Татары

         Татары (самоназв.: татар) – основное население Республики Татарстан (2,0 млн чел., 2010). Общая численность в мире – ок. 7 млн чел. Из них на территории Российской Федерации проживает 5,5 млн чел. (79%), в странах ближнего зарубежья – 0,8 млн чел., дальнего зарубежья – до 80 тыс. чел. В масштабах СНГ татары являются одним из самых дисперсно расселенных народов. Наиболее крупные татарские диаспоры отмечены в Узбекистане (211 тыс. чел., 2013), Казахстане (204, 2009) и Украине (73, 2001). В 1990-е гг. значительное число татар переселилось из этих стран в Россию. Российскими территориями преимущественного проживания татар являются: Республика Башкортостан (1,0 млн чел.), Тюменская (240,0 тыс. чел.), Челябинская (180,9), Оренбургская (151,5), Ульяновская (149,9) и Свердловская (143,8) области, г. Москва (149,0), Самарская обл. (126,1), Пермский край (115,5). Язык – татарский; делится на 3 диалекта: западный (мишарский), средний (казанско-татарский) и восточный (сибирско-татарский). Современный литературный язык сформировался во вт. пол. XIX в. на основе среднего диалекта. Наиболее древняя письменность – тюркская руника. С X в. использовалась арабская графика. В 1927 г. ее заменили на латиницу (яналиф), а с 1939 г. перешли на русскую графику. В сер. 1990-х гг. в Татарии ставится вопрос о возвращении письменности на латинский шрифт. Верующие татары – мусульмане-сунниты. Этнические группы кряшен и нагайбаков исповедуют православие.

 

ЭТНОГЕНЕЗ Процесс складывания татарского этноса был сложным и длительным. По мнению ученых, на его формирование оказали влияние гунны, создавшие огромное государство от Поволжья до Кавказа. Позднее им на смену пришли хазары и булгарские племена, одно из которых переселилось в Поволжье и образовало в начале X в. государство Волжская Булгария на месте современной Республики Татарстан. В XIII в. Булгария была поглощена Золотой Ордой, которая в свою

очередь распалась в XV в. на ряд ханств – Казанское, Астраханское, Крымское, Сибирское. Именно эти территории и дали название этническим группам татар, консолидировавшихся в последствии в единую нацию. Термин «татары» распространен в литературе очень широко. Впервые этот этноним появился среди монгольских и тюркских племен в VI–IX вв., и к концу XIX в. он окончательно закрепился как общее название татар. Татарскую нацию можно условно разделить на три основные территориальные группы: поволжско-уральские, астраханские и сибирские татары. Каждая из этих групп имеет свое внутреннее субэтническое деление. Отличительные особенности татарских этнических групп связаны с влиянием сопредельных тюркских народов. Например, у тептярей чувствуется башкирский компонент, у астраханских татар – влияние ногайских племен, у сибирских татар – местных тюркских народов. Проживающие в Красноярском крае татары представлены исключительно поволжско-уральской группой. Это преимущественно казанские татары и мишари, а также небольшое количество кряшен и тептярей. В 1920 г. была образована Татарская АССР (в составе РСФСР), которая в 1991 г. была преобразована в Республику Татарстан.

ТРАДИЦИОННЫЕ ЗАНЯТИЯ Традиционные занятия татар – пашенное земледелие и скотоводство. Выращивались пшеница, рожь, овес, ячмень, горох, лен и конопля. Разводился крупный и мелкий рогатый скот, татарами-кряшенами – свиньи. В степной зоне стада были значительными, а у оренбургских и астраханских татар животноводство по значению не уступало земледелию. Для татар характерна особая любовь к лошади – как влияние кочевого прошлого. Разводилась также домашняя птица – куры, гуси, утки, в последнее время – индейки. Огородничество играло второстепенную роль. Пчеловодство было традиционным для поволжско-уральских татар. Наряду с сельским хозяйством важное значение имели различные промыслы и ремесла: рогожно-кулеткацкое, бондарное, кожевенное, плотницкое, столярное и т. п. Вплоть до наших дней сохранились такие промыслы, как золотое шитьё, вышивка тамбуром, кожаная мозаика, резьба по камню и дереву, ювелирное дело – гравировка, чеканка, штамповка. Исконными для татар были торговля и торгово-предпринимательская деятельность.

