СОДРУЖЕСТВО ПРОСВЕТИТЕЛЕЙ КРАСНОЯРЬЯ
УМНЫЕ РЕГИОНЫ - БУДУЩЕЕ РОССИИ
Якуты (самоназв.: саха) – народ в Российской Федерации (478,1 тыс. чел.), коренное население Якутии (466,5 тыс.).
Различают 4 этнотерриториальные группы – амгинско-ленские, вилюйские, олекминские и северные якуты. Последняя группа охватывает тундровую зону бассейна рек Анабар, Оленек, Колыма, Яна, Индигирка и на западе граничит с Красноярским краем.
Говорят на якутском языке тюркской группы алтайской семьи, имеющем группы говоров: центральную, вилюйскую, северо-западную, таймырскую. Письменность с сер. 19 в.
Верующие якуты – православные, сохранились и традиционные культы (шаманим).
Этногенез якутов происходил в ходе миграции в степную часть Средней Лены тюрко-монгольских племен скотоводов из Прибайкалья (хунну, кыпчаки, уйгуры, хакасы, курыкане, монголы, буряты) и ассимиляции ими коренного, в основном тунгусского населения. Окончательно этнос сформировался к 17 в. Но и в последующем происходила аккультурация – восприятие традиций сопредельных народов. Так, северные якуты по культуре близки к юкагирам и эвенкам, у олёкминских якутов сильно влияние русской культуры.
В 1922 г. была создана Якутская АССР, с 1990 г. – Республика Саха (Якутия).
Основное традиционное занятие населения степной зоны Центральной Якутии – коневодство (в рус. документах 17 в. якуты назывались «конными людьми») и разведение крупного рогатого скота. За лошадьми ухаживали мужчины, за коровами – женщины. Местный скот отличался выносливостью, но был малопродуктивен. На севере разводили оленей. Повсеместно развито рыболовство. На нем специализировались безлошадные бедняки и т.н. «пешие якуты». Рыбу ловили в основном летом – неводами из конского волоса, сетями, мордами, вершами, били острогой.
Охота особенно распространена на севере, составляя здесь основной источник пропитания (северный олень, лось, заяц, птица). Пушная охота была известна и до прихода русских. Существовало собирательство – сбор сосновой и лиственничной заболони (внутренний слой коры), заготавливавшейся на зиму в сушеном виде, кореньев (сарана), зелени (дикий лук, хрен, щавель), в меньшей степени ягод (малину не употребляли, считали нечистой). Земледелие (ячмень) стало распространяться с приходом русских, но только в южных и центральных районах Якутии.
Среди традиционных ремесел у якутов - кузнечный промысел, имевший товарное значение, плавка и чеканка серебра, меди и др., с 19 в. – резьба по мамонтовой кости. Была развита обработка дерева бересты, меха, кожи. Из кожи делали посуду, из конских и коровьих шкур, сшитых в шахматном порядке – коврики, из заячьего меха – одеяла, из конского волоса – различные плетения и вышивки. Художественной резьбой покрывались деревянные кубки для кумыса (чороны) и коновязи для лошадей. Сохранилось производство лепной керамики, выделявшей якутов среди других народов Сибири.
Передвигались в основном верхом, грузы перевозили вьюком. Были известны лыжи, сани, на севере – нарты, берестяные лодки как у эвенков.
Якутские поселения делились по сезонно-хозяйственному признаку на зимние и летние. Зимники состояли из 1 – 3 юрт и располагались вблизи сенокосных угодий и водоемов. Летники ставились у пастбищ и насчитывали до 10 юрт.
Зимнее жилище балаган было прямоугольной формы, имело невысокие наклонные стены из тонких бревен, обмазанных глиной с навозом, и низкую двускатную крышу из коры и дерна. С 18 в. распространяются многоугольные срубные юрты с пирамидальной крышей, которые внешне напоминают чум диаметром 5 м и высотой 10 м. Хозяйственные постройки включали хлевы (хотоны) для содержания скота, амбары, подвалы-ледники, загоны для лошадей. Непременным атрибутом якутской усадьбы были коновязные столбы – cэргэ. Северные якуты-оленеводы использовали чум самодийского типа и домик на полозьях – балок.
