СОДРУЖЕСТВО ПРОСВЕТИТЕЛЕЙ КРАСНОЯРЬЯ
УМНЫЕ РЕГИОНЫ - БУДУЩЕЕ РОССИИ
Немцы
Немцы (дойче – самоназв.) – основное население Германии (80,6 млн. чел.). Общая численность в мире достигает 100 млн. чел. Крупные диаспоры имеются в США (6,5 млн.; 2015), Канаде (3,2 млн.) и Бразилии (3.1 млн.). На территории бывших советских республик немцы наиболее многочисленны в Казахстане (180 тыс. чел.; 2017) и Украине (33,3; 2001).
В Российской Федерации насчитывается 394,1 тыс. немцев (2010). Территориями преимущественного проживания являются: Алтайский край (50,7 тыс.), Омская (50,1 тыс.) и Новосибирская (30,9 тыс.) области, Кемеровская область (23,1 тыс.), Красноярский край (22,4 тыс.), Тюменская обл. (20,7).
Говорят немцы на немецком языке германской группы индоевропейской семьи. Выделяют две группы немецких диалектов: нижненемецкую и верхненемецкую. Для российских немцев характерно большое количество диалектов и наречий. В языке сохранилось большое количество архаизмов, в то же время их словарный запас пополнился многими заимствованиями из русского и других языков. Письменность на основе латинского алфавита.
Верующие немцы относятся к различным конфессиональным группам. В России – это преимущественно лютеране, в меньшей степени католики и меннониты.
ЭТНОГЕНЕЗ
Основу немецкого этноса соста-
вили древнегерманские племенные
объединения франков, саксов, бава-
ров, алеманов, смешавшиеся в пер-
вые века н. э. с романизированным
кельтским населением на юге
Германии и с ретами в Альпах. После
раздела Франкской империи в IX в.
выделилось Восточно-Франкское
королевство (X в. – Тевтонское) с гер-
маноязычным населением.
В X–XIV вв. немцы заселили зем-
ли к Востоку от Эльбы. Отдельные
их группы проникают на территории
современных Чехии, Польши, Вен-
грии, Румынии и др. стран Европы.
В условиях последующей многове-
ковой политической раздробленно-
сти Германии развитие немцев как
единого народа протекало медленно
и противоречиво.
В нач. XVI в. на процессе консо-
лидации положительно отразилось
создание единого немецкого
литературного языка на основе
саксонского (мейсенского) диалекта,
но одновременно произошел
религиозный раскол немцев на ка-
толиков и протестантов‑лютеран,
что обусловило некоторые различия
в быту и культуре.
Слабое экономическое развитие,
раздробленность и постоянные вой-
ны вызвали в XVIII–XIX вв. активную
эмиграцию немцев в различные
страны Америки и Европы (в т. ч.
в Россию).
Объединение Германии под
эгидой Пруссии в 1871 г., проведение
ряда реформ с последую-
щим быстрым развитием про-
мышленности и складыванием
общегерманского рынка – все
это способствовало культурной
нивелировке и стиранию этнографи-
ческих особенностей. В конце XIX в.
формирование немецкой нации
в целом завершается, хотя культур-
но-бытовое своеобразие населения
отдельных земель еще долго сохра-
нялось. У немцев, проживающих
в других странах, имеются местные
самоназвания: баварцы, швабы,
саксонцы, франконцы и др.
Предки российских немцев
стали приезжать в Московию еще
в средние века. В Москве уже в сер.
XVII в. существовала т. н. Немецкая
слобода. Приток иностранцев
усиливается при Петре I и его пре-
емниках. А с последней трети XVIII в.
начинается массовое переселение
немецких колонистов в волжские
степи. В XIX в. немецкие поселения
появились на юге Украины,
в Крыму и Закавказье. Освоение
Сибири немецкими колонистами
происходит с рубежа XIX–XX вв.,
среди них преобладали лютеране
и меннониты.
После Октябрьской революции,
в октябре 1918 г. была создана
Трудовая коммуна немцев Повол-
жья, преобразованная в 1924 г.
в Автономную Республику немцев
Поволжья. В местах компактного
расселения немцев создавались
сотни национальных сельских
советов, а в ряде регионов (в т. ч.
и в Сибири) – немецких националь-
ных районов.
