top of page
САиЭ 4-21 обл.png

Том 5. № 4.

 

1

 

УДК 323.1

 

Концептуальные основания этнических исследований

 

Дегтяренко Ксения Александровна

Сибирский федеральный университет

 

 

Аннотация

Специфика исследования этнической идентификации и самоидентификации коренных малочисленных народов северных и арктических территорий имеет прочную теоретико-методологическую базу, выстроенную на многочисленных работах отечественных и зарубежных ученых. Особое внимание к вопросу этноса, этничности начинает прослеживаться уже с начала XIX века.

В данной статье зафиксированы особенности развития этнических исследований. Отдельному рас- смотрению подвергаются процессы зарождения и дальнейшего развития отечественной науки в области этнографии и антропологии, а также основополагающие концепции ключевых ученых, значимых для теории этноса, теории этничности.

Ключевые слова: Этничность, этническое самосознание, этническая идентичность, этническая идентификация, этническая самоидентификация, этнические исследования.

Научная специальность: 24.00.01 – Теория и история культуры (культурология).

 

 

Conceptual foundations of ethnic studies

 

Degtyarenko Ksenia Aleksandrovna

Siberian Federal University

 

Abstract

The specificity of the study of ethnic identification and self-identification of the indigenous peoples of the northern and arctic territories has a solid theoretical and methodological base, built on numerous works of domestic and foreign scientists. Particular attention to the issue of ethnos, ethnicity begins to be traced from the beginning of the 19th century.

In this article, the features of the development of ethnic studies are recorded. The processes of the birth and further development of domestic science in the field of ethnography and anthropology, as well as the fundamental concepts of key scientists significant for the theory of ethnos and the theory of ethnicity are subject to separate consideration.

Keywords: Еthnicity, ethnic self-awareness, ethnic identity, ethnic identification, ethnic self-identification, ethnic studies.

Research area: 24.00.01 - Theory and history of culture (cultural studies).

 

2

 

УДК 316.7

 

Концептуальный потенциал художественной культуры как формы этнической манифестации коренных северных народов

 

Пчелкина Дарья Сергеевна

Сибирский федеральный университет

 

 

Аннотация

Статья направлена на исследование стратегий воспроизводства и ретрансляции этничности этнокультурных групп в публичных репрезентациях, осуществляемых в культурном поле коренных малочисленных народов Севера России. Безусловно, одними из ключевых форм этнической манифестации культурной идентичности являются национальные язык, праздники, кухня, традиционная хозяйственно-промысловая деятельность и пр. Однако, в данной статье акцентируется значение художественной культуры как ключевой формы репрезентации этнического нарратива, ее возможностей в вопросе сохранения традиционной культуры северных народов в эпоху интенсификации глобализационных процессов.

Актуальные процессы трансформации глобальной культуры активизировали развитие двух противоположных тенденций в вопросе этнической идентичности — стремление к самоопределению, сохранению традиционного хозяйства и утверждению этнокультурных особенностей, с одной стороны, и к интеграции, к более высоким стандартам качества жизни, с другой. Набирающие все большие обороты и расширяющие сферы воздействия на современные процессы развития мирового сообщества влияют на этническое самосознание путем вовлечения в глобальную монокультуру, что приводит к изменениям этничности, что в свою очередь воздействует на совокупность тех культурных механизмов, которые помогают этнокультурным группам само- репрезентировать идентичность.

С точки зрения интерпретативной модели культуры К. Гирца, можно говорить о том, что художественная культура определенного этноса представляет собой совокупность смыслонесущих текстов, репрезентирующих социальные идеалы этого этнокультурного сообщества. Специфика произведений художественной культуры северных малочисленных коренных народов заключается в том, что в них фиксируется реальный опыт взаимодействия человека, а значит, и всей этнокультурной группы, идеалов их сообщества. Тем самым этническая художественная культура выступает в качестве социального регулятора жизни этнокультурной общности и одной из главных сфер этнической манифестации.

Ключевые слова: Коренные малочисленные народы Севера, этническая манифестация, художественная культура, этническая идентичность.

Научная специальность: 24.00.01 – Теория и история культуры (культурология).

 

The conceptual potential of artistic culture as a form of ethnic manifestation of the indigenous northern peoples

 

Pchelkina Daria Sergeevna

Siberian Federal University

 

Abstract

The article is aimed at studying the strategies of reproduction and retransmission of the ethnicity of ethno-cultural groups in public representations carried out in the cultural field of the indigenous small-numbered peoples of the North of Russia. Of course, one of the key forms of ethnic manifestation of cultural identity is the national language, holidays, cuisine, traditional economic and commercial activities, etc. However, this article focuses on the importance of artistic culture as a key form of representation of the ethnic narrative, its capabilities in the issue of preserving the traditional culture of the Northern peoples in the era of intensification of globalization processes.

The current processes of transformation of global culture have intensified the development of two opposite trends in the issue of ethnic identity — the desire for self-determination, the preservation of traditional economy and the assertion of ethno-cultural characteristics, on the one hand, and for integration, for higher standards of quality of life, on the other. The increasing momentum and expanding spheres of influence on the modern processes of development of the world community affect ethnic self-consciousness by involving in the global monoculture, which leads to changes in ethnicity, which in turn affects the totality of those cultural mechanisms that help ethno-cultural groups to self-represent identity.

From the point of view of K. Girts interpretive model of culture, we can say that the artistic culture of a certain ethnic group is a set of meaning-bearing texts representing the social ideals of this ethno-cultural community. The specificity of the works of artistic culture of the northern small indigenous peoples lies in the fact that they record the real experience of human interaction, and therefore the entire ethno-cultural group, the ideals of their community. Thus, ethnic artistic culture acts as a social regulator of the life of an ethno-cultural community and one of the main spheres of ethnic manifestation.

Keywords: Indigenous small-numbered peoples of the North, ethnic manifestation, artistic culture, ethnic identity.

Research area: 24.00.01 - Theory and history of culture (cultural studies).

 

 

3

УДК 316.4.057.4

 

The Upper Lena: social anthropology expedition materials 2021

 

Bliakher Leonid Efimovich

Pacific State University

Grigorichev Konstantin Vadimovich

Irkutsk State University

Peshkov Ivan Olegovich

Moscow School of Social and Economic Science (MSSES)

Elokhina Yulia Valerievna

Irkutsk State University

 

Abstract

The article provides a brief review of materials collected in the framework of the complex ecological and anthropological expedition along the upper reaches of the Lena river area. The expedition included two groups: ecological-biological group and social anthropology group. The results of research work conducted by the latter are presented here. The purpose of the text given below is merely to present field data, without any attempt for reconstructing or interpreting historical data. 

