СОДРУЖЕСТВО ПРОСВЕТИТЕЛЕЙ КРАСНОЯРЬЯ
УМНЫЕ РЕГИОНЫ - БУДУЩЕЕ РОССИИ
Ненцы (самоназв.: ненэй ненэц – «настоящий человек», не, хасова) – коренной народ Севера России (44,6 тыс. чел. – 2010).
Единственный северный этнос, имеющий 2 национальных административно-территориальных образования: Ненецкий АО (образ. в 1929 г.) Архангельской обл. (7,5 тыс. ненцев), Ямало-Ненецкий АО (1930) в Тюменской обл. (29,7 тыс.) и 1 муниципальный район с особым статусом (особый статус присвоен в 2015 г.) – Таймырский Долгано-Ненецкий в Красноярском крае (3,1 тыс.).
Выделяют две этнографические группы: тундровые (9/10 всех ненцев) и лесные ненцы.
Говорят на ненецком языке самодийской группы уральской семьи. Различают 2 диалекта: тундровый - наиболее распространенный и лесной (ок. 2 тыс. носителей). Письменность с 1932 г. первоначально на латинской, а с 1937 г. – русской графики.
Термин «ненец» введен в официальное употребление в 1930 г. До этого пользовались устаревшим названием - самоеды, юраки.
Верующие ненцы – православные, однако многие придерживаются традиционных культов (анимизм, шаманизм).
Считается, что ненцы являются потомками древнего самодийского населения лесостепных областей Прииртышья и Притоболья. Под натиском кочевников гуннов и тюрок они мигрировали в конце 1 тыс. до н.э. на север, в таежные и тундровые районы Заполярья и Приполярья, ассимилировав местное аборигенное население, известное в фольклоре ненцев под именем сихиртя – охотников на дикого оленя и морских зверобоев.
В дальнейшем часть ненцев продвинулась из низовьев Оби на запад до Белого моря, другая – на восток до Енисея. Последняя волна переселенцев с Ямала пришла на Таймыр в 19 в. Здесь при взаимодействии с аборигенами – энцами, сложилась особая енисейская группа ненцев.
Традиционные занятия ненцев – крупнотабунное оленеводство, охота и рыболовство. В советское время существовали крупные оленеводческие колхозы и совхозы. Для ненецких оленеводов свойственны длинные сезонные перекочевки по системе: летом – на север подальше от назойливой мошки, зимой – на более теплый юг, в зону лесотундры. Используется оленегонная лайка – особая порода собак, обученных охранять оленей и управлять их движением по команде хозяина.
Зимой и летом оленеводы передвигались на нартах, запряженных несколькими оленями, садились на нарты всегда слева, ведущего оленя запрягали тоже слева. Нарты высокие (самодийского типа) различных видов: грузовые и легковые, мужские и женские, под оленьи и под собачьи упряжки (последние чаще использовали полуоседлые рыбаки и охотники, в т.ч. в низовьях Енисея). Упряжки управлялись с помощью одной вожжи и длинного шеста – хорея, с шариком из мамонтовой кости. При перекочевке из 5-6 грузовых нарт, привязанных цугом одна за другой, образуется целый санный поезд – аргиш.
Охотятся ненцы на дикого северного оленя и пушного зверя (песцы, горностаи, лисицы, полярные волки и др.). Орудия охоты: покупные капканы или самодельные пасти (ловушки давящего типа), огнестрельное оружие. При охоте на оленя применялись коллективные поколки (массовый забой оленей на водных переправах), индивидуальная охота с домашним оленем–манщиком, охота с помощью ставных луков-самострелов, преследование оленя на лыжах или на нартах, охота с помощью маскировочного щитка.
Кочевое стойбище ненцев состояло из нескольких чумов, принадлежащих родственным семьям, совместно выпасавшим стадо. Основу традиционного жилища кочевников – чума (мя), составляли еловые шесты от 5 до 7 метров высотой. В зависимости от размеров чума использовалось от 25 до 50 шестов. Покрытия для чумов (нюки) шьются из оленьих шкур. Для зимы используются двойные покрышки. В наст. время летом нередко используется брезент. Костер в центре чума сейчас заменяют металлической переносной печкой с трубой. В стационарных поселках дома ненцев ничем не отличаются от домов русских и других народов, они строятся по типовым проектам. Особенность северных факторий является отсутствие дворов, подсобных помещений, заборов.
