обложка 1.jpg

УДК 398.8(571.52)

 

О ПЕРЕДАЧЕ ТРАДИЦИИ ГОРЛОВОГО ПЕНИЯ В КУЛЬТУРНЫХ ПРАКТИКАХ ТУВИНЦЕВ

 

Бадыргы Марьятта Маадыр-ооловна[1]

Международная Академия «Хоомей»

 

Аннотация

В статье впервые вводится понятие о детском хоомее как основном инструменте в процессе передачи традиции горлового пения и объекте культурологического дискурса. Актуальность и новизна выбранной темы находит свое подтверждение в связи с растущим интересом к искусству горлового пения тувинцев во всем мире, развитием форм бытования и сети учреждений, связанных с обучением хоомея и реализацией новых проектов. Цель исследования – изучить условия передачи традиций тувинского хоомея в этнокультурной практике тувинцев в прошлом и на современном этапах. Автором использованы структурно-типологический, структурно-функциональный методы в сочетании методов сравнения, наблюдения и анкетирования. Отмечены сохранение устной передачи традиции от народного мастера к юному музыканту и попытки адаптировать хоомей к сложившейся в стране системе образования. Акцентировано внимание на необходимости разработки единой методологической базы по развитию этномузыкальных практик в современной российской образовательной системе. Предложенный подход к рассмотрению детского хоомея как культурной практики может быть использован в качестве инструмента культурологических исследований этномузыкальных традиций.

Ключевые слова: тувинцы, горловое пение, хоомей, передача традиции, культурные практики, детский хоомей.

Научная специальность: 24.00.01 – Теория и история культуры (культурология)

 

Оn transmission of the tradition of throat singing

in cultural practices of Tuvans

 

Badyrgy Maryatta Maadyr-oolovna

International Xöömei Academy

 

Abstract

The article for the first time introduces the notion of children’s xöömei as a main tool in the process of the transmission of throat singing tradition and as an object of culturological discourse. The relevance and novelty of the chosen topic is dictated by a growing interest to the art of Tuvan throat singing all around the world, a rapid development of the xöömei forms and a network of xöömei-teaching institutions, and implementation of new xöömei-related projects. The aim of the study is to analyze conditions of the transmission of Tuvan throat singing tradition in the past and at present time. The author used structural-typological and structural-functional methods combined with comparison, observation and questionnaire methods. Pointed out are the preservation of oral transmission of throat singing tradition from master to young musician and attempts of adaptation of xöömei to the educational system existing in the country. Emphasized is the necessity of elaborating unified methodological framework for the development of ethnic music practices in the present-day education system of Russia. The suggested treatment of children’s xöömei can be used as a tool in cultural research of ethno-musical traditions.            

Keywords: Tuvans, throat singing, xöömei, transmission of traditions, cultural practices, children’s xöömei.

 

 

УДК 78+316.7(571.52)

 

К ВОПРОСУ О ФУНКЦИОНАЛЕ ГОРЛОВОГО ПЕНИЯ В КУЛЬТУРЕ ТУВИНЦЕВ

 

Бадыргы Марьятта Маадыр-ооловна[1]

Международная Академия «Хоомей»

 

Аннотация

В статье впервые в полном объеме рассматриваются все функции тувинского горлового пения хоомей. Актуальность и новизна выбранной темы продиктованы растущим интересом к искусству горлового пения тувинцев во всем мире, стремительным развитием исполнительских школ и форм бытования хоомея,  востребованностью тувинских фольклорных групп за рубежом, развитием сети концертных и образовательных структур, интенсивным применением практик горлового пения в арт-терапии. Целью исследования было выявление имеющихся в быту функций тувинского хоомея на текущем историческом этапе и определение новых функциональных аспектов в современных условиях глобализации. Автором использованы структурно-функциональный и структурно-типологический  методы исследования. Отмечены древность, многофункциональность, универсальность  искусства хоомей в системе традиционной культуры тувинцев. Функции тувинского хоомея имеют духовную и практическую значимость и группируются в пять сфер: художественная, магическо-обрядовая, музыкотерапевтическая, хозяйственно-бытовая и социальная. Приводятся примеры влияния хоомея на расширение кругозора, изменение мировоззрения соприкоснувшихся с ним представителей других этносов. Выделены социально-организующая, коммуникативная, воспитательная, ценностно-ориентирующая, утешительно-компенсаторная функции хоомея. Автор полагает, что предложенный подход к выявлению функций хоомея может быть использован в качестве инструмента в рамках культурологических исследований этномузыкальных традиций.