Keywords: ecological and anthropological expedition, field research, villages in the upper reaches of the Lena River area.

Research area: 07.00.07 - Ethnography, ethnology and anthropology (historical sciences).

 

 

Верхняя Лена: Материалы социально-антропологической экспедиции 2021 г.

 

Бляхер Леонид Ефимович

Тихоокеанский государственный университет

Григоричев Константин Вадимович

Иркутский государственный университет

Пешков Иван Олегович

Московская высшая школа социальных и экономических наук (Шанинка)

Елохина Юлия Валерьевна

 Иркутский государственный университет

 

 

Аннотация

В статье представлен краткий обзор материалов, собранных в рамках комплексной эколого-антропологической экспедиции в верхнем течении реки Лена в июне 2021. Экспедиция включала два отряда: эколого-биологический и социально-антропологический. Здесь представлены результаты работы последнего. Настоящий текст ставит своей целью исключительно представление полевых материалов, без реконструкции исторических данных и интерпретации результатов.

Ключевые слова: эколого-антропологическая экспедиция, полевые исследования, поселки в верхнем течении реки Лена.

Научная специальность: 07.00.07 – Этнография, этнология и антропология (исторические науки).

 

4

 

УДК 391(=512.212)

 

К вопросу об этнической принадлежности одежды из захоронения в устье р. Сурах (Оленёкский район Якутии)

 

Варламов Александр Николаевич

Институт гуманитарных исследований и проблем

малочисленных народов Севера СО РАН

 

Аннотация

Публикация посвящена материальной культуре западных эвенков на примере одежды из захоронения, обнаруженного в устье р. Сурах в Оленёкском районе Якутии. Исследование основывается на сравнительном анализе характеристик музейного экспоната с этнографическими традициями эвенков и родственных этносов тунгусо-маньчжурской группы. Рассматриваются ключевые признаки одежды по составу и покрою комплекта, стилю орнаментации, типу и цвету используемых материалов. В результате проведенного анализа автор приходит к выводу о том, что характеристики одежды из сурахского захоронения соответствуют этнографическим традициям локальной группы западных эвенков, исторически проживавших в бассейне р. Оленёк.

Ключевые слова: одежда эвенков, западные эвенки, тунгусский кафтан, эвенкийские натазники, эвенкийский орнамент, украшения тунгусов, диахронная система эвенков.

Научная специальность: 07.00.07 – Этнография, этнология и антропология

 

Revisiting the ethnicity of clothing from a burial at the mouth of the river Surakh (Oleneksky district of Yakutia)

 

Varlamov Alexander Nikolaevich

The Institute for Humanities Research and Indigenous Studies of the North

Siberian Branch of Russian Academy of Science

 

Abstract

The publication is devoted to the material culture of the Western Evenki on the example of clothing found in burial in the mouth of river Surakh in the Oleneksky district of Yakutia. The research is based on a comparative analysis of the characteristics of the museum exhibit with the ethnographic traditions of the Evenki and related ethnicities of the Tungus-Manchu group. The key features of the clothing are the composition and style of clothing, the style of ornamentation, the type and colour of the materials. As a result of the analysis, the author concludes that the characteristics of the clothing from the Surakh burial consistent with the ethnographic traditions of the local group of Western Evenki who historically lived in the Olenek basin.

Keywords: Evenki clothing, Western Evenki, Tungus kaftan, Evenki natazniki, Evenki ornament, Tungus decorations, diachronal system of Evenki.

Research area: 07.00.07 – Ethnography, ethnology and anthropology

 

5

УДК 94(47).081/.083

 

Граждане "фискального государства" как агенты фиска: механизм работы российских раскладочных присутствий по данным г. Новониколаевска за 1907 г.

 

Кириллов Алексей Константинович

Институт истории Сибирского отделения

Российской академии наук

 

Аннотация

Понятие фискального государства Нового времени служит для обозначения государства, озабоченного не только регулярностью поступления налогов, но и справедливостью их взимания. Исключительная черта налоговой системы такого государства на этапе внедрения подоходных налогов – податные органы, составленные из плательщиков (податные присутствия). В России первой разновидностью податных присутствий были раскладочные присутствия, занимавшиеся раскладкой промыслового налога между торговцами и мелкими промышленниками.

Цель, достижению которой содействует эта работа – выяснить методы действия раскладочных присутствий для выполнения их главной задачи: проверки сведений, сообщаемых плательщиками в налоговых декларациях ("заявлениях"), и определения прибыли каждого предприятия. Работа присутствий изучается методом отдельных случаев (case study): рассматривается работа 2-го Томского участкового присутствия за 1907 г. по рассмотрению жалоб плательщиков на неверное определение их прибыли.

Установлен ряд черт работы этого присутствия в 1907 г. Присутствие решительно отстаивало показатели прибыли, которую оно при раскладке налога вменило плательщикам: большинство поданных жалоб было отклонено. Тем не менее, присутствие было готово учитывать ранее не учтённые факты в пользу плательщиков: в некоторых случаях размер платежа снижался. Установлено, что и податной инспектор, и представители плательщиков играли существенную роль в сборе фактов, необходимых для взвешенного принятия решения по каждому возражению. Данные плательщиков учитывались и за счёт участия выборных в заседании присутствия, и благодаря предварительному получению сведений инспектором от "торговых депутатов" и от "сведущих лиц". Во многих случаях они располагали прямыми данными о сумме выручки обсуждаемого предприятия; использовались и косвенные показатели.

Описанный механизм работы раскладочного присутствия важен тем, что именно благодаря этому механизму и стал возможным переход России в конце XIX – начале XX в. (в ногу со странами запада) на новую систему налогообложения, позволяющую государству при небольшом числе чиновников "вглядываться в лицо" каждому отдельно взятому налогоплательщику.

Ключевые слова: история налогов, подоходный налог, промысловый налог, податное присутствие, Россия начала XX века, Россия капиталистическая.

Научная специальность: 07.00.02 – Отечественная история (исторические науки).

 

Citizens of fiscal state as fiscal agents: mechanism of the Russian repartitional tax commissions based on the Novonikolaevsk documents of 1907

 

Kirillov Alexey Konstantinovich

History Institute of the Siberian Branch

of the Russian Academy of Sciences

 

Abstract

Concept of the modern fiscal state serves to designate a state that is concerned not only with the regularity of tax receipts, but also with their fairness. Tax commissions (tax authorities consisting of taxpayers) constitute an exclusive feature of the tax system of a fiscal state at the stage of the introduction of income taxes. Repartitional tax commissions engaged with the distribution of the trade tax between small entrepreneurs were at Russia the first type of tax commissions.

