top of page

Грузины (самоназв.: картвели) – народ Закавказья, основное население Грузии (3,2 млн. чел. – 2014). Общая численность в мире – ок. 4 млн. чел. За пределами Грузии живут в Турции (152 тыс. чел.), Иране (62 тыс. чел.), Украине (34 тыс. чел. – 2001), Кипре (12 тыс. чел.), Греции (11 тыс. чел.), Испании (10 тыс. чел.), Азербайджане (9,9 тыс. чел. – 2009), Италии, Узбекистане.

В Российской Федерации насчитывается 157,8 тыс. грузин (2010). Территориями их преимущественного проживания являются: г. Москва (38,9 тыс. чел.), Московская область (10,6 тыс. чел.), Краснодарский край (17,8 тыс. чел.), Республика Северная Осетия–Алания (9 тыс. чел.), Ростовская обл. (8,2 тыс. чел.), г. Санкт-Петербург (8, 2 тыс. чел.).

Говорят на грузинском языке картвельской группы кавказской семьи. Имеются многочисленные диалекты, соответствующих субэтническим группам: аджарцы, мегрелы, сваны в Западной Грузии;  кахетинцы, хевсуры, месхи в Восточной и Южной Грузии;  ингилойцы в Азербайджане, ферейданцы в Иране, лазы в Турции. Письменность на основе грузинского алфавита.

Верующие грузины – в основном православные, часть (аджарцы, группы месхов и ингилойцев) – мусульмане-сунниты; имеются небольшие группы грузин-католиков.

Формирование грузинского этноса на Кавказе началось в глубокой древности.  О грузинских племенах упоминалось еще в античных источниках.  Этническое ядро грузинского народа складывалось из трех крупных близкородственных племенных объединений: картов, мегрело-чанов и сванов. Уже в 6 веке до н.э. возникает Колхидское царство, в 4 веке до н.э.  -  Картлийское царство (Иберия). Важными этапами формирования грузинской  культуры стало принятие христианства в 4 веке н.э., а также создание письменности.

Образование на рубеже 10 – 11 вв. централизованного грузинского государства, достигшего своего расцвета в 12 – 13 вв., в основном завершило процесс формирования грузинского этноса. Этот период характеризуется окончательным утверждением грузинского языка в качестве общенародного, упрочением государственной территории и развитием общегрузинских форм культуры (одежда, домашняя утварь, оружие и др.). Тогда же Шота Руставели написал поэму «Витязь в тигровой шкуре», ставшую одним из шедевров мировой литературы.

После монголо-татарского нашествия в 13 веке и походов Тимура в 14 в. единое грузинское государство распалось на отдельные царства и княжества. В 16 – 17 вв. грузинские территории постоянно подвергались завоевательным походам со стороны османской Турции и сефевидского Ирана. В этот период времени начинается процесс насильственного «отуречивания» и исламизации местного грузинского населения. В состоянии тяжелого политического и социально-экономического застоя Грузия находилась почти до конца 18 века, когда начался процесс вхождения основного ядра грузинских территорий в состав Российской империи. Этот процесс растянулся до конца 1870-х годов, когда по окончании очередной русско-турецкой войны с Грузией воссоединились её исторические области.

В 1918 г. была создана Грузинская Демократическая Республика, просуществовавшая до февраля 1921 г., когда части Красной Армии установили здесь советскую власть. В 1921 г. была образована Грузинская ССР первоначально в составе Закавказской Федерации, а с 1936 г. – в составе СССР. В 1991 г. провозглашается независимое государство – Республика Грузия.

В Грузии издавна сложился комплексный хозяйственно-культурный тип, сочетавший пашенное земледелие на равнине и скотоводство в горной части. Сеяли пшеницу, ячмень, овес, рожь, рис, чечевицу, просо, кукурузу. С начала 20 века, особенно в советское время, получили широкое распространение субтропические культуры: цитрусовые, тунг, благородный лавр. Большое значение приобрело выращивание чая.

Традиционные занятия грузин составляли также виноградарство и виноделие, садоводство и огородничество; подсобными отраслями были охота, рыболовство, шелководство, собирание дикорастущих плодов и трав. Значительного развития достигли домашняя промышленность и ремесла: ткачество, художественная набойка тканей, изготовление ковров и войлочных изделий (войлоков, бурок, головных уборов), гончарное дело, обработка металла, дерева, камня, рога, ювелирное искусство.

Типы грузинских усадеб различались в зависимости от зоны проживания. В горах все жилые и хозяйственные помещения составляли компактный комплекс и располагались в вертикальном плане: каменные дома-крепости с оборонительными башнями (цихе сахли), каменные жилища в 2 – 4 этажа или одноэтажные дома (квиткири) с плоской земляной крышей.