В августе 1941 г. эта автономия
была ликвидирована, а прожи-
вавшее там немецкое население
насильственно переселено на вос-
ток, преимущественно в Казахстан
и Сибирь.
К 1989 г. численность немцев
на территории современной России
достигла максимального за свою
историю уровня – 842 тыс. чел.
В постсоветский период нерешен-
ность вопроса восстановления
на Волге национальной автономии,
осложнение социально-экономиче-
ской ситуации в Российской Федера-
ции и политика «собирания нации»
ФРГ привели к резкому усилению
в среде российских немцев эмигра-
ционных настроений. Вследствие
чего их численность к концу 2010 г.
уменьшилась более чем в два раза
до уровня 394 тыс. чел.
ВЫДАЮЩИЕСЯ
НЕМЦЫ
Среди видных представителей
российских немцев – великий
физик и математик Леонард
Эйлер (XVIII в.), государственные
деятели XVIII–XX вв. А. И. Остер-
ман, Б. Х. Миних, Е. Ф. Канкрин
и К. В. Нессельроде, директор Пул-
ковской обсерватории В. Я. Струве,
мореплаватели Ф. И. Крузенштерн
и Ф. П. Литке, филолог, автор
норм дореволюционного русского
правописания Я. К. Грот, архитектор
А. И. Штакеншнейдер.
Немецкие корни имеют лите-
раторы Д. И. Фонвизин, А. А. Фет,
М. И. Цветаева. Среди современ-
ников – бывшие губернаторы
Э. Э. Россель и В. М. Кресс, академик
Б. Раушенбах, художник П. Дик,
композитор А. Шнитке, поэт
В. В. Вебер.
НЕМЦЫ В ПРИЕНИ-
СЕЙСКОМ КРАЕ
На территории Приенисейского
края первые немцы появляются
с конца XVII в. в качестве служивых
или ссыльнопоселенцев. Одним
из первых был секретарь россий-
ского посла в Китае Адам Брандт,
оставивший красочные описания
своего пребывания на берегах Ени-
сея. Первым лекарем Енисейского
уезда (конец XVIII в.) считается
немец Паскевич.
В регионе побывало много
научных экспедиций, руководители
или члены которых были немецкого
происхождения. Это исследователь
Минусинской котловины Даниил
Мессершмидт, автор уникальной
трехтомной «Истории Сибири» Гер-
хард Миллер, автор фундаменталь-
ного труда «Флора Сибири» ботаник
Иоганн Гмелин, автор всемирно
известной «Жизни животных»
Альфред Брем, писатель и географ
Петр Паллас, естествоиспытатели
Александр Гумбольдт, Георг Эрман,
геолог, исследователь золотых рос-
сыпей в бассейне р. Енисей Эрнест
Гофман, историк Иоганн Фишер,
астроном Людвиг Шварц.
Российские немцы проявили себя
и как умелые организаторы. Осно-
вателями Омского острога были
немцы И. Д. Бухгольц и И. И. Шприн-
гер, сибирскими губернатора-
ми – Г. Х. Гасфорд, В. Я. Руперт
и И. Б. Пестель.
После событий 1825 г. в Сибирь
попало много декабристов немец-
кого происхождения, в частности,
в Енисейской губ. отбывали ссылку
Михаил Фонвизин, Петр Фаленберг,
Константин Игельстром. Инже-
нер Е. К. Кнорре руководил в Красно-
ярске строительством железнодо-
рожного моста через Енисей.
С сер. XIX в. в Енисейской губ.
появляются и первые немецкие
сельские поселенцы. Например,
в лютеранских колониях Верхний
Суэтук и Верхняя Буланка Мину-
синского уезда, где они проживали
совместно с эстонцами, латышами
и финнами. Специфика формирова-
ния немецкого сообщества (за счет
ссыльнопоселенцев) отразилась
на половой структуре диаспоры.
По переписи 1897 г. на одну жен-
щину приходилось трое мужчин.
Общее же число немцев оценива-
лось в 946 чел., каждый четвертый
из которых был горожанином.
Поток добровольных пере-
селенцев в Сибирь усиливается
с рубежа XIX–XX вв. Именно в этот
период были образованы моно-
национальные немецкие деревни
Александровка (1896) и Гнадендорф
(1907, с 1914 – Николаевка 1‑я).