Жилище.  Татарские деревни (аулы) в основном располагались вдоль рек. Усадьбы разделялись на две части: переднюю – чистый двор, где находились жилище, хранилища, скотные помещения, и заднюю, где размещался огород и гумно. Преобладала срубная техника строительства. В степных зонах возводились жилые постройки из глины, кирпича, камня, самана, плетня. Превалировал двухкамерный тип: изба – сени. Кровля стропильной конструкции, двускатная, местами четырехскатная. Покрывали ее тесом, дранкой, соломой, лубом, глиной или камышом, в зависимости от территории. Татарские жилища имели зачастую богатый резной деревянный декор, который дополнялся раскраской с преобладанием белых, 3 5 6 2 4 1. Праздник в д. Шулдат Боготольского района 2. Татарское подворье на Дне города Красноярска, 2007 3. Куклы в татарских народных костюмах 4. Сабантуй – это праздник хлеборобов. Красноярск, 2015 5. Участницы Красноярского регионального этапа Международного конкурса «Татар-Кызы 2018» 6. Традиционный главный приз для батыра в борьбе на поясах корэш Городская татарская семья, нач. 1970-х гг. 48 ЭТНО атлас КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ голубых и зеленых тонов. Традиционные особенности интерьера – свободное расположение печи у входа и наличие в помещении низких многофункциональных широких нар: на них ели, отдыхали, работали. Площадь избы разделялась перегородкой или занавесью на женскую (кухонную) и мужскую (гостевую) половины. Спальные места огораживались занавесью. Наряд избы дополнялся навешанной на перегородку или полки праздничной одеждой, настланными на нары и на пол войлочными и безворсовыми коврами, дорожками и т.п.

Национальный костюм.  

Мужская и женская нательная одежда – рубаха туникообразного покроя и широкие свободного покроя штаны («штаны с широким шагом»). Женская рубаха украшалась воланами и мелкими сборками, нагрудная часть дугообразно оформлялась аппликацией, рюшами либо специальным нагрудным украшением. Поверх рубахи надевали безрукавный камзол. Женские камзолы шились из цветного, чаще однотонного бархата и украшались по бортами и низу тесьмой или мехом. Поверх камзола мужчины носили длинный просторный халат с небольшим шалевым воротником. В холодное время года использовали бешметы, чекмени, дубленые шубы. Повседневный головной убор мужчин – круглая тюбетейка (тубэтэй). Праздничная тюбетейка шилась из бархата и имела богатую вышивку. Женская шапочка – калфак – вышивалась жемчугом, мелкой серебряной или позолоченной монетой, золотошвейной гладью. Женщины и девушки заплетали волосы в две косы, гладко, на прямой пробор. Среди женских украшений популярны крупные миндалевидные серьги, подвески к косам, воротниковые застежки, эффектные широкие браслеты. Повсеместно распространены были нагрудные украшения из серебряных монет, передаваемые по наследству. Традиционная обувь – кожаные ичиги и башмаки с мягкой и жесткой подошвой, нередко сшитые из цветной кожи. Праздничная обувь была орнаментирована в стиле многоцветной кожаной мозаики. В настоящее время национальный костюм или его отдельные элементы используют мало, в основном люди старшего поколения и по праздникам.

