СОДРУЖЕСТВО ПРОСВЕТИТЕЛЕЙ КРАСНОЯРЬЯ
УМНЫЕ РЕГИОНЫ - БУДУЩЕЕ РОССИИ
Башкиры (самоназв.: башкорт) – народ в Российской Федерации (1,6 млн. чел. – 2010), коренное население Республики Башкортостан (1,17 млн. чел.).
Территориями преимущественного проживания являются области: Челябинская (162,5 тыс. чел.), Оренбургская (46,7 тыс.), Тюменская (46,4 тыс.), Пермский край (32,7 тыс.). За пределами России живут в Казахстане (17,2 тыс.), Узбекистане (43,0 тыс.).
Говорят на башкирском языке тюркской группы алтайской семьи. Имеются диалекты: южный (юрматынский) и восточный (куваканский), выделяется также северо-западная группа говоров. Письменность на основе арабской графики, в 1929 г. ее перевели на латиницу, а с 1939 г. – на русскую графическую основу.
Верующие башкиры – мусульмане-сунниты. В то же время ислам долгое время сочетался с древними языческими верованиями (лесной дух шурале, водяной дух, демонические персонажи бисура, албасты, праздник каргатуй – «культ грачей», обряд вызывания дождя и др.).
В формировании башкир решающую роль сыграли тюркские скотоводческие племена Южной Сибири и Центральной Азии. С конца 9 века они переселились на Южный Урал и прилегающие степные и лесостепные районы, вытеснив оттуда или ассимилировав местное финно-угорское и иранское (сарматы) население. В 10 – начале 13 вв. башкиры были под политическим влиянием Волжско-Камской Болгарии, соседствовали с кыпчако-куманами. В 1236 году они были покорены монголо-татарами и присоединены к Золотой Орде. В 14 веке башкиры приняли ислам. В период монголо-татарского владычества в их состав влились некоторые болгарские, кыпчакские и монгольские племена, тем самым завершив формирование этнического облика башкир. После падения Казани (1552) башкиры приняли российское подданство. В конце 18 в. в Уфе было учреждено Духовное управление мусульман России.
В 1919 г. образовалась Башкирская АССР, в октябре 1990 г. она была преобразована в Башкирскую ССР, а в феврале 1992 г. провозглашается Республика Башкортостан.
Традиционный тип хозяйства башкир – полукочевое скотоводство (гл. обр. лошади, а также овцы, крупный рогатый скот, на юге – верблюды). Занимались также охотой и рыбной ловлей, бортничеством, сбором плодов и корней растений. Появляется огородничество. С 17 в. возрастает роль земледелия.
В современной Башкирии наиболее развиты нефтепереработка и индустрия нефтехимии. В сельском хозяйстве основной упор делается на производстве зерновых и технических культур (сахарная свекла, подсолнечник). Товарное значение сохраняют такие традиционные занятия, как пчеловодство коневодство, кумысолечение. Развито декоративно-прикладное искусство (ювелирное дело, художественная обработка металла, резьба по дереву, вышивка, тиснение по коже и др.)
Традиционный тип поселения башкир — аул, расположенный на берегу реки или озера и состоящий из войлочных юрт со сборным решетчатым каркасом. Наиболее торжественными считались белые юрты. Белыми кошмами покрывали жилье для приёма гостей. Юрта, покрытая светлым войлоком, свидетельствовала о состоятельности семьи.
В степной зоне ставили глинобитные или саманные дома, в лесной и лесостепной зоне – срубные избы с сенями. Временными жилищами и летними кухнями нередко служили балаганы из досок или ивовых прутьев, обмазанных глиной. Современные сельские жилища башкир мало чем отличаются от домов соседствующих народов. Традиционные черты сохраняются только в интерьере: деление на хозяйственно-будничную и гостевую половины, устройство низких широких нар у печи. Данью традиции являются летние кухни, где готовят и принимают пищу, отдыхают.
Народная одежда башкир объединяет традиции степных кочевников и местных оседлых племен. Основу женской одежды составляло длинное платье с оборками, передник, камзол, украшенный позументом и серебряными монетами. Молодые женщины носили нагрудные украшения из кораллов и монет. Головной убор женщин – чепец с серебряными подвесками и монетами, с длинной, спускающейся по спине лопастью, расшитой бисером; девичий - шлемовидная шапочка, также покрытая монетами. Молодые женщины носили яркие головные покрывала и платки. Верхняя одежда – распашные кафтаны и чекмени из цветного сукна, отделанные позументом, вышивкой, монетами. Украшения — различного рода серьги, браслеты, перстни, застежки — изготовлялись из серебра, кораллов, бисера, серебряных монет, с применением вставок из бирюзы, сердолика, цветного стекла.
Мужская одежда – рубахи и штаны с широким шагом, легкие халаты, камзолы, тулупы. Головные уборы – тюбетейки, круглые меховые шапки, малахаи, закрывающие уши и шею, шляпы. Шапки из меха носили и женщины. Широкое распространение имели сапоги, кожаные ботинки, ичиги, бахилы, а в Приуралье – лапти. Сегодня традиционный костюм или его элементы используются, как правило, пожилыми людьми, артистами, в праздничные дни и на свадьбах.
