top of page

Селькупы (самоназв.: солькуп, шелькуп – «таежный человек», чумылькуп,  суссекум, шошкум) – коренной народ Севера в Российской Федерации. Устаревшее название – остяко-самоеды. Этноним «селькуп» начал употребляться с 1930-х гг.

Общее количество в России – 3,6 тыс. чел. (2010). Основная часть проживает по рекам Пур и Таз в Ямало-Немецком АО Тюменской обл. (1,9 тыс.), по Оби и ее притокам в Томской обл. (1,2 тыс.). Самый восточный ареал расселения – на р. Турухан Красноярского края (0,28 тыс.).

 Говорят на селькупском языке самодийской группы уральской семьи. К настоящему времени выделяют 3 диалекта: тымский, кетский и тазовский. Письменность с 1930-х гг. на основе латинской, затем – русской графики.

Верующие селькупы – православные, частично придерживаются традиционных культов.

Исторически в составе селькупов различают две территориально изолированные группы – северные и южные. Южные (нарымские) являются прямыми потомками самодийских племен Среднего Приобья. Этническое развитие шло первоначально в рамках кулайской (до 5 в. н.э.), а затем рёлкинской культуры (6-8 вв.). Северная группа нганасан образовалась в результате миграции в 17 в. части самодийцев со Средней Оби на север в бассейн р. Таз и левого притока Енисея р. Турухан. Окончательное формирование северных селькупов завершилось лишь в 19 в. с включением элементов  кетской, эвенкийской и хантыйской культур. Южные селькупы в свою очередь подверглись сильному влиянию пришлого русского населения, восприняв многие его культурные черты и особенности.

Существенные различия между северными и южными селькупами дают основания считать их различными субэтносами. Красноярские селькупы представляют собой восточную часть северной группы.

Основными направлениями хозяйственной деятельности селькупов являются охота и рыболовство. Главный объект пушной охоты в тайге – белка. Северные селькупы добывают песца. Из парнокопытных охотятся в тайге на лосей, а в тундре и лесотундре – на дикого оленя. Также занимаются добычей водоплавающей птицы и боровой дичи. В Сибири своими качествами славился сложный клеенный селькупский лук.

В тазовско-туруханском регионе расселения северных селькупов встречается оленеводство транспортного таежного типа (стада небольшие, маршруты перекочевок невелики). В южной группе селькупов под влиянием русских распространилось скотоводство (лошади, коровы) и огородничество.

Рыболовство – второе по значению направление промыслов. Зимой промышляли щуку на озерах, летом чаще ловили рыбу на реках с помощью котцов, запоров, плетенных морд, острог и других орудий.

До нач. 20 в. было развито кузнечество. Умели обрабатывать крапиву, из которой ткали холсты на одежду, одеяла, матрасы.

Традиционные средства передвижения: собачьи, оленьи (у северных селькупов) и ручные нарты, а также лыжи и лодки (долбленки и крытые илимки)

 Традиционное жилище южных селькупов – землянка или полуземлянка (карамо) с бревенчатым каркасом. Крыша покрывалась дерном и засыпалась землей. Северные селькупы-оленеводы использовали конический чум ненецкого типа, крытый покрышкой из оленьих шкур. Летом покрытие было берестяным, к настоящему времени чаще используют брезент. Сегодня большинство селькупов, в т.ч. в Красноярском крае,  проживает в современных типовых домах.

Зимней одеждой мужчинам и женщинам у северных селькупов служила парка – распашная шуба из оленьих шкур мехом наружу. Под парку мужчины надевали рубахи, сшитые из покупной ткани, и штаны из ровдуги, а женщины – домотканные платья. Вплоть до нач. 20 в. летняя одежда шилась из рыбьей кожи и крапивной ткани. Зимней обувью мужчинам и женщинам служили сапоги-пимы из камусов или сукна, с голяшками из камусов. Летом одевали кожаные туфли (чирки), сапоги (лунтаи). Головной убор шился в форме капора из пыжей (шкурок молодых телят), песцовых или беличьих лапок. Северные селькупы-оленеводы сохраняют в качестве зимней одежды малицы, сокуи и бакари ненецкого образца.

В прошлом селькупы питались преимущественно рыбой. Ее сушили, варили, квасили в ямах с ягодами, заготавливали на зиму рыбий жир. Из сушеной рыбы изготавливали муку – порсу. Разнообразили пищевой ассортимент мясом боровой дичи, а у северной группы селькупов – изделиями из оленины. Из дикорастущих растений употреблялись в дикий лук, сарана, различные лесные ягоды. В таежной зоне заготавливали кедровый орех. Для заварки чая использовали сушеную малину и  листья смородины. Из ягод варили варенье без воды  и сахара. С 19 в. в пищевой рацион вошли покупные продукты: мука, сахар, чай, крупы.

Селькупский фольклор представлен героическими песнями, историческими преданиями, сказками, загадками, поговорками. У современных селькупов, особенно в Томской обл., многие фольклорные произведения исполняются на русском языке.

Из музыкальных инструментов бытовали варган – губная костяная (из оленьего рога) пластинка с вибрирующим язычком, семиструнная арфа – лебедь. Оба эти инструмента распространены в южной части ареала расселения селькупов. У северных был известен только шаманский бубен.

Искусство селькупов представлено орнаментами на берестяной посуде, костяных деталях оленьей упряжи, деталях одежды.

Несмотря на христианизацию еще в 17-18 вв. у селькупов (особенно северных) сохранялись анимистические представления об окружающем мире. Творцом и добрым началом являлся Ном, олицетворяющий небо. Властитель зла Кызы обитал под землей. Он насылал на людей болезни. Для борьбы с болезнями селькупы обращались к шаманам, духи которого вступали в борьбу со злыми духами

Умерших хоронили в земле, в долбленых стволах деревьев, в лодках. Сверху устанавливали деревянный сруб. Детей хоронили на ветках высоких деревьев. С покойным клали его имущество, предварительно подвергнув порче.

Численность селькупов во второй пол. 20 в. была достаточно стабильной: в России на уровне 3,5-4,0 тыс. чел., в Красноярском крае – 350-400 чел. За последний межпереписной период их количество в крае уменьшилось на 32 % с 412 чел. в 2002 г. до 281 чел. в 2010 г. Основная причина – ассимиляция в более крупных этнических группах, прежде всего, в русском населении. Большая их часть (78%) проживает в Туруханском районе, где имеется селькупский поселок – Фарково. Немало селькупов проживает также в соседнем эвенкийском пос. Советская Речка, а отдельные семьи – в кетских факториях.

Демографические показатели селькупов Туруханского района  схожи с характеристиками других северных народов. Удельный вес мужчин у них – 39,8%, горожан – 25%; молодежи до 19 лет – 36,3%, трудоспособного возраста – 60,8%, старше трудоспособного возраста – 6,4%.

Особенностью селькупов является очень слабое владение родным языком – 16,4%. Хотя в пос. Фарково поступает литература на селькупском языке, в школе применяется этнокомпонент (язык как предмет, национальная история и традиции).

Этнокультурная ситуация у южных селькупов еще хуже - в наст. время они почти полностью утратили свою культуру, забыли родной язык.

Среди представителей селькупской творческой интеллигенции отметим писательниц Таисию Пыршину – автора нескольких сборников рассказов, и   Валентину Кудрявцеву (обе из Томской обл.), опубликовавшей более 20 книжек для детей.

bottom of page