Чуваши

Чуваши (самоназв.: чаваш) –
народ Российской Федерации,
основное население Чувашской
Республики (814,8 тыс. чел.,
2010). Общая численность
в мире – ок. 1,5 млн чувашей,
в т. ч. в Российской Федера-
ции – 1,44 млн чел.

Территориями преимуще-
ственного проживания чувашей
являются: Республика Татарстан
(116,3 тыс. чел.), Республика
Башкортостан (107,5), Ульяновская
(95,0) и Самарская (84,1) области.
За рубежом небольшие группы
проживают в Казахстане (7,3 тыс.
чел.; 2009), Украине (10,6; 2001) ,
Узбекистане и др. странах.
Выделяются три субэтнические
группы чувашей: верховые
(вирьял, тури – влияние финно-
угорского компонента) на севере
и северо-западе Чувашии, средне-
низовые (анат енчи) в централь-
ных и северо-восточных районах
и низовые (анатри – влияние
булгарского компонента) на юге
республики и за ее пределами.
Говорят на чувашском языке
тюркской группы алтайской языко-
вой семьи. Существуют и диалекты:
низовой (укающий) и верховой
(окающий).
Элементы древнетюркского
рунического письма прослежи-
ваются в родовых знаках-тамгах
и в старинных вышивках.
В Волжской Булгарии была
распространена арабская вязь.
В 1760-х гг. возникает письмен-
ность на основе русской графики
(старочувашское письмо). А через
столетие усилиями чувашского
просветителя И. Я. Яковлева созда-
ется новочувашская письменность
и литература.
Верующие чуваши в основе
своей православные. В то же время
в верованиях чувашей сочетались
элементы православия и язы-
чества (почитание огня, воды,
солнца, земли). Многие сельчане
верили в добрых богов и духов
во главе с верховным богом Тура
(позднее отождествлявшимся
с христианским Богом) и в злых су-
ществ, возглавляемых Шуйтаном.
Также почитались домашние
духи – хозяин дома и хозяин
двора, нередко в семьях хранились
домашние фетиши – куколки,
прутики и прочее.

ЭТНОГЕНЕЗ
По доминирующей в научном
мире версии происхождения
чувашей, их тюркоязычные предки
в древности жили в Центральной
Азии, составляя в I тысячелетии
до н. э. западное крыло хуннов.
Постепенно они продвигались
на запад, обосновавшись
во II–III вв. н. э. на Северном
Кавказе, а в VII–VIII вв. в составе
тюркского племени булгар пересе-
лились на север в район Среднего
Поволжья, где перемешались
с местными финно-угорскими
племенами. По одной из версий,
этноним «чуваш» восходит
к названию родственного булгарам
племени – сувар (суваз, суас).
Большую роль в консолидации
тюрко-булгар с финно-уграми
сыграло государство Волжская
Булгария, образованное в нач. X в.
В сер. XIV в. оно было разгром-
лено татаро-монголами и вошло
в состав Золотой Орды, а позднее –
Казанского ханства.
Современная чувашская народ-
ность сформировалась в основном
к концу XV в. Вплоть до нашего
времени в ней прослеживаются
элементы языка и культуры пле-
мен суваров, булгар, финно-угров
и марийцев.
В русских источниках этноним
«чаваш» впервые встречается
в 1508 г. В перв. пол. XVI в. чуваши
не раз выступали против гнета
казанских ханов и татарских фео-

далов. Их предводителями были
Кочак, Пиге, Анчик, Сарый-батыр,
Тугай, Амак и др. В конце 1546 г.
восставшие чуваши и горные
марийцы призвали на помощь
русские войска. Летом 1551 г.,
во время основания московитами
г. Свияжска, было осуществлено
вхождение чувашей в состав
Русского государства.
К сер. XVIII в. чуваши были в ос-
новном обращены в христианство.
После Октябрьской революции
1917 г. чуваши получили автоно-
мию: АО с 1920 г., АССР с 1925 г.
В 1990 г. создается Чувашская ССР,
преобразованная в 1992 г. в Чуваш-
скую Республику.