Динамика численности немцев
Приенисейского края менялась в за-
висимости от внешних и внутрипо-
литических событий. Переселенцы
периода Столыпинской аграрной
реформы, беженцы и военно-
пленные Первой мировой войны
увеличили численность немцев
Енисейской губ. почти до 5 тыс.
чел. к 1920 г. В 1920–1930‑е гг.
их количество стабилизовалось
на уровне 3–4 тыс. чел. Очень тяже-
ло пережили немецкие поселения
период коллективизации, однако
массовой эмиграции, как в Омской
обл. и на Алтае, не наблюдалось.
В годы войны число немцев
на территории Красноярского
края резко возрастает за счет
депортированных и трудармейцев.
Уже в сентябре 1941 г. в краевой
центр прибыло два первых эшелона
с 2 тыс. спецпереселенцев. А всего
в Красноярский край было депор-
тировано около 70 тыс. немцев,
главным образом с Поволжья.
В послевоенные десятилетия,
начиная с сер. 1950‑х гг., по мере
ослабления репрессивных мер
в отношении российских немцев
начинается их устойчивый отток
из Красноярского края в другие
регионы СССР с более мягким кли-
матом и за рубеж. По этой причине,
например, некоторые рыболовецкие
колхозы на Таймыре оказались
на грани ликвидации.
В последующие годы в отношении
российских немцев Красноярского
края проводилась политика либера-
лизации. В регионе получили воз-
можность зарегистрироваться (т. е.
действовать легально) лютеранские
общины. В 1958 г. при Красноярском
отделении Союза писателей РСФСР
создается немецкая секция.
В 1972 г. 15 % всех награжденных
орденами и медалями в крае были
немецкой национальности. К этому
времени российские немцы возглав-
ляли 11 совхозов, или каждый 16‑й.
В 1989 г. среди руководителей совхо-
зов и колхозов края 34 (каждый
13‑й) были немцами.
Эмиграционные настроения рез-
ко усиливаются после распада СССР.
В трудные 1990‑е гг. практически вся
эмиграция жителей Красноярского
края (80–85 %) была представлена
именно немцами. Вследствие
этого в межпереписной период
(1989–2002) их численность умень-
шается в регионе почти на 15 %.
Следует отметить, что эта цифра
оказалась вдвое ниже чем в сред-
нем по России, т. к. в Красноярский
край переселилось много немцев
из Киргизии и Казахстана.
Однако затормозить эмигра-
ционные настроения не удалось.
Следующая перепись населения
(2010 г.) зафиксировала уменьшение
числа российских немцев в крае
до 22,3 тыс. чел. Они проживают
во всех территориях края, наиболее
компактно в городах Красноярск
(4,0 тыс. чел.), Ачинск и Минусинск
(по 0,7); в Краснотуранском (0,95),
Балахтинском (0,8), Емельяновском
(0,7) и Курагинском (0,65) районах.
Большой удельный вес сельчан
45,3 % (21,0 % в среднем по регио-
ну) является специфической чертой
немецкого населения.
В половозрастной структуре
российских немцев Красноярья от-
мечается превалирование женского
населения (53 %) над мужским
(47 %), а также постепенное «старе-
ние» нации. На долю молодежной
группы до 16 лет у немцев приходит-
ся 4,2 %, а по краю в среднем 18 %
(в 2002 г. соответственно – 10,6 %
и 19,6 %); по группе лиц, старше
трудоспособного возраста, пока-
затели близки к общекраевым,
соответственно – 18,5 % и 19,5 %.
Немецким языком в Красно-
ярском крае в 2010 г. владели
37753 чел., что связано с наличием
в регионе системы изучения немец-
кого языка в школе и двух универ-
ситетах – Сибирском федеральном
и Красноярском государственном
педагогическом им. В. П. Астафьева.
ТРАДИЦИОННЫЕ
ЗАНЯТИЯ
Основу хозяйства российских
немцев традиционно составляло
земледелие. Они использовали
трехпольную систему обработки
земли, основной зерновой культу-
рой была пшеница. Из огородных
культур преимущество отдавали
выращиванию картофеля. Большую
роль в хозяйстве играло и живот-
новодство. Первые российские
колонисты разводили в основном
овец. Благоприятные климатиче-
ские условия привели к широкому
распространению птицеводства,
свиноводства, коневодства, разве-
дению крупного рогатого скота.
