Армяне

Армяне (самоназв.: хай,
гай) – основное население
Армении (ок. 3 млн чел.,
2011). Общая численность
в мире – свыше 10 млн чел.
Компактно расселены в Нагор-
ном Карабахе (140 тыс. чел.)
и Грузии (168, 2014). Живут
более чем в 70 странах мира,
преимущественно в больших
городах. Крупные армянские
общины имеются во Франции
(до 800 тыс. чел.), США (483,
2010), Иране, Ливане, Турции,
Сирии.


В Российской Федерации
численность армян составляет
1,18 млн чел. (2010). Территориями
преимущественного проживания
являются Краснодарский (281,7 тыс.
чел.) и Ставропольский (161,3) края,
г. Москва (106,4), Ростовская (110,7)
и Московская (63,3) области.
Государственный язык – ар-
мянский, образующий отдельную
группу индоевропейской языковой
семьи; существует два варианта
литературного языка – восточно-
армянский и западноармянский,
имеются многочисленные диалекты
и говоры.
Письменность на основе древне-
го армянского алфавита.
Верующие армяне – в основном
христиане-монофиситы (Армянская
Апостольская церковь). Имеются
также армяно-католики, в незна-
чительном количестве – католики
и протестанты.

Для отца – луна,
для матери – солнце,
для молодца – счастье
(Дочь)

 


Брат к сестре
в гости идет,
а сестра убегает
(Солнце и луна)


Армянские загадки

ЭТНОГЕНЕЗ
Этническое формирование древ-
неармянской народности проис-
ходило в IX–VI вв. до н. э. в рамках
государства Урарту, сумевшего объ-
единить разрозненные княжества
Армянского нагорья. Свою страну
именовали Хайк – по имени мифи-
ческого предка. В древнеперсидских
текстах страна называется Армина,
в древнегреческих – Армения.
Армянская народность укрепля-
лась и развивалась в непрерывной
борьбе с внешними завоевателя-
ми – персами, римлянами, пар-
фянами, арабами, турками-сельд-
жуками. В 301 г. армянами было
принято христианство, ставшее
государственной религией. А с 506 г.
армяно-григорианская церковь
обрела самостоятельность.
В 405–406 гг. был создан
армянский алфавит, который
употребляется до сих пор почти без
изменений. Это сыграло большую
роль в развитии армянской
культуры, сохранении и упрочении
этнического самосознания и в под-
держании тесных связей между
разбросанными по всему миру
этническими группами армян.
В то же время, начиная с VII в.,
складываются многочисленные
армянские колонии за пределами
исторической родины. Основные
причины их образования – непре-
рывные войны на территории
Армении, национальные и религиозные
преследования, массовые
переселения армян завоевателями.
Самая массовая миграция из Турец-
кой Армении в 1915–1916 гг. была
вызвана геноцидом, учиненным
османскими властями. Определен-
ную роль в миграции армян играли
также социально-экономические
и культурные факторы.
По мнению ученых, сохранению
армянской диаспорой этнической
идентификации способствовало
выбранное армянской церковью
монофизитство, наличие собствен-
ной графики письма, отличной
от латинской и греческой, а также
развитие купеческого капитала,
что позволяло в определенной
мере пользоваться политической
независимостью.
В Киевской Руси первые колонии
армян появились в Х в. в Киеве,
Новгороде, Владимире и других
городах. Они состояли в основном
из ремесленников, купцов, врачей

Миниатюра из книги «История Армении»
М. Хоренаци

и сыграли большую роль в уста-
новлении торговых и культурных
связей Руси с Закавказьем.
В XI в. армянские поселения
зафиксированы в Крыму и Повол-
жье; в XIV в. – в Москве, в XVIII в. –
в Санкт-Петербурге, на Северном
Кавказе и в низовьях Дона
(с конца XVIII в.); на Черноморском
побережье Кавказа – с 1870‑х. гг.
В первой четверти XIX в.
Восточная Армения вошла в состав
Российской империи. До Первой
мировой войны здесь проживало
около 1,5 млн армян. В 1920 г. в Ар-
мении была установлена советская
власть, образована Армянская
ССР со столицей Ереван. А в 1990 г.
провозглашено суверенное государ-
ство – Республика Армения.