ТРАДИЦИОННЫЕ
ЗАНЯТИЯ

Чуваши традиционно занимались
земледелием. Главными зерно-
выми культурами являлись рожь,
полба, овес, ячмень, реже сеяли
пшеницу, гречиху, горох.
Из технических культур возделы-
вали лен, коноплю. Было развито
хмелеводство. Животноводство
(овцы, коровы, свиньи, лошади)
из-за недостатка кормовых условий
большого развития не получило.
Издавна чуваши занимались
пчеловодством. Были развиты
резьба по дереву (изготавливали
утварь, мебель, резные столбы
ворот, карнизы и наличники
домов), гончарное дело, плетение,
вышивка, узорное ткачество (крас-
но-белые и многоцветные узоры),
шитье бисером и монетами.
Среди кустарных промыслов
наиболее популярны были дере-
вообрабатывающие: колесный,
бондарный, столярный, веревочно-
канатный, рогожный. Существова-
ли также плотничьи, портняжные
и другие артели.
Национальная вышивка
и резьба по дереву до сегодняшних
дней широко распространены
в чувашской деревне.

НАЦИОНАЛЬНЫЙ
КОСТЮМ

Традиционная одежда мужчин –
холщовая рубаха и штаны. У жен-
щин – туникообразная рубашка
с передником, все богато укра-
шенное вышивкой и аппликацией.
Женский праздничный головной
убор – полотенчатый холщовый
сурпан, поверх которого надева-
лась шапочка в форме усеченного
конуса с наушниками, обильно
украшенная бисером, бусинами,
серебряными монетами. Носили
также платки, предпочтительно
белые или светлых расцветок.
Женские украшения были
разнообразны: перстни, а также
наспинные, поясные, нагрудные,
шейные, перевязи через плечо,
покрытые монетами, вышивкой
и аппликацией, подвесками из бус.
Верхняя одежда для мужчин и женщин – холщовый кафтан,
осенью – поддевка из сукна,
зимой – шуба из овчины. Тради-
ционная обувь – кожаные сапоги,
чаще – лыковые лапти, которые
носились с суконными онучами
или шерстяными чулками.
В настоящее время женщины
старшего возраста еще носят
на селе национальный костюм или
его отдельные элементы. Мужская
традиционная одежда использует-
ся только в свадебных обрядах или
в фольклорных выступлениях.

НАРОДНОЕ
ТВОРЧЕСТВО

В чувашском фольклоре наибо-
лее развитый жанр – песни: моло-
дежные, рекрутские, застольные,
поминальные свадебные, трудовые,
лирические, а также исторические.
Вокал, как правило, одноголосый.
Традиционные музыкальные
инструменты – волынка (сарнай),
пузырь (шапар), варган (купас),
свирель и дуда (шахличе), гусли
(кесле), гудок (род скрипки с тремя
струнами), позднее – гармонь
и скрипка (серме купас).
Распространены также легенды,
волшебные сказки, исторические
предания, пословицы и поговор-
ки. Особо популярны сказания
об Улыпе – добром герое-великане.

ЧУВАШСКАЯ
НАЦИОНАЛЬНО-
КУЛЬТУРНАЯ
АВТОНОМИЯ


Процесс общественной самоор-
ганизации чувашского сообщества
Красноярского края начинается
с конца 1980-х гг. Собрания чува-
шей проводятся в г. Красноярске,
г. Шарыпово, Большемуртинском,
Казачинском и Березовском
районах. На них принимается ре-
шение: для «сохранения традиций,
обычаев, культуры чувашского
народа» необходимо создать
свое национально-культурное
объединение.
В феврале 1991 г. такая
организация была официально за-
регистрирована. Ее председателем
избирается проректор Краснояр-
ского института цветных металлов
Ю. П. Елизаров. В дальнейшем
общественной организацией
руководили художник В. И. Мешков
и засл. тренер России В. Н. Альги-
нов.
В 2002 г. объединение было
преобразовано в Красноярскую
местную чувашскую националь-
но-культурную автономию (НКА),

а в 2003 г. – в региональную чуваш-
скую НКА. Президентом автономии
стал один из руководителей
крайкомстата, засл. работник
культуры Чувашской Республи-
ки Г. И. Храмов. Руководитель
автономии входит в состав Палаты
национальностей Гражданской
ассамблеи Красноярского края,
образованной в 2004 г., а также
в состав ряда общественных
советов различных министерств,
ведомств г. Красноярска.
В настоящее время при чуваш-
ской НКА имеется 24 представи-
тельства в городах и районах края.
В местах компактного проживания
чувашей организованы и действу-
ют 22 ансамбля художественной
самодеятельности, из них 4
заслужили звание «Народный
коллектив». Наиболее известны
такие творческие коллективы,
как «Подснежник» и «Дубравуш-
ка» из г. Красноярска, «Сеспел»,
«Юлташсем» (Казачинский район),
«Юманлах» и другие. Все они явля-
ются неизменными участниками
межнациональных праздничных
торжеств, фестивалей народного
творчества и чувашских меропри-
ятий.
Усилиями энтузиастов
чувашской автономии края
созданы 3 сельских чувашских
музея, 3 библиотеки, 1 фонотека.
В 2015–2016 гг. при организационной
и финансовой поддержке РНКА
в двух районах края были установ-
лены мемориальные памятники
чувашам – участникам Великой
Отечественной войны.

