top of page

Аварцы

    Аварцы (самоназв.: маарулал, аварал) – народ в Российской Федерации (912,2 тыс. чел., 2010), коренное население Республики Дагестан (850,0 тыс. чел.). За рубежом проживают преимущественно в Азербайджане (ок. 50 тыс. чел.), небольшие группы имеются в Грузии и Казахстане.

    Говорят на аварском языке нахско-дагестанской группы северокавказской семьи. Выделяют два наречия (северное, южное) и множество диалектов. Письменность с 16 в. на арабской графической основе (аджам). В 1928 г. осуществлен переход на латиницу, с 1938 г. - на кириллицу. Верующие аварцы исповедуют ислам суннитского толка (с 15 в.)

     С предками аварцев связывают известные со второй половины 1-го тыс. до н. э. племена легов, гелов, каспиев и утиев. С 5 в. территория, заселенная аварцами, известна как царство Серир. От имени его правителя Авара (6 в.) и производят этноним «аварцы». Позднее они входили в состав Аварского и Мехтулинского (образовано в 18 в.) ханств, а также различных «вольных обществ» (союзов сельских общин). После присоединения Дагестана к России (1813 г.) аварцы поддержали движение горцев под руководством имама Шамиля, которого наряду с Хаджи-Муратом считают своим соплеменником. Национальная консолидация аварского народа ускорилась с образованием в 1921 г. Дагестанской АССР (с 1991 г. – Республики Дагестан).

      Традиционные занятия аварцев – скотоводство и пашенное земледелие (ячмень, пшеница, рожь, овес, просо, бобовые, кукуруза, лен, конопля). На равнинах специализируются на выращивании крупного рогатого скота, в горах доминирует отгонное овцеводство. Традиционные породы овец - грубошерстные, в современное время появились тонкорунные. В долинах занимались садоводством и виноградарством.

Домашние промыслы и ремесла типичны для кавказского региона: кузнечное, оружейное, ювелирное, ткачество (сукноделие), производство войлока, ковров, медной посуды, деревянной утвари, обработка кож, резьба по камню и дереву, чеканка по металлу (серебро, медь, мельхиор).

Традиционные жилища в горных поселениях - каменные, с плоской земляной крышей, обычно двух- трехэтажные  с отдельным входом на каждом этаже, встречаются дома-крепости с башней. Часто крыша одного дома служила двором для другого.

     Для аварцев характерен традиционный костюм общедагестанского типа. У мужчин – это рубаха, штаны, бешмет, черкеска (чуха), папаха, башлык, овчинная шуба, бурка, кожаный ремень. У женщин - штаны, платье-рубаха, длинное распашное платье с двойными рукавами, головной убор чохто (чепец или капюшон с мешочком для кос), цветные покрывала, фабричные платки, овчинная шуба, кожаная, войлочная и вязаная обувь, шерстяные носки. Костюм отделывался вышивкой, серебром, дополнялся серебряными украшениями.

Традиционная пища аварцев достаточно проста – на основе мучных, мясных и молочных продуктов. Распространенные блюда – хинкал (с мясом, брынзой, простоквашей, чесночной приправой), супы из бобовых, чурпа из щавеля, каши, каурма. Выпекали блины, пироги чуду с различной начинкой. Сладости  – халва и пахлава. В долинах готовили виноградное вино.

Общественную жизнь регулировали обычаи взаимопомощи, гостеприимства, кровной мести. Нормы поведения – уважение старших, строгое соблюдение горского этикета и адатов.

Аварский фольклор охватывает эпические и лирические сказания, песни, сказки, пословицы, поговорки. Разнообразны танцы: быстрые, медленные, мужские, женские, парные. Национальные музыкальные инструменты: чагана (смычковый), чагур и тамур-пандур (струнные), лалу и зурна (духовые), бубен и барабан (ударные).

      Среди наиболее известных аварцев: народный поэт Дагестана, снискавший мировую известность - Расул Гамзатов, литераторы Гамзат Цадаса и Фазу Алиева, видный политик и ученый-этнолог Рамазан Абдулатипов, Герой России, летчик-испытатель Магомед Толбоев, пятикратный чемпион по вольной борьбе Али Алиев и другие.

 

Аварцы в Красноярском крае

    Аварцы один из наиболее демографически прогрессирующих народов России. За последние 75 лет они утроили свою численность. В Красноярский край аварцы стали приезжать с 1960-х годов на «всесоюзные ударные промышленные стройки» в Красноярске, Норильске и Шарыпово. С 1970 по 1989 гг. их количество увеличилось в регионе (с учетом Хакасии) со 123 до 742 человек, т.е. в 6 раз.  

      Перепись населения 2010 г. выявила в крае 512 аварцев. Большая часть диаспоры проживает в Красноярске (181 чел. – 35%), Норильске (122 чел. – 24%) и Шарыпово (28 чел. – 6%).  Помимо абсолютного превалирования среди аварцев горожан (468 чел. – 91%) другими характерными чертами сообщества стало почти тройное численное преобладание мужчин (342 чел. – 67%) и высокий уровень владения родным языком (265 чел. – 52% (75% в 2002 г.)).

         Аварцы участвуют в работе Красноярской региональной национально-культурной общественной организации «Страна Гор – Дагестан», образованной в мае 2003 года. Руководство «Страны гор – Дагестан» вошло в состав Совета национально-культурных организаций Красноярского края, Палаты национальностей Гражданской Ассамблеи, Совета мусульман Красноярского края.

         Национально-культурная общественная организация «Страна гор – Дагестан»    проводит большую работу по сохранению и развитию национальных традиций,  и культуры. Диаспора участвует в проведении городских и краевых культурных мероприятий, таких как межнациональный фестиваль «Сроднила нас Сибирь», День города, организует национальные подворья, проводит выставки национальных костюмов и блюд национальной кухни. 

Известными аварцами в крае являются председатель общественной организации «Страна гор – Дагестан» Шамиль Гейларов, руководитель Шарыповского филиала организации М. Хабиев и врач высшей категории  И. Джаватханов.

 

Расул Гамзатов

 

Приняв кинжал, запомни для начала:
Нет лучше ножен места для кинжала.

(Из серии «Надписи на кинжалах»)

 

И ты когда-то, аксакал,
На этом скакуне скакал.
(Из серии: «Надписи на колыбелях»)

 

 

Аварские пословицы:

·Дерево держат корни, а человека – друзья

  • Кто поработал, тот знает вкус хинкала

  • О женитьбе сына посоветуйся с десятью, о разводе – с сотней

  • В надежде на хлеб ума не бросай!

  • Себя не знающий – людей не знает.

bottom of page