Особое внимание уделялось
племенному животноводству.
В частности, в XVIII в. немцы-менно-
ниты завезли в Россию знаменитую
краснонемецкую породу коров,
получившую большое распростра-
нение в Сибири и других регионах.
Хозяйство российских немцев
базировалось на частной собствен-
ности и было высокотоварным.
В перв. пол. XX в. существовали
разнообразные формы националь-
но-хозяйственной кооперации. Были
развиты кузнечное и столярное
ремесла, а также различные виды
прикладного искусства: обработка
дерева, металла, стекла, плетение,
вышивка, гончарное дело.
В настоящее время значительная
часть российских немцев занята
в промышленности, сфере обслужи-
вания, науке и искусстве.
ЖИЛИЩЕ
Долгое время, живя обособленно
от других народов, российские
немцы сохранили многие элементы
традиционной культуры – пищу,
жилище, некоторые обряды
и фольклор. Коренным образом из-
менился лишь тип поселений. Если
в Германии преобладали кучевые
формы поселений, то в России –
линейные, в соответствии с адми-
нистративными инструкциями для
переселенцев.
В южных степных районах
строились глинобитные и саманные
дома, в северных лесных районах –
деревянные. Крыша двух- или
четырехскатная из черепицы или
тёса. Пол, потолок и печь в доме
традиционно окрашиваются.
Обязательным элементом усадьбы
является летняя кухня.
Сараи, баня, коптильня, задний
двор для скота объединяются под
одной крышей, охватывая двор
с трех сторон. Фасад дома, ворота
и нередко заборы украшаются
орнаментом (резьба, роспись).
До войны у немцев встречались че-
тырехстворчатые наружные двери.
Интерьер жилища отличают резная
деревянная мебель, пуховые пе-
рины, обилие вышитых и вязанных
салфеток. Вышивают гладью цветы,
птиц, изречения из Библии.
НАЦИОНАЛЬНЫЙ
КОСТЮМ
В немецкой традиции яркой вы-
шивкой украшалась праздничная
одежда. Традиционный костюм,
отошедший в прошлое, у женщин
состоял из кофты, сборчатой юбки,
передника и головных платков,
повязанных разными способами.
Обувь – кожаные башмаки, а в ряде
районов – деревянные «шлеры».
Из овечьей шерсти вязали кофты,
жилеты, чулки, носки, варежки.
Мужской костюм состоял из ру-
бахи, штанов, жилета, башмаков,
шляпы, широкого кожаного пояса.
Одежда меннонитов отличалась
темными оттенками и отсутствием
украшений.
НАЦИОНАЛЬНАЯ
КУХНЯ
Традиционная пища – куриная
лапша (нудль), суп с клецками,
фруктовый суп. На праздники гото-
вится свинина или гусь с капустой,
пекутся пироги (кухе). Существует
несколько вариантов рулета
(штрудель). На зиму коптят сало,
мясо и рыбу, делают разнообразные
колбасы. Широко распростране-
ны молочные и картофельные
блюда. Печется много кондитер-
ских мучных изделий (различные
печенья, пряники, торты), готовятся
конфитюры.
Наиболее распространенный
напиток – пиво, из безалкогольных
предпочитают – кофе и чай.
ПРАЗДНИКИ
Религия оказала большое вли-
яние на формирование духовной
культуры российских немцев, осо-
бенно меннонитов. Немцы отмеча-
ют Рождество, Пасху, Троицу, Новый
год. Верующие регулярно посещают
молитвенные дома, церковь.
Народные гуляния и праздники
российских немцев сопровождаются
исполнением старинных и совре-
менных народных песен, шутливых
сценок, танцами. До сих пор широко
бытуют в немецком фольклоре
шванки (короткие комические
рассказы), пословицы, поговорки,
сказки, саги.
Очень популярны народные
танцы и песни, причем в XX в. наме-
тился синтез мелодии русских или
украинских песен и немецкого тек-
ста. Пению отводится значительная
роль в воспитании подрастающего
поколения.