The goal of this work is to find out how the repartitional commissions operated to accomplish their main task – to verify the information reported by payers in their tax returns and to determine the profits of each enterprise. Case study is applied to reach this goal. The documents studied concern the work of the 2nd Tomsk district repartitional commission considering complaints of taxpayers about the incorrect determination of their profits at 1907.

As result several features of the commission's work are established. The commission would defend vigorously the figures of profit that it charged to the payers during the taxation process: most of the complaints were rejected. Nevertheless, the commission was ready to take into account newly discovered facts favorable to the payers: in some cases, the figure of the payment was reduced. It is established that both the tax inspector and the payers' representatives played an essential role in collecting the facts necessary for reasonable decision-making on each objection. Useful information of the taxpayers would be would taken into account due to the participation of taxpayers' representatives in the meeting of the commission, as well as due to the preliminary collecting of information by the inspector from "trade deputies" and from the "informed persons". In many cases, they disposed of direct information on the amount of proceeds of the discussed enterprise; indirect indicators were also used.

It was due to this cooperation between officials and taxpayers' representatives that Russia appeared capable of introducing at the early 20th century (in step with the countries of the West) the modern taxation system that let the state with its few tax officials to "peer into the face" of each individual taxpayer.

Keywords: history of taxes, income tax, trade tax, tax office, Russia at the beginning of the 20th century, late Imperial Russia.

Research area: 07.00.02 - Domestic history (historical sciences).

.

 

6

УДК 17.018.22

 

Этнические процессы у амурских негидальцев

 

Кривоногов Виктор Павлович

Сибирский федеральный университет

 

Аннотация

На севере Ульчского района Хабаровского края, проживает одна из двух территориальных групп негидальцев – «низовские» или амурские негидальцы (вторая группа – «верховские» - проживают выше по течению реки Амгунь).  Они составляют более половины негидальцев. Летом 2021 года экспедиция провела исследования современных этнических процессов среди низовских негидальцев в местах их максимальной концентрации – посёлках Тыр и Тахта (в них проживает 1/3 часть всех амурских негидальцев). Проведён массовый опрос со 100-процентным охватом, составлено 86 опросных листов. В статье рассмотрены   демографические и миграционные процессы, языковые и этнокультурные процессы, национально-смешанные браки, метисация низовских негидальцев.

Ключевые слова: амурские негидальцы, численность, демография, миграции, языковые, этнокультурные процессы, ассимиляция.

Научная специальность: 07.00.07 – Этнография, этнология и антропология (исторические науки).

 

 

Ethnic processes among the Amur Negidal people

 

Krivonogov Viktor Pavlovich

Siberian Federal University

 

Abstract

In the north of the Ulchsky district of the Khabarovsk Territory, one of the two territorial groups of Negidals lives - the "lower" or Amur Negidals (the second group - the "Verkhovsky" - live upstream of the Amgun River). They make up more than half of the Negidals. In the summer of 2021, the expedition conducted research on modern ethnic processes among the lower Negidals in the places of their maximum concentration - the villages of Tyr and Takhta (1/3 of all Amur Negidals live in them). A mass survey with 100% coverage was carried out, 86 questionnaires were compiled. The article deals with demographic and migration processes, linguistic and ethnocultural processes, nationally mixed marriages, cross-breeding of the lower Negidal people.

Keywords: Amur Negidals, number, demography, migration, linguistic, ethnocultural processes, assimilation.

Research area: 07.00.07 - Ethnography, ethnology and anthropology (historical sciences).

 

 

7

УДК 94(47).084<1917/1940>

 

Две тактики осуществления политики «коренизации» в сфере образования среди северных нацменьшинств. (К истории Отделения северных народностей Герценовского пединститута в 1930-е годы)*

 

Лапина Ирина Александровна

Российский государственный педагогический университет

 им. А.И. Герцена

 

 

Аннотация

Статья посвящена истории Отделения северных народностей, созданного в 1929 г. в составе Герценовского пединститута в Ленинграде в связи с реализацией стратегии «выравнивания исторической кривой» в сфере этнонациональной политики - достижения фактического равенства народов СССР. Эта стратегия осуществлялась в 1920-1930-е годы путем «коренизации» народов на определенной территории, закрепляемой за ними в рамках национальных республик, краев, районов и сельсоветов, что требовало повышения статуса родного языка, формирования национальных управленческих кадров и интеллигенции. С учетом задач социалистической модернизации «коренизация» школы и системы образования в среде малочисленных народов в отдаленных регионах Севера, Сибири и Дальнего Востока не могла осуществляться «механическим» путем – через непосредственное вовлечение местного населения в процесс административного управления и преподавания, т.к. многие народы просто не имели письменности. В их отношении была избран другой сценарий «коренизации» - «функциональный». Подготовка интеллигенции из среды северных народов впервые начала осуществляться через рабфак, созданный в 1925г. в Ленинградском университете и преобразованный в 1930г. в Институт народов Севера. Однако осуществление широких планов модернизации отдаленных регионов зависело от создания в них системы образования, охватывающей все население. Необходимым условием для этого была масштабная организация профессионального педагогического образования. История первого десятилетия Северного отделения ЛГПИ им. А.И. Герцена, воссозданная на основе сопоставления исторических источников, демонстрирует, какие проблемы и трудности предстояло преодолеть на этом пути.     

Ключевые слова: этнонациональная политика советского государства, «коренизация» северных народов, ИНС, профессиональное педагогическое образование, Северное отделение Ленинградского педагогического института им. А.И. Герцена.

Научная специальность: 07.00.02 – Отечественная история (исторические науки).

 

* Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках проекта №20-09-00026 «Метаморфозы этнонациональной политики советского государства в зеркале высшей педагогической школы. 1917–1939 годы».

 

 

Two tactics for the implementation of the policy of "indigenousization" in the field of education among northern national minorities. (To the history of the Northern Nationalities Department of the Herzen Pedagogical Institute in the 1930s) *

 

Lapina Irina Alexandrovna

Alexander Herzen State Pedagogical University of Russia

 

Abstract

The article is devoted to the history of the Department of Northern Nationalities, created in 1929 as part of the Herzen Pedagogical Institute in Leningrad in connection with the implementation of the strategy of "leveling the historical curve" in the field of ethno-national politics - achieving de facto equality of the peoples of the USSR. This strategy was carried out in the 1920s-1930s through the "indigenousization" of peoples in a certain territory, assigned to them within the framework of national republics, territories, districts and village councils, which required an increase in the status of the native language, the formation of national managerial personnel and intelligentsia. Taking into account the tasks of socialist modernization, the "indigenization" of the school and the education system among small peoples in the remote regions of the North, Siberia and the Far East could not be carried out "mechanically" - through the direct involvement of the local population in the process of administrative management and teaching, because many peoples simply did not have a written language. In relation to them, another scenario of “indigenization” was chosen - “functional”. The training of the intelligentsia from among the northern peoples first began to be carried out through the workers' faculty, created in 1925. at the Leningrad University and transformed in 1930. to the Institute of the Peoples of the North. However, the implementation of broad plans for the modernization of remote regions depended on the creation of an education system in them, covering the entire population. A necessary condition for this was the large-scale organization of professional pedagogical education. The history of the first decade of the Northern branch of the Leningrad State Pedagogical Institute named after A.I. Herzen, recreated on the basis of a comparison of historical sources, demonstrates what problems and difficulties had to be overcome on this path.

