Эвенки

Эвенки (самоназв.: эвэнк,
тонгус, орочен – от орон
«олень»; илэ – «человек») –
коренной народ в Средней
и Восточной Сибири. Очень
широкий ареал проживания:
от побережья Охотского моря
на востоке до Енисея на западе,
от Северного Ледовитого океана на севере до Прибайкалья
и Амура на юге. За пределами
России эвенки (ок. 40 тыс. чел.)
живут в Манчьжурии (Китай)
и Монголии.


В Российской Федерации общая
численность эвенков 37,1 тыс. чел.
(2010). Территориями преимущественного проживания являются:
Республика Саха (Якутия) (20,8 тыс. чел.), Красноярский край (4,3), Хабаровский край (4,0), Республика Бурятия (2,9), Амурская обл. (1,45),
Забайкальский край (1,4) и Иркутская обл. (1,2).
Говорят на эвенкийском языке
тунгусо-маньчжурской группы алтайской языковой семьи. Диалекты
делятся на 3 большие группы:
северную – к северу от Нижней
Тунгуски, южную – к югу от Нижней
Тунгуски, и восточную – к востоку
от Витима и Лены.
В 1928–1929 гг. была создана
эвенкийская письменность. Первый эвенкийский словарь и учебники были написаны ленинградским лингвистом Г. М. Василевич.
Литературный язык – на основе
подкаменно-тунгусского говора.
Делятся на несколько субэтнических групп. Наибольшее
различие – между западными
(Красноярский край, Иркутская обл. и др.) и восточными
(Амурская обл., Хабаровский край)
эвенками. До XIX в. выделялась
многочисленная группа «конных
эвенков» Забайкалья, которая
впоследствии была ассимилирована бурятами и русскими.
Устаревшее русское название
эвенков – тунгусы.
Верующие эвенки – православные. В то же время сохранились
культы духов, промысловые
родовые культы, шаманизм.


ТРАДИЦИОННЫЕ
ЗАНЯТИЯ


Основные занятия енисейских
эвенков – таежное оленеводство,
охота, в меньшей степени – сезонное рыболовство. Оленеводство
имело в основном транспортное
значение. Преобладали маленькие
стада по 25–30 голов. Оленей
использовали под вьюк, для верховой езды, доили. Рыболовство
имело подсобное значение, ловили ставными сетями, плетеными мордами в запорах, острогами, крючками.
Охотились эвенки скрадом,
гоном на лыжах, с собакой, верхом
на оленях, загоном с ямами, изгородями, с оленем-манщиком, манками, сетью, подкарауливанием
у водопоя и переправы. Объекты
охоты: дикий олень, лось, медведь, пушные звери (соболь, белка и т. д.), боровая дичь. Использовали при этом: лук, самострел, копье,
ловушки, петли; с XVIII в. – огнестрельное оружие и капканы. Своеобразное орудие охоты – кото или уткэн – большой нож на длинной рукояти, применявшийся и как
оружие против медведя, и для
расчистки зарослей.
Была развита домашняя обработка шкур, костей, рогов, бересты
(среди женщин); делали домашнюю утварь из дерева и бересты,
плели сети из крапивы, владели
кузнечным делом. В Забайкалье
и Приамурье частично переходили
к оседлому земледелию и разведению крупного рогатого скота.
В настоящее время в качестве
народных промыслов развиты
художественная резьба по кости
и дереву, обработка металла
(мужчины), вышивка бисером
(у восточных эвенков – шелком),
аппликация мехом и тканью,
тиснение по бересте (женщины)


НАЦИОНАЛЬНАЯ
ОДЕЖДА


Традиционная одежда состоит
из ровдужных или суконных натазников (хэрки), ноговиц (арамус), распашного кафтана из оленьей шкуры; под него надевался нагрудник, сшитый из меховых полосок и завязанный завязками сзади.
Женский нагрудник украшался бисером. Мужчины носили пояс с ножом в ножнах, женщины – с игольницей, трутницей и кисетом. Одежда украшалась полосками козьего и собачьего меха, бахромой,
конским волосом, металлическими
бляшками.
Позднее летний кафтан стал
делаться из сукна, зимний – из
оленьих шкур. Зимой шею и голову
обматывали шарфом из хвостов
пушных зверей. Илимпийские
эвенки носили капорообразного
покроя шапки, отороченные
мехом. К югу от Нижней Тунгуски
было распространено ношение
мужчинами сложенных широким
жгутом платков, повязанных
вокруг головы. Летняя обувь
делалась из кож, сукна, ровдуги;
зимняя – из оленьего меха.
До XIX в. было принято
татуировать лицо. Традиционная
прическа – длинные волосы, связанные на макушке и обмотанные
тесьмой, расшитой бисером.