Национальная одежда якутов – однобортный кафтан (сон), зимой – меховой, летом – из конской или коровьей шкуры шерстью внутрь, у богатых – из ткани. Костюм дополняли короткие кожаные штаны, кожаные ноговицы и меховые носки. Позднее появились тканевые рубахи с отложным воротником. Мужчины подпоясывались кожаным поясом с ножом и огнивом, у богатых – с серебряными и медными бляшками.
Высоко ценился и передавался по наследству якутский женский свадебный костюм: шуба из дорогих тканей, шапка из благородного меха с султаном из птичьих перьев, все богато декорировано серебряными бляшками, бисером и бахромой. Женскую одежду дополняли пояс, нагрудные и шейные украшения, браслеты, кольца и накосники из серебра и золота (реже).
Традиционная обувь – зимние высокие сапоги из оленьих или конских шкур шерстью наружу, летние сапоги из замши с голенищем, покрытым сукном, у женщин – с аппликацией.
Предпочтение отдавалось молочной пище: из кобыльего молока готовили кумыс, из коровьего – простоквашу (суорат, сора), сливки, масло. Масло пили растопленным или с кумысом. Суорат заготавливали на зиму в замороженном виде с добавлением ягод, кореньев и др. Из него с добавлением воды, муки, кореньев, сосновой заболони готовилась похлебка - бутугас.
Рыбная пища играла главную роль для бедняков. Рыбу ели сырой (свежевыловленную) и жаренной; ее замораживали, заквашивали на зиму в ямах. Мясо употреблялось нечасто, преимущественно в варенном и жареном виде. Особенно ценилась конина, на севере - оленина. В 19 в. входит в употребление ячменная мука: из нее делали пресные лепешки, оладьи, похлебку-саламаат.
До 19 в. у якутов сохранялось многоженство, причем жены часто жили раздельно и вели каждая свое хозяйство. Калым за невесту состоял обычно из скота, часть его предназначалась для свадебного пира. За невестой давали приданое, по ценности составлявшее около половины калыма, – в основном предметы одежды и утвари. Свадьба сопровождалась играми и плясками молодежи.
Главный праздник якутов – весенне-летний кумысный праздник Ысыах, который сопровождался возлияниями кумыса из больших деревянных кубков (чоронов), играми, спортивными состязаниями и т. д.
Православие распространилось у якутов в 18-19 вв. Однако христианский культ сочетался с верой в добрых и злых духов, духов умерших шаманов, духов-хозяев и т.д. Сохранились элементы тотемизма: род имел животного-покровителя, которого запрещалось убивать, называть по имени и т.п. До христианства практиковался воздушный способ захоронения. Потом стали хоронить в земле, но с оружием, предметами быта, продуктами питания.
Шаманами у якутов могли быть и мужчины, и женщины. Они разделялись на белых и черных. Первые служили небожителям, управляли праздником Ысыах. Вторые вели борьбу со злыми духами. Каждый шаман имел своего духа-покровителя, его изображение пришивалось к одежде. Шаманские бубны якутов были овальными, с широким ободом (как у эвенков). Помимо шаманов у якутов были распространены знахари, каждый из которых специализировался на одной из болезней.
В якутском фольклоре был развит богатырский эпос (олонхо), исполнявшийся речитативом особыми сказителями (олонхосут) при большом стечении народа. Были популярны и другие жанры: исторические предания, сказки (особенно о животных), пословицы, песни, своеобразные скороговорки.
Традиционные музыкальные инструменты – варган (хомус), трехструнная смычковая лютня, духовые флейты, различные ударные. Из танцев распространены хороводный осуохай, различные игровые танцы и др.
В 1850-х гг. якуты получили письменность на основе русской графики. Со второй пол. 19 в. на якутском языке стали издаваться церковные книги, записи фольклора, с нач. 20 в. – газеты и журналы.