Keywords: the ethno-national policy of the Soviet state, the "indigenousization" of the northern peoples, the INS, professional pedagogical education, the Northern branch of the Leningrad Pedagogical Institute. A.I. Herzen.

Research area: 07.00.02 - Domestic history (historical sciences).

 

*The research was carried out with the financial support of the Russian Foundation for Basic Research within the framework of the project No. 20-09-00026 “Metamorphoses of the ethno-national policy of the Soviet state in the mirror of the higher pedagogical school.

 

 

8

УДК 304.4

 

Сущностные характеристики экстремального туризма в дискурсе изучения культуры Республики Саха (Якутия)

 

Магидович Марина Леонидовна

Российский государственный педагогический университет

 им. А.И. Герцена

Иванов Максим Васильевич

Северо-Восточный федеральный университет имени М. К. Аммосова

 

Аннотация

Статья посвящена выявлению сущностных характеристик экстремального туризма с позиции культурологии. Экстремальный туризм является активно развивающейся на глобальном уровне культурной индустрией. В настоящее время экстремальный туризм в отечественной науке понимается либо как самостоятельный вид туризма, либо как подвид приключенческого, активного, спортивного или экологического туризма. В зарубежной науке также нет единообразия в дефинициях.  Некоторые из авторов отождествляют экстремальный туризм с   жестким приключенческим туризмом (hard adventure tourism), некоторые относят его к самостоятельному виду туризма, близкому к экстремальному спорту. В предлагаемой статье с позиции междисциплинарного подхода, выявляются причины популярности экстремального туризма, раскрываются аксиологические, социально-экономические и психологические факторы его развития, а также выявляется его сущность, связанная с игровой деятельностью.  

Ключевые слова: экстремальный туризм, приключенческий туризм, Республика Саха (Якутия), игровая концепция, аксиология туризма.

Научная специальность: 24.00.01 — Теория и история культуры (культурология).

 

 

 

Essential characteristics of extreme tourism in the discourse of studying the culture of the Republic of Sakha (Yakutia)

 

Magidovich Marina Leonidovna

Alexander Herzen State Pedagogical University of Russia

Ivanov Maksim Vasil'evich

M. K. Ammosov North-Eastern Federal University

 

Abstract

This article is devoted to the disclosure of the essential characteristics of extreme tourism from the standpoint of cultural studies. Extreme tourism is an actively developing cultural industry at the global level. Currently, extreme tourism in Russian science is understood either as an independent type of tourism, or as a subspecies of adventure, active, sports or ecological tourism. There is also no uniformity in definitions in English-speaking science. Some of the authors identify extreme tourism with hard adventure tourism, some refer it to an independent type of tourism close to extreme sports. In this article, from the standpoint of an interdisciplinary approach, the reasons for the popularity of extreme tourism are revealed, axiological, socio-economic and psychological factors of its development are revealed, and its essence associated with gaming activity is revealed.

Keywords: extreme tourism, adventure tourism, the Republic of Sakha (Yakutia), gaming concept, axiology of tourism.

Research area: 24.00.01 - Theory and history of culture (cultural studies).

 

9

 

УДК 94:355.244.21(571.51)"1944/1948"

 

Решения кадровой проблемы в период реэвакуации населения из Красноярского края в военный и послевоенный период (1944-1948 гг.)

 

Малютина Лариса Федоровна

Сибирский федеральный университет

Новосельцев Николай Рзавич

Сибирский федеральный университет

 

 

Аннотация

Великая Отечественная война Советского Союза против Германии обусловила перемещение многих предприятий и людей из западных районов страны в восточные. В их числе и Красноярский край. Здесь были размещены около 200 предприятий, учреждений из 25 западных городов страны. С предприятиями и самостоятельно в край прибыло более 80 тысяч человек. Так появились: машиностроительный гигант "Сибтяжмаш", КрасТЭЦ, химкомбинат “Енисей”, Красмаш, Норильский комбинат и многие другие предприятия. Они превратили Красноярье в промышленный регион страны. С победами Красной Армии встала проблема восстановления экономики освобожденных территорий, которые понесли значительный урон в материальной и людской сфере. И тут восточные районы опять пришли на помощь – начинается процесс реэвакуации оборудования и людей на прежнее место жительства. Это обострило проблему рабочих кадров, особенно квалифицированных, в Сибири, в том числе Красноярском крае. В квалифицированных кадрах нуждались предприятия края, так как здесь, в отличие от западных регионов СССР, начиналась перестройка экономики на мирные рельсы, а не её восстановление.  В данной статье авторы анализируют средства и методы решения проблемы закрепления кадров в процессе реэвакуации гражданского населения и оборудования партийно-советскими, хозяйственными органами Красноярского края. Опыт этого периода с определенными корректировками может быть использован и сегодня в целях решения кадровой проблемы, но теперь уже для заселения восточных районов страны в сложных экономических и демографических условиях.

Ключевые слова: война, мирное строительство, реэвакуация, квалифицированные кадры, производство, партийные и советские органы, демобилизованные воины, курсы переподготовки.

Научная специальность: 07.00.02 – Отечественная история (исторические науки).

 

Solutions to the personnel problem during the period of re-evacuation of the population from the Krasnoyarsk Territory in the war and post-war period (1944-1948)

 

Malyutina Larisa Fedorovna

Siberian Federal University

Novoseltsev Nikolay Rzavich

Siberian Federal University

 

Abstract

The Great Patriotic War of the Soviet Union against Germany caused the movement of many enterprises and people from the western regions of the country to the eastern ones. Among them is the Krasnoyarsk Territory. About 200 enterprises and institutions from 25 western cities of the country were located here. More than 80 thousand people arrived with enterprises and independently. This is how the machine-building giant Sibtyazhmash, KrasTETs, the Yenisei chemical plant, Krasmash, the Norilsk plant and many other enterprises appeared. They turned Krasnoyarsk into an industrial region of the country. With the victories of the Red Army, the problem arose of restoring the economy of the liberated territories, which suffered significant losses in the material and human spheres. And here the eastern regions again came to the rescue - the process of re-evacuation of equipment and people to their former place of residence begins. This aggravated the problem of workers, especially skilled workers, in Siberia, including the Krasnoyarsk Territory. The enterprises of the region needed qualified personnel, since here, in contrast to the western regions of the USSR, the restructuring of the economy began on a peaceful track, and not its restoration. In this article, the authors analyze the means and methods for solving the problem of retaining personnel in the process of re-evacuation of the civilian population and equipment by the party-Soviet and economic bodies of the Krasnoyarsk Territory. The experience of this period, with certain adjustments, can be used today in order to solve the personnel problem, but now for the settlement of the eastern regions of the country in difficult economic and demographic conditions

Keywords: war, peaceful construction, re-evacuation, qualified personnel, production, party and Soviet bodies, demobilized soldiers, retraining courses.