ТРАДИЦИОННАЯ ПИЩА


Основа традиционной пищи
эвенков – мясо диких животных
и рыба. Предпочитали вареное
мясо с бульоном, обжаренные
на рожнах мясо и рыбу, толченое
вяленое мясо, заваренное кипятком и смешанное с голубикой, копченное мясо с брусникой, густой
мясной суп с кровью, кровяную
колбасу, зимний суп из сушеного
мяса, заправленного мукой или
рисом с толченной черемухой,
вареную рыбу, растертую с сырой
икрой.
Рыбу вялили, делали юколу,
из сушеной рыбы – муку (порсу).
Зимой ели строганину из рыбы
и печени налима. Зерно и муку
знали давно, но выпекать хлеб
стали под влиянием русских.
Летом потребляли ягоды, корни
сараны, черемшу и лук. Основной
напиток – чай, иногда с оленьим
молоком, брусникой, шиповником.
Курили листовой табак.


ДУХОВНАЯ СФЕРА


Христианизация эвенков
началась с XVII в., но часть из них
(особенно на севере) до сих пор
сохраняет традиционные верования: культ предков, шаманство,
элементы тотемизма, промысловые и родовые культы. Были
известны представления о душе
(оми), о верхнем и нижнем мирах,
о соединяющей их шаманской реке Энгдекит, о сотворении мира двумя братьями и др. Особенно важную роль играли представления о родстве человека и медведя, бытовал
т. н. медвежий праздник.
У эвенков развились классические формы шаманства. Само
слово «шаман» имеет тунгусское
происхождение. Шаманы, являясь
посредниками между людьми
и духами, совершали в образе зверя или своего духа-предка полеты
по мирам Вселенной с различными
целями: вылечить от болезней,
найти пропавшее, обеспечить хороший приплод, помочь рождению
ребенка, проводить в мир мертвых
душу умершего. Для этой цели
шаманы имели духов-помощников, фигуры которых вырезали
из дерева, изготавливали из железа и меха.
Шаман имел особый костюм,
с бахромой и металлическими
нашивками, шапку с бахромой,
опускающейся на лицо, бубен
овальной формы с колотушкой.
Тунгусские шаманы считались
самыми сильными в Сибири, к их

 помощи прибегали и другие народы. Места захоронений известных
шаманов приобретали сакральный
характер (например, эвенкийское
шаманское стойбище «Ураган»
в Енисейском районе Красноярского края).
У эвенков встречалось несколько вариантов традиционного
похоронного обряда. До XVIII в.
преобладало воздушное захоронение – тело укладывали на помосте
и закрывали ветками. Рядом клали
оружие, личные вещи покойного.
Другой способ – устанавливали
гроб на столбах. Чум покойного
сжигали и откочевывали на новое
место. Спустя год собирались
на поминки.
В XIX в. под влиянием православия перешли на захоронение
в земле, при этом закалывали
и съедали оленя, а голову и шкуру
развешивали по соседним деревьям. Место для захоронения
подбирали высокое и сухое. Сопроводительный инвентарь и одежду портили.