Ключевые слова: тувинское горловое пение, хоомей, функции хоомея.

 

Научная специальность: 24.00.01 – Теория и история культуры (культурология).

 

FUNCTIONS OF THROAT SINGING KHOOMEI IN THE CULTURE OF TUVANS

 

Badyrgy Maryatta Maadyr-oolovna

International Khoomei Academy

 Abstract

This article presents for the first time a comprehensive examination of the functions of Tuvan throat singing khoomei.  The relevance and novelty of the chosen topic are dictated by a growing interest to the art of Tuvan throat singing all around the world, a rapid development of khoomei performing schools and evolution of its forms, a high demand for Tuvan folk groups abroad, enlargement of a network of khoomei-related concert and instruction structures, and intensive use of throat singing practices for therapeutic purposes. The aim of the study was to bring to light the functions of khoomei existing at the current historical stage and to determine its new functional aspects arising in present-day conditions of globalization. For this purpose, the author used structural-functional and structural-typological methods. The author highlights ancient origins, multi-functionality, and universality of the art of khoomei in the system of traditional Tuvan culture. The functions of Tuvan khoomei have spiritual and practical significance and can be grouped into five spheres: artistic, ritual, medical, economic, and social. Provided are examples of how khoomei can expand perspective and alter outlooks of people from other cultures when they come in touch with it. Pointed out are socio-organizational, communicational, educational, values-based orientational, and calmative-compensatory   functions of khoomei. The author believes that the suggested approach which made it possible to brought khoomei functions to light can be used as a tool within cultural research of ethno-musical traditions. 

Keywords: Tuvan throat singing, khoomei, functions of khoomei.

 

 

[1]©Badyrgy M.M., Corresponding author E-mail address: 89233805832@mail.ru ORCID ID: 0000-0002-4100-2198

© Siberian Journal of Anthropology. All rights reserved

УДК 351.85(571.52): 398.8

 

СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ХООМЕЯ В КОНТЕКСТЕ КУЛЬТУРНОЙ ПОЛИТИКИ

 

Бадыргы Марьятта Маадыр-ооловна[1]

Международная Академия «Хоомей»

 

Аннотация: В статье на основе материалов эмпирических исследований, проведенных автором, рассматриваются проблемы состояния и динамики развития тувинского хоомея. Приведены результаты анкетного опроса жителей Тувы и г. Кызыла, работники и руководители учреждений культуры и искусства, хоомейжи, преподаватели и исследователи хоомея. Статья содержит результаты мониторинга общественного мнения об оценке действий культурной политики по отношению к тувинскому искусству хоомей, а также проблемы в его дальнейшем развитии. Актуальность и новизна выбранной темы находит свое подтверждение в связи с растущим интересом к искусству горлового пения тувинцев во всем мире, развитием инфраструктуры и созданием новых институтов хоомея и реализацией новых проектов. Целью исследования было определить роль и место искусства хоомей в современной тувинской культуре на текущем историческом этапе, тенденции и проблемы развития искусства хоомей в условиях современной культурной политики Республики Тыва. Автором использован системный метод анкетирования и анализ его результатов. Отмечены: 1) стабильное восприятие хоомея населением республики как культурного достояния тувинского этноса; 2) одобрение культурной политики, в которой принимают участие не только органы исполнительной власти, специально организованные бюджетные учреждения культуры, но и сами исполнители-носители хоомея (хоомейжи), ансамбли и многочисленные поклонники хоомея. Акцентировано внимание на необходимости выбора правильного курса управленческой стратегии и тактики в области культуры и искусства, многоуровневого подхода к регуляции социокультурных процессов. Автор полагает, что предложенный подход к рассмотрению проблем развития хоомея может быть использован как инструмент в рамках культурологических исследований этномузыкальных традиций.

Ключевые слова: тувинское горловое пение, хоомей, хоомеисты, культурная политика, культурный имидж, аутентичность, масс-культура.

