top of page

Азербайджанцы

  Азербайджанцы (самоназв.:
азербайджанлылар, азери-
лер) – основное население
Республики Азербайджан
(8,2 млн чел., 2009). Общая
численность в мире превы-
шает 35 млн чел. Проживают
также в Иране (ок. 20 млн чел.),
Афганистане (св. 250 тыс. чел.),
Грузии (233, 2014), Турции.
Имеют значительные диас-
поры в Казахстане (85, 2009),
Франции (70, 2007), Украине
(45, 2001), Киргизии (17, 2009)
Германии 15, 2006).

В Российской Федерации
численность азербайджанцев
составляет 603,1 тыс. чел. (2010),
из них свыше 150 тыс. чел. – граж-
дане Азербайджана. Территориями
преимущественного проживания
являются: Республика Дагестан
(130,9 тыс. чел.), г. Москва (57,1),
Тюменская (43,6), Московская
(19,1) и Ростовская области (18,0),
Ставропольский край (17,8),
г. Санкт-Петербург (17,7), Красно-
ярский край (16,3).
Выделяются субэтнические
группы азербайджанцев: айрумы,
афшары, баяты, карадагцы (кара-
джидагцы), карапапахи, падары,
шахсевены и др.
Язык – азербайджанский.
В сер. XIX в. оформляется
современный литературный язык
на основе бакинско-шемахинского
диалекта и староазербайджанского
языка.
Письменность исторически
сложилась на основе арабской
графики. В 1929 г. алфавит был
переведен на латиницу, в 1939 г. –
на кириллицу. В 1991 г. в Азер-
байджане вернулись к латинскому
алфавиту, язык официально назван
тюркским.
Верующие азербайджанцы –
преимущественно мусуль-
мане-шииты, есть и сунниты.

ЭТНОГЕНЕЗ
В этногенезе азербайджанцев
участвовало население древних
государств Кавказского региона:
албаны, гаргары, утии, каспии, леги,
говорившие на кавказских языках.
Эта территория после арабского
завоевания в VII в. стала называться
Азербайджаном (араб.). Под
властью Арабского халифата были
объединены Северный и Южный
Азербайджан. С этого времени
на территории Азербайджана начи-
нается распространение ислама.
В XI–XIII вв. в основном заверши-
лось формирование азербайджан-
ского этноса. К этому же времени
относится смена коренных языков –
иранского азери и кавказского аран-
ского – тюркским. На данный про-
цесс повлияло пришлое тюркское
население – племена гуннов, хазар,
булгаров, печенегов, тюрок-огузов
(сельджуков) и монголо-татар.
В XVI–XVIII вв. территория
Азербайджана входит в государство
Сефевидов, являясь объектом борь-
бы между Ираном и Турцией.
К сер. XVIII в. на территории
Азербайджана существовало свыше
15 феодальных ханств, находив-
шихся в вассальной зависимости
от Ирана. Крупнейшие из них –
Кубинское, Шекинское, Ширванское,
Бакинское и Карабахское. В первой
пол. XIX в. Южный Азербайджан
вошел в состав Ирана, а Северный
Азербайджан был присоединен
к России, что способствовало его
вовлечению в русло капиталисти-
ческого развития и знакомству
с русской культурой, литературой
и искусством.
Дальнейшая консолидация
народа происходила уже после
провозглашения Азербайджанской
ССР в апреле 1920 г. С марта 1922 г.
АзССР входила в Закавказскую
федерацию, а с декабря 1936 г. –
непосредственно в СССР как союзная
республика. В феврале 1991 г.

принято название Азербайджанская
Республика, а в августе того же года
провозглашается государственная
независимость.

ВЫДАЮЩИЕСЯ
АЗЕРБАЙДЖАНЦЫ


Из числа азербайджанцев
вышли многие выдающиеся поэты
и мыслители: Хатиб Тебризи (XI в.),
Хагани и Низами Ганджеви (XII в.),
Баят Аббас и Мухаммед Физули
(XVI в.), Вагиф и Видади (XVIII в.),
Вазех (XIX в.); астроном-математик
Насирэддин Туси, ученый-
географ Гаджи Ширвани (XVIII в.),
востоковед М. Казем-бек (XIX в.);
просветители и педагоги Мирза
Ахундов, Нариман Нариманов,
Джалил Мамедкулизаде.
В XX веке широкую известность
получили композиторы Кара
Караев, Узеир Гаджибеков и Полад
Бюльбюль-оглы, певцы Рашид
Бейбутов и Муслим Магомаев,
художник Тахир Салахов и скуль-
птор Фуад Абдурахманов, писатели
Нариман Нариманов и Чингиз
Гусейнов, поэты Хамза Ниязи
и Расул Рза, ученые Митат Абасов
и Гасан Абдуллаев, кинорежиссеры
Т. М. Тагизаде и А. М. Ибрагимов,
дважды Герой Советского Союза
генерал Ази Асланов и мн. др.

