Литовцы

Литовцы (самоназв.: летувяй, летувник, жемайты) – народ, основное население Республики Литва (2,3 млн. чел. – 2010). Общая численность в мире – ок. 3,6 млн. чел. За пределами Литвы живут в США (0,66 млн. чел.), Бразилии (0,2 млн. чел.), небольшие группы – в Канаде, Латвии, Польше, Австралии, Украине, Белоруссии,  Казахстане.

В Российской Федерации проживает 31,4 тыс. чел. (2010), главным образом в Калининградской обл. – 9,8 тыс. чел.

Говорят на литовском языке балтийской группы индоевропейской семьи. Основные диалекты: жемайтский (нижнелитовский) и аукштайтский (верхнелитовский). Письменность с 16 века на латинской графической основе.

Верующие литовцы – главным образом католики.

     Основой формирования литовского этноса были древнебалтские племена бассейна реки Неман и Даугава: собственно литовцы или аукштайты (в рус. источниках – литва), жямайты (жмудь), скальвы и надрувы, южные группы куршей, земгалов и селов, часть северных пруссов (бартов, нотагов, сембов). Скальвы, надрувы и часть пруссов образовали в 16 веке субэтническую группы летувинников (литовников).

В 9 – 12 вв. складываются небольшие княжества – «земли»: Делтува, Каршува, Летува и другие, объединенные в первой половине 13 в. в Великое княжество Литовское. В течение последующих двух столетий Литва вела непрекращающуюся борьбу против агрессии Тевтонского ордена, а с другой стороны постепенно включала в свой состав северо-западные области Белоруссии и западно-русские земли вплоть до верховьев Оки и Волги.

После принятия католичества в 1387 г. усиливаются связи Литвы с Польшей, приведшие к образованию в 1569 г. единого польско-литовского государства Речи Посполитой и усиленной полонизации литовской феодальной верхушки. Литовский язык начал складываться на основе аукштайтского диалекта с 17 века.

На рубеже 18-19 веков этническая территория Литвы вошла в состав Российской империи. В 1919 г. была образована независимая Литовская республика, в 1940 г. – Литовская ССР в составе СССР. В 1990 г. восстановлено суверенное Литовское государство.

Традиционное занятие литовцев – пашенное земледелие (рожь, ячмень, овес, пшеница, горох, лен, с конца 18 в. – картофель) и скотоводство – разводили лошадей, крупный и мелкий рогатый скот, свиней. На морском побережье было развито рыболовство. Второстепенное значение имело бортевое, затем – пасечное пчеловодство. Традиционные ремесла: ткачество, вышивка, кузнечное дело, обработка дерева, резьба по дереву, плетение, гончарство. Сегодня наиболее популярными формами декоративно-прикладного искусства являются: деревянная скульптура, художественное ткачество, ковка и обработка янтаря.

 

Древнейший тип поселения – деревня, в 19–20 вв. – хуторские однодворки (хотя на западе страны они были известны с древности). Традиционное жилище срубное с двускатной крышей из соломы, теса или черепицы. Усадьба состоит из жилого дома (в деревнях он ставился торцом к улице, перед ним разбивался цветник) и хозяйственных построек (кладовой-клети, риги, бани, скотного двора), расположенных вокруг открытого двора. Планировка усадеб в деревнях носит более строгий характер, чем на хуторе с разбросанными хозяйственными постройками.

Традиционный женский костюм сохранялся в быту до 19 в. и имел 6 вариантов в зависимости от района проживания. Основу его составляют – длинная холщовая рубаха, широкая юбка (обычно 2–3), передник, тканый или плетёный пояс, безрукавка, наплечное покрывало (скара). На голове девушки носили венки из лент и галуна, иногда – на твердой основе, замужние женщины – полотенчатый убор (намитку). Одежда украшалась вышивкой, были распространены серебряные, янтарные, коралловые, стеклянные бусы. Мужская одежда – холщовая рубаха, полотняные, суконные или полушерстяные штаны, жилет, холщовый или суконный кафтан, валяная шляпа. Зимой мужчины и женщины носили сермягу, овчинные шубы или полушубки.

Традиционная рабочая обувь – лапти, кожаные постолы, в западных районах Литвы также деревянные башмаки, в праздничные дни – сапоги. В современной одежде используются народный орнамент и цветовая гамма, сохранились традиции узорчатых перчаток чулок и т.п.

Основу питания литовцев составляла ржаная, реже пшеничная мука, ячменная и овсяная крупа, горох, молоко, мясо. С начала 19 века широкое распространение получил картофель. И сегодня сохраняются традиционные блюда из тертого картофеля с мясной, творожной и другой начинкой (цепелины), молочные супы (с мукой и крупой или с картофельными клецками), картофельные блины, картофель с молоком или простоквашей, сыр с тмином и др.

