top of page

Кумыки

Кумыки (самоназв.: кумук) – народ в Российской Федерации (503 тыс. чел., 2010), коренное население Республики Дагестан (431,7 тыс. чел.). Большие группы кумыков также проживают в Республике Северная Осетия–Алания  – 16,1 тыс. чел., в Ханты-Мансийском автономном округе-Югре (13,8 тыс. чел.), Республике Чечня (12, 2 тыс. чел.), Ставропольском крае (5,6 тыс. чел.), Ямало-Ненецком автономном округе (4,4 тыс. чел.).

Кумыкский язык относится к кипчакской группе тюркских языков;  имеет 3 диалекта: северный (хасавюртовский), средний (буйнакский) и южный (кайтагский). Письменность была первоначально на основе арабской, с 1929 г. – на латинской, а с 1938 г. – русской графики.

Верующие кумыки исповедуют ислам суннитского толка, который утвердился в обществе в 8-12 вв.

Этногенез кумыков происходил за счет смешения древних племен предгорного Дагестана с пришлыми тюркскими кочевниками савирами (5–7 вв.), хазарами (7-10 вв.) и кыпчаками-половцами (11–13 вв.). Окончательное формирование кумыков как этноса произошло в 12-13 вв. В 16–19 вв. у кумыков получили развитие феодальные отношения, на территории их расселения возникло несколько политических образований.

В начале 17 в. Кумыкия была присоединена к России. В 1860-е гг. эти территории административно вошли на правах округов в Дагестанскую и Терскую области. С 1921 г. кумыки находятся в составе Дагестанской АССР, с 1991 г. – Республики Дагестан.

Традиционные занятия кумыков: пашенное земледелие (пшеница, ячмень, просо, рис, кукуруза) и скотоводство (крупный рогатый скот, овцы, кони). Второстепенное значение имели садоводство, огородничество, виноградарство, рыболовство, охота, пчеловодство, торговля, добыча соли.

Распространены типичные для Кавказа промыслы и ремесла. Женскими занятиями считались: сукноделие, хлопчатобумажное ткачество, ковроделие; мужскими – обработка кожи, металла, дерева, камня, изготовление оружия.

Значительного уровня у кумыков достигло орнаментальное искусство (резьба по дереву, лепка из глины для оформления ниш, проемов, карнизов, каминов и др.). Оружие (кинжалы, пистолеты, сабли, ружья) украшались золотой или серебряной оправой. Женская одежда (прежде всего девочек и девушек) орнаментировалась золотыми или серебряными галунами, искусно исполненными позолоченными нагрудниками или кружевами.

Основной тип поселения – юрт у северных кумыков и кент у южных.  На равнине преобладали селения квартальной планировки с прямыми улицами, застроенными одно- и полутораэтажными домами из самана. В горах преобладали  двухэтажные, сложенные из необработанных камней. В доме состоятельного кумыка каждая комната имела свое назначение. Под кухню отводилось самое просторное помещение. Одна комната предназначалась для хранения продуктов, остальные служили спальнями. Для гостей отводилась специальная  кунацкая комната.

Полы застилались знаменитыми безворсовыми кумыкскими коврами. Стены украшались оружием, полками с медной посудой или другими медными изделиями, что свидетельствовало о достатке в доме.

Традиционный мужской костюм состоял из рубахи, штанов, бешмета, черкески, зимой - овчинной шубы и бурки. На голову надевали овчинную шапку,  башлык; на ноги -  вязаные носки, сафьяновые легкие сапоги, чарыки, башмаки и галоши из сафьяна или тонкой кожи на толстой подошве.

Женская одежда состояла из рубахи,  широких штанов или шаровар, нескольких видов платья.  На ноги надевали шерстяные носки, чувяки, башмаки, кожаные галоши. На голове кумычки носили повязку чохто, поверх которой накидывали платок. Большим разнообразием отличались женские украшения: нашивные бляшки и пуговицы,  различные виды браслетов, колец, серег, поясов, которые обычно украшались драгоценными камнями.

После присоединения Дагестана к России в кумыкскую среду стала проникать и привозная городская одежда европейского типа.

Традиционные блюда кумыкской кухни: хинкал, шорпа (различные супы – с фасолью, рисом, лапшой, крупой и др.), чуду (пирог с творогом или сыром), долма, плов, шашлык, яичница из взболтанных яиц, чилав (каша из риса, кукурузной или пшеничной крупы, сваренной на молоке), тахана (жидкая каша из жареной на масле пшеничной муки), халва различных видов. Разнообразны мучные изделия - пироги, оладьи, калачи. В отличии от других народов Дагестана кумыки делали хлеб из кислого теста, который выпекали в печах. Чай, кофе, какао, многие спиртные напитки кумыки заимствовали у окружающих народов.

Сохранились памятники кумыкского фольклора: героический эпос (героико-исторические песни -  йыры о батырах Айгази, Абдулле, Эльдаруше), календарно-обрядовая поэзия (песни вызывания дождя, встречи осени и весны), семейно-обрядовая поэзия (свадебные песни, причитания и др.). В народе популярны такмаки и сарыны (четверостишия-состязания), любовные (ашугские), юмористичские йыры, а также пословицы, поговорки, загадки и др.

Кумыкский танец, имеющий около 20 вариантов, относится к типу лезгинки. Совершенства достигло и песенное исполнительское искусство, в особенности мужское многоголосый хор. Танцы и песни сопровождаются аккомпанементом кумуза, гармоники, реже – зурны и др.; на этих же инструментах исполняются и сольные наигрыши.

Наиболее известными представителями кумыкского народа являются поэты 19 в. Йырчи Казак, М. Османов, литераторы З. и Н. Батырмурзаевы, Б. Астемиров, народные артисты России Б.Мурадова и Т. Гаджиев, композитор А. Аскерханов, авиаконструктор Мужаетдин Хангишиев и специалист по космической технике Мурад Капланов, летчик, Герой Советского Союза Ю.Акаев. Кумыкские корни имеет поэт Арсений Тарковский, отец кинорежиссера Андрея Тарковского. Всемирную известность в дореволюционной России имел борец и артист цирка Ал-Клыч Хасаев.

 

Кумыки Красноярского края

Общая численность кумыков за последние ¾ века увеличилось в России с 4,5 раза – один из самых высоких показателей в стране. В Красноярский край они стали приезжать в 1980-е годы для работы на Норильском комбинате в Заполярье и на строительство первенцев КАТЭКа – угольного разреза и Березовской ГРЭС-1 (г. Шарыпово).  За 1980-е годы число кумыков в крае (с учетом Хакасии) выросло с 93 до 456 чел., или почти в 5 раз. Этот рост не прекратился и в трудные 1990-е годы.

К 2010 г. в крае насчитывалось 596 кумыков, проживавших главным образом в г. Норильске (50%), г. Шарыпово и одноименном районе (15%), г. Красноярске (13%) и г. Назарово (9%). В целом на долю горожан приходилось 95% всех кумыков. Диаспору отличает также количественное преобладание мужской части (62%) и снижение показателя владения родным языком (до 48% с 85% в 2002 г.).

Кумыки принимают участие в деятельности Красноярской региональной национально-культурной общественной организации «Страна Гор – Дагестан».  Одним из инициаторов ее создания в 2003 г. стал красноярский предприниматель, кумык Гамзат Камбулатов.

 

Кумыкские пословицы

  • Дети детей – слаще меда.

  • Каждый аул мясо по-своему режет.

bottom of page