Сегодня российские немцы
помимо религиозных отмечают
и другие национальные праздники
и памятные даты: праздник весны,
День матери, День памяти (28 авгу-
ста), праздник урожая и пр.
НАЦИОНАЛЬНО-
КУЛЬТУРНЫЕ
ОБЪЕДИНЕНИЯ
Российские немцы оказались
одними из первых, кто начал
развивать систему общественных
организаций. Их главная цель –
возрождение родных традиций,
культуры и языка. В 1989 г. созда-
ется краевое общество российских
немцев «Возрождение», которое
в 1998 г. было реорганизовано
в Красноярскую региональную
национально-культурную авто-
номию (НКА) российских немцев.
Руководителями этой организации
в разное время были В. Г. Фукс,
А. А. Гамбург, О. Безганс, В. Л. Шпа-
нагель, Э. А. Керн, В. Д. Фельде,
Н. В. Агапова, Е. Бобровская. В насто-
ящее время автономию возглавляет
О. В. Кульшманова.
Руководители организации
входят в состав Палаты националь-
ностей Гражданской ассамблеи
Красноярского края, сотрудничают
с федеральной НКА российских
немцев и различными немецкими
структурами России и зарубежья.
В настоящее время под началом
региональной НКА в крае действуют
3 местных национально-культурных
автономии в городах Красноярск
(предс. О. В. Кульшманова), Канск
(предс. В. А. Брунгардт) и Лесо-
сибирск (предс. М. В. Савченко),
а также 7 центров немецкой куль-
туры в различных муниципалитетах
центральной и северной части края.
Усилиями автономии проводятся
летние и зимние лингвистические
лагеря для детей (с 1997 по 2002 гг. –
20 лагерей, охват – свыше 1,5 тыс.
детей), языковые группы и курсы,
сформированы библиотеки, раз-
вернуты клубы для пенсионеров,
женщин, детей и молодежи,
работают десятки ансамблей
и кружков по интересам (вокал, хор,
танцы, спорт, театр, флористика,
рисование, вязание, национальная
кухня, туризм, журналистика, связь
с исторической родиной, история,
краеведение и т. п.).
Региональная НКА ежегодно
проводит такие мероприятия,
как праздник Адвент, фестиваль
традиций и культуры российских
немцев, фестиваль театральных
постановок, содействует в органи-
зации спектаклей драматических
коллективов из Омской области.
Ни один праздник не обходится без
концертов творческих коллективов,
которые находятся в тесном сотруд-
ничестве с автономией немцев:
струнный ансамбль В. Зейферта,
вокальная группа под руководством
А. Шендрика, детские музыкальные,
фольклорные и танцевальные
коллективы.
Неизменным успехом у зрителей
пользуется выставка «На переломах
времен» (с 2003 г.), передвижная
выставка картин российских немцев
Красноярского края. Регулярно про-
водятся краевой фестиваль немец-
кой культуры, новогодний праздник
для детей, немецкий праздник
весны, дни памяти трудармейцев
и депортации российских немцев,
создана постоянно действующая
страничка в Интернете, издаются
книги.
Немецкий этнокомпонент исполь-
зуется и в ряде государственных
учреждений образования: в средней
школе д. Николаевки Краснотуран-
ского района, в школе № 6
г. Красноярска, где работал специ-
альный немецкий класс, гимназии
№ 6 г. Красноярска с углубленным
изучением немецкого языка, в дет-
саде № 30 «Росинка» г. Минусинска
с преподаванием немецкого языка
во всех группах.
Большую работу научно-исследо-
вательского характера осуществляет
немецкий культурный центр при
Красноярском педуниверситете
(рук. В. А. Дятлова). В 2004 г.
по инициативе центра в Красноярске
прошла Международная научная
конференция «Немцы в Сибири:
история, язык, культура».
В 2017 г. при автономии создан
футбольный клуб г. Красноярска,
команда которого стала одной
из сильнейших среди немецких
команд СФО. В 2018 г. региональная
НКА начала реализацию проекта
«Мосты – создание открытых воз-
можностей для детей и молодежи
в изучении национальной истории,
культуры и спорта народов, прожи-
вающих в Красноярском крае».
На территории Красноярского
края помимо региональной НКА
российских немцев работали
межрайонная НКА в г. Канске (предс.