Research area: 07.00.02 - Domestic history (historical sciences).

 

 

10

 

УДК 304.5

 

Индигенные методологии в зарубежном социальном и гуманитарном знании

 

Резникова Ксения Вячеславовна

Сибирский федеральный университет

 

Аннотация

Настоящая статья посвящена индигенным методологиям, заявивших о себе в рамках постколониального поворота в 2010-х гг. и находящихся в процессе своего становления. Индигенным методологиям свойственны рефлексивность как непрекращающаяся оценка всех аспектов исследования, целостная эпистемология, деколонизирующая оптика, коренная этика, коренные способы получения знаний. Коренные способы получения знаний разнообразны и, как правило, метафорично апеллируют к традиционным культурным практикам, обладают сильным повествовательным компонентом, им свойственны диалогичность и равноправие участников диалога, преобладание качественных методов над количественными, западные представления о выборке по отношению к коренным методологиям оказываются нерелевантными. Адепты индигенных методологий полагают, что их применение не должно происходить в ущерб методологиям западной науки. Методология исследования коренных народов не должна превращаться в парадигматическую монополию, предназначенную для использования исключительно учеными из числа коренных народов. Постколониальный поворот, как и ряд других культурных поворотов, призывает к эмансипации прежде маргинального не с целью подавления и маргинализации прежде господствующего, но для уравновешивания и равноправия. С точки зрения постколониального поворота индигенные и не-индигенные методологии в ходе исследования культур коренных народов должны быть уравнены и применяться инструментально.

Ключевые слова: Индигенные методологии; постколониальный поворот; деколониальная парадигма; коренные эпистемологии; сторителлинг.

Научная специальность: 24.00.01 – Теория и история культуры (культурология).

 

 

Indigenous methodologies in foreign social and humanitarian knowledge

 

Reznikova Ksenia Vyacheslavovna

Siberian Federal University

 

Abstract

This article focuses on indigenous methodologies that made their mark in the postcolonial turn in the 2010s and in the process of their formation. Indigenous methodologies are characterized by reflexivity as an ongoing assessment of all aspects of research, holistic epistemology, decolonizing optics, indigenous ethics, and fundamental ways of obtaining knowledge. The indigenous ways of acquiring knowledge are diverse and metaphorically appeal to traditional cultural practices, have a narrative component, they are characterized by dialogism and equality of dialogue participants, the predominance of qualitative methods over quantitative ones, Western ideas about sampling in relation to indigenous methodologies are irrelevant. The adherents of indigenous methodologies believe that their application should not occur to the detriment of the methodologies of Western science. Indigenous research methodology should not be transformed into a paradigmatic monopoly for the exclusive use of indigenous scholars. The postcolonial turn, like a number of other cultural turns, calls for the emancipation of the formerly marginal, not with the aim of suppressing and marginalizing the formerly dominant, but for balancing and equality. From the point of view of the postcolonial turn, indigenous and non-indigenous methodologies in the study of indigenous cultures must be equalized and applied instrumental.

Keywords: Indigenous methodologies; postcolonial turn; decolonial paradigm; indigenous epistemologies; storytelling.

Research area: 24.00.01 - Theory and history of culture (cultural studies).

 

 

11

УДК 355.086:355.426(571.13)

 

Юнкера омских школ прапорщиков в Гражданской войне на Востоке России

 

Саблин Александр Юрьевич

Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского

Омский государственный аграрный университет им. П.А. Столыпина

 

Аннотация

Данная публикация представляет собой попытку проследить коллективную судьбу обучающихся (юнкеров) и начальствующего состава 1-й и 2-й Омских школ подготовки прапорщиков пехоты в период с ноября 1917 г., т.е. с момента расформирования школ в октябре и ноябре и антибольшевистского выступления 2-й Омской школы прапорщиков 1–3 ноября 1917 г., до середины 1918 г., когда в Омске был сформирован т.н. «Отряд при 2-й школе прапорщиков». В статье прослеживаются судьбы отдельных офицеров вплоть до середины 20-х гг. Методологическая концепция публикации – это совокупность антропологического подхода и описательно-повествовательного метода. Источниковую базу в отношении судеб рядового и офицерского состава омских школ составили опубликованные воспоминания М.М. Басова, материалы сибирской периодической печати рассматриваемого периода, опубликованная делопроизводственная документация органов ОГПУ УССР. В отношение Отряда при 2-й (Омской) школе прапорщиков новые данные удалось выявить в неопубликованных источниках, хранящихся в Российском государственном военном архиве (РГВА), в частности фонд № 39498 «Управление 2 отд[ельного]. Степного Сибирского корпуса» и фонд № 39617 «Штаб Сибирской армии». В результате проведенного исследования удалось установить, что значительная часть обучающихся (юнкеров), выпускники (прапорщики) и отдельные офицеры омских школ к началу полномасштабной Гражданской войны в Сибири в июне 1918 г. находились на территории Западной Сибири, в частности, в Омске. Они составили «ядро» т.н. «Отряда при 2-й школе прапорщиков, на основе которого в июне 1918 г. был сформирован 3-й Степной Сибирский стрелковый полк, переименованный позднее в 15-й Курганский Сибирский стрелковый полк. Некоторые участники событий 1–3 ноября 1917 г. в Омске были подвергнуты в мае 1918 г. следствию и суду. В заключении подчеркивается, что для Омска формации лета 1918 г. 2-я Омская школа подготовки прапорщиков пехоты стала одним из армейских символов антибольшевистской борьбы. Публикация адресована широкому кругу читателей, в числе которых – специалисты по истории Русской (императорской) армии, Первой мировой и Гражданской войны, белого движения, краеведы.

Ключевые слова: военная антропология, юнкера, офицерство, Гражданская война, белое движение, школы прапорщиков, Омск.

Научная специальность: 07.00.02 – Отечественная история (исторические науки).