Культура питания

Основу продуктов питания татар-земледельцев и скотоводов  составляли зерновые культуры, мясные и молочные продукты. В прошлом мука употреблялась главным образом ржаная, затем – пшеничная. Из круп отдавали предпочтение пшену, гречке, ячменю, а по праздникам – привозному рису. С конца XIX в. в обиход татар входит картофель, который со временем становится одним из основных повседневных продуктов. Из овощей татары предпочитали морковь, репу, лук, свеклу, тыкву. С глубокой древности татары всех групп употребляли в пищу мясо крупного рогатого скота, овец, домашней птицы, дичи, а также конину. Любимым мясом всегда считалась баранина, лакомством – вяленая гусятина и утятина, домашние жирные колбасы (казылыки). В больших количествах применялся жир (бараний, говяжий, гусиный), реже конопляное или подсолнечное масло. Традиционно богата у татар молочная кухня. Главным образом использовалось коровье молоко, сливочное масло (ак май), творог (эремчек) и его разновидности – отжатый катык (сёзме), своеобразный сыр – корт, кисломолочные продукты катык и айран. В лесных зонах, в том числе в Енисейской губ., татары собирали всевозможные ягоды и плоды – землянику, черемуху, калину и рябину. Из них делали сухую пастилу (как), а при наличии сахара – варенье. Особое предпочтение отдавалось калине (балан). Из нее готовили начинку для пирогов, заготовляли впрок в замороженном виде. В сладкие блюда добавлялся мед, который был любимым традиционным продуктом питания татар. В число запретных пищевых продуктов у татар попали: мясо свиньи и хищных животных (согласно нормам шариата), земноводные (змеи, лягушки, раки), налимы (похож на змею), лебеди и голуби (священные животные), грибы. В основном пища у татар готовилась в котлах и духовых печах, что обусловило традиционность и разновидность блюд. Своеобразие татарского стола до сих пор определяют супы или бульоны с мучной заправкой – заваруха, затируха, а также с лапшей и ее разновидностями. Очень богат татарский стол печенными изделиями. Это лепешки из кислого теста, оладьи, пшенные блины, небольшие булочки. Наиболее распространено среди татар такое древнее изделие из теста, как баурсак – кусочки теста, обжаренные в обильном жире или масле. Мелкие баурсаки, скрепленные патокой из меда с сахаром, называют чак-чак (чекчек). Это любимейшее лакомство татарского народа, обязательное угощение на свадьбах и праздниках. При всем многообразии татарского стола предпочтение всегда отдавалось мясу и блюдам из него. Мясо татары употребляли в основном в отварном виде, как это делают все тюркские народы. Распространенным мясным кушаньем были куллама, бишбармак. По праздникам и для гостей готовилась курица, фаршированная взбитыми с молоком и маслом яйцами. Праздничным блюдом считались пельмени (ит пильмэне), а также плов, который готовился как по традиционному бухарскому рецепту, так и по-татарски. С мясом делались различные пироги: перемячи, ёчпочмаки, бэлеш, гёбэдия, сумса. Выбор напитков у татар был сравнительно небольшим. Издревле они пили айран, получаемый путем разбавления холодной водой катыка. Такими же древними напитками, вышедшими из употребления, были подслащенная медом вода – щербет и слабо хмельной напиток из просяной муки – буза. В районах, примыкавших к башкирам и казахам, татарское население пило кумыс. Но, конечно же, самым популярным напитком татар, начиная с XIX в. и по настоящее время, является чай. Предпочтение отдавалось насыщенным сортам индийского или цейлонского байхового чая. К чаю обязательно подавали молоко или топленые сливки, а также мед, сахар, масло или густую сметану, урюк, кишмиш и другие сухофрукты. По потреблению чая, татары, наряду с башкирами, далеко опережают все остальные народы России.

