top of page

 Украинцы (самоназвание) – основное население Украины (37,5 млн чел.– 2001). В мире насчитывается ок. 45 млн украинцев. Крупные диаспоры имеются в США (1,5 млн чел.), Канаде (1,3), Польше (0,3), Молдавии, (0,2) Белоруссии (0,2), Словакии (0,2), Аргентине (0,2), Бразилии (0,2), Германии, Казахстане, Киргизии.

  В Российской Федерации, согласно переписи населения 2010 г.,– 1,93 млн украинцев. После вхождения в состав России полуострова Крым в 2014 г. количество украинцев увеличилось на 344,5 тыс. чел. Помимо этого, в России постоянно проживает от 2 до 3 млн украинцев из числа иностранных граждан, в т.ч. иммигрантов.

  Территориями компактного проживания украинцев в России являются Республика Крым (291,6 тыс. чел., 2014 г.), Тюменская обл. (157,3 тыс. чел., 2010), г. Москва (154,1), Московская обл. (119,5), Краснодарский край (83,7), Ростовская обл. (77,8), г. Санкт-Петербург (64,5).

  Украинцы вместе с русскими и белорусами относятся к восточным славянам. Имеют в своем составе карпатские (бойки, гуцулы, лемки) и полесские (литвины, полищуки) этнографические группы.

  Говорят на украинском языке славянской группы индоевропейской семьи. Различаются 3 основных наречия языковой семьи (северное, юго-западное, юго-восточное) и 9 говоров. Письменность – с XIV в. на основе кириллицы.

   Верующие украинцы – в основном православные, принадлежащие к Украинской православной церкви (Московского патриархата), Украинской православной церкви Киевского патриархата и Украинской автокефальной православной церкви. На западе Украины имеются также верующие католики, грекокатолики (униаты) и протестанты.

ЭТНОГЕНЕЗ

  На территории современной Украины с IX по XII вв. существовало древнерусское государство – Киевская Русь. Формирование украинского этноса произошло в последующие четыре столетия на основе юго-западных земель этого государства – Среднего Поднепровья (Киевщина, Переяславщина, Черниговщина). К этому центру тяготели другие восточнославянские земли – Сиверщина, Волынь, Подолия, Восточная Галиция, Северная Буковина и Закарпатье.

  Этническое объединение украинского народа тормозилось феодальной раздробленностью и длительной иноземной экспансией. В XI–XII вв. в Закарпатье обосновались венгерские феодалы, в XIII в. с востока пришли золотоордынские ханы, в XIV–XV вв. под властью молдавских феодалов оказалась Северная Буковина, в Северном Причерноморье в XV–XVI вв. утвердилась Османская империя. А основные украинские земли оказались под властью государства польских и литовских магнатов – Речи Посполитой.

  В XVI–XVII вв. в ходе борьбы с иноземными завоевателями украинская народность существенно консолидировалась. Важнейшую роль в этом сыграло возникновение казачества, создавшего государство со своеобразным республиканским строем – Запорожскую Сечь. Тогда же сложился книжный украинский (т. н. староукраинский) язык.

  Определяющими моментами этнической истории украинцев XVII в. стали: дальнейшее развитие ремесел и торговли, создание в результате освободительной войны под руководством Богдана Хмельницкого украинского госу-

дарства и вхождение его в 1654 г. на правах автономии в состав России. Это создало предпосылки для дальнейшего объединения всех украинских земель.

В XVII в. произошло перемещение значительных групп украинцев из Правобережья и Поднепровья на восток и юго-восток, освоение ими пустующих степных земель и образование т. н. Слободской Украины. В конце XVIII в. в состав России вошли Правобережная Украина и южные территории, а в первой пол. XIX в.– придунайские украинские земли. Внешнеполитические перипетии обусловили различия в топонимике и этнонимах. Название «Украина» (в значении «краина», т.е. страна), употреблявшееся еще в XII–XIII вв. для обозначения южных и юго-западных частей древнерусских земель, к XVII–XVIII вв. закрепилось в официальных документах, получило массовое распространение и послужило основой для этнонима «украинцы». Проживавшее там население обозначалось в документах как украинцы, козаки, козацкий народ и даже руськи. В XVI – нач. XVIII вв. украинцев часто называли черкасами, позже, вплоть до революции 1917 г.,– малороссиянами, малороссами или южнорусами.