ЭВЕНКИ В КРАСНОЯРСКОМ КРАЕ


В XVIII в. эвенки совместно с эвенами насчитывали 70–80 тыс. чел.;
в XIX в., по разным оценкам, –
от 35 до 65 тыс. чел. Перепись
населения 1897 г. выявила
по России 66 тыс. носителей «тунгузского наречия», в т. ч. 2948 чел.
в Енисейской губ. В Китае к нач.
XX в. проживало 10,5 тыс. эвенков,
в Монголии – ок. 2 тыс. чел.
В 1927 г. были образованы
Илимпийский, Байкитский и Тунгусо-Чунский национальный районы,
объединенные в 1930 г. в Эвенкийский национальный округ (адм.
центр – пгт Тура), с 1987 г. – автономный округ, с 1992 г. –
самостоятельный субъект РФ,
с 2007 г. – муниципальное образование в составе Красноярского
края (особый статус с 2015 г.).
В Красноярском крае численность эвенков со второй пол. ХХ в.
была стабильной, на уровне 4,2–
4,5 тыс. чел. По переписи 2010 г.,
в Красноярском крае проживало
4372 эвенка, в т. ч. в Эвенкийском
МР – 3583 чел. В муниципальном
районе на их долю приходится
пятая часть (22 %) всех жителей.
Имеется 14 мест компактного
проживания эвенков, из них 4
мононациональных фактории.
За пределами Эвенкийского района эвенки проживают в п. Хантайское Озеро (совместно с долганами)
Таймырского Долгано-Ненецкого
муниципального района, в п. Советская Речка Туруханского района
и в п. Вельмо Северо-Енисейского
района Красноярского края.
Среди демографических особенностей енисейских эвенков отметим самый высокий среди аборигенов Севера удельный вес горожан
(30,7 %) и женщин (55,2 %).
На молодежную возрастную группу
(до 19 лет) у эвенков приходится
38,3 %; людей трудоспособного
возраста – 55,9 %; представителей
старшего поколения – 5,8 %.
В кризисные 1990-е гг. оленеводство среди эвенков оказалось
на грани исчезновения. В Эвенкии
из 15 тыс. голов домашних оленей
к началу 2001 г. осталась одна
треть. В округе была срочно
принята специальная целевая
программа развития оленеводства, благодаря которой с Ямала
было доставлено свыше тысячи
оленей, в т.ч. половина – самолетами. Животные были переданы
оленеводческо-племенному
ГУП «Суриндинское». Помимо
этого оленеводством в Эвенкии
занимаются родовые общины
и фермерские хозяйства.
Северные фактории эвенков
Чиринда и Эконда активно занимаются охотой на дикого северного
оленя. Еще больших масштабов
достигает пушная охота. В Эвенкии
добывают ежегодно 20–25 тыс.
соболей, что составляет более 15 %
объема по всей России.


ОБЩЕСТВЕННЫЕ
ОБЪЕДИНЕНИЯ


Для защиты прав автохтонного
населения и участия в общественной жизни Эвенкии в 1989 г. была
создана Ассоциация КМНС «Арун»
(«Возрождение») Эвенкийского округа. Первым ее президентом стала
З. Н. Пикунова – автор учебников
и словарей эвенкийского языка.
В 1998 г. Ассоциацию возглавила
М. Д. Смирнова, с 2003 г. – В. А. Коптелко. В настоящее время президентом Ассоциации является известный
эвенкийский певец В. Д. Хоменко.
В нач. XXI в. были образованы
местные отделения Ассоциации
КМНС «Арун»: Байкитский (2000),

Тунгусско-Чунский (2004).
По инициативе «Арун» стали
проводиться всероссийские
сугланы (съезды) эвенков России.
В июле 2018 г. в Красноярске
прошел уже V съезд, на котором
42 делегата из 9 регионов проживания эвенков обсудили в т. ч.
проблемы таежного оленеводства.
Председателем Совета эвенкийского
народа РФ вместо Виктора Гаюльского был избран Артур Гаюльский,
который возглавляет также Региональную Ассоциацию КМНС края.
По завершении съезда участники
посетили праздник в эвенкийском
этностойбище на о. Татышев.
В 2006 г. представители от эвенков вошли в состав Палаты Гражданской ассамблеи края. В 2007 г.
«Арун» совместно с Эвенкийским
региональным движением «Север»
(А. Е. Амосов), общественным
движением «Нерамни» ЭМР
(И. В. Мукто) и еще двумя
организациями стали учредителями Региональной ассоциации
общественных объединений КМНС
Красноярского края.
Среди других общественных
объединений эвенков Красноярья:
Союз родовых общин «Яктал»
(зарегистрирован в 2004 г., предс.
Л. Н. Ильина), местное общественное движение поддержки и содействия развитию КМНС «Нёрамни»
Эвенкии (2007, А. Г. Сутягина),
Красноярская региональная
общественная организация
защиты прав КМНС «Эвенкийцы»
(2009, С. А. Осогосток), Местная
общественная организация «Союз
Эвенков» Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального
района (2008, И. А. Яроцкая).
Наконец, в 2012 г. были зарегистрированы сразу две национальнокультурные автономии эвенков:
в г. Красноярске (руков. В. А. Арчимаев) и Туруханском районе (руков.
А. Ю. Давиндук).