В равнинно-предгорной зоне Восточной Грузии были распространены каменные жилища (гвиргвини) со ступенчатым перекрытием и отверстием для света и дыма. Часть хозяйственных помещений, например, марани (винохранилище), размещалась рядом с домом, часть – отдельно и даже вне села. В Западной Грузии усадьбы были большие и в них свободно располагались жилые и хозяйственные строения. Здесь возводили одно- и двухэтажные деревянные дома (ода сахли, пацха) с покатой крышей из дранки или соломы, без окон, но с двумя дверьми, устроенными друг против друга.

Со второй половины 19 в. в Грузии стали появляться дома нового типа: двухэтажные, каменные, многокомнатные, с окнами, деревянными полами и  каминами вместо открытых очагов. Усовершенствованный тип этого жилища  распространен в современной Грузии. Важнейшей частью традиционного грузинского жилища был открытый очаг кера, игравший важную роль в культе предков, олицетворявший единство семьи; у очага выполнялись некоторые ритуалы во время свадьбы, примирения кровников. Были распространены также пристенные камины и специальные печи для выпечки хлеба.

Национальная одежда грузин разных местностей Грузии в целом однотипна. Мужской костюм включал рубаху, штаны, пояс,  короткий ахалухи (на подобие бешмета), поверх которого надевалась чоха (черкеска). Зимой носили бурку или тулуп. Головным убором служили войлочные шапки, меховые папахи. На ноги надевали вязаные шерстяные носки (циндеби), каламани – самодельную обувь из сыромятной кожи в виде лаптей, кожаные сапоги на каблуке.

Женский костюм состоял из рубахи (перанги), длинных штанов и платья (каба) с нагрудной вставкой, матерчатого пояса. Поверх платья состоятельные грузинки носили катиби – распашную бархатную накидку на меху. Головные уборы: вуаль, шапочка, ободок и головная повязка из бархата. Выходя на улицу, грузинки обязательно накидывали платок (багдади). На ногах носили башмаки на каблуках без задников (коши), мягкую обувь из сафьяна без каблуков (типа тапочек), сафьяновые полусапожки и каламани.

В настоящее время национальный костюм грузин сменился одеждой городского типа. Но до нашего времени сохранили значение цветовая гамма, войлочные головные уборы, отдельные элементы в профессиональной одежде чабанов и пастухов – бурка, каламани. Женщины сохранили приверженность определенным строгим шелковым тканям, традиционным золотым и серебряным украшениям.

Основу традиционного питания грузин составляют молочные и растительные продукты, хлеб. Это домашний сыр (сулугуни), мацони (вид кислого молока), масло, творог, сливки. Хлеб – пресный и на закваске (лаваш, шоти, пури,  мчади), выпекали из пшеничной и кукурузной (на западе) муки. Нередко вместо хлеба употребляли гоми – горячее блюдо в виде круто сваренной каши из просяной или кукурузной муки без соли и масла. Из зерна и муки делали каши и похлебки. Мясные блюда: шашлык, плов, хинкали, бозбаш, чихиртма, сациви (индейка или курица в ореховом соусе). В современной кухне большую роль играют блюда из овощей (баклажаны, помидоры, капуста, фасоль, бобы, зелень), различные соусы, специи и приправы (ткемали, аджика). Основным алкогольным напитком было виноградное вино, в горах порой употребляли самодельную водку (араку).

И сегодня пища грузин сохраняет свою традиционность, хотя появились также новые блюда – супы, борщи, котлеты, пироги сласти, чай. Кофе в селах как традиционный напиток принят только в Аджарии.

Остаются устойчивыми и традиции застольного этикета – избрание тамады, порядок тостов, форма их подачи, стилистика речи выступающего, обращение присутствующих за столом друг к другу, в известной мере следование традиционному половозрастному принципу рассаживания гостей за столом – старших на более почетные места, женщин друг с другом.

Традиционный грузинский фольклор включает героический эпос («Амирани», «Этериани»), исторические предания, поэмы, баллады, сказки, пословицы. Мировую известность имеют грузинские народные танцы  (лекури, хоруми, гандаган и др.), а также песенный фольклор, основанный на многоголосии и обладающий большим разнообразием форм, стилей и жанров (песни трудовые, обрядовые, плясовые, колыбельные, лирические, шуточные). Среди древнейших музыкальных инструментов отметим:  чонгури, пандури, чанги,  чунири (струнные), гудаствири (волынка), саламури (свистковая флейта), соинари или ларчеми (многоствольная флейта), кнари (лира), буки (труба), саквири (сигнальный рог), доли (двухсторонний барабан), дайра (бубен) и др.