  Научно-технический прогресс и урбанизация привели к стиранию большинства особенностей отдельных этнографических районов и групп украинцев. Оказался разрушенным традиционный быт села. Пагубные для деревни последствия насильственной коллективизации усугубились сильным голодом 1932–1933 гг., сталинскими репрессиями.

  Тяжелым испытанием для Украины явилось нападение в 1941 г. фашистской Германии. Многие украинские города и села были разрушены и сожжены. В послевоенный период проявились некоторые негативные тенденции демографического развития, приостановился естественный прирост населения, усилилась миграция. Установка на приоритетное развитие в культуре интернационального в ущерб этническому развитию привела к сокращению сферы употребления украинского языка.

  В 1991 г. Украина стала независимым государством. Национальный язык, согласно Конституции 1996 г., был признан государственным и стал широко использоваться в общественной жизни. Активизировались контакты с украинской диаспорой. Одновременно часть украинцев из России, Казахстана и других государств бывшего СССР переселилась на свою историческую родину.

ТРАДИЦИОННЫЕ ЗАНЯТИЯ

  Основная традиционная отрасль сельского хозяйства украинцев – пашенное земледелие. Возделывались рожь, пшеница ячмень, просо, гречиха, овес, горох, фасоль, конопля, лен; с конца XVII в.– кукуруза, табак; со вт. пол. XVIII в.– подсолнечник, картофель; из огородных культур – капуста, огурцы, свекла, репа, лук и др., арбузы и дыни (в степных районах); с нач. XIX в.– помидоры и перец.

   Для украинцев издревле характерно приусадебное садоводство (яблони, груши, вишни, сливы, малина, черешня, смородина, крыжовник и т. д.).

   Украинцы разводили крупный рогатый скот преимущественно серой степной породы, овец, лошадей, свиней, домашнюю птицу. Пчеловодство и рыболовство играли в хозяйстве подсобную роль.

   Колоритной была фигура чумака – перевозчика грузов на большие расстояния, особенно соли и рыбы на больших возах – мажарах, запряженных волами.

   Значительное место в хозяйственной деятельности занимали разнообразные ремесла и промыслы: ткачество, поташный, гутный (производство стекла), бондарный, гончарный, сукновальный, кожевенный, деревообрабатывающий и др.

 

ТРАДИЦИОННОЕ ЖИЛИЩЕ

 

  Традиционные сельские поселения – села, деревни (слобода), хутора и заимки преимущественно уличной планировки. Жилища крестьян – избы (хаты), глинобитные, срубные, побеленные изнутри и снаружи, были двух-, трехкамерными (хата – сени (сины); хата – сени – комора), с глинобитным полом, четырехскатной соломенной, из камыша или дранки крышей.

  При наличии в различных историко-этнографических районах локальных особенностей жилища интерьер был однотипным. При входе в хату в углу располагалась печь. По диагонали от нее в другом углу, парадном, украшенном вышитыми рушниками и цветами, висели иконы, стоял стол (у бедняков иногда – сундук-скрыня), накрытый скатертью.

  Вдоль стен от стола располагались лавки для сидения. К печи примыкал настил (пил) для спанья, над ним висела вешалка (жертка). На стене или в углу при входе устраивался мыснык для посуды. Противоположная от входа стена и печь часто разрисовывались цветами, особенно если в семье была девушка.

  Двор включал (в зависимости от зажиточности хозяина) одну или несколько хозяйственных построек: хлев, повитку, комору, на юге – загончик для скота и т. п.

  Зажиточные жили в домах, нередко кирпичных или каменных, из нескольких комнат (зала, кухня, опочивальня и пр.), с крыльцом или верандой, снаружи часто окрашенных. Во многих районах сохраняется древняя традиция обмазывать глиной и белить стены. 

НАЦИОНАЛЬНЫЙ КОСТЮМ

 

  Разнообразен и красочен был народный костюм. Женская одежда состояла из вышитой рубахи (сорочки) и несшитой одежды: дерги, запаски, плахты (с XIX в. сшитой юбки – спидныци). В прохладную погоду носили безрукавки (корсетки, киптари).