ТРАДИЦИОННЫЕ
ЗАНЯТИЯ


Основная масса армян на искон-
но этнической территории вплоть
до ХХ в. сохраняла традиционное
земледельческо-скотоводческое
хозяйство. Пашенное земледелие
(пшеница, полба, ячмень, просо,
лен, рис) сочеталось в долинах
и предгорьях с виноградарством
и плодовым садоводством. Ското-
водство пастбищное либо отгонное,
специализация – выращивание
крупного и мелкого рогатого скота,
свиней и лошадей, а также тяглово-
го скота (буйволов, мулов и ослов).
Были развиты ковроткачество,
вышивка, плетение кружев,
камнерезное и ювелирное (чеканка,
филигрань, эмаль) ремесла.
Для армянской диаспоры
основными сферами деятельности
в прошлом и настоящем остаются
торговля, финансы, наука и куль-
тура.
У населения каждого этнографи-
ческого района Армении отмечают-
ся как общеармянские черты, так
и свои особенности материальной
культуры – типы поселений, жилищ,
специфика костюма, пища.


ТРАДИЦИОННОЕ
ЖИЛИЩЕ


Основной тип традиционного
жилища – глхатун (тун) – наземное
или полуподземное квадратное
в плане сооружение, без окон,
со стенами из дикого камня
и пирамидально-венценосным
перекрытием (деревянным с зем-
ляной засыпкой), опирающимся
на внутренний столбовой каркас,
с дымоходом в центре. Жилая
и хозяйственная части могли
помещаться как под одной кровлей,
так и раздельно (в теплых районах).
Глхатун освещался через дымоход,
имел вмазанные в пол глиняные
печи (тониры) и стенные камины
(бухари).
Реже строились дома с глинобит-
ными стенами и плоской кровлей.
В поселениях дома располагались
скученно, и нередко в целях оборо-
ны соединялись тайными ходами.
В горах крыша одного дома могла
служить двориком другого.
В конце XIX в. в деревню
проникают городские виды постро-
ек – полутора- или двухэтажные,
с большими окнами, черепичной
и открытой верандой. В сер. ХХ в.
в Армении уже преобладает
двухэтажный, многокомнатный дом
из хорошо отесанных туфовых, реже
бетонных блоков или дикого камня,
с четырехскатной шиферной или
жестяной крышей, открытой или
застекленной верандой, печным
или водяным отоплением и други-
ми современными удобствами.
В процессе перестройки
поселения приобретают уличную
планировку, с приусадебными
садами и огородами. Тонир обычно
сохраняется, но выносится за преде-
лы дома в особую пристройку.


НАЦИОНАЛЬНЫЙ
КОСТЮМ


Основу мужской и женской
традиционной одежды армян
составляют рубашка с низким
воротом и широкие шаровары,
присборенные и закрепленные
у щиколоток у женщин и оборачива-
емые широкой обмоткой у мужчин.
Поверх рубашки мужчины носили
архалух (тип длинного сюртука)
или короткие открытые жилеты
и куртки. Поверх надевались раз-

личные виды верхней одежды типа
чухи – черкески, подпоясывались
либо поясом или (чаще у женщин)
длинным шарфом. У горожан,
ремесленников, богатых крестьян
пояса набирались из массивных
серебряных блях. Женщины носили
расшитый передник.
Головными уборами у мужчин
служили меховые, войлочные или
тканевые шапки. Женщины по-
крывали голову накидками, допол-
няемыми ободком с различными
украшениями. Обувь представляла
собой поршни (сшитые из куска
сыромятной кожи обувь, собранные
на щиколотке ремешком), туфли
на невысоком каблуке с загнутым
носком или сапожки из мягкой
кожи.
С конца XIX в. эти формы нацио-
нального костюма постепенно
вытесняются одеждой европейского
покроя.