В Грузии по традиции широко празднуют основные христианские даты: рождество, крещение, пасху, День святого Георгия, День святого Мариама (Мариомоба) и др.  Весной отмечают весёлый праздник с ряжеными кееноба-берикаоба и День Матери, осенью - Мцхетоба, Алавердоба, праздник сбора винограда – ртвели. Новыми государственными праздниками являются – День поминовения (12 апреля), День независимости (26 мая), День Конституции (24 августа).

Далеко за пределами Грузии известны поэты А.Г. Чавчавадзе и Г.Г. Абашидзе, литераторы А.М. Казбеги и Н.К. Лордкипанидзе, скульптор Я.И. Николадзе и живописец Н.А. Пиросманишвили, композиторы М.А. Баланчивадзе и Г.А. Канчели, режиссеры К.А. Марджанишвили, М.Э. Чиаурели, Т.Е. Абуладзе, певцы В.К. Кикабидзе, Т.М. Гвердцители, Н.Г. Брегвадзе, артисты Котэ Махарадзе, М.А. Кикалейшвили, Г.О. Тонунц, чемпионки мира по шахматам  Нона Гаприндашвили и Майя Чибурданидзе.

Выходцы из Грузии вписали немало героических страниц в историю России, внесли неоценимый вклад в развитие ее культуры и искусства.  Это герой войны 1812 года Петр Багратион, маршал Арчил Геловани, летчик-испытатель, генерал Тимур Апакидзе, академики Виктор Геловани и Автандил Анноашвили, скульптор Зураб Церетели, писатели Нодар Думбадзе и Борис Акунин (Г.Ш. Чхартишвили), поэт Булат Окуджава, кинорежиссеры Георгий Данелия и Марлен Хуциев, актеры Ираклий Андронников, Вера Анджапаридзе, Олег Басилашвили, певцы Зураб Соткилава, Валерий Меладзе, солисты балета Нина Ананиашвили и Николай Цискаридзе и мн. др.

        

         В дореволюционный период грузины попадали в Енисейскую губ. преимущественно как служивые или политкаторжане, в 1897 г. здесь проживало всего 14 чел. И после революции их численность оставалась небольшой, составляя 80 чел. в 1926 г. и 403 чел. в 1939 г. В послевоенные годы грузинская диаспора Красноярского края достигает рубежа в 1 тыс. чел. только  к середине 1960-х годов, а к концу 1980-х годов – преодолевает двухтысячный рубеж.

По переписи 2010 г. в Красноярском крае насчитывалось 1336 грузин, из них 7 человек записались как мегрелы, 72 чел. – как ингилойцы, 1 чел. – аджарец и 4 – как представители лазов. В действительности же численность грузинской диаспоры была как минимум в полтора раза больше, ведь носителей грузинского языка по краю та же перепись определила в 1,7 тыс. чел.

         Для грузинского сообщества региона характерен высокий уровень урбанизации  (72%). Предпочтение отдается г. Красноярску (43% от всей численности диаспоры) и г. Норильску (10%). Еще одна характерная черта общины – явное преобладание мужской части. В среднем на 100 мужчин  у них приходилось всего 36 женщин в 2010 г., 44 женщины в 2002 году и менее того (33 женщины) в 1989 г.

В апреле 1990 г. образовалась Красноярская городская грузинская община «Ертоба». Ее руководителем был П.А. Махатадзе – предприниматель, председатель Фонда реабилитации спортсменов. Он входит в состав Совета председателей национально-культурных объединений, Палаты национальностей Гражданской Ассамблеи Красноярского края.

Община «Ертоба» проводила большую работу по сохранению национального языка и традиций, по популяризации грузинской культуры среди жителей края, развитию связей с исторической родиной.

С Красноярским краем связаны имена многих представителей грузинского народа. В честь Сергея Сургуладзе – революционера и одного из руководителей партизанского движения в годы гражданской войны - названа   улица в г. Канске. Одна из центральных улиц г. Красноярска носит  имя другого видного революционера – Ладо Кецховели. В Красноярском театре музыкальной комедии на протяжении многих лет солировали известные певцы – Георгий Асатиани и Василий Эмирзиади. С Красноярским краем связал свою жизнь профессор, засл. тренер СССР Дмитрий Миндиашвили – основатель красноярской школы вольной борьбы, воспитавший целую плеяду чемпионов олимпийских игр и мировых первенств.

 

Грузинские пословицы:

  • Цену богатству узнают тогда, когда приобретают, а цену друга - когда теряют.

  • Брод можно назвать бродом только после того, как переберешься на другой берег.

  • Ворона белой не станет, сколько ни три ее песком

bottom of page