 

Juncker of the Omsk schools of warrant officers in the Civil War in the East of Russia

 

Sablin Alexander Yurievich

Omsk State University named after F.M. Dostoevsky

Omsk State Agrarian University named after P.A. Stolypin

 

Abstract

This publication is an attempt to trace the collective fate of students (cadets) and the commanding staff of the 1st and 2nd Omsk schools for the training of infantry warrant officers in the period from November 1917, that is, from the moment the schools were disbanded in October and November and the anti-Bolshevik uprising 2nd Omsk school of warrant officers on November 1–3, 1917, until mid-1918, when the so-called “Detachment at the 2nd school of warrant officers” was formed in Omsk. The fates of individual officers are traced up to the mid-20s. The methodological concept of publication is a combination of an anthropological approach and a descriptive-narrative method. The source base in relation to the judicial privates and officers of the Omsk schools was made up of the published memoirs of M.M. Basov, materials of the Siberian periodicals of the period under review, the published office documentation of the organs of the OGPU of the Ukrainian SSR. Regarding the Detachment at the 2nd (Omsk) school of ensigns, new data was found in unpublished sources stored in the Russian State Military Archive (RGVA), in particular, fund no. 39498 “Office of the 2nd separate steppe Siberian corps” and fund no. 39617 “Headquarters of the Siberian army”. As a result of the study, it was possible to establish that a significant part of the students (cadets), graduates (warrant officers) and individual officers of Omsk schools by the beginning of the full-scale Civil War in Siberia in June 1918 were on the territory of Western Siberia, in particular, in Omsk. They formed the “core” of the so-called “Detachment at the 2nd school of ensigns”, on the basis of which the 3rd Steppe Siberian Rifle Regiment was formed in June 1918, which was later renamed the 15th Kurgan Siberian Rifle Regiment. Some participants in the events of November 1–3, 1917 in Omsk were subjected to investigation and trial in May 1918. In the conclusion, it is emphasized that for Omsk, the formation of the summer of 1918, the 2nd Omsk school for training infantry warrant officers became one of the army symbols of the anti-Bolshevik struggle. The publication is addressed to a wide range of readers, including specialists in the history of the Russian (imperial) army, the First World War and the Civil War, the white movement, and local historians.

Keywords: military anthropology, cadets, officers, Civil war, white movement, ensign schools, Omsk.

Research area: 07.00.02 - Domestic history (historical sciences).

 

12

УДК 94 (57)

 

Участие жителей Байкальской Сибири в оформлении Парижской Всемирной выставки 1900 г. (по материалам Государственного архива Иркутской области)*

 

Ткачев Виталий Викторович

 Иркутский государственный университет

 

Аннотация

Статья рассматривает историю участия жителей Байкальской Сибири в Парижской Всемирной выставке 1900 г. Значимость исследования заключается в том, что проводится анализ документов Государственного архива Иркутской области, которые раскрывают работу Восточно-Сибирского отдела Императорского Русского географического общества, жизнь и деятельность известного представителя научной организации М. Д. Бутина (1835–1907), историю создания его художественной коллекции. Работа подтверждает то, что М. Д. Бутин участвовал в оформлении Парижской Всемирной выставки. Исследование раскрывает содержательную сторону международного художественного события для Байкальского региона. К процессу подготовки мероприятия подключались разные представители общественности (купечество, художники, учёные, преподаватели), так как многие жители изучали историю, особенности освоения Сибири. Всё это позволяет сделать вывод о том, что в результате участия в выставке, М. Д. Бутин создал благоприятные условия для развития социокультурных связей региона с западными и восточными государствами. Деятельность Михаила Дмитриевича влияла на процесс приобщения жителей к предметам искусства. Он поддерживал работу общественных организаций, научные экспедиции, проведение художественных выставок и других просветительских мероприятий. Предприниматель считал, что, если подготовить и организовать открытые площадки для общества, то возможно поднять уровень его благосостояния. В результате экспедиций, написания научных трудов Михаил Дмитриевич показал то, как должен регион развиваться. Многие интересы и идеи М. Д. Бутина в тех или иных областям культуры были реализованы при его жизни и после другими представителями художественной интеллигенции Байкальской Сибири.

Ключевые слова: История Сибири, Байкальская Сибирь, художественная жизнь, Парижская Всемирная выставка, ВСОИРГО, М. Д. Бутин.

Научная специальность: 07.00.02 – Отечественная история (исторические науки)

 

*Исследование проведено при финансовой поддержке гранта Иркутского государственного университета для молодых ученых № 091-21-322 «Художественная жизнь в городах Байкальской Сибири второй половины XIX – начала XX вв.: история и особенности развития».

 

Participation of the inhabitants of Baikal Siberia in the design of the Paris World Exhibition of 1900 (based on the materials of the State Archives of the Irkutsk Region)

 

Tkachev Vitaliy Viktorovich

Irkutsk State University

 

Abstract

The article examines the history of the participation of the inhabitants of Baikal Siberia in the Paris World Exhibition of 1900. M. D. Butin (1835-1907), the history of the creation of his art collection. The work confirms that M. D. Butin participated in the design of the Paris World Exhibition. The study reveals the content side of the international art event for the Baikal region. Various representatives of the public (merchants, artists, scientists, teachers) were involved in the process of preparing the event, since many residents studied the history, features of the development of Siberia. All this allows us to conclude that as a result of participation in the exhibition, M. D. Butin created favorable conditions for the development of socio-cultural ties of the region with Western and Eastern states. Mikhail Dmitrievich's activities influenced the process of familiarizing residents with art objects. He supported the work of public organizations, scientific expeditions, art exhibitions and other educational events. The entrepreneur believed that if you prepare and organize open areas for society, then it is possible to raise the level of its well-being. As a result of expeditions, writing scientific papers, Mikhail Dmitrievich showed how the region should develop. Many interests and ideas of M. D. Butin in various fields of culture were realized during his lifetime and after by other representatives of the artistic intelligentsia of Baikal Siberia.

Keywords: History of Siberia, Baikal Siberia, artistic life, Paris World Exhibition, VSOIRGO, M. D. Butin.

Research area: 07.00.02 - Domestic history (historical sciences)

 

*The research was supported by Irkutsk State University, project N 091-21-322 «Artistic life in the cities of Baikal Siberia in the second half of the XIX - early XX centuries: history and features of development».