ОБЩЕСТВЕННЫЕ
ОРГАНИЗАЦИИ


В общественной жизни армян-
ская диаспора Красноярского края
активно проявила себя в связи
с трагическими событиями в Спи-
таке, разрушенном сильнейшим
землетрясением. В Красноярске
одним из первых в стране было
создано общество армянской
культуры, которое занялось сбором
и отправкой гуманитарных грузов
в пострадавший район. Из краевого
центра в Армению направлялись
специальные поезда со строитель-
ными материалами и добровольца-
ми, решившими помочь в восста-
новлении разрушенных городов.
Активисты и члены оргко-
митета и стали в последующем
инициаторами создания в декабре
1988 г. Красноярского общества
армянской культуры «Ехпайрутюн»
(«Братство»).
Первым председателем
армянского общества избирается
гендиректор базы Р. В. Мелконян.
С 1991 г. диаспору возглавил исто-
рик В. С. Эмексузян, с 1994 г. – про-
фессор-математик М. А. Мкртчян.
В 1996 г. общество было преобра-
зовано в Красноярскую краевую ар-
мянскую национально-культурную
автономию (НКА) «Ехпайрутюн» под
председательством Х. Ц. Хачатряна,
который возглавлял федеральную
почтовую службу в Красноярском
крае. В 2005 г. председателем
автономии избирается С. А. Кира-
косян, в 2009 г. – В. В. Вартанян,
с 2013 г. и по настоящее время
руководителем является бизнесмен
С. А. Мурадян.
НКА «Ехпайрутюн» входит в со-
став Общественной палаты нацио-
нальностей Гражданской ассамблеи
края и ряда общественных советов
региона и г. Красноярска.
В 2016 г. молодежное крыло
автономии создает региональную
общественную организацию «Союз
армянской молодежи» (предс. В. Со-
гомонян). Она является членом
Совета молодежных национальных
объединений края.
НКА «Ехпайрутюн» ведет
большую работу по сохранению
и развитию национальных тра-
диций, культуры, родного языка,
укреплению связей с исторической
родиной, стабилизации межнацио-
нальных отношений и межконфес-
сионального согласия. Армянская
автономия участвует в организации
и проведении фестивалей наци-
ональных культур «Сроднила нас
Сибирь», «Содружество на Енисее»,
«День народов Кавказа в Краснояр-
ском крае».
Усилиями НКА «Ехпайрутюн»
в 1996 г. организована работа
воскресной школы по изучению
родного языка и национальных тра-
диций, проводятся многочисленные
этнические праздники. Совместно
с «Союзом армянской молодежи»
в последние годы проводятся такие
интересные праздники и проекты,
как Дни армянской культуры в Крас-
ноярском крае, Вардавар (аналог
Ивана Купалы), праздник сбора
винограда, День матери, любви
и красоты, Рифма без границ, меро-
приятия приуроченные к 100‑летию
со Дня геноцида армян. Проект
талантов «Я – Звезда!» (с 2008)
вышел за рамки Красноярского края
и стал всесибирским конкурсом.
О насыщенной жизни диаспоры
рассказывается на сайте автономии.
Во всех культурных начинаниях
диаспоры участвует хореогра-
фический ансамбль «Армения».
Созданный в начале 2000 г., этот
творческий коллектив за короткий
срок своими яркими танцами
завоевал симпатии красноярских
ценителей армянской культуры.
В репертуаре ансамбля, получив-
шего в 2009 г. почетное звание
«Народного коллектива», на сегодня
уже 24 танцевальных номера.
Большую роль в духовной жизни
диаспоры играет религиозная орга-
низация «Церковь Святого Саркиса»
Армянской апостольской церкви,
зарегистрированная в 2003 г. Вся
армянская диаспора приняла
участие в строительстве величе-
ственного 28‑метрового армянского
храма Сурб Саркис по проекту мест-
ного архитектора А.С. Демирханова.
Храм был освящен каталикосом
всех армян Гарегином II.
В январе 2008 г. в Красноярске
епископом Ерзасом Непсесяном был
освящен второй храм – кладбищен-
ская церковь Сурб Арутюн.
Первым священником в Крас-
ноярске стал о. Геворг (Варданян),
в 2005 г. его сменил о. Шаган
(Мовсесян), который до сегодняш-
него дня является настоятелем
храма.
Представители армянской
национальности работают в разных
сферах жизни Красноярского края.
Среди них можно отметить: почет-
ного гражданина г. Красноярска,
засл. архитектора России Арэга
Демирханова, засл. работника куль-
туры России Германа Шахраманяна,
видных зодчих, созидавших в Но-
рильске, Геворга Кочара и Микаэла
Мазманяна, профессора Азата
Гукасяна, известных врачей Эдуарда
Каспарова и Вадима Кеосьяна, скри-
пача-виртуоза Вардана Маркосяна,
засл. тренера СССР Сергея Хачикяна,
чемпиона мира по вольной борьбе
Владимира Модосяна и др.