НАРОДНОЕ
ТВОРЧЕСТВО


Азербайджанский фольклор
по своему характеру и сюжетам
во многом близок к народному
творчеству народов Кавказа,
Передней и Средней Азии.
Широко распространены сказки:
волшебные, бытовые, о животных;
любовно-романтические и истори-
ко-героические сказания о героях,
исполняемые под музыку, – даста-
ны. Наиболее известные эпосы
«Асли и Керем», «Ашуг Гариб»,
«Кёр-оглы», «Шах Ислам», «Китаби
Деде Коркуд».
Песенное творчество включает
лирические, обрядовые песни,
распространены также частушки
(гошмалар) и юморески (лятифа).
Очень популярны танцы. Особое
место в жизни азербайджанцев за-
нимают ашуги – народные певцы,
поэты и музыканты, исполняющие
дастаны и собственные сочинения.
Всенародной любовью пользуются
фольклорные рассказы и анекдо-
ты, связанные с именем Моллы
Насредина.
Развита музыкальная куль-
тура. К древней музыке Востока
восходят мугамы – крупные
вокально-инструментальные
произведения. Из музыкаль-
ных инструментов особенно
распространены: саз, тар, кеманча,
балабан, зурна, бубен, тутек.

ТРАДИЦИОННЫЕ
ЗАНЯТИЯ


Традиционные занятия сель-
ского населения – хлопководство,
виноградарство, шелководство,
возделывание технических культур,
отгонное овцеводство, разведение
крупного рогатого скота. Важней-
шие зерновые культуры – пше-
ница, ячмень, рис, а также просо,
рожь, кукуруза, овес. Основные
традиционные сельхозорудия –
серп с зубцами (чин) или без зубцов
(ораг), коса (дерьяз), соха, вилы (яб,
шана).
Традиционные ремесла – ков-
роткачество, златокузнечное
и ювелирное производства, инкру-
стация и резьба по дереву, камню
и металлу, шерстяное, шелковое
и бумажное ткачество, валяние
шерсти, выделка кожи, оружейное
дело, плетение циновок, изготов-
ление тесьмы (бафта), узорчатых
поясов (туманбагы), шнурков
и позументов, вязание шерстяных
носков (джорабы) и др.
В настоящее время население
Азербайджана занято в промыш-
ленности (особенно в нефтяной,
газовой, приборостроительной
и др.) и в сельском хозяйстве.

ТРАДИЦИОННОЕ
ЖИЛИЩЕ


Значительная часть азербайд-
жанцев живет в городах. Традици-
онные сельские поселения имеют
преимущественно разбросанную
планировку, в горах террасообраз-
ные, плотно застроены каменными
домами с плоскими крышами.
В горных и ряде низменных
районов были распространены
карадам – деревянно-земляные
жилища со ступенчато-пирами-
дальным перекрытием, дома с де-
ревянными куполообразными пе-
рекрытиями, саманные постройки
с плоскими земляными крышами;
среди кочевого населения – вой-
лочные юрты (алачыг) и др.
Основные строительные мате-
риалы – камень, сырцовый или
обожженный кирпич. Отаплива-
лись жилища обычно при помощи
жаровни (кюрси).


НАЦИОНАЛЬНЫЙ
КОСТЮМ


Традиционный костюм у мужчин
вплоть до нач. ХХ в. менялся
мало – это простая рубаха из бязи,
широкие штаны (шальвары), тол-
стые носки (джорабы), сатиновый
кафтан (архалук), пояс, длинный
сатиновый кафтан (чоха), зимняя
овчинная шуба (кюрк), кожаные
туфли, барашковая папаха.
Национальный костюм женщин
варьировался в зависимости
от принадлежности к этнографиче-
ской группе и социального статуса.
В одежде преобладали яркие
цвета. Обязательные элементы: ко-
роткая до бедер рубашка, такая же
короткая кофта с вырезом на гру-
ди, широкие шальвары, длинная
и широкая юбка в сборку, головной
платок или шапочка, чадра, носки
домашней вязки.
Важные детали женского
туалета – широкий кожаный пояс
с серебряной пряжкой и нашитыми
монетами, а также ювелирные
украшения, которые носили на го-
лове, шее, груди и руках.