«Дом с детьми – базар, без детей – мазар»

СЕМЕЙНО-БЫТОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ

На семейно-бытовые отношения татар повлияли национальные традиции и мусульманские религиозные установки. Со временем они так переплелись, что отделить одно от другого стало практически невозможно. Вступление в брак считалось священной обязанностью татарина-мусульманина. Спутницу жизни брали, как правило, из другой деревни. Браки с соседствующими народами в царской России были редки из-за запретов со стороны администрации. В советское время, напротив, межнациональные браки всячески поощрялись. Несмотря на предписания ислама и в отличие от других народов, ранние браки были не характерны для татар. Девушки выходили замуж в 19–22 года, юноши – в 25 лет. Не поощрялось и многоженство. До революции две жены в татарских деревнях были редким исключением. Ученые в качестве характерных черт татарских семей называют устойчивость браков и низкий уровень разводов, уважение к родителям, особое почитание дедушек и бабушек, тесные связи с родственниками и взаимопомощь, воспитание детейФольклор и народное творчество.

 

 ФОЛЬКЛОР И НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО В устном народном творчестве татар представлены эпос, сказки, легенды, баиты, песни, загадки, пословицы и поговорки. Татарская музыка близка к музыке других тюркских народов. Музыкальные инструменты: гармонь-тальянка, курай (типа флейты), кубыз (губной варган), скрипка. Профессиональная культура тесно связана с народным творчеством. Значительного развития достигли национальная литература, музыка, театр, наука.

ВЫДАЮЩИЕСЯ ТАТАРЫ Всероссийскую и даже мировую известность получили многие представители татарского народа. Это богослов Шигабутдин Марджани, мыслитель Исмаил Гаспринский, религиозные деятели Талгат Таджутдин и Равиль Гайнутдин, политики и хозяйственники Минтимер Шаймиев, Рустам Минниханов и Эльвира Набиуллина, генерал армии Махмут Гареев, Герой Советского Союза Муса Джалиль, кардиохирург Ринат Акчурин, академики Роальд Сагдеев, Альберт Галеев и Рашид Сюняев. Среди представителей интеллигенции это композиторы Софья Губайдулина и Хамиди Латыф, писатели и поэты Габдулла Тукай, Мажит Гафури, Мустай Карим, Белла Ахмадулина; деятели кино Марсель Салимжанов, Чулпан Хаматова и Роза Хайруллина; певцы – Ренат Ибрагимов, Алсу Сафина, Альберт Асадуллин и Салават Фахретдинов, танцоры балета Рудольф Нуриев и Лилия Сабитова. Видные спортсмены  – Марат и Динара Сафины (теннис), Альбина Ахатова и Светлана Ишмуратова (биатлон), Айрат Хаматов (бокс), Алина Кабаева и Галима Шугурова (гимнастика), Алиса Галямова (шахматы), Гапдрахман Кадыров (мотогонки), Ринат Дасаев (футбол), Зинэтулла Билялетдинов (хоккей).

Праздники.  Татары, будучи мусульманами по вероисповеданию и традиции, отмечают религиозные праздники поста – Ураза-Байрам и жертвоприношения – Курбан-Байрам. Всенародным нерелигиозным праздником является Сабантуй (Сабан туе – праздник плуга). Он проводится в июне после завершения посевной. Праздник включает в себя различные спортивные соревнования, главными из которых являются конные скачки и национальная борьба на кушаках корэш, а также различные шуточные состязания, выступления музыкантов, танцоров и певцов. В деревнях в складчину приобретались призы для победителей и готовился общий дастархан. В Красноярском крае сведения о проведении первых Сабантуев относятся к дореволюционным годам. В 1920-е гг. его начинают праздновать и горожане. В частности, в Красноярске вся спортивная часть Сабантуя проходила на городском ипподроме. 18–19 июля 2015 г. в Красноярском крае провели XV Федеральный Сабантуй. В первый день праздничные мероприятия и конные соревнования состоялись на ипподроме «Мустанг» в пос. Емельяново. Во второй день масштабное и красочное действо продолжилось на специально построенных площадках острова Татышев г. Красноярска. Его участниками стали более 25 тыс. чел., в т.ч. гости из 36 регионов России. В настоящее время Сабантуи проводятся в 23 городах и селах Красноярского края. Наиболее массовыми из них стали Сабантуи в городах Красноярск (краевой), Лесосибирск, Ачинск и в Пировском районе.