Научная специальность: 24.00.01 – Теория и история культуры (культурология)

 

 

PRESENT-DAY ISSUES OF KHOOMEI DEVELOPMENT IN TERMS OF CULTURAL POLICY  

Badyrgy Maryatta Maadyr-oolovna

International Khoomei Academy

 

Abstract: The article, making use of the outcomes of an empirical study conducted by the author, examines the issues of the present-day state of Tuvan khoomei and dynamics of its development. Presented are the outcomes of a survey with residents of Tuva including workers and managers of institutions of art and culture, throat singers, khoomei teachers and researchers. The article contains the outcomes of public opinion poll on the assessment of cultural policy in relation to Tuvan art of khoomei and issues of its further development. The relevance and novelty of the chosen topic find endorsement by virtue of a growing interest to the art of Tuvan throat singing all around the world, development of khoomei infrastructure, with creation of new khoomei institutions and implementation of new khoomei-related projects. The aim of our study was to define the role and place of the art of khoomei in contemporary Tuvan culture at the current historical stage, tendencies and issues of its development in the context of present-day cultural policy in the Republic of Tyva. The author used an extensive survey method and made an analysis of its outcomes. They have revealed 1) a firm perception of khoomei as a cultural legacy of Tuvan ethnos by the population of the republic; 2) approval of khoomei-related cultural policy that involves not only executive authorities and specially organized state-financed institutions, but also the performers of khoomei (khoomeizhis) themselves, ensembles and numerous khoomei fans. The greater focus is placed on the choice of a right course of managerial strategy and tactics in the domain of culture, multilevel approach in adjustment of socio-cultural processes. The author believes that the suggested treatment of the issues of khoomei development can be used as a tool within cultural research of ethno-musical traditions.     

Keywords: Tuvan throat singing, khoomei, throat singers, cultural policy, cultural image, authenticity, mass culture.

 

[1]©Badyrgy M.M., Corresponding author E-mail address: 89233805832@mail.ru ORCID ID: 0000-0002-4100-2198

© Siberian Journal of Anthropology. All rights reserved

УДК 78.071.1 (571.5)

 

Женщины-композиторы в современной культуре Сибири

 

Карелина Екатерина Константиновна[1]

Новосибирская государственная консерватория имени М.И. Глинки

 

Аннотация:

Статья посвящена проблеме композиторского творчества в условиях современной культуры Сибири. Материалом для рассуждений стали личные наблюдения за процессами в музыкальной жизни, личное общение с композиторами, а также их ответы на вопросы анкеты. Анкета была составлена в 2020 году доктором философских наук, профессором РГПУ им. Герцена А.С. Клюевым. Представлены ответы композиторов из национальных регионов Сибири: Ларисы Санжиевой (Бурятия), Ураны Хомушку и Аяны Оюн (Тува).

Методологической опорой стала типология культур А.В. Костиной, которая сравнивается с социокультурной моделью типов музыки В.Дж. Конен. В статье рассматриваются сложность овладения композиторской профессией, а также наличие разных типов композиторов в современной культуре.  В ряде регионов современной России до сих пор сохраняют свои позиции так называемые «самодеятельные» композиторы. 

В постиндустриальном обществе возросла роль массовых и коммерческих музыкальных продуктов.  Для современных композиторов, ориентированных на создание музыки академического типа, такая ситуация нередко становится драматичной.

В статье предлагается модель музыкальной культуры, которая видится как самоорганизующаяся система, с сосуществующими полярно противоположными динамическими тенденциями. Творчество современных композиторов нередко находится в поиске баланса этих тенденций.

Сравнение творческих биографий вышеназванных композиторов позволило выявить разные типы реализации креативного потенциала современных авторов: композитор-исполнитель, композитор-организатор, композитор-музыковед, композитор-педагог, композитор-режиссер.

Каждая из них внесла личный вклад в развитие музыкальной культуры своей республики и шире – сибирского региона, всей страны. Тематика их творчества отражает этнические ценности и историческую память народов, а создаваемая ими музыка находит отклик в духовной жизни общества.

Ключевые слова: женщина-композитор, современная культура, Сибирь.

 

Female Composers in the Modern Culture of Siberia

 

Karelina Ekaterina Konstantinovna1

M.I. Glinka Novosibirsk State Conservatoire

 

Abstract:

The article is devoted to the problem of compositional creativity in the conditions of modern culture of Siberia. The material for the discussion was personal observations of the processes in musical life, personal communication with composers, and the composers' answers to the questionnaires. The questionnaire was compiled in 2020 by the Doctor of Philosophy, Professor of the Herzen State Pedagogical University Alexander S. Klyuev. There are presented responses from composers from the national regions of Siberia – Larisa Sanzhieva (Buryatia), Urana Khomushku and Ayana Oyun (Tuva).