НАЦИОНАЛЬНАЯ
КУХНЯ


Традиционная пища азербайд-
жанцев отличается разнообразием
молочных, мясных, мучных
и овощных блюд. Значительное
место в рационе занимает хлеб
и лепешки (чуреки, лаваши) из пшеничной муки, выпечен-
ные на железном листе садже
или в земляной печи – тендире.
Среди мучных блюд выделяется
гутаб – род пирожков с мясом или
зеленью, среди мясных – говурма,
басдырма, люля-кебаб, долма,
хингал. Распространены блюда
из риса – насчитывается свыше
50 видов плова.
Из первых блюд особо сла-
вятся кюфта-бозбаш – бульон
с большими тефтелями из мяса
и риса с горохом и картофелем,
хамраши – суп с лапшой, довга –
суп из кислого молока с зеленью.
Употребляют молоко и его произ-
водные: овечий сыр, масло, творог,
сухой творог (курут), простоквашу
(катык). До распространения
картофеля широко использовались
каштаны.
Национальная кухня немыслима
без широкого употребления соусов,
овощей, зелени, фруктов и сладо-
стей. Среди последних популярны
шекербура – пирог с орехами
и сахаром, пахлава – ромбовид-
ное песочное печенье с орехами,
дошаб – густой сироп из винограда
и тутовых ягод. Распространенные
напитки – чай, щербет, айран.

Рисунок3.gif

ПРАЗДНИКИ
Азербайджанцы бережно сохра-
няют национальные духовные тра-
диции. Самый древний и почитае-
мый в народе праздник – Новруз
Байрам, отмечаемый 21–22 марта.
Он символизирует приход нового
года, весны, обновление природы
и плодородие.
Из общемусульманских празд-
ников особо чтимы памятные
дни: жертвенных животных
Курбан-Байрам и окончания поста
Рамазан-Байрам (Оруджлуг).
Распространены и сугубо шиитские
праздники, посвященные вось-
мому имаму Резе и «скрытому»
имаму – махди, ашура и др.
Эти праздники отмечаются по му-
сульманскому лунному календарю
с ежегодным сдвигом на 11 дней
вперед.
Среди современных официаль-
ных праздников Азербайджана,
отмечаемых в азербайджанской
диаспоре, – День Республики
(28 мая), День национального спа-
сения азербайджанского народа
(15 июня), День государственной
независимости (18 октября), День
национального возрождения
(17 ноября), День солидарности
азербайджанцев всего мира
(31 декабря).

АЗЕРБАЙДЖАНЦЫ
В КРАСНОЯРСКОМ
КРАЕ


В Красноярском крае в предво-
енные 1930‑е гг. проживало всего
96 азербайджанцев. Активное их
переселение в Сибирь относится
к периоду первых послевоенных
пятилеток – на строительство та-
ких гигантов индустрии, как Крас-
ноярская и Саяно-Шушенская ГЭС.
В 1980‑е гг. новый приток трудовых
ресурсов из Закавказья использо-
вался на строительстве объектов
Канско-Ачинского топливно-энер-
гетического комплекса (КАТЭК)
и Красноярского экскаваторного
завода. Многие из приезжающих
обзавелись семьями и остались
в крае.
Следующий мощный приток
азербайджанцев в Краснояр-
ский край наблюдается с начала
1990‑х гг., после распада СССР. Ми-
грация была обусловлена сложной
политической и экономической
ситуацией в Азербайджане. В Рос-
сии количество азербайджанцев
увеличилось за межпереписной
период (1989–2002) в 1,9 раза, а в Красноярском крае – в 2,6 раза.
Перепись 2010 г. зафиксировала
на территории Красноярского края
16,3 тыс. азербайджанцев, из них
св. 10 тыс. чел. – это мужчины
(63 %)., а 2059 чел. – граждане
Азербайджана.
Средний возраст азербайджан-
цев Красноярского края – 29,5 лет.
Количество людей равномерно
распределено по всем возрастным
группам. Однако при переходе
от возрастной категории 50–54 года
к 55–60 годам наблюдается
резкое уменьшение численности
с 1012 чел. до 330 чел., а в воз-
растной группе от 70 лет и старше
зафиксировано всего 70 чел.
Основная сфера деятельности
азербайджанцев Красноярского
края: строительство, торговля,
транспорт, сфера услуг. Специ-
фика занятости предопределила
повышенный уровень урбанизации
азербайджанцев региона, причем
¾ приходится на два самых круп-
ных города региона – Красноярск
(7,0 тыс. чел.) и Норильск (5,4 тыс.
чел.).
Среди других этнодемографи-
ческих особенностей азербайджан-
цев Красноярья отметим высокий
уровень этничности – 61 %(2010)
из них владеют родным языком.
Однако этот показатель существен-
но ниже уровня 2012 г. (91 %).
С другой стороны, среди мигрантов
имеется 5 % лиц, не владеющих
русским языком.
Сегодня многие представители
азербайджанской диаспоры играют
значимую роль в общественной
и культурной жизни Красноярского
края. Почетом и уважением жи-
телей региона пользуются первый
руководитель строительства
Красноярской ГЭС Ислам Ислам-
заде, более 30 лет возглавлявший
Красноярский «Обувьторг» Халид
Мамедов, писатель Э. А. Ахадов,
бывший проректор Красноярской
академии музыки и театра Ирада
Рустамова, музыкант, исполнитель
на таре Сулейман Сулейманов и др. 