 

 Татары в Приенисейском крае.  В Сибири рост татарского населения происходил преимущественно за счет переселения поволжскоуральских татар. Первые татарские селения Шулдат и Серебряково возникли в Енисейской губ. в сер. XIX в. Со временем они стали большими селами в 250–300 дворов. После отмены крепостного права до конца XIX в. за Уральский хребет переселилось свыше 40 тыс. татар, которые по численности практически сравнялись с местными сибирскими татарами. В Енисейской губ. в 1897 г. насчитывалось 6 тыс. татар, что составило 1,1 % от общего числа населения. Со строительством Транссибирской железной дороги и проведением Столыпинской аграрной реформы резко усиливается поток мигрантов в Сибирь из различных губерний России, в т.ч. из Казанской и Уфимской. Именно в этот период в Енисейской губ. появилось большинство татарских деревень. Например, с 1907 по 1910 г. было образовано 5 мононациональных татарских селений, в 1911–1912 гг. – 47. 

Революционные события 1917 г. и Гражданская война стали переломными событиями в жизни татарского населения Сибири. Сразу после изгнания колчаковских войск в Енисейской губ. были созданы специальные татарские секции в структуре партийных и советских органов, а также в системе народного образования. Если до революции на всю губернию работала одна светская школа для татарских детей, то к 1924 г. на ее территории функционировало 12 татарских школ, 9 пунктов ликвидации неграмотности, 4 сельских избы-читальни, 4 красных уголка и 4 секции при городских клубах. К нач. 1941 г. в Красноярском крае насчитывалось уже 39 начальных и 3 неполных средних татарских школы с охватом почти 2 тыс. учащихся. После страшного голода нач. 1920-х гг., поразившего Поволжье, в Сибирь хлынул поток беженцев и переселенцев, в т.ч. татарской национальности. Красноярцы приютили у себя десятки тысяч «голодбеженцев», многие из которых остались здесь на постоянное местожительство. К концу 1926 г. на территории края имелась 71 татарская деревня и проживало уже 23 тыс. татар, что составляло 1,7 % населения региона. В последующем наблюдается поступательный рост татарского населения. Своего максимального значения численность татар достигла к концу 1980-х гг. – 54,1 тыс. чел. В тяжелый для России постсоветский период произошло уменьшение татарского населения почти на 36 %, что было обусловлено снижением естественного прироста (уменьшение рождаемости и рост смертности), миграционной убылью, влиянием культурно-интеграционных процессов. Существенно ухудшились показатели половозрастной структуры. Если в 1989 г. на долю мужчин приходилось 50,4 % татарского населения, то в 2002 г. – 47,9 %, а в 2010 г. – 46,9 %. Удельный вес молодежи до 16 лет уменьшился за межпереписной период с 20,3% до 13,6 % в 2002 г. и до 8,6 % в 2010 г.; процент лиц, старше трудоспособного возраста, напротив существенно увеличился с 13,1 % до 19,9 % в 2002 г., и 25,8 % в 2010 г. Усилились и ассимиляционные процессы, в частности, владение родным языком подтвердило 66,0 % татар в 2002 г. и только 53,0 % в 2010 г. В целом по Красноярскому краю татары насчитывают 34,8 тыс. чел.; по-прежнему они остаются третьим по численности после русских и украинцев народом. В Сибирском федеральном округе татары Красноярского края уступают по численности только Кемеровской (40,2 тыс. чел.) и Омской (41,9 тыс. чел.) областям. Татары проживают во всех без исключения городах и районах Красноярского края, но наиболее компактно в г. Красноярске (9,5 тыс. чел.; 1,0 % всех жителей), г. Лесосибирске (4,6; 7,2 %), г. Норильске – (3,0; 1,7 %), г. Назарово (1,0; 2,0%), Пировском (2,0; 26,3 %), Казачинском (1,0; 8,6 %), Большемуртинском (0,8; 4,3 %) районах. Всего в крае имеется 40 деревень, где татары составляют четверть населения и выше, а в 26 селениях  (в т.ч. 17 – в Пировском районе) – свыше половины. На сегодня татарский язык преподается как предмет в школах с. Отношка (Казачинский р-н), д. Елга (Большеулуйский р-н) и д. Березовый Лог (Ужурский р-н), факультативно – в 3 школах. Учащиеся двух школ ежегодно принимают участие во Всероссийской олимпиаде по татарскому языку. В школьных библиотеках имеется почти 1,3 тыс. печатных изданий на татарском языке. В городах Красноярск, Лесосибирск и Шарыпово работают воскресные школы.

НАЦИОНАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ

Большую работу по сохранению национальных традиций и культуры осуществляют татарские национальные общественные объединения (НОО): местная национально-культурная автономия «Янарыш» (МНКА) г. Красноярска (образована в 1998 г., предс. В. И. Файзуллин); культурно-просветительский центр «Ватан» г. Лесосибирска (с 1991 г., в 2006 г. преобразован в МНКА г. Лесосибирска, предс. З.Р. Гимальтдинова), МНКА «Берлек» г. Норильска (с 2007 г., предс. Л. Ф. Языкбаева), Исламский культурный центр г. Железногорска (1998–2006 гг., предс. У.Г. Ахтямов), МНКА «Яна Гасыр» г. Шарыпово (с 2011 г. предс. Ф. А. Басыров). В 2007 г. местные татарские НКА образовали региональную татарскую НКА Красноярского края «ЯР» (РНКА «ЯР», предс. В. И. Файзуллин), в 2012 г. создается региональная татарская молодежная организация «Кызыл Яр» (предс. Р.Ш. Гайфуллин). Руководители многих НОО вошли в состав Палаты национальностей Гражданской ассамблеи Красноярского края, Совета мусульман Красноярского края, общественных советов при главах муниципальных образований. В 16 городах и районах края действуют татарские фольклорные объединения. Наибольшей популярностью пользуются: народный коллектив «Йолдыз» г. Красноярска, ансамбли «Дуслар», «Язлар» и «Хэерле кич» г. Лесосибирска, творческие коллективы «Инеш» и «Дуслык» г. Железногорска, «Бэйрэм» г. Ачинска, «Туган тел» г. Енисейска, народный коллектив «Бэхет кошы» и ансамбль «Умырзая» г. Шарыпово. Силами татарских НОО и общественности в крае проводятся различные праздники и юбилейные мероприятия с привлечением не только местных, но и приезжих татарских артистов, чему способствуют налаженные тесные связи с Республикой Татарстан. Так, в 1998г. по инициативе МНКА «Янарыш» было подписано соглашение «О сотрудничестве в экономической, научно-технической и культурной областях между Красноярским краем и Республикой Татарстан» (обновлено и переподписано в 2015 г.). Укреплению межрегиональных связей с Татарстаном способствовало подписание в 2001 г. договора «О культурном сотрудничестве между городами Казань и Красноярск». В 2007 г. специалистами из  Республики Татарстан был впервые организован в Красноярске учебный семинар-практикум для учителей татарского языка. А всего до 2018 г. в крае проведено 6 семинаров для различных специалистов татарской культуры. В 1990-е гг. эпизодически выпускались татарские газеты «Янарыш» и «Сабантуй». В 2001– 2006 гг. силами татарских энтузиастов издавалась краевая газета «Нур» с публикацией материалов на татарском и русском языках. Важным событием в жизни татарского сообщества стало проведение в июле 2005 г. Первого курултая (съезда) татарского народа Красноярского края. На нем принято решение о создании общекраевой татарской общественной организации (автономии) и принятии Концепции развития татарского народа Красноярья. В марте 2016 г. прошел уже III Курултай, в работе которого приняли участие 286 чел. из 17 районов и городов края. Членами РНКА «ЯР» и ряда других татарских НОО при поддержке из краевого бюджета, а также