top of page

Чулымцы

Чулымцы (самоназв.: июс кижилер – «чулымские люди», пестын кижилер – «наши люди») – коренной народ в Российской Федерации, живущий в среднем и нижнем течении р. Чулым (приток Оби). Устаревшие названия – мелецкие, чулымские или тутальские татары, карагасы томские. До переписи 2002 г. были официально записаны хакасами. В научной литературе именовались чулымскими тюрками.

Общая численность в России по переписи 2010 г. – 0,36 тыс. чел. (2002 г.– 0,7 тыс. чел.), в т.ч. 0,2 тыс. чел. в Тегульдетском районе Томской обл. и 0,15 тыс. чел. в Тюхтетском районе Красноярского края.

Делятся на две этнотерриториальные группы  – «среднечулымские» или   мелецкие тюрки (Тюхтетский район) и «нижнечулымские», тутальские тюрки (Тегульдетский район).

Язык чулымцев относится к тюркской группе алтайской языковой семьи, занимает промежуточное положение между кызыльским диалектом хакасского языка и восточными говорами языка сибирских татар. Делится  на два диалекта, нижнечулымский – ныне исчезнувший, и среднечулымский (говоры тутальский и мелецкий).  Письменность отсутствует, национальных школ нет.

Верующие чулымцы – православные (обращены в 17–18 вв.). Однако вплоть до сегодняшних дней сохранились дохристианские элементы в обрядах.

Предки чулымских тюрок стали переселяться из Южной Сибири в район нынешнего ареала расселения, начиная со вт. пол. 2-го тыс. н. э. К появлению русских землепроходцев они занимали обширные территории бассейна р. Чулым, входящие ныне в состав  многих районов Красноярского края, Томской и Кемеровской областей. Длительное соприкосновение с сопредельными народами сказалось на этногенезе чулымцев. На момент завершения этнической консолидации чулымцев в их культуре прослеживалось влияние: кызыльцев (хакасов), нарымских селькупов и томских татар. Можно обнаружить также элементы самодийской (селькупской), кетской и даже монгольской традиций.

После вхождения в состав Русского государства, территория чулымцев стала постепенно сокращаться, прежде всего, вследствие ассимиляции русскими и другими народами. Однако в целом в дореволюционный период численность чулымцев возрастала, составляя 830 чел.  в нач. 18 в.., 3,9 тыс. чел. в начале и  4,8 тыс. в конце 19 в.  В советский период чулымцы были отнесены к хакасам, среди них резко усилились ассимиляционные процессы. В ходе переписи 2010 г. только 356 чел. определил себя в качестве чулымца.

Поселения чулымцев располагаются около рек, стариц и озер, что связано с одним из основных занятий – рыболовством. Рыбу ловили сетями, котцами, неводами, острогами, запорами. Добывали  язей, щук,  ельцов, стерлядь и др. Зимой переселялись на охотничьи стойбища. Охота в начале 20 в. приобрела в основном товарное пушное направление. Подсобную роль играли собирательство съедобных и лекарственных растений, промысел кедрового ореха, заготовка талового лыка, черемуховой сарги, бересты, ягод, крапивы и конопли (для получения пряжи). Имеются сведения о примитивном ручном земледелии до прихода русских. Выращивали в основном ячмень и просо, позднее под влиянием русских переселенцев распространились рожь, овес, пшеница, огородные культуры. Скотоводство было развито слабо.

Домашние ремесла – ткачество, изготовление веревок, сетей, посуды (берестяной, деревянной и плетеной из прутьев или коры), лодок, лыж, нарт, кожевенное дело, плотницкие работы и т. д.

Передвигались на лошадях, долбленых лодках-обласках, зимой использовались ручные нарты и лыжи (голицы и камусные).

Традиционные поселения – улусы, были зимними и летними. В летних занимались выпасом скота, земледелием, рыболовством, в зимних – охотой. К 19 – нач. 20 вв. они были вытеснены постоянными поселениями.

Традиционные жилища – землянки (одыг), срубные полуземлянки (кыштаг) с крышей полупирамидальной формы, срубные юрты прямоугольной и многоугольной формы с конусообразной крышей из досок или бересты, временные жилища – чумы из жердей, крытые берестой, войлоком или рогожей. С 18 в. основным типом жилища становится русская изба.

Характерные особенности интерьера жилища: чувалы (чуал) с открытыми очагами, глиняные низкие печи (кемега) для приготовления пищи, нары или лавки, сундуки, полки с образами и домашней утварью.

Традиционная одежда чулымцев – рубахи и  штаны. Женские рубахи шились из холста, праздничные платья – из покупного ситца или шелка. Штаны в прошлом были из налимьих шкурок, позднее -  холщовые. Как верхнюю одежду  женщины, и мужчины носили камзолы, отороченные мехом. Зимой женщины носили беличьи или лисьи шубы (тон), крытые материей. На голову надевали белые или алые колпаки (тастар), покрывала, зимние меховые шапки. В летнее время чаще ходили босиком, носили поршни (короткая овальнозагнутая спереди и сзади обувь), чирки (невысокая обувь с отдельно выкроенной мягкой подошвой и голяшкой), сапоги (в прошлом из налимьих шкур, позднее из кожи) с косо срезанным верхом голенища, кожаные башмаки.