Наиболее известные произведения фольклора – песни-дайны, трудовые, обрядовые, семейные, военно-исторические и другие. Богат сказочный фольклор, повлиявший на профессиональное искусство. В фольклоре многочисленны этиологические предания, реликты древних мифов.

В свадебных обрядах особую роль играли сват (пиршлис) и конный глашатай (квеслис), оповещавший о свадьбе. Традиционная свадебная обрядность богата песнями, шуточными диалогами, играми.

Важное значение в жизни литовцев имели календарные праздники с ряженьем на Святки и Масленицу, гулянья с кострами, качелями и т.п. на Иванов день (Йонинес – 23 июня) и др. Традиции народных гуляний сохраняются до настоящего времени.

Помимо народных праздников в современной Литве особым почтением пользуются католические праздничные даты: рождество, пасха, День всех святых (поминовения усопших). Уже традиционными праздниками являются Новый год, совпадающий с Днем флага Литвы – 1 января, День восстановления независимости Литвы (1918 г.) – 11 марта, День Труда – 1 мая, День Матери – 14 мая, День Отца – первое воскресенье июня, День государства (Коронация короля Литвы Миндаугаса с 1253 г.) – 6 июля. Самым главным официальным праздником является День восстановления государственности Литвы – 16 февраля.

     Далеко за пределами Литвы известны имена: художника и композитора М.Чюрлениса, архитектора Л.Стуока-Гуцявичюса, писателей М.Валанчюса и А.Жукаускаса, драматурга Ю.Марцинкявичюса,  композитора В.Кудирки, кинорежиссера и сценариста Жалакявичюса, театральных режиссеров Э.Някрошюса и Р.Туминаса, актеров Ю.Будрайтиса, Р.Адомайтиса, Д.Баниониса, баскетболиста А.Сабониса, футболиста А.Канчельскиса, хоккеиста Д.Каспарайтиса и др.

    

В Сибири первые литовцы, или «литвины» как их тогда называли, попали в составе первых отрядов казаков-землепроходцев.  Позже в качестве «засельников» Енисейской губернии выступали литовские ссыльные, а после отмены крепостного права – добровольные крестьяне-переселенцы. В 1897 г. в губернии насчитывалось 228 чел., говоривших на «литовском или жмудском наречиях». Из них почти каждый пятый проживал в городах (очень высокий показатель), число мужчин вдвое превышало количество женщин.

Дальнейший ускоренный рост литовской диаспоры Енисейской губ. связан с открытием Транссиба и реализацией столыпинской аграрной реформы. Именно в этот период литовская дер. Хорошевичи Канского уезда и ряд крупных хуторов. В годы первой мировой войны в Сибирь стали направляться эшелоны с беженцами из Литвы.

Перепись населения 1920 г. зафиксировала в Енисейской губ. почти 1,2 тыс. литовцев. Реальная их численность была, по-видимому, больше, ведь только в 1920 году по спискам губернского управления по эвакуации населения из Красноярска было отправлено в Литву 5,1 тыс. чел. Процесс возвращения литовцев-беженцев и старых поселенцев на родину растянулся по времени. В следствие чего численность диаспоры в Красноярском крае уменьшилась до 741 чел. в 1926 г., а под воздействием форсированной коллективизации – до 302 чел. в 1939 г.

         Резкий рост численности литовцев Красноярского края произошел после второй мировой войны спецпереселенцев. В 1945-1949 гг. сюда было направлено  свыше 29 тыс. литовцев данной категории, а в 1951 г. – 11 тыс. т.н. «кулаков из Литвы». Их труд использовался главным образом на лесозаготовках. После реабилитации большинство оставшихся в живых вернулось на родину.

В 1970-е и 1980-е годы численность диаспоры  стабилизировалась на уровне 3–3,5 тыс. чел. с небольшой тенденцией уменьшения. Небольшой всплеск эмиграционных настроений и отъезд в Литву прослеживается в трудные 1990-е годы.

В настоящее время (2010) в крае проживает 1277 литовцев. Демографические особенности – увеличение удельного веса мужчин (51,2% – в 2010 г., 47% – в 2002 г.). Удельный вес горожан (66 %) значительно ниже среднекраевого показателя (79%), а также можно отметить сравнительно высокий уровень владения родным языком (54%). Почти каждый третий литовец проживает в г. Красноярске (30%), из других территорий выделяются г. Лесосибирск (6% численности диаспоры) и Богучанский район (5,4%). 

В общественной жизни Красноярского края литовцы принимают самое деятельное участие. В конце 1992 г. состоялось организационное собрание краевого общества литовской культуры «Литуаника», реорганизованное в  2004 году в региональную литовскую национально-культурную автономию «Лиетува». Эти  организации возглавляли С.С. Заблоцкис (1992-1998 гг.) и А.А. Расюлис (1998 – по наст. вр.). Руководителем молодежного направления сегодня является Гечите Алите Ромасо.