Основу традиционной пищи башкир составляли мясные и молочные продукты, употребляли также дичь, рыбу, мед, ягоды и дикоросы. Традиционные блюда – мелконарезанная конина или баранина с бульоном (бишбармак, куллама), вяленая колбаса из конского мяса и жира (казы), сливки, сметана, различные виды творога, сыр (корот), каши из пшена, ячменной, полбяной и пшеничной крупы, толокно. Очень популярна самодельная тонкая лапша на мясном или молочном бульоне, крупяные супы, затирухи. Хлеб (лепешки) употребляли пресный, в 18 – 19 вв. распространился кислый хлеб, в пищевой рацион вошли картофель и овощи. Существуют различные способы консервации мясных и молочных продуктов, ягод (вяление, копчение, сушка).
Среди напитков наиболее распространены айран (разбавленное кислое молоко), кумыс и чай. По праздникам пили слабоалкогольные напитки бузу (из проросших зерен ячменя, полбы) и бал (из меда и сахара).
Такие блюда, как казалык, тукмас, бишбармак, зур бэлиш, чак-чак, всегда были гордостью башкирской кухни и по сей день остаются украшением праздничного стола.
Ведущее место в устно-поэтическом творчестве занимает эпос («Урал-батыр», «Акбузат», «Идукай и Мурадым» и др.). Сказочный фольклор представлен волшебными, героическими, бытовыми сказками, сказками о животных. Своеобразным фольклорным источником является шежере – летописное описание башкирских родов. Развито песенно-музыкальное творчество: эпические (о батырах, родном крае), лирические и бытовые (обрядовые, сатирические, юмористические) песни, частушки (такмак). Разнообразны плясовые мелодии. Танцам свойственна повествовательность, многие имеют сложную структуру и содержат элементы пантомимы.
Традиционные музыкальные инструменты – курай (род тростниковой свирели), кубыз (варган). В прошлом существовал смычковый инструмент кыл кумыз. С конца 19 в. получили распространение скрипка, гармонь, мандолина.
Основные народные праздники отмечались в весенне-летнее время. После прилета грачей устраивали каргатуй («грачиный праздник»). Накануне весенних полевых работ, а местами после них проводили праздник плуга сабантуй, включавший общую трапезу, борьбу, конные скачки, соревнования в беге, стрельбе из лука, шуточные состязания (бой мешками, перетягивание каната, разбивание горшков с завязанными глазами и др.). Праздник сопровождался молениями на местном кладбище. В середине лета проходил джиин – праздник, во время которого устраивалась ярмарка, заключались торговые сделки, брачные соглашения.
В современные дни повсеместно проводится праздник сабантуй, в который вошли некоторые элементы джиина, а также современные виды спортивных состязаний и концертные номера. Широкое распространение у башкир получили и мусульманские праздники (курбан-байрам, ураза-байрам).
Известность башкирской земле принесли такие люди как национальный герой Салават Юлаев, народные писатели и поэты Мустай Карим, Мажит Гафури, Афзал Тагиров, Хадия Давлетшина, историк-этнолог Раиль Кузеев, художники Касим Давлеткильдеев и Рашит Нурмухаметов, балерина Зайтуна Насретдинова, композитор Хабибулла Ибрагимов, музыкант-певец Г.С. Альмухаметов, эстрадная певица Земфира Рамазанова.
В досоветский период в Енисейской губ. представителей башкирского народа практически не было. В 1897 г. здесь проживало 24 чел., в 1920 г. – 18 чел. Первые крупные группы башкир появились Енисейской губернии вместе с беженцами от голода, поразившего Поволжье в начале 1920-х годов. Многие из них остались жить на красноярской земле. Перепись населения 1926 г. зафиксировала в регионе 553 чел. башкирской национальности. В Ужурском районе Ачинского округа появился первый башкирский поселок, в 1926 г. в нем насчитывалось 69 хозяйств и почти 400 чел.
В послевоенное время количество башкир в регионе стало неуклонно увеличиваться за счет выходцев из Приуралья, приехавших в Красноярский край для строительства промышленных гигантов и их дальнейшего освоения. Своей максимальной численности в 5 тыс. чел. диаспора достигла к 1989 г. В нестабильные 1990-е годы приток выпускников вузов Башкирии в Сибирь прекратился. Более того, многие башкиры, преимущественно трудовые мигранты, вернулись обратно на Урал. Все это в сочетании с ассимиляционными процессами привело к сокращению численности башкир на территории Красноярского края до 2955 чел. (2010).
Этнодемографическими особенностями башкирской диаспоры является превалирование мужской части населения (50,6% в 2010 г., 50,9% в 2002 г., 54,8% в 1989 г.), сравнительно высокий показатель владения родным языком (41 %) и очень высокая степень урбанизации (86,6% против 75,7% в среднем по краю).
Башкиры расселены дисперсно во всех территориях Красноярского края, но наиболее компактно они проживают в заполярном Норильске (38,1% от общей численности) и Красноярске (18,0%). В Шарыпово, Ачинске, Железногорске и Лесосибирске доля башкир от их общего количества в регионе составляет порядка 3–3,5%.
Общественных объединений башкир в регионе не имеется. Но они постоянно принимают участие в мероприятиях татарских национально-культурных организаций (сабантуи, концерты, религиозные праздники). В июне 2002 г. представитель от Красноярского края Р.Х. Муллаянов (заместитель главы Манского района) участвовал в работе Второго всемирного курултая башкир.
Заиграй же, мой курай,
Песню, чтоб вошла в сердца,
И Урал, и весь наш край
Прославляя без конца!
Салават Юлаев «Мой Урал»
Башкирские поговорки
В поле не выгнать, с базара не прогнать
У одинокого и лук может потеряться, а у того, кто с родом, и стрела не потеряется
Не суди по силе рук, а суди по силе сердца
Сильный победит одного, знающий – тысячу.