грантов были построены и реконструированы 7 военных обелисков; проведены мероприятия, посвященные 100–летию татарских сел, возникших в годы Столыпинской реформы (изготовлены 48 памятных гранитных плит); организованы обучающие семинары и научные конференции по истории и культуре. Ежегодное количество Сабантуев возросло до 23, впервые стали проводиться фестиваль-конкурс среди татарских самодеятельных творческих коллективов, межрегиональный турнир по борьбе корэш, праздники, посвященные Дню матери, оказано содействие в восстановлении старинных мечетей и постройке новых. Красноярские делегации регулярно принимают участие в национальных форумах Республики Татарстан, а дети и молодежь отдыхают там в летних языковых лагерях. Свыше 5 тыс. экз. литературы на татарском и русском языках были переданы в татарские и общие библиотеки края; создан сайт РНКА «ЯР», изданы 5 фотоальбомов о мероприятиях автономии и 3 сборника об истории татарских сел и школ. Завершена подготовка книги «Татары: сто лет на берегах Енисея». В 1990-х гг. произошли серьезные перемены в духовной жизни татар Красноярского края. В 1992 г. регистрируется первая мусульманская религиозная организация. Ее возглавил Вильдан Аухадиев, а затем – Гаяз Фаткуллин, который после создания Единого духовного управления мусульман Красноярского края в 2002 г. был избран муфтием. К концу 2017 г. в регионе действовало уже 20 мусульманских религиозных организаций и более 20 незарегистрированных общин и групп, большинство из которых (сельские) были татарскими по составу. В 11 городах и 6 районах края имеется свыше 30 мечетей и молитвенных домов. Из них выделяются памятник архитектуры начала ХХ в. «Татарская мечеть» г. Енисейска (вновь открытая после реставрации в 2017 г.), а также самая северная в мире мечеть «Нурдкамал» г. Норильска, построенная в 1998 г. на средства татарского мецената М. Бикмеева. Сегодня в Красноярском крае представителей татарского народа можно встретить во властных структурах, среди успешных предпринимателей, работников науки, культуры и спорта. Это бывший председатель правительства края и глава г. КрасноярскаЭ.Ш. Акбулатов, действующие и бывшие главы муниципалитетов Р. Ф. Малышев, И.У. Ахметов, Р.Р. Бикбаев, И.М. Гайнутдинов, З.М. Гимальтдинов, И. И. Джураев, скульптор А.Х. Абдрахимов, зодчий Ш. Ф. Акбулатов, засл. юрист России Г.Г. Галлиев, засл. пилот СССРТ.Г. Гафаров, кавалеры ордена Славы трех степеней М.С. Аухадеев и М. Мухамитдянов, Герои Социалистического труда Н. А. Демухаметов, Н. Д.Сагдеев и Р.М.Халин, бизнесмены Р.Г. Галлеев и А. В. Белоногова, ученые Н.Х.Загиров, Р. А.Зиганшин, Р. А. Назиров и Ш. Н. Исляев, педагог Ф.С. Музафарова, литераторы Р.Х.Солнцев (Р.Суфиев), М.Х. Валеев и Ю. А. Бариев, музыканты и вокалисты Ф. Л. Исламов, Д. Ахметгалиев, засл. мастера спорта СССР И.Г. Файзуллин (марафонское плавание), Р.Хайбуллин (покоритель Эвереста) и мн. другие.

 

Даже красавице ум не помеха.

Татарская пословица

Родной язык – святой язык, отца и матери язык! Как ты прекрасен! Целый мир в твоем богатстве я постиг!

Габдулла Тукай