Молодежный союз общества существует по сей день и ведет активную деятельность. С 2010 по 2011 г. ребята из Žalgiris приняли участие в межнациональных проектах «Фестиваль рукавиц» и «Город мастеров». Волонтеры из литовского, латышского, немецкого, эстонского и польского обществ взяли шефство над детскими домами Красноярского края, проводили мастер-классы по макраме, изготовлению национальной одежды, игрушек и по национальной кухне.

В мае 2012 г. Красноярская региональная литовская национально-культурная автономия «Лиетува» отметила свое 20-летие рядом выставок и концертов, объединенных в рамках Дней литовской культуры. В Красноярске прошла премьера эскиза-спектакля по пьесе литовского драматурга Марюса Ивашкявичуса «Маlыš», состоялась выставка факсимильных работ Микалоюса Константинаса Чюрлениса, выставка литовского костюма, выставка фотографии Саулюса Сидараса, концерт с участием солистки Литовской государственной филармонии Сигуте Тримакайте.

С 26 по 28 мая 2017 г. Литовская национально-культурная автономия отпраздновала уже 25-летний юбилей. Для своих гостей организаторы праздника подготовили яркую и интересную программу «Окно в Литву». 26 мая в Российской академии художеств состоялось  открытие выставки литовских художников-графиков. Гости вернисажа познакомились с работами советского периода, а также с графикой рубежа ХХ-ХХI вв. На открытии выставки прошла встреча с президентом ассоциации литовских художников-графиков Саулюсом Валюсом, а также с представителями посольства Литовской Республики в Российской Федерации. Во второй день праздника, 27 мая,в Культурно-историческом центре состоялся концерт известного пианиста Рокаса Зубоваса, правнука важнейшего представителя литовской музыкальной и художественной культуры Миколаюса Чюрлёниса, и его жены Сонаты. 28 мая в Доме кино у красноярцев была возможность посмотреть фильм «Письма Софии». Кинокартина была создана совместно литовской и английской киностудиями. «Письма Софии» расскажут о творчестве Миколаюса Чюрлёниса и его единственной любви. Главную роль в этом фильме сыграл правнук художника. 

С 1997 года в обществе работает воскресная школа по изучению родного языка, истории и традиций. Причем обучение велось как  местными силами, так и преподавателями из Литвы. С 2003 г. изучение литовского языка стало возможным на базе средней школы № 6 г. Красноярска. Благодаря активной поддержке директора школы К.Л. Масюлиса  это учебное заведение стало центром культуры народов Балтии, Польши и Германии. В выставочных залах регулярно проводятся экспозиции, посвященные литовской книге, творчеству художника и композитора М.Чюрлениса и др.

При обществе плодотворно  работает  академический хор «Рута», который участвует в различных межнациональных фестивалях в Красноярском крае и за его пределами. Хор «Рута» регулярно выезжает в Вильнюс для участия  в празднике песни Всемирного литовского общества.

Членами «Лиетувы» реализуются различные программы социальной и историко-мемориальной направленности. Были приведены в порядок могилы литовцев в изгнании, установлены памятные католические кресты в д. Овсянка и п. Усть-Мана. В августе 1989 г. в Красноярске прошли дни памяти «Литва – Сибирь», приуроченные к 50-летию депортации литовцев. В них приняли участие представители государственных органов и общественности Литовской республики. Подобные акции памяти проходят в Красноярском крае ежегодно. В их проведении большую помощь оказывает «Красноярская ассоциация жертв незаконных политических репрессий», руководителями которой в разное время были Дикчус и А.А. Расюлис.

  Литовское сообщество активно развивает тесные связи с  исторической  родиной через государственные структуры, а также общественные институты. Так миграционные и социальные службы обеспечивают получение гражданства для возвращающихся и соответствующее социальное вспомоществование. По линии департамента  национальных  меньшинств  и  эмиграции  при  правительстве  Литвы в Красноярск были направлены учителя  литовского  языка,  школы обеспечены  методической  и  учебной  литературой,  для  детей сибиряков организован  летний отдых на  берегу  Балтийского  моря. Благодаря поддержке департамента  спорта  правительства Литвы красноярцы стали участвовать  во Всемирной литовской Спартакиаде в г. Вильнюсе. Летом 2005 г.  спортивная команда литовцев Красноярского края в финале 7-ой Спартакиады завоевала 10 серебряных медалей.

Помимо общества «Лиетува» в 1990-е годы в крае функционировали также Союз литовцев Игарки (предс. Е.П. Кигене) и Союз молодежи литовцев Сибири «Жальгирис» (предс. А.А. Паленис).

 

 

Литовские пословицы:

- За морем и вол стоит грош.

- И у самого глубокого озера есть дно, и у самого широкого моря есть берега.

- Ионас будет уметь то, чему научился Ионик.