The methodological basis was the typology of cultures by A.V. Kostina, which is compared with the socio-cultural model of types of music by V.J. Lonen. The article about the complexity of mastering the composer's profession, and the existence of different types of composers in modern culture. So-called “amateur” composers still retain their positions in some of regions of modern Russia.

The role of mass and commercial music products has increased in post-industrial society. For modern composers, who focused on creating academic-type music, this situation often becomes dramatic.  The article proposes a model of musical culture, which is seen as a self-organizing system with coexisting polar opposite dynamic trends. The work of contemporary composers is often in search of a balance of these trends.

The comparison of the creative biographies of the above-mentioned composers allowed us to identify different types of realization of the creative potential of modern authors: composer-performer, composer-organizer, composer-musicologist, composer-teacher, composer-producer.

Each of the composers made a personal contribution to the development of the musical culture of their republic and the Siberian region, the whole country. The themes of their work reflect ethnic values and the historical memory of peoples, and their music resonates in the spiritual life of society.

Keywords: female composer, modern culture, Siberia.

 

[1] © Karelina E.K., 2022. Corresponding author E-mail: ye_karelina@mail.ru

  © Siberian Journal of Anthropology. All rights reserved

УДК 37.036.5 (571.54/.55)

 

Типология практик детского музыкального творчества (на примере народов Забайкалья)

 

Дмитриева Наталия Ивановна[1]

Детская школа искусств №4 им. Ю. Ирдынеева

 

 

Аннотация:

В статье впервые обобщены формы музыкальных практик детей и предложена типологизация культурных практик детского музыкального творчества (КПДМТ). Для этого определены периоды культуры Забайкалья от родового строя до настоящего времени. Автором выделена эпоха архаичного уклада жизни бурят до XVII века, затем отрезок от появления русских переселенцев на территории Забайкалья до XX века. Следующая точка отсчета от 1917 года до середины 1980-х, эпоха перестройки занимает отрезок времени до начала XXI века. Сейчас развивается информационная эпоха, характеризующаяся глобализацией во всех сферах жизни общества. Выявлена зависимость используемых музыкальных практик от доминирующего типа культуры и социума, в котором развиваются дети в каждый период времени.

Выделены жанры, характерные для данного общества, и формы детского музыкального творчества. Сформированы связи между типами на основе общих форм музыкально-творческой деятельности детей. Для наглядности логических связей между типами и формами практик детского музыкального творчества применена диаграмма Эйлера. Показано, что коллективные формы практик музыкального творчества способствуют социализации детей, а индивидуальные – развитию личностного потенциала ребенка, его креативности и коммуникабельности. Проведен анализ перехода от этнической культуры к массовой при сохранении и развитии культурного наследия бурятского этноса.  Выявлена зависимость трансформации музыкальных практик, появление новых от социокультурных изменений общества, внедрения новых IT-технологий.

Исследование показало, что типология отражает процессы обновления практик детского музыкального творчества, обусловленных социокультурными ориентирами жизни народов Забайкалья.

Ключевые слова: типология, детские музыкальные практики, Забайкалье

 

Typology of practices of children's musical creativity (on the example of the peoples of Transbaikalia)

 

Nataliia Ivanovna Dmitrieva1

Children's Art School N4 named after. Y. Irdineeva Ulan-Ude t., Republic of Buryatia, Russia

 

Abstract:

The article summarizes the forms of children's musical practices for the first time and  proposes a typology of cultural practices of children's musical creativity (KPDMT). For this, the periods of culture of Transbaikalia from the tribal system to the present are determined. The author singled out the era of the archaic way of life of the Buryats until the 17th century, then the segment from the appearance of Russian settlers in the territory of Transbaikalia until the 20th century.The next starting point from 1917 to the mid-eighties, the era of perestroika takes a period of time until the beginning of the 21st century. Now the information age is developing, characterized by globalization in all spheres of society. The dependence of the used musical practices on the dominant type of culture (Kostina, 2009) and the society in which children develop in each period of time has been revealed.

