top of page

Белорусы (самоназв: беларусы) – основное население Республики Беларусь (7,96 млн чел., 2009). Общая численность в мире – ок. 10,0 млн чел. Крупные диаспоры (от 100 до 400 тыс. чел.) имеются в США (св. 700 тыс. чел.) и в сопредельных с Белоруссией государствах: Украине (276,2001), Латвии (68, 2011) Польше
(47) и Литве (36, 2010). Живут также в Казахстане (63 тыс.чел., 2012), Канаде, Эстонии (12, 2011), Великобритании, Молдавии, Австралии.

В Российской Федерации насчи-
тывается 521,4 тыс. чел. (2010).
Территориями преимущественного
проживания являются г. Москва
(39,2 тыс. чел.), г. Санкт-Петербург
(38,1), Калининградская (32,5),
Московская (31,7) и Тюменская
(25,7) области, Республика Карелия
(23,3).
Выделяется субэтническая группа
полещуков – жителей Полесья,
а среди них – пинчуков (население
Пинского Полесья).
Говорят на белорусском языке
восточной подгруппы славянской
группы индоевропейской языковой
семьи. Различаются юго-западные
и северо-восточные диалекты.
Письменность на основе
кириллицы. Старобелорусский язык
использовался в XIV–XVI вв. в го-
сударственном делопроизводстве.
Современный белорусский язык
сложился на рубеже XVIII–XIX вв.
Верующие белорусы – преиму-
щественно православные, около
четверти – католики, есть униаты.
ЭТНОГЕНЕЗ
Древнейшей этнической основой
белорусов были славянские
племена дреговичей, кривичей,
радимичей, отчасти северян и во-
лынян, обитавшие на территории
современной Беларуси. В IX–XI вв.
они вошли в состав Киевской Руси,
в рамках которой консолидирова-
лась древнерусская народность.
В период феодальной раздробленности
(XIII–XIV вв.) земли
Белоруссии были включены в состав
Великого княжества Литовского,
затем в 1569 г. – в состав нового
польско-литовского государства
Речь Посполитая. Вследствие чего
белорусская этническая общность
формировалась в условиях сильного
влияния польской культуры и като-
личества.
Название «Белоруссия» восходит
к топониму Белая Русь, т. е. сво-
бодная, вольная, независимая
от Золотой Орды. К XVII в. этот тер-
мин закрепляется за современными
белорусскими землями. Их жителей
стали называть белорусцами, одно-
временно существовали и другие
обозначения – полешуки, полесяне,
литвины, русины и др.
В результате трех разделов
Польши в конце XVIII в. Белоруссия
воссоединилась с Россией. Усиление
экономических и культурных связей
между белорусскими землями,
а также с сопредельными русскими
губерниями способствовало внутри-
этнической консолидации белорусов
в нацию. К концу XIX в. этноним
«белорусы» получил широкое
распространение среди населения,
но окончательное его закрепление
произошло после образования
Белорусской ССР в 1919 г.
В 1991 г. была провозглашена
Республика Беларусь.

ТРАДИЦИОННЫЕ
ЗАНЯТИЯ

Белорусы – исконные земле-
дельцы. Они выращивали такие
традиционные сельхозкультуры,
как рожь, пшеница, овёс, ячмень,
картофель, лён, конопля. Вспомога-
тельную роль играли огородниче-
ство, садоводство, пчеловодство,
охота и рыболовство.
Среди традиционных промыслов

и ремёсел – изготовление рогож,
циновок, земледельческих орудий,
обработка кож, овчины, мехов,
изготовление обуви, транспортных
средств, мебели, керамической
посуды, бочек и домашней утвари
из дерева. Популярно было тка-
чество, кузнечное дело.