НАЦИОНАЛЬНАЯ
КУХНЯ


На сегодня этническая специ-
фика армян ярче всего отражается
в национальной кухне. В основе
традиционной пищи – зерновые
продукты. Из пшеничной, а в про-
шлом и ячменной, муки в печах -
тонирах выпекают тонкий хлеб
лаваш, делают тонкую лапшу –
аршта, слоеные пирожки
с мясом – пури самса, традиционное
сладкое печенье – гата, хурабиа.
Отметим, что хлеб у армян имел
сакральное значение. Неслучайно
в старину клялись хлебом и на хле-
бе. Хлеб как символ благополучия
играл большую роль в обрядах жиз-
ненного цикла армянского народа.
Из круп варят каши, заправляют
ими супы, делают различные виды
плова. Плов с изюмом обязателен
на свадебном и поминальном
столах. Широко распространены
молочные продукты – сыры (панир,
чечил), топленое масло (юх). Кислое
молоко (мацун) и пахта (тан) упо-
требляются как прохладительные
напитки и как основа для приго-
товления супов. Из молока готовят
молочный суп – катнапур.
В обрядовых блюдах использова-
лось варёное мясо, по праздникам
–жареное. По-прежнему большой
популярностью пользуются люля-
кебаб и особенно шашлык (хороваи),
который по старинным обычаям за-
ворачивается в лаваш. Сохранилось
приготовление традиционной кол-
басы – суджук, а также вяленного
в специях мяса – бастурмы.
Многообразен набор смешанных
овощных, крупяных и мясных
блюд: ариса – пшеничная каша
с разваренной курятиной, кюфта –
мясо-крупяные тефтели в супе,
толма – овощные голубцы из ви-
ноградных листьев с мясо-крупя-
ным фаршем. В различных видах
готовится красная и зеленая фасоль
(лоби). Самое национальное рыбное
блюдо армян – севанская форель
в различных видах.
Очень широк набор консервов,
приготовляемых из винограда
и фруктов. Характерно использова-
ние пряных трав в свежем и суше-
ном виде. Из огромного перечня
ягод и фруктов, произрастающих
в Армении, самыми вкусными
считаются абрикос и виноград.
Из винограда производится всемир-
но известный армянский коньяк.


НАРОДНОЕ
ТВОРЧЕСТВО


Армянский фольклор содержит
разнообразные жанры: народные
сказки, песни, анекдоты, пословицы.
Большой интерес представляют ми-
фические сказания о предке армян
Гайке, об Ара Прекрасном. Мировую
известность получил героический
эпос «Давид Сасунский». Из старин-
ных песен выделяются трудовые
песни и песни тоскующего по родной
земле странника-пандухта. Эпосы
и песни исполняются народными
певцами – гусанами.
Музыкальная культура армян
опирается на многовековые тради-
ции. До сегодняшнего дня исполь-
зуются такие древние музыкальные
инструменты, как кяманча, кямани
(смычковые), саз, чонгур, уд, тар
и канон (щипковые) блул, дудук,
зурна (духовые) даф, нагара, сантур
(ударные).