 

 

13

УДК 396.21

 

Институт женского шаманства у эвенков Дальнего Востока (по материалам полевых исследований)*

 

Унру Софья Александровна

Российский государственный педагогический университет

 им. А.И. Герцена

 

Аннотация

В ходе полевых исследований на территории трех эвенкийских поселков (Иенгра Нерюнгринского улуса Республики Саха (Якутия), Первомайское и Бомнак Амурской области) осуществлен сбор информации об особенностях мифологии, генеалогии, становления, снаряжения и практики женщин-шаманок. Целью исследования являлось изучение современного состояния института женского шаманства у эвенков. Проведена работа с шаманами и шаманками, их клиентами, опрос носителей культуры, встречи и беседы с представителями местных администраций, работа в научных архивах и краеведческих музеях, видеозапись интервью, обрядов, праздников, камланий, повседневной жизни эвенков. Опрошено 35 человек, имеющих отношение к шаманству, зафиксировано шаманское камлание, записано 20 часов аудиозаписей, 22 часа видеозаписей, сделано более 1000 фотографий. Собраны архивные видеозаписи по традиционной культуре эвенков Дальнего Востока, в том числе, по женскому шаманству. Материалы экспедиционной работы подтвердили существование в культуре дальневосточных эвенков женского шаманства как отдельного института. В исследованных районах действительно практикуют как мужчины, так и женщины шаманы, причем опрошенные носители культуры смогли описать различия мужского и женского шаманства. При соблюдении общих принципов культа, женский вариант шаманства имеет специфические черты. Они обнаружены в форме передачи дара, протекании шаманской болезни, возрасте начала шаманской практики, в сфере деятельности и стиле камлания. Женщины шаманки используют особые приемы лечения и гадания, имеют отличный от мужского костюм и атрибуты. Зачастую шаманы и шаманки находятся в противоборстве на сакральном уровне. Статус шаманок довольно высок и не уступает статусу мужчин шаманов.   

Ключевые слова: эвенки Дальнего Востока, институт женского шаманства, гендерные особенности традиционной культуры, шаманская болезнь, камлания, костюм и атрибутика шаманов и шаманок.

Научная специальность: 07.00.07 – Этнография, этнология и антропология (исторические науки).

 

* Работа выполнена при финансовой поддержке РГНФ, проект «Институт женского шаманства у эвенков Дальнего Востока» (№ 05-01-18005е).

 

 

Institute of Female Shamanism among the Evenks of the Far East (based on the materials of the materials of their research) *

 

Unru Sofia Alexandrovna

Alexander Herzen State Pedagogical University of Russia

 

Abstract

In the course of field research on the territory of three Evenki settlements (Iengra Neryungrinsky ulus of the Yakutia, Pervomayskoye and Bomnak of the Amur region), we collected information about the features of mythology, genealogy, formation, equipment and practice of female shamans. The purpose of the study was to describe female shamanism among the Evenks, its current state, work with shamans, their clients, interviewing the local population, meetings and conversations with representatives of local administrations, work in scientific archives and local history museums, video recording of interviews, rituals, holidays, ceremonies, daily life of the Evenks. During the expedition, 35 people related to shamanism were interviewed. A video recording of shamanic ritual was made. More than 1000 photos, 20 hours of audio, 22 hours of video were recorded. Archival videos on the traditional culture of the Evenks of the Far East, including female shamanism, have been collected. The materials of the expedition work confirmed the existence of female shamanism as a separate institution in the culture of the Far Eastern Evenks. In the studied areas, both male and female shamans really practice, and ethnophores were able to describe the differences between male and female shamanism. While observing the general principles of the cult, the female version of shamanism has specific features. This is found in the form of shamanic gift transmission, the course of shamanic disease, the age when shamanic practice begins, the field of activity and the style of the ritual. Female shamans use special methods of treatment and divination, have a costume and attributes that differ from men's. Often male shamans and female shamans are in a confrontation at the sacred level. The status of female shamans is quite high and is not inferior to the status of male shamans.

Keywords: Evenki of the Far East, institute of female shamanism, gender characteristics of traditional culture, shamanic disease, ritual, costume and attributes.

Research area: 07.00.07 - Ethnography, ethnology and anthropology (historical sciences).

 

* This work was financially supported by the Russian Humanitarian Science Foundation, the project “Institute of Female Shamanism among the Evenks of the Far East” (No. 05-01-18005е).

 

14

УДК 908

 

Деятельность Бюро краеведения КОРГО (ССОРГО)  по организации  массовой  краеведческой работы в Приенисейской Сибири (1924-1928 гг.)*

 

Шмакова Наталья Викторовна

Независимый исследователь

Акимова Елена Васильевна

Институт археологии и этнографии СО РАН

Сибирский федеральный университет

 

Аннотация

Бюро краеведения (БК) при Красноярском отделе РГО было образовано в мае 1924 г., став откликом на создание ЦБК в Москве и призыв Советской власти к развертыванию массовой краеведческой деятельности в стране. Главной задачей БК было привлечение к краеведческой работе различных социальных слоев  населения губернии путем организации в городах и селах краеведческих кружков и музеев, составления и рассылки программ и анкет для сбора материалов, популяризации в местной прессе краеведческих знаний и распространение информация  о краеведческой работе, издание краеведческой и методической литературы. Тем самым БК должно было стать центром, объединяющем вокруг себя  местные кадры краеведов,  откуда они могли бы получать научное руководство и поручения по различным отраслям знания. В свою очередь, собранные ими материалы, оказывали бы существенную помощь КОРГО в изучении истории, природы и хозяйства Приенисейского края. Основные трудности в работе БК были связаны с отсутствием должного финансирования и поддержки со стороны государственных органов. По сути, главные достижения БК были связаны с подвижнической деятельностью красноярских ученых и общественных деятелей: В.А. Смирнова, Н.К. Ауэрбаха, М.И. Пальмина. А.Л. Яворского, А.Я. Тугаринова, В.П. Косованова, И.А. Шнейдера К.Н. Сементовского, М.В. Красноженовой и др.

Деятельность БК подробно рассматривается и анализируется  на основе обширных архивных материалов по организации массовой краеведческой работы в Красноярском округе в 1924-1928 гг. Большое внимание  уделяется формам и методам привлечения широких слоев населения к научно-исследовательской работе КОРГО.

Ключевые слова: Енисейская губерния, Бюро краеведения, Красноярское отделение РГО, Средне-Сибирское отделение РГО, краеведческие кружки.

Научная специальность: 07.00.02 – Отечественная история (исторические науки).

 

*Работа выполнена по проекту НИР ИАЭТ СО РАН № 0264-2021-0008 «Изучение, сохранение и музеефикация археологического и этнокультурного наследия Сибири».