ТРАДИЦИОННОЕ
ЖИЛИЩЕ


Среди сельских поселений
преобладали деревни – вески
(от 5 до 100 дворов) уличной
планировки. Ремёсла и торговля
сосредоточивались в местечках.
В XIX – нач. XX вв. распространи-
лись выселки и хутора. Основными
типами усадеб были венковая
(хата и хозяйственные постройки
создавали замкнутый двор) и по-
гонная (все постройки ставились
в ряд). Близ жилья строили амбар
(клеть), навес для дров (паветка),
сараи для скота (хлявы), вдали
от жилья – гумно, сарай для сена.
Наиболее распространённое
жилище (до XX в.) – деревянная
срубная хата, чаще с двускатной
крышей (из соломы, камыша,
дранки, досок). Внутри дома в углу
у двери стояла печь, по диагонали
от неё в красном углу – стол, вдоль
двух смежных стен – полати.
НАЦИОНАЛЬНЫЙ
КОСТЮМ
Традиционная одежда белорусов
представляет собой единый комп-
лекс. Мужчины носили полотняную
навыпуск рубаху до колен, цветной
шерстяной пояс, безрукавку
из цветного сукна, холщовые (зи-
мой – суконные) штаны. Материал
для костюма был домотканый.
Головные уборы – валяная или
меховая шапка зимой, соломенная
шляпа с широкими полями (брыль)
летом.
Женский костюм состоял из ту-
никообразной рубахи, на которую
надевалась понёва, сшитая из су-
конных полотнищ, или андарак –
шерстяная юбка в разноцветную
клетку или полоску. Поверх юбки
надевали передник и цветной пояс.
Обязательным атрибутом была
цветная безрукавка (гарсет, кабат),
богато украшенная в праздничной
одежде. Головной убор девушек –
венок с налобником – орнамен-
тированной повязкой из ткани;
замужние женщины убирали
волосы под чепец (каптур).
Верхней одеждой у мужчин
и женщин служила суконная свитка.
Зимой – белые недублёные или
охристо-красные дублёные кожухи
и полушубки. Традиционная обувь –
лапти из лыка или лозы, кожаные
постолы; зимой – валенки. Сапоги
(боты) и ботинки надевались в осо-
бых случаях.


НАЦИОНАЛЬНАЯ
КУХНЯ


Национальная белорусская кухня
имеет свою специфику – большое
количество блюд из картофеля
и предпочтение свинины при
приготовлении мясных блюд. Гото-
вились печисты, жаркое, верещака,
студень, мочанка. Последнее блюдо
представляло обжарку свиных ре-
брышек и колбасы с мукой, которую
ели обычно с блинами.
Очень распространены блюда
из муки, круп и овощей. Это были
блины, оладьи, затирка, молочные
беленые супы, кулеш, солодуха,
бураки, драники, клёцки, разнообразные
поливки, холодники и др.
Повсеместно заготавливали
продукты впрок – солили, квасили,
коптили, сушили. Традиционные на-
питки – различные квасы, узвары,
а также молоко.


ПРАЗДНИКИ
И ОБРЯДЫ


Народные традиции белорусов
отражаются в праздниках и обря-
дах. Большим разнообразием от-

личается календарный обрядовый
цикл. Белорусы отмечают Святки
(каляды – с участием ряженых,
колядованием и щедрованием),
Пасху (вяликдзень – с волочеб-
ными песнями и пожеланиями
счастья, здоровья и приплода
скота), Троицу (семуха), Рождество,
Масленицу, день Ивана Купалы
(купалье – с кострами, гаданием,
поиском цветов папоротника),
Дзяды (день поминовения
усопших) и другие значимые даты.
Похоронный обряд включает по-
минальную трапезу с обязательной
кутьёй, зажжением свечей.
Из семейных обрядов наиболее
красочным была свадьба. Самыми
важными элементами этого
обряда считался «пасад» невесты
на квашню, постриг и прижига-
ние волос молодых, выкуп косы,
деление каравая. Главный момент
родильных обрядов – разбивание
горшка, угощение «бабиной ка-
шей», выбор крестных родителей,
катание бабки-повитухи на бороне,
санях, лошадях.
В качестве государственных
праздников сегодня отмечают День
Победы (9 Мая), День Конституции
(15 марта), День независимости
Республики Беларусь (3 июля),
День Октябрьской революции
1917 г. (7 ноября).

НАРОДНОЕ
ТВОРЧЕСТВО


Белорусский фольклор включает
легенды, предания, волшебные
сказки, былины, анекдоты. Чрез-
вычайно богат песенный фольклор.
Традиционные музыкальные
инструменты – цимбалы, дудочки,
басетля (струнный смычковый),
жалейка (духовой язычковый),
лира, бубен.
Традиционный белорусский
танец – весенне-летний и зимний
хоровод (каравод и танок).
Распространены также польки,
кадрили, «лявониха», «юрачка»
и др. Показательно, что у белорусов нет ни одного народного танца, где была бы военная тематика или
использовалось оружие.


ВЫДАЮЩИЕСЯ
БЕЛОРУСЫ


К знаменитым белорусам можно
отнести: ученого-гуманиста, первопечатника Франциска Скорину (XVI–XVII вв.), поэтов Якуба Коласа и Янку Купалу, писателя Василя Быкова, нобелевского лауреата
академика Жореса Алферова,
композиторов Игоря Лученка
и Владимира Мулявина, космонавта Петра Климука.
В мировом спорте выделим
борца Александра Медведя,
биатлонистку Дарью Домраче-
ву, которой присвоено звание
«Герой Беларуси», байдарочника
Владимира Парфеновича, гимнаста Виталия Щербо, хоккеиста Руслана Салея, теннисиста Максима Мир-
ного и др.