ВЫДАЮЩИЕСЯ
АРМЯНЕ


Армянская нация дала миру ряд
известных деятелей науки, культуры
и политики. Это создатель армянско-
го алфавита Месроп Маштоц (V в.),
астроном и географ Анания Шира-
каци (VII в.), ученый-энциклопедист
средневековья Григор Магистр, врач
Амирдовлат Амаснаци (XV в.), ашуг
Саят-Нова (XVIII в.).
В XIX–XX вв. широкую из-
вестность получили: мыслители
и литераторы Хачатур Абовян
и Микаел Налбандян, поэт Аветик
Исаакян, живописцы И. К. Айвазов-
ский и М. С. Сарьян, композиторы
А. И. Хачатурян, А. А. Бабаджанян
и М. Таривердиев, государственные
деятели М. Т. Лорис-Меликов и Ана-
стас Микоян, академики РАН РФ
В. А. Амбарцумян и А. Г. Аганбегян,
военачальники маршалы
И.Х. Багрямян, С. А. Худяков,
А. Х. Бабаджанян, адмирал И. С. Иса-
ков, авиаконструктор Артем Микоян,
шахматист Т. В. Петросян, деятели
кино Л. А. Кулиджанов, А. Б. Джигар-
ханян, Ф. М. Мкртчян, Р. Р. Нахапетов.


ПРАЗДНИКИ И
ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ


Среди национальных праздников
и памятных дат современной Арме-
нии: Аманор – Новый год (1 января),
Трндез – праздник молодоженов
(13 февраля), Амбарцум – День
Воскресения Христа, День красоты
(7 апреля), День памяти жертв
геноцида армян (24 апреля), День
Конституции (5 июля), День незави-
симости (21 сентября), День памяти
жертв землетрясения в Спитаке
(7 декабря).


АРМЯНЕ В ПРИЕНИ-
СЕЙСКОМ КРАЕ


На территории нынешнего
Красноярского края армяне
появились в XIX в. Всероссийская
перепись 1897 г. зафиксировала
44 человека – носителя армянского
языка (половина из них горожане),
по вероисповеданию – привер-
женцев армяно-григорианской
(35 чел.) и армяно-католической
(4 чел.) церквей.
Вплоть до сер. XX в. численность
армян в Красноярском крае оста-
валась незначительной. И только
в послевоенный период в связи
с индустриальным развитием
региона начинается устойчивый
прирост армянского населения.
Распад Советского Союза, ослож-
нение политической ситуации
на Северном Кавказе и ухудшение
там социально-экономическо-
го положения стали причиной
массового оттока населения из Ар-
мении. В Российской Федерации
с 1989 по 2010 г. численность армян
увеличилась в 2,2 раза, а в Крас-
ноярском крае – в 3,6 раза. И, как 

следствие, армянская диаспора
по своей численности среди нацио-
нальностей региона переместилась
с 23‑го на 7‑е место.
По переписи 2010 г. в Краснояр-
ском крае насчитывалось 10,7 тыс.
армян. Основная их часть является
городскими жителями (86,3 %),
главным образом г. Красноярска
(6,7 тыс. чел.). Крупные общины
имеются в городах Ачинск и Но-
рильск.
Для армянского сообщества
характерен высокий уровень
этничности и национального само-
сознания (родным языком владеют
66 % армян), слабое влияние асси-
миляционных процессов. В то же
время у армянского сообщества
хорошие адаптационные возмож-
ности. Русским языком владеют
98 % армян. Они активно получают
российское гражданство.
Существенно усиливается приток
женского населения (в 1989 г.
на их долю приходилось 31,6 %,
а в 2010 г. – уже 41,7 %).
Средний возраст армян
Красноярского края – 32,5 года.
Преобладают по численности
возрастные группы от 20 до 40 лет.
В возрастной группе от 70 лет
и старше зафиксировано 208 чел.
(126 мужчин и 82 женщины).
В детской возрастной группе
от 0 до 18 лет – 2,4 тыс. чел.
Этническое начало у краснояр-
ских армян ярко проявляется в со-
хранении кулинарных традиций.
Даже в интерьере обычных квартир
обязательны вещи, напоминающие
о родине: национальные ковры,
картины с родными пейзажами,
нарды, поделки из камня, малень-
кие модели хачкара, стоящего
на горстке земли, макеты храмов
традиционной армянской архитек-
туры и др.

Старинные женские украшения

Художник-маринист И.К. Айвазовский

Красноярский архитектор А.С. Демирханов

Лирический женский танец. Красноярск,
2013

Если для матери сделаешь яичницу даже на своей ладони,

и тогда у нее будешь в долгу

Кто ленится – тот не расцветает.

Лучше пусть мудрый заставит тебя заплакать, чем дурак развеселит

Армянская пословица

Танец «Берд» исполняет ансамбль «Армения»