Л. В. Пушняк), общество «Возрожде-
ние» в г. Талнахе, общественная
организация немцев Таймыра, центр
немецкой культуры в г. Ачинске
(предс. А. А. Майер), Немецко-
русский культурно-музыкальный
союз и др.
Особо следует отметить центр
немецкой культуры (ЦНК) г. Мину-
синска, работа которого по итогам
1999 г. была признана лучшей среди
аналогичных центров Российской
Федерации. Созданный в 1997 г.,
он всего за 7 лет сумел развернуть
24 филиала в различных городах
и селениях юга Красноярского края,
а также республик Хакасия и Тыва.
У истоков зарождения ЦНК стоял
А. Ю. Шеньшин, с 2000 г. его возглав-
ляла Н. И. Вернер, затем Л. В. Букс-
манн, О. Богданова, Е. Шахтарина.
В деятельности Минусинского
НКЦ приоритетное направление –
образовательная и досуговая
сферы. В самом центре действовало
ежегодно до 30 языковых групп,
42 кружка и клуба. В филиалах
работало еще 60 языковых групп
и 98 кружков. Немецкие препода-
ватели регулярно повышают свою
квалификацию через различные
обучающие семинары, они создали
Союз учителей юга края и Хакасии.
Реализуется много молодежных
проектов. С 1998 г. Минусинский ЦНК
регулярно проводит летний лингви-
стический лагерь «Югендкрайс». Мо-
лодежные команды направлялись
на языковую практику по проектам
культурного обмена в Омск, Томск
и города Германии. На базе НКЦ
с 1998 по 2004 г. издавалась
газета «Видершайн» («Отражение»)
на русском и немецком языках,
готовились свои радио- и телепе-
редачи, работает сайт НКЦ на базе
собственного интернет-клуба.
Активно развивается социальная
служба: в ее сфере деятельности –
социальная реабилитация и оздо-
ровление бывших трудармейцев
и репрессированных, решение
проблемы одиночества (клубы,
патронаж, продуктовые наборы),
гуманитарная помощь, санаторно-
курортное лечение, служба перево-
дов и т. п.
Системной разноплановой
работе немецких объединений
Красноярского края способствовала
финансовая и организационная
поддержка со стороны Генерального
консульства ФРГ в России, GTZ (Об-
щество технического содействия),
Международного союза немецкой
культуры (г. Москва), немецкого
культурного центра им. Гёте
(г. Москва), федеральной НКА
российских немцев, Межправитель-
ственной российско-германской
комиссии по проблемам российских
немцев, краевых и муниципальных
властей. Кроме того, региональная
НКА Красноярского края является
активным грантополучателем, что
позволяет ей расширить масштабы
своей деятельности.
Немецкое сообщество Крас-
ноярского края в сфере духовной
культуры тесно взаимодействует
с Евангелическо-лютеранской
церковью. Еще в 1980‑е гг. в регионе
действовало более десяти немецких
лютеранских общин. С приездом
из Германии в нач. 1990‑х гг. пастора
Р. Блюмке начинается регулярное
отправление обрядов и культа.
В настоящее время большую работу
проводит пастор Г. О. Пивоваров.
Местной спецификой становится
привнесение светского характера
в празднование Рождества, Пасхи
и других религиозных дат.
Российские немцы внесли замет-
ный вклад в экономику и культуру
Красноярского края. В регионе жили
и трудились исследователь природы
Туруханского края Ф. Б. Шмидт,
архитектор А. А. Фольбаум, писатели
Р. А. Штильмарк, Д. И. Гольдман,
ученый и писатель В. К. Эккерт,
микробиолог профессор В. Д. Шти-
бен, художник-график Р. К. Руйга.
В течение четверти века успешно
руководил совхозом-миллионером
«Борец» Герой Социалистического
Труда К. Г. Шмидт.
Благочинным православных
общин является кандидат богосло-
вия Г. Г. Фаст, родившийся в семье
репрессированных немцев.
Известны в крае проректор
КГПУ Р. Майер, руководитель теле-
компании «Енисейский меридиан»
Э. А. Керн, тяжелоатлет Г. А. Гейман,
художники Б. Г. Диль и А. Попп,
музыкант В. Зейферт, хормейстер
Л. Стебенькова-Берих, засл. агроном
России Г. Я. Этцель и многие другие.