Традиционная мужская одежда – малица из оленьих шкур мехом внутрь. Зимняя малица имеет широкий подол из темного меха. К ней пришивается откидной капюшон из пыжиков мехом наружу и вовнутрь, а к рукавам - рукавицы. Поверх малицы надевают матерчатую накидку. Выезжая на промысел в холодное время, поверх малицы надевают сокуй (совик), сшитый из двух шкур взрослых оленей мехом наружу. Мужские зимние штаны шили из выделанных пыжиков. Концы штанов заправляют в меховые чулки. Зимней мужской обувью служат бакари или пимы из оленьего камуса.
Верхняя женская одежда состоит из меховой шубы (ягушки) Капорообразные шапки шились из оленьего меха с опушкой из песцовых хвостов. Для украшения используются полоски меха разного цвета и бисер.
В качестве летней одежды ненцы используют ту же малицу, только, как правило, поношенную, с вытертым мехом и без подола. В наст. время оленеводы по по-прежнему широко используют национальную одежду, но среди поселковых ненцев она выходит из употребления, заменяется покупной.
Традиционная пища – это, прежде всего, оленина, которая употребляется в вареном, реже - в мороженом и копченом виде. Во время забоя оленя в пищу идут свежая кровь, печень, мясо в сыром виде. Традиционное лакомство – молодые оленьи рога, опаленные на пламени костра. Употребляют в пищу также зайчатину и пернатую дичь.
Осенью и зимой широко используется строганина – нарезанная в виде стружек мороженая рыба: сиг, чир, муксун, нельма. Летом – сырая (свежепойманная) или малосольная рыба. Повсеместно готовится сушеная рыба – юкола. Излюбленный напиток – чай, который выменивали у русских торговцев. Сегодня в повседневную жизнь широко вошли покупные продукты.
Вопрос о женитьбе сына обычно решал отец, советуясь с другими сыновьями. Свадебный обряд ненцев включал в себя сватовство, выплату калыма (чаще всего оленями), свадебного пира сначала в стойбище невесты, потом – жениха. Среди зажиточных оленеводов встречалось многоженство.
В духовной жизни ненцев наблюдается синкретизм (смешение) христианских и языческих представлений. Так, верховное божество ненцев Нум приобретает черты христианского бога. В пантеон духов-хозяев, в виде «Сядай-Миколы» – покровителя промыслов, включается Святой Николай. Ненцы отмечали ряд христианских праздников, носили православные кресты, в интерьере жилища обычными становятся иконы.
В целом же в религиозных верованиях господствовала вера в духов. Создателем всего живого на земле считался Нум, обитавший на небе, хозяйкой земли была Я-миню, дикими оленями распоряжался Илибем-пэртя. Злое начало олицетворяла Нга – владыка подземного мира. Имелись хозяева лесов, гор, рек и т.д., которым ненцы, отправляясь на охоту, приносили жертвы. Духов изображали из дерева, камня, кости в виде кукол, которых порою обряжали в миниатюрные одежды.
Роль посредников между духами и людьми выполняли шаманы. К нему обращались в случае болезни, «неурожая» песцов, плохого улова рыбы или отела оленей. Каждый шаман имел бубен с рукоятью на внутренней стороне и другие атрибуты. Специальные костюмы и железная корона сохранились только у енисейских ненцев. Шаман обычно присутствовал и на ритуале проводов умершего человека в загробный мир.
Хоронили ненцы либо в неглубоких ямах, закладывая досками и присыпая землей, либо в ящиках на поверхности земли. На кладбище убивали оленей покойного, оставляли его личные вещи, предварительно подвергнув порче. Считалось, что в потустороннем мире они восстановятся и будут служить своему прежнему хозяину. Рядом с могилой укрепляли шест-хорей с привязанным к нему колокольчиком для отпугивания злых духов.
У енисейских ненцев встречались воздушные захоронения на лабазе или на помосте. Иногда под влиянием энцев хоронили на нартах. Если умерший был шаман, его тело или голову подолгу не хоронили, возили с собой.
Искусство ненцев представлено меховой мозаикой (из камусов темного и белого цвета), которой украшалась верхняя одежда, головные уборы, некоторые предметы домашнего обихода (например, сумки). Развиты плетение украшений из бисера, вышивка подшейным волосом оленя, орнаментальная резьба по дереву и кости.