БЕЛОРУСЫ В ПРИЕНИСЕЙСКОМ
КРАЕ


Первое появление белорусов
в Приенисейском крае относится
к началу XVII в. В отряде основате-
ля Красноярского острога воеводы
Андрея Дубенского некоторые его
сотоварищи были «литвинами»,
т. е. выходцами из Великого княжества Литовского.
В XIX в. белорусы попадают
в Енисейскую губ. преимущественно в качестве ссыльнопоселенцев,
в частности, после польского
восстания под руководством К. Ка-
линовского 1863 г., среди участников которого оказалось немало белорусов. Появляются и первые белорусские селения, такие как заимка Поляны (1832) и с. Усть-Березовка (1855). В конце XIX в. белорусскими крестьянами были образованы деревни Белорусская, Виленка, Минское, Смоленка.
Однако в целом численность
белорусов оставалась незначительной – 455 чел. (1897 г.).
По настоящему массовой мигра-
ция белорусов становится в первые десятилетия XX в. во время проведения Столыпинской аграрной реформы. Тысячи страдавших от безземелья белорусских крестьян Витебщины, Гомельщины,
Могилёвщины, Гродненщины,
Минщины поехали осваивать
новые восточные земли.
Именно в этот период возникли
десятки белорусских поселков
в Ачинском, Красноярском
и Канском уездах Енисейской губ.
Помимо притока земледельцев
численность белорусов в регионе
резко возрастает из-за беженцев
и эвакуированных в годы Первой
мировой войны. Общее их число
достигло к 1920 г. почти 30 тыс.
чел. В сер. 1920‑х гг. белорусы
составляли большинство жителей
27 сел, 197 деревень, 89 посел-
ков и 434 хуторов. На их долю
приходилась почти треть всех
крупных национальных поселений Красноярского края. В ряде районов компактного проживания белорусов их удельный вес достигал 10 процентов населения.
В 1930‑е гг. в Красноярский край
прибывают белорусы, попавшие
под раскулачивание на родине.
Их расселяли в восточных терри-
ториях, в частности, в Иланском
районе. Однако этот приток
не отразился в целом на общей
численности белорусской диаспо-
ры, оказавшейся подверженной
сильной ассимиляции.
Значительная миграция бело-
русов в Сибирь приходится на по-
слевоенные годы. Тысячи молодых людей Белорусской ССР по оргнабору, комсомольским путевкам или послевузовскому распределению отправлялись в Красноярский край на строительство Красноярской
ГЭС, алюминиевого завода и других гигантов индустрии.
В 1970–1980 гг. численность бело-
русов на территории  Красноярского края стабилизировалась на уровне
27–30 тыс. чел. Последующее
десятилетие оказалось самым
сложным в жизни белорусской
диаспоры. Политические перипе-
тии и ухудшение социально-эко-
номического положения привели
к значительному снижению рож-
даемости, увеличению смертности населения, миграции на историческую родину, а также к смене национальной идентичности, особенно
среди молодежи. Следствием всего этого стало резкое – трехкратное – уменьшение численности белорусов Красноярья за период
с 1989 по 2010 гг.
В настоящее время белорусское
сообщество Красноярского края,
насчитывая 9,9 тыс. чел., по-преж-
нему остается самым многочис-
ленным в Сибирском федеральном
округе. Они расселены во всех без
исключения территориях края,
причем 44 % в самых крупных го-
родах – Красноярске (3,3 тыс. чел.)
и Норильске (1,1 тыс. чел.).
За два последних межперепис-
ных периода (1989–2002–2010 гг.)
существенные изменения

произошли в половозрастной
структуре белорусского сообщества
Красноярского края. Если в 1989 г.
на 1000 мужчин приходилось
923 женщины (налицо – нехватка
женщин), то в 2002 г. – 1077 жен-
щин (обратная тенденция – недо-
статок мужчин), а в 2010 г. – доля
мужчин составила лишь 84 %
от доли женщин.
Существенные изменения
произошли и в возрастном
составе – на сегодня основное
количество людей относится
к старшему поколению. Детская
возрастная группа от 0 до 17 лет –
насчитывает чуть более 260 чел.,
а в категории от 70 лет и старше –
почти 2500 чел. Трудоспособное
население среди белорусов
Красноярья составляет чуть мень-
ше половины – 4,7 тыс. чел. Почти
5 тыс. чел. имеют возраст старше
трудоспособного. Налицо такая
демографическая проблема, как
«старение» нации.
Невысоким является и уровень
знания родного языка – 32,8 %.