 


 

Мастер декоративно-прикладного искусства Эмегельсем Пахоменкова со своими работами

Выступает известный эвенкийский певец В.Д. Хоменко

Герой Советского Союза И. П. Увачан

В г. Красноярске трудился известный эвенкийский писатель Алитет Немтушкин (1939–2006) – засл. работник культуры России, автор многочисленных сборников поэзии и прозы. За роман «Дорога в нижний мир» писатель был удостоен литературной премии России 1992 г.Его имя носит школа в пгт Тура.Описанию эвенкийского быта и традиций посвящены романы другого известного красноярского писателя и журналиста Жореса Трошева. Национальная культура и традиции эвенкийского народа,красота родного края отражены в творчестве композитора Олега Чапогира, исполнителя народныхпесен Валерия Мукто, художников Романа Пикунова, Сергея Салаткина,Надежды Хукочар-Потаповой, Ануфрия Эмидака, мастеров декоративно-прикладного искусства З. В. и Д. В. Путогиров и др. 

Олени в упряжке

ЭТНОГЕНЕЗ

Где и когда появился народ, называемый эвенками, до сих
пор неясно. Считается, что процесс его формирования берет начало еще с I тыс. н. э. путем смешения
местного населения Восточной Сибири с тунгусскими племенами,
пришедшими из Прибайкалья
и Забайкалья. В результате образовались различные хозяйственно-культурные типы эвенков –
пешие (охотники), орочен –
оленные (оленеводы) и мурчен –
конные (коневоды).
На территорию Красноярского
края эвенки стали проникать
с X–XI вв. из Прибайкалья, спускаясь по рекам Нижняя Тунгуска
и Ангара. В XVIII в. ангарские
эвенки откочевали на север,
в район Подкаменной Тунгуски.
Другие группы эвенков мигрировали в западном направлении,
достигнув Енисея. Затем они
повернули на север, расселяясь
по енисейским притокам (р. Сым,
р. Турухан), вплоть до Хантайского
озера на юго-западе Таймырского
полуострова.
В прошлом эвенки были широко
расселены по всему Таймыру,
однако в XIX в. часть родов вошла
в состав формирующейся долганской народности.

 

Эвенк-охотник

Кумаланы.

 ТРАДИЦИОННОЕ
ЖИЛИЩЕ


Зимние стойбища состояли
из 1–2 чумов, летние – до 10,
во время праздников – из нескольких десятков. Чум (дю) имел конический остов из жердей, покрытый зимой шкурами, а летом – тисками (сшитыми полосами специально
выделанной бересты). При перекочевках каркас оставляли на месте.
В центре чума устраивали очаг, над ним – горизонтальную жердь для котла.
Полуоседлые эвенки сооружали
стационарное голомо – оническое сооружение, крытое корой
лиственницы. Местами были также полуземлянки, заимствованные у русских срубные жилища, якутская юрта-балаган, в Забайкалье –
бурятская юрта. Хозяйственные
постройки – свайные настилы,
срубные амбары и лабазы на невысоких сваях, вешала.

Юккола - северный деликатес

ТРАДИЦИИ
И ФОЛЬКЛОР


В конце XIX в. у эвенков преобладала малая семья. Имущество
наследовалось по мужской линии.
Родители обычно оставались жить
с младшим сыном. Брак сопровождался уплатой калыма (тэри) или
отработкой за невесту. Браку предшествовало сватовство, срок между
ними порою достигал одного года.
До нач. XX в. были известны левират
(женитьба на вдове старшего брата),
в богатых семьях – многоженство
(до 5 жен).
Фольклор эвенков включал
песни-импровизации, мифологический и исторический эпос, сказки о животных, исторические и бытовые предания. Эпос читался
речитативом, обычно в течение
ночи. Часто в исполнении принимали участие слушатели, повторяя
строки за сказителем. Отдельные
группы эвенков имели своих
эпических героев (сонинг) – например, Урэн у илимпийских эвенков,
Хэвэкэ – на Подкаменной Тунгуске.
Из музыкальных инструментов
известны варганы (деревянные
и костяные), бубен, музыкальный
лук и др.; из танцев у енисейских
эвенков популярен круговой хоровод («Ёхарьё»), исполнявшийся
под песенную импровизацию.
Игры носили характер состязания в борьбе, стрельбе, беге и т. д.