 

Regional Studies Bureau of Krasnoyarsk Branch of Russian Geographical Society organizing massive regional studies activities in Prienisey Siberia (1924-1928)

 

Shmakova Nataly Victorovna

Independent researcher

Akimova Elena Vasilyevna

Institute of Archaeology and Ethnography SB RAS

Siberian Federal University

 

Abstract

Regional Studies Bureau (BK) of Krasnoyarsk branch of Russian Geographical Society (KORGO) was founded in May, 1924, as the response to the creation of Central Regional Studies Bureau (TsBK) in Moscow and to the appeal of the Soviet government to begin working on the mass regional studies all around the country. The main aim of BK was an attraction of the different sectors of the population of the province to regional studies by organizing regional studies clubs and museums, programming and sharing the programs and questionnaires to collect information, popularization regional studies in local press, spreading the information about regional studies, publishing regional studies researches and guidance material. By doing so, BK should have been become the center to unite local regional studies researchers, which could have been provided them with scientific leadership and different errands to run. For its part, the material the had collected became a substantial assistance for KORGO researches of Prieniseysky kray history, nature and economy. The main difficulties of BK were inadequate financing and lack of the government support. In fact, the main achievements of BK revealed through pioneering activities of Krasnoyarsk scientists and public figures: Smirnov V.A., Auerbach N.K. Palmin M.I., Yavorsky A.L., Tugarinov A.Y., Kosovanov V.P., Shneider I.A., Sementovsky K.N., Krasnojenova M.V. and others.

BK activity is considered and analyzed in details, based on multiple archive materials about organizing massive research studies in Krasnoyarsk region in 1924-1928. Considerable attention is paid to the forms and methods of attraction of the different sections of the population to research works of KORGO.

Keywords: Yeniseysk Governorate, Regional Studies Bureau, Krasnoyarsk branch of Russian Geographical Society, RGO, Middle Siberia branch of Russian Geographical Society, regional studies clubs.

Research area: 07.00.02 - Domestic history (historical sciences).

 

*The work was carried out according to the project of R&D Institute of Archeology and Ethnography SB RAS No. 0264-2021-0008 "Study, preservation and museification of the archaeological and ethnocultural heritage of Siberia".

 

15

УДК 008

 

Концепт триединства «Символ-Знак-Образ» в традиционной художественной культуре народов Арктики

Санжеева Лариса Васильевна

Российский государственный педагогический университет им. А.И.Герцена

 

Аннотация

В статье анализируется «концепт» как культурологический инструментарий в исследовании художественных форм традиционной культуры. Определяется концепт триединства «Символ-Знак-Образ», отражающий универсальные свойства художественных смыслов и творческого наследия в условиях унификации этнического современного мира. В современности при существенных этнических различиях традиционной культуры в Артике сложились универсальные концепты, создающие устойчивые формообразования, идентифицируемые с определенными этносами и государствами. Понятие «концепт» в контексте культурологического инструментария определяется совокупностью научных подходов исследования традиционной художественной культуры. На сегодняшний день нет единого определения понятия, так как категориально-методологический инструментарий отражает множество аспектов изучаемых объектов концепта, связанных с многообразием выявления существенных характеристик и признаков феноменов культуры. Потенциал концепта как методологического инструментария определяется его универсальными свойствами. Так, концепт триединство «Символ-Знак-Образ» обладает всеми признаками инструмента культурологического познания.

Ключевые слова: концепт, триединство «Символ-Знак-Образ», традиционная художественная культура.

Научная специальность: 24.00.01 – Теория и история культуры (культурология)

 

The concept of the trinity "Symbol-Sign-Image" in the traditional artistic culture of the peoples of the Arctic

 

Sanzheeva Larisa Vasilievna

Alexander Herzen State Pedagogical University of Russia

 

Abstract

The article analyzes the "concept" as a cultural toolkit in the study of artistic forms of traditional culture. The concept of the trinity "Symbol-Sign-Image" is determined, reflecting the universal properties of artistic meanings and creative heritage in the context of the unification of the ethnic modern world. In modern times, with significant ethnic differences in traditional culture in Artik, universal concepts have developed that create stable forms, identified with certain ethnic groups and states. The concept of "concept" in the context of culturological tools is determined by the totality of scientific approaches to the study of traditional artistic culture. To date, there is no single definition of the concept, since the categorical-methodological toolkit reflects many aspects of the studied objects of the concept, associated with the diversity of identifying essential characteristics and features of cultural phenomena. The potential of a concept as a methodological toolkit is determined by its universal properties. Thus, the concept of the trinity "Symbol-Sign-Image" has all the features of an instrument of cultural knowledge.

Keywords: concept, trinity "Symbol-Sign-Image", traditional art culture.

Research area: 24.00.01 - Theory and history of culture (cultural science).

 

16

УДК 316.733

 

Техника, как фактор трансформации идеалов культуры

 

Пивоваров Глеб Олегович

Красноярский Краевой Дом Науки и Техники

 

 

Аннотация:

В данной статье определены основные понятия культуры и идеала. Выявлены основные хронологические этапы развития общества от момента формирования устной традиции до периода индустриализации. рассматривается вопрос развития «твердого ядра» культуры и её «защитного пояса» по методике исследовательской программы И. Лакатоса. Благодаря этому удалось выявить основополагающие установки, составляющие «Твердое ядро» культуры и «Защитный пояс» этого ядра, представленный в повседневной жизни. Выявлена динамика изменений культурных установок «твердого ядра» и «защитного пояса» культуры в зависимости от развития техники. Благодаря концепции Д.В. Пивоварова культура рассмотрена с позиции идеалообразующей стороны жизни. Выявлены способы и три модели формирования идеалов культуры, которые ложатся в основу «Твердого ядра». Рассмотрена Синтетическая      концепция идеального. Приведен исторический пример взаимодействия всех трех моделей, подтверждающий применимость синтетической концепции к повседневной жизни.

Ключевые слова: техника, культура, идеал, культурология.

Научная специальность: 24.00.01 – Теория и история культуры (культурология).

 

Technology as a factor in the transformation of cultural ideals

 

Gleb Olegovich Pivovarov

Krasnoyarsk Regional House of Science and Technology

 

Abstract:

This article defines the basic concepts of culture and ideal. The main chronological stages of the development of society from the moment of the formation of the oral tradition to the period of industrialization are revealed. The article deals with the development of the “hard core” of culture and its “protective belt” according to the methodology of the research program of I. Lakatos. Thanks to this, it was possible to identify the fundamental attitudes that make up the "hard core" of culture and the "protective belt" of this core, presented in everyday life. The dynamics of changes in cultural attitudes of the "hard core" and "protective belt" of culture, depending on the development of technology, has been revealed. Thanks to the concept of D.V. Pivovarov's culture is considered from the standpoint of the ideal-forming side of life. The methods and three models of the formation of the ideals of culture, which form the basis of the "Solid core", are revealed. Considered the synthetic concept of the ideal. A historical example of the interaction of all three models is given, confirming the applicability of the synthetic concept to everyday life.

Keywords: technology, culture, ideal, cultural studies.

Research area: 24.00.01 - Theory and history of culture (cultural studies).

bottom of page