  Девушки заплетали волосы в косы, укладывая их вокруг головы и украшая лентами, цветами, или надевая венок из бумажных цветов, пестрых лент. Женщины носили различные чепцы (очипкы, чипци), полотенцеобразные головные уборы (намиткы, обрусы), позже – платки.

  Мужской костюм состоял из сорочки (с узким стоячим, часто вышитым воротом со шнурком), заправленной в широкие штаны, безрукавки и пояса. Головным убором служили летом соломенные брыли, в другое время – войлочные или каракулевые (смушковые) цилиндрические шапки.

  Наиболее распространенной традиционной обувью мужчин и женщин были кожаные сапоги (чоботы), туфли или ботинки (черевики), а также постолы, сшитые из одного куска сыромятной кожи.

  В осенне-зимний период и мужчины, и женщины носили свиту и опанчу – однотипную с русским кафтаном длиннополую одежду из домотканого белого, серого или черного сукна. Женская свита была приталенной. В дождливую погоду надевали свиту с капюшоном (кобеняк), зимой – длинные тулупы (кожухи) из овчины, у зажиточных крестьян покрытые сукном.

  В целом для всей одежды украинцев характерны богатая вышивка, аппликация и т. п.

 

НАЦИОНАЛЬНАЯ КУХНЯ

 

  Система питания была и остается устойчивым компонентом народной культуры украинцев, что отражается не только в выборе блюд, но и способах их приготовления, поведенческих стереотипах, режиме питания и застольном этикете.

  Основу питания составляли растительная и мучная пища. Всеобщей любовью пользовались борщи, капусняки, разнообразные юшки, затирки, различные кушанья из теста, сваренные в кипящей воде: лапша, галушки, вареники – с творогом, вишней, картошкой, капустой. Распространены каши, особенно пшенная, в т.ч. жидкая – кулиш, гречневая.

  Для украинцев характерно особое отношение к хлебу, который символизировал хлебосольство, благополучие. А потому он всегда стоял на столе в переднем углу. Широк выбор мучных изделий: пампушки с чесноком, пироги с различной начинкой и лепешки. Из муки с добавлением меда и мака выпекали разнообразные маковники, коржи, кныши, бублики, блины и оладьи.

   Из мясных продуктов предпочтение отдавалось свинине и свиному салу, которые стали обязательной составляющей голубцов, разнообразных колбас, холодца и т. п. Значительное место в рационе питания занимала рыба, в т.ч. соленая. В настоящее время широко практикуется соление, маринование и консервирование мяса, овощей, фруктов и ягод.

  В повседневном рационе широко используются молочные продукты: сметана, топленое, замороженное и кислое молоко, варенец, заготовленный в бочках подсоленный творог (сыр).

  В качестве национальных напитков распространены: узвар (компот из сухофруктов), квас, кисели; из хмельных – разнообразные наливки и горилка с перцем.

 

БЫТ

 

  В общественной жизни украинского села до конца XIX в. сохранились пережитки патриархальных отношений (сельская община – громада). Характерны были многие традиционные коллективные формы труда (толока, супряга) и отдыха (парубочи громады – объединения неженатых парней; вечорныци и досвиткы, новогодние колядки и щедривкы и др.).

  Разнообразной была семейная обрядность, родильная и в особенности свадебная, со свадебными чинами, разделом каравая, сопровождаемая песнями и танцами. До наших дней еще сохранились многие традиционные элементы календарных праздников, отличающиеся веселым игровым характером: на Новый год – колядование, щедрование, ряжение, на Масленицу (проводы зимы) – катания на лошадях, санках, угощение блинами, варениками. Активно празднуются Пасха, Рождество, Троица и другие престольные праздники.

  Статус государственных праздников имеют Международный женский день (8 Марта), День труда (1 Мая), День Победы (9 Мая), День Конституции (28 июня), День независимости (24 августа).

 

ФОЛЬКЛОР

 

  Народное творчество украинцев очень богато: изобразительное (художественная роспись жилища, вышивка с ее традиционными видами), песенно-музыкальное, хореографическое, словесный фольклор, в т.ч. колоритные специфические думы и исторические песни, слагавшиеся кобзарями и лирниками.

