев и М.Н. Антонова, композитор Л.П. Кирюков, певицы Лидия Русланова и Надежда Кадышева, многократные олимпийские чемпионы лыжница Любовь Егорова и гимнаст Алексей Немов.

 

На территории Енисейской губернии первые компактные поселения мордвы появились в пореформенный период 19 века. В Минусинском у. были образованы мордовские села Новоберезовское (1887) и Петропавловское (1889), в Канском у. – с. Михайловка (1894 г.) Через четверть века в них уже насчитывалось по 135 – 250 дворов с числом жителей от 750 до 1450 чел. Перепись населения 1897 г. зафиксировала в Енисейской губернии уже 3,8 тыс. чел., «говорящих на мордовском наречии», из них в городах проживало всего 70 чел. Среди пришлого населения мордва на данный период времени по численности занимала 5-е место, уступая только украинцам, полякам, татарам и евреям.

В период столыпинской аграрной реформы в Енисейской губ. возникло немало новых поселков, созданных переселенцами из Мордовии. Однако по настоящему резкий взлет численности мордовского населения в Приенисейском крае произошел в начале 1920-х годов, когда в Сибирь хлынул огромный поток беженцев из охваченного голодом Поволжья. И как следствие к концу 1926 г. в Енисейской губ. насчитывалось уже 47 мордовских населенных пунктов, в т.ч. 3 села, 13 деревень и 7 поселков. К этому времени численность мордвы составила почти 20 тыс. чел., а к концу 1930-х достигла в рамках Красноярского края своего максимума  – 25 тыс. чел.

Однако уже в этот период стала проявляться такая негативная тенденция, как отказ от использования родного языка в обучении детей, а затем и в быту. В Красноярском  крае в 1926 г. русский язык в качестве родного признавало уже 28% мордвы. К этому времени, в мордовских деревнях органам народного образования с большим трудом удалось ввести «коренизацию», т.е. родной язык обучения, только в двух школах. К 1941 г. в крае работало 4 таких школы, а к концу 1950-х – ни одной. 

В послевоенный период ассимиляционные процессы заметно усилились. Поэтому, несмотря на непрекращающийся приток выпускников высшей и средней школы Мордовской АССР на сибирские стройки индустрии, мордовская диаспора Красноярского края (с Хакасией)  с каждым годом сокращалась. За последние 35 лет ее численность уменьшилась более чем в 2 раза.

По переписи населения 2010 г. общее число мордвы в регионе составило 4,3 тыс. чел. Только 8 чел. из них отнесли себя к «мокше», 22 чел. – к «эрзя».  Основными территориями расселения являются: г. Красноярск (19%), г. Норильск (6,6%), г. Минусинск с одноименным районом (8%) и Ужурский район (4,5%). В регионе имеется 3 деревни компактного проживания мордовского населения.

В качестве демографических особенностей мордовской диаспоры Красноярского края выделим: существенное преобладание женщин (56%), сравнительно невысокий уровень урбанизации – 57,7% против 79% в среднем по региону и слабое владение родным языком – 31,9%.

Национально-культурных и общественных объединений не имеется.

 

Мордовские пословицы:

На словах море переплывает, а на деле грести боится.

Кого полюбишь, с тем на край света пойдешь

bottom of page