СОДРУЖЕСТВО ПРОСВЕТИТЕЛЕЙ КРАСНОЯРЬЯ
УМНЫЕ РЕГИОНЫ - БУДУЩЕЕ РОССИИ
Финны (самоназв.: суомалайсет, суоми) – народ, основное население Финляндии (ок. 4,9 млн. чел.). Общая численность в мире ок. 6,5 млн. человек. Крупные финские диаспоры имеются в США (624 тыс. чел.) и Швеции (446 тыс. чел.), значительные группы – в Канаде (131,4 тыс.), Австралии (21 тыс.), Великобритании (11,2 тыс.), Норвегии (10 тыс.), Эстонии (10 тыс.) и других странах. В Российской Федерации насчитывается 20,3 тыс. финнов (2010), в том числе 8,6 тыс. в Республике Карелия, 4,3 тыс. в Ленинградской области, 2,5 тыс. в г. Санкт-Петербург.
Практически все финны России относятся к субэтнической группе ингерманландцев, населявших историческую область Ингрию. В начале 18 в. здесь была образована Ингерманландская губерния, переименованная позднее в Петербургскую губернию.
Финский язык относится к прибалтийско-финской подгруппы финно-угорской группы уральской семьи. Диалекты подразделяются на западную и восточную группы (ингерманландцы). Современный литературный язык основан на западных диалектах с включением восточной лексики. Письменность на основе латинской графики.
Верующие финны – в основном лютеране. Имеются приверженцы других протестантских деноминаций, а также православия (ингерманландцы).
Этногенез
Предки финнов – прибалтийско-финские племена – проникли на территорию современной Финляндии в 3-м тысячелетии до н. э. и к 8 веку заселили большую ее часть, оттеснив аборигенное саамское население на севере и частично ассимилировав его. Финская народность сформировалась в процессе слияния финноязычных племен суоми, хяме, а также включения отдельных групп карел.
В 12–13 вв. финские земли были завоеваны шведами. Длительное шведское господство наложило отпечаток на культуру Финляндии (аграрные отношения, общественные институты и др.). Шведское завоевание сопровождалось насильственной христианизацией местного населения. В период Реформации (16 век) была создана финская письменность. Тем не менее, финский язык оставался лишь языком богослужения и бытового общения вплоть до второй половины 19 века, когда получил формальное равноправие со шведским языком.
В 1890 – 1917 гг. Финляндия со статусом автономного Великого княжества входила в состав Российской империи. В декабре 1917 года была провозглашена независимость Финляндии, а в июле 1919 года она стала республикой.
Традиционные занятия и жилище
До конца 19 в. в сельском хозяйстве финнов преобладало земледелие, с начала 20 в. ведущим становится молочное животноводство. Традиционные промыслы – морские (рыболовство, охота на тюленя, парусное мореходство), лесные (смолокурение), деревообработка (в том числе изготовление деревянной утвари). Финны-ингермандланцы обеспечивали сельхозпродуктами население Петербурга, занимались извозом.
Крестьянские поселения на юго-западе Финляндии – кучевые деревни, на востоке – мелкие поселения и хутора. Традиционное жилище – срубный дом удлиненных пропорций с двускатной крышей, крытой тесом. Обязательные хозяйственные постройки – хлев, баня (сауна), клети.
Для интерьера западного крестьянского дома характерны двухъярусные и раздвижные кровати, колыбели на гнутых полозьях, многообразие форм шкафов. Распространены роспись и резьба, покрывавшие мебель и утварь (прялки, грабли, клещи хомутов и др.). Жилое помещение украшали ткаными изделиями (одеяла, праздничные покрывала, занавеси на двухъярусной кровати), ворсовыми коврами (рюйю).
Национальный костюм и кухня
Традиционная женская одежда – рубаха, блузы различного покроя, юбка (преимущественно полосатая), шерстяная лиф-безрукавка или кофта, передник, у замужних женщин – льняной или шелковый на жесткой основе головной убор с кружевной отделкой; девушки носили открытые головные уборы в форме венца или повязки.
Мужская одежда – рубаха, штаны до колен, жилеты, куртки, кафтаны. На востоке долго сохранялись женская рубаха с вышивкой и косым разрезом на груди, белый сермяжный или льняной полудлинный сарафан (виита), полотенчатый головной убор, чепцы. Орнаменты вышивки отражали северорусское влияние. Народные формы одежды рано исчезают, особенно на западе страны. Их возрождение и формирование так называемого национального костюма происходит в конце 19 – начале 20 вв., в период национального движения. Этот костюм и в наши дни сохраняет празднично-символическую роль.
В традиционной пище финнов доминируют мучные и молочные продукты (масло, простокваша, домашний сыр, творог). Готовятся различные каши, пироги (в том числе рыбники) и пирожки (типа калиток). Напитки: кофе, чай (юго-востоке), квас, пиво. Для финнов-ингермандландцев характерно широкое использование капусты (в т.ч. квашенной), соленых грибов, льняного масла и др.