Женщины заплетали несколько кос, носили подвески, в т.ч. из монет, серьги, бусы, браслеты, кольца, перстни. Мужчины носили рубахи из китайской ткани, кафтаны со стоячим воротником, опушенные мехом, халаты из русских или среднеазиатских тканей, зимой тулупы, шубы из  козьих, лосиных или оленьих шкур, опушенные мехом шапки. На ноги одевали поршни, плетенную из тальниковых прутьев обувь, унты с мягкой подошвой, охотничьи сапоги-бродни.  В 18–19 вв. национальная одежда вытесняется русской.

Основу традиционной пищи составляли рыба, дичь и дикие растения. С 19 в. распространяются хлеб и др. мучные и молочные продукты, мясо домашних животных (особенно конина). Долгое время под запретом было употребление свинины и грибов.  Рыбу вялили, сушили, коптили. До конца 19 в. заквашивали на зиму в яме ячмень, сарану и другие растения. Многие молочные блюда (творог, сыр), супы (щи, борщ) и напитки (квас, брага, пиво) были заимствованы у русских.

Из национальных блюд сохранились уха, бурак-порса (толченая вяленая или сушеная рыба), каша из курмача (очищенного и сушеного ячменя), талкан (болтушка из молотых зерен и муки).

Традиционный фольклор сохранился слабо. Известны сказания о богатырях, к именам которых возводят фамилии чулымцев. Прослеживается орнаментальное искусство на изделиях из дерева, бересты, ткани и кожи. У русских заимствовали способы украшения наличников окон и карнизов домов и многие орнаментальные мотивы.

В 17–18 вв. чулымцы были обращены в православие. В то же время вплоть до 1930-х гг. сохранялось своеобразное шаманство. Атрибутами шамана были белый головной платок, ожерелье из белых бус, сапоги, погремушка, ложка для кормления духов. Поклонялись изображениям (идолам-онгонам) духов (родовых, семейных, личных), чтили тотемы, священные деревья и т.п. Переплетение христианства с традиционными верованиями сказалось на национальной обрядности.

Основные этапы брачного обряда – сватовство, торг о калыме, церковное венчание (после прихода русских и крещения), свадебный пир, брачная ночь в специальной отдельной юрте, утреннее пиршество. В частности, сват приносил родителям невесты трубку с табаком. Те выкуривали ее в знак согласия на брак. До 20 в. встречались браки через умыкание (похищение) невесты (с ее согласия).

Хоронили по-христиански, однако, сохранились традиционные элементы обряда – с покойным укладывали в могилу его вещи, охотничьи принадлежности, устраивали тризну возле могилы, разводили костер и прыгали через него. В настоящее время многие традиционные элементы культуры чулымцев быстро уходят или уже ушли из жизни народа.

В Красноярском крае насчитывается 145 чулымцев (2010), проживающих совместно с русскими в д. Пасечное. Основные демографические характеристики чулымцев отличаются от показателей других коренных народов севера и юга Красноярья, но сопоставимы со среднекраевыми. Удельный вес мужчин – 53,7%, молодежи  до 16 лет – 23,4%; лиц трудоспособного возраста – 68.9%, старшей возрастной группы – 6,2%.

Отличительная черта чулымцев – самый низкий  по краю уровень урбанизации (5,5%) и слабое владение родным языком (8,2%).

В 1990-е гг. отмечается рост национального самосознания чулымцев. В 2000 г. они были включены в Единый перечень коренных народов Российской Федерации. По переписи населения 2002 г. чулымцы учитываются уже как отдельный народ. В 2004 г. была зарегистрирована семейно-родовая община «Чулым» Тюхтетского района (предс. А.Ф.Кондияков). В сентябре 2005 г. в д. Пасечное впервые прошел национальный праздник Тумпайрам, включавший спортивные состязания (гонки на лодках-обласках), награждение  лучших охотников и рыболовов общины и обширную концертную программу.

С 2007 г. в д. Пасечное ежегодно проводится День рыбака. Основа праздничного веселья –  гонка на лодках-обласках. Обласки – это лодки, на которых местный народ ведут промысел рыбы. Делают их обычно из мягких пород деревьев – ветлы, осины или тополя, что придает им надежную прочность и устойчивость на воде. Длина лодок бывает от трех с половиной до пяти метров. Чтобы удержаться на воде да еще развить приличную скорость, нужно обладать поистине высоким мастерством. Кроме состязаний на обласках чулымцы соревнуются в различных шуточных конкурсах. Обязательным элементом Дня рыбака в Пасечном является концерт художественной самодеятельности, главной темой которого тоже являются рыболовные истории и легенды.

bottom of page