МЕРОПРИЯТИЯ
ЧУВАШСКОЙ НКА

Региональная чувашская
НКА постоянно выставляет свои
национальные подворья в рамках
проведения Дней города, краевых
и городских фестивалей. Домотка-
ное белье с богатой вышивкой,
передаваемое из поколения в по-
коление, национальная домашняя
утварь, песни и танцы представля-
ют красочный мир материальной
и духовной культуры чувашей.
Однако самым ярким действом
чувашской культуры является
праздник Акатуй, знаменующий
для сельчан завершение посевных
работ. В древности он носил
обрядово-магический характер,
но после принятия чувашами
христианства, Акатуй превратился
в общинный увеселительный
праздник с конными скачками,
борьбой, народными гуляньями
по случаю окончания весенних
полевых работ.
В июне 2003 г. этот праздник,
организованный в райцентре
Большая Мурта, получает статус
общекраевого. В последующем
краевой Акатуй проводился
в различных районах, пока не
утвердился в п. Шуваево Емелья-
новского района. В последние годы
стали практиковать проведение
межмуниципальных Акатуев
(2–3 ежегодно), причем не только
на селе, но и в городах.
С 2011 г. столь же популярным
и массовым в Красноярском крае
становится другой чувашский
праздник – Чуклеме (праздник
урожая).
Ежегодно в конце апреля силами
чувашской НКА и ее филиалов
проводится День чувашского
языка – вечер памяти выдающе-
гося просветителя и гуманиста
И. Я. Яковлева. В рамках этой
акции устраиваются литератур-
ные чтения, книжные выставки
на чувашском и русском языках,
концерты фольклорно-хореогра-
фических ансамблей. В 2018 г.
в Красноярске широко отметили
160-летие со дня рождения этого
великого чувашского мыслителя.
Значимым событием в жизни чувашской автономии стало празднование в августе 2004 г. 85-летия
народного художника России, засл.
художника Чувашской Республики
Владимира Ильича Мешкова. Веду-
щее направление творчества этого
живописца – природа и жизнь
Енисейского Севера. Работы масте-
ра многократно экспонировались
в России и за рубежом. К юбилею
В. И. Мешкова в Красноярске был
издан красочный альбом его
цветных линогравюр.
В 2016–2018 гг. в Красноярске
выходят в свет две части книги
«Чуваши на берегах Енисея», под-
готовленные Г. И. Храмовым.
Краевая чувашская НКА способ-
ствует развитию культурных и эко-
номических связей с исторической
родиной. В 2003 г. в рамках визита
правительственной делегации
Чувашии в Красноярском крае
было подписано соглашение
о социально-экономическом,
научно-техническом и культурном
сотрудничестве между этими
двумя регионами. Аналогичный
договор о сотрудничестве был
заключен между г. Чебоксары
и г. Красноярском, между Больше-
муртинским районом Красно-
ярского края и Комсомольским
районом Чувашской Республики.
В подготовке всех этих документов
чувашская автономия приняла
самое деятельное участие.
Красноярцы принимают участие
в различных национальных
форумах, съездах, проводимых
в Республике Чувашия, федераль-
ном Акатуе и других мероприятиях
федерального уровня.
В марте 2006 г. в Красноярске
прошел Первый съезд чувашей
края, приуроченный к 15-летнему
юбилею чувашской НКА. На съезд
прибыло свыше 250 делегатов из
всех районов Красноярского края,
Эвенкии, Таймыра, а также гости
из Чувашии и других регионов.
Среди важных решений – принятие
концепции национально-культур-
ного развития чувашского народа
Красноярья и пятилетнего плана
развития чувашского этноса на
территории региона.
На II съезде красноярских чу-
вашей (2011) присутствовало уже
459 делегатов и гостей. В работе
III съезда (2016) приняли участие
Губернатор края и глава города
Красноярска.
Важную роль в духовной жизни
чувашей Красноярского края игра-
ет Русская Православная церковь.
Ни одно мероприятие, проводимое
чувашской региональной НКА, не
проходит без участия руководите-
ля или священнослужителей Крас-
ноярской митрополии. Специально
для автономии был определен бла-
гочинный - митрофорный протои-
ерей о. Федор Васильев, а с 2016 г.
протоиерей о. Иоанн Боев.
Среди активистов региональной
чувашской НКА предприниматели
Ю. П. Алексеев и В. Е. Размано-
ва, Ю. А. Иванов, В. В. Кибакин,
Р. Н. Михеева, И. М. Кириллов,
пенсионеры А. А. Силантьева,
С. Ф. Барабанова, В. Е. Власова,
Э. И. Юшкова.
В качестве представителей
региональной чувашской НКА
в муниципальных образованиях
активно работают А. Ф. Лепешкин,
Е. С. Фурсенко, И. И. Староватых,
О. А. Болдырева, В. В. Турова,
С. А. Кондратьева, Г. В. Иванов,
А. К. Шварцкопф, Г. Я. Меркель.
Г. И. ХРАМОВ