Финны в Красноярском крае
В Енисейскую губернию выходцы из Финляндии и Ингерманландии попадают со второй половины 19 в. в качестве ссыльных и ссыльнопоселенцев. В Минусинском уезде специально для них была учреждена колония Верхний Суэтук. Именно здесь с 1863 по 1884 гг. размещалась резиденция пастора для ссыльных финнов Восточной Сибири. В 1885 г. в лютеранскую общину пос. В. Суэтук был доставлен из Финляндии орган, в 1888 г. построена деревянная церковь, а позднее открыта финская школа.
Перепись населения 1897 г. зафиксировала в Енисейской губ. 293 финна, из них всего 7 чел. было горожанами. Еще одна особенность – нехватка женщин (40%). В последующие годы численность диаспоры даже несколько уменьшилась, особенно в начале 1920-х годов после оптации части сибиряков в Финляндскую республику.
Увеличение численности ингерманландцев в Красноярском крае происходит в предвоенный период и связано с раскулачиванием финнов Ингрии в начале 1930-х гг., а позднее – с проведением «чистки» приграничных с Финляндией районов Ленинградской области от «подозрительных элементов». В 1942 г. в Красноярск стали прибывать эшелоны с ингерманладцами, депортированными из блокадного Ленинграда. В послевоенный период к ним прибавились репатрианты из Финляндии из числа ингерманландцев, попавших под военную оккупацию.
В 1950-е годы финны были реабилитированы, однако без права возвращения на родину. В 1959 г. красноярская диаспора насчитывала 2437 финнов, однако под воздействием ассимиляционных процессов их количество стало неуклонно снижаться. В трудные 1990-е гг. часть красноярских ингерманландцев эмигрировала в Финляндию.
По переписи населения 2010 г. в Красноярском крае насчитывается 303 финна, 28% которых проживает в краевом центре. Удельный весь горожан у финнов составляет 71,3%, 32,7% владеют родным языком. Характерной особенностью диаспоры является полуторакратное численное преобладание женской части (62%).
Финское общество «Ингрия»
В 1991 г. в Красноярске создается Сибирское финское общество «Ингрия», председателем которого избирается педагог А.В. Смирнова (с 2001 г. – В.А. Селеваненко, с 2002 г. – Л.Д. Мосина). В своей работе общество придерживается культурно-просветительских целей: возрождение и сохранение национальной культуры, традиций и обычаев, развитие дружеских связей с другими национальностями и исторической родиной. За короткий срок было начато изучение родного языка (в настоящее время действует воскресная школа), созданы музыкальные и фольклорные группы (в частности, молодежный клуб «Ингрия» и одноименный театр-студия), установлены связи с государственными, общественными и лютеранскими объединениями России и Финляндии.
Общество «Ингрия» участвует в различных мероприятиях межнационального характера: фестивалях, Дне города Красноярска, семинарах конференциях, выставке «История сибирского костюма». Уже стало традицией празднование обществом Дня финской культуры, праздника былинного эпоса «Калевала», национального праздника Юханнуса (Иванов день), Дня независимости Республики Финляндия, рождественских и пасхальных событий.
Красноярские ингерманландцы осуществили ряд социальных акций: проведение праздников в детском оздоровительном лагере «Таежный» и школе № 6 г. Красноярска, участие в «Весенней неделе добра» 2004 г., оказание гуманитарной помощи семьям финнов из числа ссыльнопоселенцев.
Активно занимаются члены общества краеведческой работой. Было проведено несколько экспедиций в районы, где компактно проживали финны. Собранные материалы вошли в книгу «Финны России», под редакцией профессора университета в г. Хельсинки Р.Парвиайнена. Особой акцией, памятной всем финнам Ингрии, стало открытие в Красноярске памятника «Детям блокадного Ленинграда» в 2004 г.
Представители финской нации внесли большой вклад в изучение Приенисейского края. В 1847 г. в бассейне р. Енисей работал видный лингвист, основатель урало-алтайского языкознания Матиас Кастрен. В конце 19 в. в Минусинской котловине проводились научные исследования Финской археологической экспедицией. Ее возглавлял Иоганн Аспелин - профессор Гельсингфорсского университета. Результаты были изложены в книге «Inscriptions de Jenissei» (1889). В эти же годы дважды посещал Енисейскую губернию для научных изысканий другой известный финский ученый-этнолог – Аксель Алай Гейкель.
На красноярской земле творил народный художник России Тойво Ряннель, проживающий ныне в Финляндии. Ведущими направлениями его творчества являются пейзажные зарисовки Сибири и портреты современников. В семье ссыльных финнов вырос засл. учитель России, краевед из Мотыгинского района Веза Анонен.
Финские пословицы:
-
Покой дороже денег.
-
Лучше одно слово, чем девять
-
Медведь и охотник думают по-разному