The genres characteristic of this society and the forms of children's musical creativity are singled out. Connections between types are formed on the basis of general forms of musical and creative activity of children. To visualize the logical connections between the types and forms of children's musical creativity practices, the Euler diagram is used. It is shown that collective forms of musical creativity practices contribute to the socialization of children, and individual forms – to the development of child's personal potential, his creativity and sociability. The analysis of the transition from ethnic to mass culture with the preservation and development of the cultural heritage of the Buryat ethnic group is carried out. The dependence of the transformation of musical practices, the emergence of new ones on the sociocultural changes in society, the introduction of new IT technologies has been revealed.

The study showed that the typology reflects the processes of updating the practices of children's musical creativity, due to the socio-cultural guidelines for the life of the peoples of Transbaikalia.

Keywords: typology, children's musical practices, Transbaikalia

 

Научная специальность: 24.00.01 – Теория и история культуры (культурология).

DOI: 10.31804/2542-1816-2022-6-2- .

 

[1]                      © Dmitrieva N.I., 2022.  Corresponding author E-mail: enidmitrieva@mail.ru

                  © Siberian Journal of Anthropology. All rights reserved

УДК 303.01

Общероссийская гражданская идентичность как фактор интеграции общества

Середкина Наталья Николаевна[1]

https://orcid.org/ 0000-0002-9248-8810

Сибирский федеральный университет

           

Аннотация

Статья посвящена аналитическому анализу ключевых положений теории интеграции, сформированной ведущими социологами XX – начала XXI веков. Данная теория рассматривается в контексте концептуального основания программы общероссийской гражданской идентичности. Материалом для данного исследования послужили теоретические труды П. Бергера, М. Вебера, К. Дойча, Т. Парсонса, Т. Лукмана, Д. Хелда, Д. Гольдблатта, Э. Макгрю, Дж. Перратона, Э. Гидденса, У. Бека, З. Баумана, С. Хантингтона. Анализ трудов позволил выделить условия достижения равновесия в обществе, предпосылки и основания интеграции и трансформации общества. Отмечается социально обусловленный характер процесса трансформации идентичности личности. Одним из ключевых факторов достижения интеграции общества социологами выделяется фактор единства культуры, единой культурной идентичности. Отмечается диалектический характер глобальной интеграции, влекущей за собой как разрушение, так и созидание. Данные социологические основания закладывают фундамент для дальнейшего анализа процессов трансформации современного российского общества, которые сопряжены с программой построения общероссийской гражданской идентичности. Именно данный вид идентичности призван выступить сегодня своего рода маркером единого культурного кода для всех народов, проживающих на территории Российской Федерации.

            Ключевые слова: общероссийская гражданская идентичность, теория интеграции, культурный код.

 

 

All-Russian civic identity as a factor of the society integration

 

Natalia Nikolaevna Seredkina

  https://orcid.org/ 0000-0002-9248-8810

Siberian Federal University

 

Abstract

The article is devoted to an analytical analysis of the key provisions of the theory of integration, formed by leading sociologists of the 20th - early 21st centuries. This theory is considered in the context of the conceptual basis of the program of all-Russian civic identity. The material for this study was the theoretical works by P. Berger, M. Weber, K. Deutsch, T. Parsons, T. Luckman, D. Held, D. Goldblatt, E. McGrew, J. Perraton, E. Giddens, W. Beck, Z. Bauman, S. Huntington. The analysis of the works made it possible to identify the conditions for achieving equilibrium in society, the prerequisites and foundations for the integration and transformation of society. The socially conditioned nature of the process of transformation of personal identity is noted. One of the key factors in achieving the integration of society by sociologists is the factor of the unity of culture, a single cultural identity. The dialectical nature of global integration, which entails both destruction and creation, is noted. These sociological foundations lay the foundation for further analysis of the processes of transformation of modern Russian society, which are associated with a program for building an all-Russian civic identity. It is this type of identity that is called today to act as a kind of marker of a single cultural code for all peoples living on the territory of the Russian Federation.

Keywords: all-Russian civic identity, integration theory, cultural code.

 

Научная специальность: 24.00.01 – Теория и история культуры (культурология).

DOI: 10.31804/2542-1816-2022-6-2- .

 

 

[1] © Seredkina N.N., 2022. Corresponding author E-mail: nnevolko@sfu-kras.ru 

  © Siberian Journal of Anthropology. All rights reserved