 Ехорье, танец

Эвенкийский народный ансамбль

КУЛЬТУРА


В 1928–1929 гг. создается эвенкийская письменность на основе
латинской, а с 1937 г. – русской
графики. С 1930-х гг. ведется
преподавание эвенкийского языка
в школе, на этом языке издаются
учебники, художественная литература, ведется радиовещание.
На 2003 г. эвенкийский язык
изучали в 21 школе Эвенкии
и пос. Сов. Речка Туруханского
района. В 2018 г. эвенкийский язык
факультативно или как предмет
преподавался в 18 дошкольных
учреждениях (450 чел.), на уровне
начального образования –
в 15 школах (226 учащихся),
основного и среднего – в 12 школах (206 учащихся).
В 1930 г. в регионе появились
первые очаги эвенкийской культуры – красные чумы (15 учреждений), которые действовали
до 1974 г. Им на смену пришли
14 сельских домов культуры,
3 сельских клуба, 16 библиотек.
С 1967 г. в Эвенкии существует
вокально-хореографический
ансамбль эвенков «Осиктакан»
(«Звездочка»), получивший
общероссийскую и мировую
известность. Популярны в Эвенкии фольклорные коллективы
«Улта» (с 1986 г.) и «Айна».
С 1970-х гг. проводится фестиваль
«Эвенкийские зори», в рамках
которого проходят выступления самодеятельных артистов,
выставки-продажи изделий
мастеров декоративно-прикладного искусства, спортивные
состязания (национальная борьба,
метание маута на хорей, прыжки
через нарты, метание топорика
на дальность).
Помимо ставших уже традиционными праздниками День
оленевода, День рыбака, День аборигенных народов мира, в Эвенкии
появился новый праздник – Мучун
(эвенкийский Новый год).
Объединенными усилиями Центра этнической культуры и Центра
народного творчества Эвенкии
в последние годы реализуются
проекты детских этнокультурных
лагерей, этнографического музея
под открытым небом «Аморин»,
проводятся конференции по фольклору эвенков.

Участники вечера памяти поэта-песенника Николая Оёгира в Доме дружбы народов Красноярского края, 2016

ВЫДАЮЩИЕСЯ
ЭВЕНКИ


Необычайно широка география
эвенкийской творческой интеллигенции. Из Забайкалья (Бурятии)
вышли: первый эвенк-этнограф
Гамалиил Гантимуров (XIX в.), писатели Александр Латкин, Василий
Доколев и Владимир Лоркоктоев;
из Иркутской обл. – писатели
и поэты Николай Ламатканов,
Алексей и Анастасия Салаткины,
фольклорист Василий Пежемский.
В Якутии работали эвенкийские писатели Галина Кэптукэ,
Дмитрий Апросимов, фольклорист
и ученый-филолог Анна Мыреева,
известный сказитель Николай Трофимов; в Хабаровском крае – фольклорист-языковед Агния Романова;
в Читинской обл. – писатель Никита
Сахаров; на Сахалине – художник
Семен Надеин и писатель Григорий
Чинков.
Потомки помнят ратные подвиги
знаменитых снайперов Ивана
Кульбертинова (Якутия) и Семена
Номоконова (Забайкальский край).
В Красноярском крае эвенки
по праву гордятся многими своими
земляками, среди которых государственные деятели М. И. Монго
и В. Н. Увачан – историк, опубликовавший более 130 научных трудов.
В память о них были учреждены
специальные стипендии для
эвенкийских студентов. А в 2017 г.
прошли памятные мероприятия,
посвященные столетию со дня
рождения «Большого Увачана»,
с открытием бюста в пгт Тура.
Имя Героя Советского Союза
И. П. Увачана носит одна из школ
Эвенкии и улицы в ряде поселений.
Памятники и бюсты герою установлены в пгт Тура, с. Байкит и с. Ербочен.
Связали свою судьбу с Красноярским краем эвенкийский писатель
Султынча Пикунов, собирательница
эвенкийских сказок Ксения Воронина-Салаткина, сказательница
и мелодистка Евгения Курейская.
Очень популярна в Эвенкии поэзия
Николая Оегира (1926–1988).
С сер. 1990-х гг. по инициативе
работников районной библиотеки
проводятся Оегировские чтения,
заключительным этапом которых
является вечер памяти поэта. Его
имя носит также Чириндинская
начальная школа.

В.Н. Увачан, которого называли уважительно "Большой Увачан"

Алитет Немтушкин, писатель и драматург