Основоположниками якутской литературы считаются А.Е. Кулаковский, А.И. Софронов, Н.Д. Неустроев, П.А. Ойунский. В советское время получили большую известность якутские литераторы И.М. Гоголев, В.С. Далан, Д.К. Сивцев, Н.Г. Якутский (Золотарев); композиторы Ф.Г. Корнилов, В.В. Ксенофонтов; историк Г.П. Башарин, сказители олонхо С.А. Зверев, Н.А. Абрамов-Кынат, скульптор В.В. Бочкарев, художники С.Л. Александров, Э.И. Васильев, В.С. Карамзин, народные мастера декоративно-прикладного искусства С.Н. Пестерев, Т.В. Аммосов, Е.Е. Аммосова.
Якутские корни имеются у академика РАН Л.В. Киренского – одного из зачинателей академической науки в Красноярском крае. Его именем названа одна из улиц г. Красноярска.
Якуты – один из наиболее динамично развивающихся сибирских народов. За 20 в. произошло удвоение их общей численности. В Красноярском крае за этот же период количество якутов варьировалось от 1.3 до 1.7 тыс. чел. На 2010 г. их численность составила 1468 чел., что оказалось на 9,3% выше уровня 2002 г.
На долю мужчин у якутов приходится 45,9%, горожан – 50%. Владеют родным языком 71,0%.
Часть якутов Красноярского края – мигранты из Якутии, однако основная часть – представлена жителями якутского пос. Ессей (ок. 630 чел.), расположенного на северо-востоке Эвенкийского муниципального района. Всего в Эвенкии проживает 939 якутов или 63,9% от их общей численности по краю. Жители Ессея занимаются оленеводством, в меньшей степени – охотой дикого северного оленя и рыболовством на одноименном озере. В 2002 г. здесь был открыт филиал ГУП «Традиционное хозяйство Севера», который помогает местным жителям в заготовке, переработке и сбыте продукции. Особенности традиционного природопользования, языка, удаленность от Якутии позволяют считать ессейцев особой этнотерриториальной группой якутов.
В пос. Ессей делается много для поддержания национальных культуры и традиций. С 1933 г. здесь работает школа, которая в наст. вр. одной из пяти полностью национальных школ Эвенкии с родным языком обучения. На ее базе в 1976 г. создается детский якутский хоровой ансамбль «Хотугу Сулус» («Полярная звезда»), репертуар которого составляют якутские и эвенкийские песни. Известность этого коллектива уже давно вышла за рамки Эвенкии. В 2002 г. он приезжает в Красноярск на Всероссийский фестиваль детского художественного творчества Севера и Сибири «Вслед за солнцем» и становится его лауреатом.
В Ессее родился талантливый художник самоучка Николай Ботулу. Выставки его линогравюр проходили в Москве, Новосибирске, Красноярске и Японии.
Несмотря на удаленность христианизация якутского населения началась с нач. 19 в. В 1852 г. на средства купца 1-й гильдии А.Шушляева на берегу о. Ессей учреждается походная Троицкая церковь, а в 1892 г. на средства самих якутов была воздвигнута православная часовня.
В г. Красноярске проживает ок. 380 якутов, главным образом студентов, приехавших на учебу из Якутии. В январе 1995 г. создается красноярская Ассоциация студентов и аспирантов молодежи Республики Саха (Якутия) «Аартык», которая осуществляет поддержку своих земляков, постоянную связь с исторической родиной, реализует собственные и участвует в межнациональных культурных проектах. Только за период с 2000 по 2005 гг. якутская Ассоциация проводила ежегодно праздник Ысыах, участвовала в молодежных фестивалях «Интерземлячество», конкурсах «Мисс и Мистер Азия», городском КВН национальных команд, Всероссийской акции «неделя добра», кубке наций по мини-футболу, различных спортивных и благотворительных акциях, издавала газету «Аартык» и стала соучредителем «Интергазеты» национального студенчества г. Красноярска и мн. др.
Большим успехом у красноярцев пользуются якутские профессиональные фольклорные коллективы. В 2004 г. на Международном фестивале этнической музыки «Саянское кольцо» (Шушенский район Красноярского края) Гран-При получил ансамбль из Якутии. В 2005 г. успешные гастроли в Красноярске провел якутский творческий коллектив «Олонхо».
Руководители Ассоциации входят в состав Совета молодежных национальных объединений Красноярского края, а также в Палату национальностей Гражданской Ассамблеи Красноярского края.