НАЦИОНАЛЬНО-
КУЛЬТУРНЫЕ
ОРГАНИЗАЦИИ


Затормозить негативные про-
цессы в этнической среде, способ-
ствовать сохранению и развитию
родного языка, национальной
культуры и традиций – эти цели
ставит перед собою белорусская
национально-культурная авто-
номия (НКА) «Беларусь» г. Крас-
ноярска, образованная в августе
1997 г. Ее председателем была из-
брана журналистка Н. А. Сысоева,
а в 2000 г. – Н. А. Александрович,
заведующая красноярским музеем П. А. Красикова.
В 2014 г. регистрируются
местная НКА белорусов г. Дивно-
горска (предс. В. В. Демишкевич)
и местная белорусская НКА
в г. Минусинске «Сябры» (предс.
Л. П. Медведская). Эти организации вместе с красноярской НКА в мае
2017 г. создают региональную НКА «Беларусь» (предс. Н. Ю. Александрович).
Местная белорусская НКА г. Крас-
ноярска входит в Общественную
палату национальностей Гражданской ассамблеи края, различные общественные и координационные советы. Официальным печатным
органом организации стала газета
«Калi ласка» (1999–2008).
Красноярцы стали соучредителями Федеральной НКА «Белорусы России» (1999), они принимают участие в различных конференциях и съездах ФНКА, а также в других общественных мероприятиях федерального уровня.
Одной из первых крупных
акций, проведенных белорусским
обществом, стал проект 1998 г.
«Дети Красноярска – детям
Беларуси, пострадавшим от аварии
на ЧАЭС». Воспитанники детских
садов г. Красноярска нарисовали
картины, смастерили поделки, ко-
торые с сувенирами были отосланы в Белорусский республиканский детский онкологический центр (г. Минск).
В 2001 г. НКА «Беларусь» прове-
ла в Красноярске Дни белорусской
культуры, на которых побывала
делегация деятелей культуры
из Беларуси. По приглашению автономии в Красноярск с регулярными концертами приезжает Белорусский государственный эстрадный
ансамбль «Песняры».
В 2006 г. автономия отмечала
100‑летие начала Столыпинской
аграрной реформы, способство-
вавшей массовому переезду
белорусов в Сибирь. Одним
из мероприятий стала научно-
практическая конференция,
на которой с докладами выступили краеведы – потомки белорусских переселенцев.
Ежегодно общественные
организации проводят белорусские народные праздники и памятные даты: Каляды, Пасху, праздник урожая Дажинки, Дзяды, День Победы. С 2016 г. набирает популярность Праздник белорусского драника в г. Минусинске. Регулярно
проводятся выставки красно-
ярских художников‑белорусов
В. Бычинского, А. Мигаса, А. Знака, М. Тонкаль. 
Большое значение обществен-
ные организации придают раз-
витию тесных взаимоотношений
с исторической родиной. Открытие в 2010 г. отделения Посольства Республики Беларусь в Красноярске способствовало активизации этих дружеских связей.
Выходцы из Белоруссии внесли большой вклад в развитие
Красноярского края. Выпускница
БГУ (г. Минск) Н. А. Сысоева стала
учредителем и гендиректором
первой в крае негосударствен-
ной телекомпании «Прима ТВ».
Приехавший после окончания
Белорусской академии искусств
А. Я. Мигас становится основателем красноярской школы керамики.
В Сибирском федеральном университете работают белорусы супруги П. Н. и Т. В. Сильченко – доктора технических наук, профессора.
В Сибирском аэрокосмическом
университете им. ак. Решетнева
заведует кафедрой профессор
С. Н. Козловский.
Широко известны в крае бело-
русы: А. Е. Лычковский – первый
руководитель краевого управления налоговой полиции, а затем и Совета безопасности Красноярского края, С. М. Козель – возглавлявший управление ФМС региона, И. А. Булава – бывший начальник Енисейского речного пароходства.
Белорусские корни прослежи-
ваются у бывшего главы г. Красно-
ярска (ныне депутата Госдумы РФ)
П. И. Пимашкова, у красноярского
писателя, возглавившего Союз пи-
сателей СССР, С.В. Сартакова,
Героя Социалистического Труда В. П. Усса, председателя Законодательного Собрания края (ныне Губернатора
Красноярского края) А. В. Усса.

Рисунок Красный угол.jpg
Рисунок Купала.jpg
Рисунок платье.jpg
Рисунок Картоф.jpg
Рисунок Сартаков.jpg
Рисунок Устинович.jpg
Рисунок Внутри белорусской хаты.jpg
Рисунок2.jpg
Рисунок1.jpg
Рисунок Янка Купала.jpg

Картофель – традиционный продукт

белорусской кухни

Белорусский танец

Национальный праздник

«Каляды» в библиотеке

им. А. М. Горького

г. Красноярска, 2016

Внутри белорусской хаты

Купалье у белорусов – это хороводы вокруг

костра, гадания, поиск цветов папоротника

У белорусов Красный угол и образа обязательно

украшались красивыми льняными рушниками

Традиционный белорусский женский костюм

Народный поэт Белорусии Янка Купала

Красноярский писатель С.В. Сартаков долгое время
возглавлял Союз писателей СССР

Красноярский писатель Н.В. Устинович во время

поездки на Таймыр

bottom of page