Устное народное творчество ненцев представлено героическими песнями (сюдбабц), сюжетными рассказами (ярабц), историческими преданиями, сказками (вадако, лахнаку), загадками. Очень распространенным жанром были лирические песни – импровизации (хынбац).
В качестве музыкальных инструментов ненцы использовали играющий лук (ударяли стрелой), играющую жилу, двухструнную смычковую лютню, различные свистки и пищалки.
В советское время появилась ненецкая интеллигенция: профессиональные поэты Л.В. Лапцуй, И.А. Юганпелик, А.И. Пичков, П.И. Явтысай; прозаики – В.Н. Ледков, А.Ф. Канюков, А.П. Неркаги; драматург И.Ф. Ного; ученые языковеды и фольклористы М.Я. Бармич, Е.Г. Сусой, А.П. Пырерка; композитор С.Н. Няруй; художники Тыко Вылка, К.А. Панков, И.Г. Истомин; мастера декоративно-прикладного искусства И.Л. Худи и С.Н. Худи.
Анализ динамики численности ненецкого населения Красноярского края в советский период свидетельствует о его поэтапном росте: 1,9 тыс. чел. до конца 1950-х гг..; 2,5 тыс. чел. с незначительной тенденцией роста в последующее тридцатилетие и неожиданное увеличение на 22% в кризисные 1990-е годы. Основная причина этого всплеска – рост этнического самосознания и массовая самоидентификация русскоязычных метисов в пользу ненецкой национальности.
По переписи 2010 г. в Красноярском крае проживало 3633 ненцев, в т.ч. 3054 чел. на - главном образом в сельском поселении Караул (2881 чел.), где они имеют 9 моноэтнических поселков и составляют 72% численности всех жителей этого поселения. Свыше тысячи человек кочуют в районе тундры поселков Тухард и Носок. Небольшое количество ненцев (530 чел.) живет в поселках, подчиненных городу Дудинка.
На Таймыре представлена восточная часть тундровых ненцев. Здесь они подразделяются на «береговых» (мигрировали с запада в 17 в.) и «обдорских» ненцев, пришедших в 19 в. И те, и другие говорят на тундровом диалекте ненецкого языка, имеющем некоторые особенности, позволяющие выделить особую енисейскую этнографическую подгруппу. Еще одна спенцифика енисейских ненцев – их давние и глубокие культурно-хозяйственные связи с местными энцами.
Современные демографические характеристики енисейских ненцев: преобладание женщин (52,3%), низкий удельный вес городских жителей – 18 %. На долю молодежи (до 19 лет) приходится 47,6% (самый высокий показатель среди аборигенов); лиц от 20 до 60 лет – 47,9%, старше – 4,5%.
Русским языком владеет 90,8%, родным языком 48 % (по данным переписи 2010 г., по факту может быть больше, так как на северных территориях большое количество людей не указали ни своей национальной принадлежности, ни степени владения родным языком). На высокий уровень владения родным языком влияют такие факторы как: моноэтничность и компактность проживания, ведение традиционного хозяйствования и наличие в поселках школ с родным языком.
В окружной газете «Таймыр» периодически выходит страница на ненецком языке. На этом же языке ведется радиовещание. В последние годы в Дудинке прошли презентации академического издания «Фольклор ненцев», книги «Сказания седой старины» на ненецком языке с переводом и мн. др. Успехом у зрителей пользуются выступления известных ненецких фольклорных групп «Синюко» и «Нумгыча» из Усть-Енисейского района. Во всех национальных поселках проводится праздник «Хэйро», День оленевода и День рыбака.
В общественной жизни ненцы участвуют через Региональную ассоциацию общественных объединений коренных малочисленных народов Севера Красноярского края и Местную общественную организацию «Ассоциация коренных малочисленных народов Таймыра Красноярского края».
На Таймыре широко известно имя ненецкой поэтессы Любови Ненянг (1931–1996) – автора многих поэтических сборников, книги ненецких сказок и легенд, собрания пословиц и поговорок, учебных пособий по фольклору и этнонимике, переводов на ненецкий язык Евангелия.
Народная мудрость
О человеке складывается мнение по упряжке его оленей.
Оставленный в тундре запас - и для нас, и для вас
Обижать своих соседей – то же, что дразнить медведей.