ТРАДИЦИОННОЕ
ЖИЛИЩЕ

Основной тип поселения чува-
шей – села и деревни (ял), распо-
лагавшиеся, как правило, у воды.
Традиционная деревянная изба
ставилась в центре двора, топилась
по-черному глинобитной печью.
С нач. XX в. ее заменяет русская
печь, но с подвешенным или
вмазанным по-чувашски котлом.
Повсеместно были распространены
летняя кухня (лас) и баня (мунча).
Дом украшался полихромной
росписью, резьбой (чаще изобра-
жением солярного круга) и наклад-
ными украшениями.
Особенности домашнего
интерьера: кровать отделяют
занавеской, широко используются
домотканые ковры (паласы) и тра-
диционная вышивка.
Современный сельский дом-
пятистенок мало чем отличается от
жилища других народов Поволжья.

СЕМЕЙНО-
БЫТОВЫЕ
ОТНОШЕНИЯ
И ПРАЗДНИКИ

В чувашских селениях устойчиво
сохранялись родственные связи,
особенно в пределах одного конца
деревни. В хозяйственных интере-
сах поощрялись ранняя женитьба
сына и относительно позднее
замужество дочери (поэтому
нередко невеста была на несколько
лет старше жениха).
На складывание календарных
праздников чувашей повлияло
сочетание элементов право-
славия и язычества. Среди этих
праздников – зимний праздник
испрашивания хорошего приплода
скота (сурхури), праздник почитания
солнца (саварни – Масленица),
многодневный весенний праздник
жертвоприношений солнцу, богу
Тура и предкам (совпавший затем
с православной Пасхой), праздник
весенней пахоты (Акатуй) и летний
праздник поминовения мертвых.
После сева проводились жертво-
приношения, обряд вызывания
дождя, сопровождавшийся купани-
ем в водоеме и обливанием водой;
по завершении уборки хлеба –
моления духу-хранителю овина
и др. К нач. ХХ в. в быту чувашей
остались только Акатуй и христиан-
ские обряды и праздники.
На селе еще сохраняются
некоторые черты старинных
национальных традиций: свадебной
(поезд жениха, пир в доме невесты,
ее увоз, пир в доме жениха,
выкуп приданого и др.), родильной
(обрезание пуповины мальчика
на топорище, девочки – на стояке
или донце прялки, смазывание
языка младенца медом и маслом,
передача его под покровительство
духу-хранителю домашнего очага
и пр.) и похоронно-поминальной
обрядности.

ВЫДАЮЩИЕСЯ
ЧУВАШИ

Среди наиболее известных
представителей чувашского на-
рода: просветитель И. Я. Яковлев,
ученый-востоковед Н. Я. Бичу-
рин, этнограф Н. В. Никольский,
летчик-космонавт А. Г. Николаев,
академики И. В. Антипов-Каратаев
и Г. Н. Волков, поэты К. В. Иванов,
Я. Г. Ухсай и Г. Н. Айги, живописцы
А. А. Кокель и В. И. Мешков, архи-
тектор П. Е. Егоров, композитор
Ф. Павлов, балерина Н. Павлова,
спортсмены В. С. Соколов (бокс)
и М. П. Костина (парашютный
спорт).