Рисунок4.gif
Рисунок5.gif
Рисунок6.gif

НАЦИОНАЛЬНО-
КУЛЬТУРНЫЕ
ОБЪЕДИНЕНИЯ


В 1990 г. в Красноярске создается
Азербайджанское национально-
культурное общество «Азери»,
которое возглавил С. Сулейманов.
Председателями этой организа-
ции в последующее время были
О. Ахмедов. М. Г. Джумшудов,
А. Г. Гусейнов, М. Г. Ильясов.
В 2004 г. «Азери» преобразуется
в Красноярскую местную азербайджанскую
национально-культурную
автономию (МНКА), ее возглавил
Т. С. Махмудов. Руководители
«Азери» вошли в состав Палаты
национальностей Гражданской
ассамблеи, Совета молодежных на-
циональных объединений «МИР»,
Совета мусульман Красноярского
края.
Помимо краевого центра
азербайджанские автономии
возникают и в других территориях.
Местные НКА образованы в Ачин-
ском (2016, предс. Г. С. Ибадов),
Шарыповском (2016, предс.
А. Д. Гусейнов) и Березовском
(2017, предс. Т. М. Тамоев) районах.
В 2016 г. местные автономии
создают региональную азербайд-
жанскую НКА Красноярского края
(предс. Т. С. Махмудов).
В г. Норильске с 1999 г. работает
региональное общественное
движение «Азербайджанская
диаспора» («Азеди», предс. А. Г. Ке-
римов). Организация создала азер-
байджанский культурный центр,
на базе которого проводились
национальные и межэтнические
общегородские мероприятия.
Азербайджанские обществен-
ные организации ведут большую
работу по сохранению и развитию
национальных традиций
и культуры. Диаспора участвует
в проведении краевых и муници-
пальных культурных мероприятий,
таких, как межнациональный
фестиваль «Сроднила нас Сибирь»
и «Содружество на Енисее», День
города, организует национальные
подворья, проводит выставки
азербайджанских костюмов
и блюд национальной кухни. При
обществе работает несколько
детских и взрослых творческих
коллективов.
Визитной карточкой диаспоры
стал азербайджанский хореогра-
фический ансамбль «Одлар Юрду»
(образован в 2005 г. как ансамбль
«Азери», переименован в 2008 г.,
в 2009 г. ему присвоено звание
«Народный коллектив»). К насто-
ящему времени «Одлар Юрду»
имеет три состава самодеятельных
артистов, которые исполняют
более 15 национальных хореогра-
фических композиций. Ансамбль
ведет активную гастрольную
деятельность, является лауреатом
и дипломантом всероссийских
и международных фестивалей.
Диаспорой ежегодно отмечаются
праздники Навруз, День солидар-
ности азербайджанцев всего мира,
День независимости Республики
Азербайджан, Курбан-Байрам
и Ураза-Байрам.
Кроме того, проводятся такие
мероприятия, как День Республики
Азербайджан в Красноярском
крае, национальный «Праздник
граната» («Нар байрамы»), День
России, День Победы; организуют-
ся встречи с профессиональными
творческими и спортивными
коллективами Азербайджана.
В 2016 г. с большим успехом в кра-
евой филармонии прошел День
народов Кавказа, организован-
ный силами региональной НКА.
В 2017 г. на средства диаспоры
была подготовлена и издана кни-
га «Из Азербайджана на фронт.
История южной трассы ленд-лиза
1941–1945 гг. ».
Азербайджанская молодежь
активно участвует в проведении
краевых межнациональных ме-
роприятий: спортивных турниров
по мини-футболу и волейболу,
межнациональной игре брейн-ринг
и КВН «Лига наций», межнацио-
нальных праздников, семинаров,
конференций и круглых столов.
Традиционно крепки связи
азербайджанцев с исторической
родиной. Красноярск посещают
представители Посольства Рес-
публики Азербайджан в Москве,
Федеральной национально-куль-
турной автономии, бизнесмены,
деятели культуры, ученые, спортсмены.
Азербайджанские автономии
Красноярского края занимаются
благотворительной деятельностью
через оказание гуманитарной
помощи больницам, детским
центрам, ветеранским организаци-
ям. Общество постоянно выступает
спонсором борцовских турниров,
соревнований по тяжелой атлети-
ке, проводимых в краевом центре.

bottom of page