  Среди народных инструментов украинцев – скрипка и басоля (смычковые), кобза, бандура, торбан (щипковые), цимбалы (струнноударные), лира (струнно-клавишные), сопилка и трембита (духовые), бубен и тулумбас (ударные).

ВЫДАЮЩИЕСЯ УКРАИНЦЫ

 

  Украинская земля подарила миру многих известных людей. Это государственный деятель Богдан Хмельницкий, просветитель Г.С.Сковорода, литераторы Т.Г.Шевченко, И. Я. Франко, Леся Украинка, Панас Мирный, М.С.Грушевский, П.Г.Тычина и Остап Вишня, партизанский вожак С. А.Ковпак, генерал С.М.Штеменко, маршал авиации И.Н.Кожедуб, ученые Е. О. Патон, В. П.Глушко, композиторы Н. В. Лысенко, Г.Г. Веревка и Г.И.Майборода, кинорежиссер А. П. Довженко.

  Большой популярностью пользуются певцы И.С.Козловский, Б.Р.Гмыря, Д.М.Гнатюк, С.М.Ротару, А. Б.Соловьяненко, В.Д.Грышко.

  В спорте мировую известность получили С.Н. Бубка, О. В. Блохин, Л.И.Турищева, А.Н.Шевченко, И.Н.Кравец, В. А. Ломаченко, А. А.Усик, братья Владимир и Виталий Кличко.

УКРАИНЦЫ В ПРИЕНИСЕЙСКОМ КРАЕ

 

  В Енисейской губ. первые небольшие поселения украинцев (заимка Патрина, мельница Ванцака) появляются на рубеже XVIII–XIX вв. Однако в целом в дореформенный период украинцев в Сибири и на Дальнем Востоке почти не было (менее 1 тыс. чел. на 1858 г.). Крупномасштабная украинская миграция за Урал начинается с 1880-х гг., после разрешения свободного земледельческого освоения Сибири и предоставления льгот переселенцам.

  В посл. четверти XIX в. в Енисейской губ. было образовано 38 украинских сел и деревень, а общая численность украинцев достигла 21,4 тыс. чел. (1897).

  Миграционный поток усиливается с началом Столыпинской аграрной реформы. С 1900 по 1913 г. в губернии появилось еще 55 украинских поселков. К 1920 г. численность украинцев составляла в Енисейской губ. 44,0 тыс. чел. В 1926 г. на территории региона существовало уже 356 населенных пунктов (в т.ч. 119 сел, деревень и поселков) с численно доминирующим украинским населением. В двух школах обучение велось на украинском языке.    В последующем отмечается положительная динамика роста украинцев в Красноярском крае. В 1989 г. были достигнуты максимальные показатели – 105,5 тыс. чел. или 3,5 % всего населения края. В трудные 1990-е гг. произошел значительный отток украинцев на родину, вследствие чего к 2003 г. их число сократилось в регионе до 68,7 тыс. чел.

   В 2010 г. перепись зафиксировала 38,0 тыс. украинцев, которые по-прежнему остаются в регионе самой многочисленной после русских этнической группой. В Сибирском федеральном округе их численность выше только в Омской области (51,8 тыс. чел.). Характерно, что 1192 украинцa Красноярского края оказались на тот момент гражданами Украины.

   В качестве социодемографических особенностей украинцев Красноярья отметим некоторое преобладание женщин над мужчинами – 51,5%, высокую степень урбанизации (82,3%) и прогрессирующее «старение» нации. Если в 1989 г. на долю молодежи до 16 лет приходилось 14,2% украинцев, то в 2002 г. –7,5%, а в 2010 г. еще меньше – 3,9%.

   Напротив, удельный вес лиц, старше трудоспособного возраста, увеличился за это время с 12,7 % в 1989 г. до 24,1% в 2002 г. и до 36,6% в 2010 г.

   Еще одной негативной тенденцией стало уменьшение носителей родного языка. В 2002 г. таковых среди украинцев оказалось 67,0%, в 2010 г.– 65,6 %. Именно подверженность этноассимиляционным процессам способствовала снижению численности украинского сообщества в 1,8 раза за последний межпереписной период. 

ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ УКРАИНЦЕВ

 

   В 1992 г. в Красноярске было образовано национально-культурное общество «Украина» (ныне – местная украинская НКА «Барвинок» г. Красноярска). Его председателем избирается бывший летчик А.Н. Выгонский. В разное время организацией руководили: Г. В. Пахольчишин, Б. В.Тимячко, И.И.Таранович, Л. П.Греченко, Ф.И. Панькив, Л.И. Луценко, Б.И. Барщевский. В настоящее время НКА «Барвинок» возглавляет Марьян Иванович Петрушка.

   При украинском обществе был образован хор «Барвинок», который является самым крупным (до 80 чел.) национальным хоровым коллективом края. Под бессменным художественным руководством В.И. Берняковича «Барвинок» ежегодно участвует во всех культурных мероприятиях украинской автономии, проводит активную гастрольную деятельность, радуя всех любителей украинской песни. В 2004 г. коллективу было присвоено звание «народного хора».

   Из недр хора «Барвинок» выделился еще один песенно-музыкальный коллектив – ансамбль «Водограй» (худ. рук. И. И.Таранович). Молодежный состав «Водограя» исполняет эстрадные украинские произведения и пользуется огромной популярностью, особенно у сельчан.

   С 2009 г. в Шарыповском районе работает местная украинская НКА «Надия». До 2014 г. в Козульском районе функционировала местная украинская НКА «Свитанок».

   Украинская автономия «Барвинок» стала неотъемлемой частью общественной и культурной жизни края, она проводит большую работу по сохранению и развитию национальной культуры, традиций и родного языка. В краевом центре и местах компактного проживания украинцев отмечают праздники, знаменательные даты и события из жизни украинского народа: Рождество, Пасха (Вэлык дэнь), День независимости Украины, освобождение Украины от фашистской агрессии.

  В рамках регулярно проводимых Дней украинской культуры устраивались литературно-музыкальные встречи, отмечались дни рождения Великого Кобзаря, юбилейные даты Леси Украинки, Ивана Котляревского, Богдана Хмельницкого, Ивана Франко и др.

   На сценических площадках силами НКА «Барвинок» разыгрывались рождественские «вертепы», исполнялись сценки из оперы «Запорожец за Дунаем» С.С.Гулак-Артемовского, пьес «Наталка-Полтавка» И. П.Котляревского, «Наймычка» Т.Г.Шевченко, инсценировки поэм «Катерина» и «Энеида».

   В последние годы традиционным стало проведение краевого фестиваля «Украинские песни над Енисеем», и мероприятия, направленного на поддержание этнокультурных связей украинцев Красноярского края.

   В рамках различных фестивалей и городских праздников НКА «Барвинок» по сложившейся традиции организует красочное национальное подворье. Неизменный интерес вызывают выставки традиционных украинских блюд, картин, вышивок, поделок.

   Руководители украинской автономии входят в состав Палаты национальностей Гражданской ассамблеи Красноярского края. Они принимают активное участие в работе конгрессов объединения украинцев России, съездов федеральной национально-культурной автономии «Украинцы России» и других общероссийских и международных форумов.

   Национально-культурная деятельность украинского общества получает благожелательное освещение в краевых СМИ (газеты, телевидение, радио).

   Украинская диаспора внесла большую лепту в развитие экономики, науки и культуры региона. Среди украинцев, которыми по праву гордятся красноярцы,– управленцы П.С. Федирко, А.И. Ярошенко, Н.И.Кольба, профессора С.М.Репях, А.Е. Бережной, В. П. Довгун, Р.М.Христинич, С.Ф. Найко, В. П.Зеленый, оперный певец Г. В.Концур, Герой Советского Союза Д.Д.Мартынов, кавалер ордена Славы трех степеней Я.Н.Кныш, засл. лесовод России Д. В.Юрчишин, засл. работник транспорта России И. А. Булава.

   Среди деятелей культуры большим уважением пользуются художники В. И. Окрух и В. Ф. Капелько, писатель А.И. Чмыхало, журналист и художник М. Ф. Живило, журналист России А. В. Левенко, засл. артисты РФ певица Л. Л. Луценко и В. И. Литвина, засл. работник культуры России В. М. Ковальчук и др.

bottom of page