ЧУВАШИ В ПРИЕНИСЕЙСКОМ
КРАЕ

Сведения о появлении первых чу-
вашей в Западной Сибири относятся
к XVI–XVII вв. Это были торговцы,
либо служилые из Казани, прим-
кнувшие к хану Кучуму. Активное
переселение чувашей в Сибирь
по причине малоземелья начинает-
ся в последней четверти XIX в.
Перепись 1897 г. зафиксировала
в Енисейской губ. 639 чувашей, все
они проживали в сельской мест-
ности. По-настоящему массовая
миграция чувашских крестьян в Си-
бирь происходит в годы Столыпин-
ской аграрной реформы. К 1920 г.
в Енисейской губ. насчитывалось
уже свыше 3 тыс. чувашей.
В Сибири чувашские переселенцы
до революции сохраняли тради-
ционный тип хозяйств и культуры.
В первые чувашские школы приез-
жали учителя из Симбирской губ.,
оттуда же получали учебники.
Второй массовый поток чуваш-
ской миграции в Сибирь приходится
на нач. 1920-х гг. Только в голодном
для Поволжья 1921 г. за Урал
выехало 18 тыс. чувашей. К 1926 г.
на территории Красноярского
края имелось уже 26 чувашских
деревень и поселков, а общее число
чувашей достигло почти 9 тыс. чел.,
В 1920-е гг. расширилась сеть
чувашских национальных школ и культурно-просветительских
учреждений. В 1940/41 уч. г. в Крас-
ноярском крае обучали чувашскому
языку 20 школ. В дальнейшем
чувашская диаспора пополнялась
за счет тысяч ссыльнопоселенцев
(1930–1940), а в послевоенный
период – за счет молодежи, при-
езжавшей на освоение сибирских
строек, а также по распределению
после окончания учебных заведе-
ний.
В 1970–1980-х гг. численность
чувашей Красноярского края оста-
валась стабильной. Хотя уже в эти
годы активизировались процессы,
приведшие к резкому уменьшению
их количества (на 28 %) в 1990-е гг.
Основная причина – смена нацио-
нальной идентификации и ассими-
ляция.
Действительно, во второй
пол. ХХ в. национальные элементы
в культуре чувашей Красноярья
занимают все менее значительное
место. Народная специфика исчезает
из свадебных обрядов, фольклора,
народного искусства. Чувашские
школы и учреждения культуры были
переведены в 1960-е гг. на русский
язык обучения и, как следствие,
чувашский язык постепенно
вытесняется из сферы внутриэт-
нического общения. Если в 1959 г.,
по данным переписи населения,
чувашский язык считали родным
72,4 % сельских чувашей Сибири,
то в 1989 г. – только треть.
К этому времени националь-
но-культурные предпочтения
сохраняли лишь 40 % чувашского
населения. Углублению этноасси-
миляционных процессов среди
чувашей способствовал также
постепенный отказ от монона-
циональных браков в пользу межэт-
нических.
По переписи населения 2010 г.
чувашское население в Красно-
ярском крае насчитывает 11 тыс.
чел. и является самой крупной
в Сибирском федеральном округе.
Чуваши проживают во всех терри-
ториях края, но главным образом
в г. Красноярске (2,3 тыс. чел.),
г. Норильске (1,2) , г. Лесосибирске
(0,5), Большемуртинском (0,6)
и Казачинском (0,8) районах.
Причем в последних двух районах
на долю чувашей приходится соот-
ветственно 3 и 7 % всего населения
данных территорий.
Характерной особенностью
чувашского народа на территории
Красноярского края является высо-
кий удельный вес сельчан – 41,3 %
против 21 % в среднем по краю.
В 8 районах имеется 19 чувашских
сел и деревень.
Среди других социодемографических
характеристик чувашей
отметим существенное преоблада-
ние женского населения (55,1 %)
над мужским, слабое владение
родным языком (34,0 %), а также
прогрессирующую тенденцию
старения нации. Если в 1989 г.
удельный вес лиц старше трудоспо-
собного возраста составлял 17,8 %,
то в 2002 г. уже 28,0 %, увеличи-
ваясь до 38,0 % к 2010 году. Для
молодежи (до 16 лет) наблюдается
обратная пропорция – снижение
их доли с 11,0 % в 1989 г. до 5,9 %
в 2002 г. и 3,3 % в 2010 г. (один
из её самых низких показателей
по региону).

А. Г. Николаев – летчик-
космонавт