СОДРУЖЕСТВО ПРОСВЕТИТЕЛЕЙ КРАСНОЯРЬЯ
УМНЫЕ РЕГИОНЫ - БУДУЩЕЕ РОССИИ
В зеркале полотен
Виктория Рослякова,
магистрант направления
"История искусств"
Рассуждение о выставке "Путь художника" в Красноярском художественном музее имени В. И. Сурикова
Человеческое познание начинается с самого рождения и продолжается на протяжении всей жизни человека. Наши первые опыты постижения действительности сводятся к минимальным операциям, которые необходимы для приспособления к окружающему миру. Однако, что следует после усвоения элементарных знаний? Мы вступаем в пространство сложных познавательных структур, где познание собственного «Я» играет одну из ключевых ролей в структуре личности человека.
Самые неутомимые познающие субъекты – творческие люди, которые запечатлевают результаты познания в художественных образах. Мы – читатели, зрители способны актуализировать заложенную творцом-художником матрицу, сделать ее признанной в первую очередь для нас самих.
Один из самых безустанных творцов – Андрей Геннадьевич Поздеев (1926-1998), выставка которого «Путь художника» открылась в Красноярском художественном музее имени Сурикова. Зритель может отправиться в увлекательнейшее путешествие, где его ждет мир художественных образов, наполненных разноликими откровениями о мире реальном и ирреальном.
Вступая в пространство экспозиции, мы начинаем знакомство с творчеством художника с его «Автопортрета» (1952) – работа предметна и вещественна, подобное видение своего «Я» соответствует раннему этапу становления творчества Андрея Поздеева. Позднее мы уже наблюдаем значительные изменения в характере «Автопортрета» (1976), где Андрей Поздеев оставляет видимые реалистические формы и выражает суть своего «Я» в более условной манере. Подобное эволюционное развитие свойственно многим художникам, например, если вспомнить Винсента Ван Гога, то непременно видим путь, который прошел художник от повествователя до мыслителя-философа. «Сеятель» (1888) – это не «Сеятель» (1881), во-первых, ранняя работа еще выражает подражательные навыки Ван Гога (подражание Милле), во-вторых, поздний «Сеятель» - лишен конкретизации, предельно условная мифологическая фигура.
Не случайно в произведении Андрея Поздеева «Среди книг» (1964) фигурирует образ Винсента Ван Гога: желтое пятно книги с надписью «Винсент» выделяется ярким акцентом среди других книг. Как известно, Андрей Геннадьевич не имел профессионального художественного образования, но это не помешало ему развить художественный дар с помощью бесконечного самообразования и самосовершенствования до самого последнего дня своей жизни.
В городских пейзажах Андрея Геннадьевича образ города наделен такой же одушевленной силой, как и человеческие персонажи. У каждой картины своя собственная эмоция, которая взывает к личным ассоциациям зрителя. Дорога, дома, перекрестки преображаются из отчужденных персонажей и становятся личными: ты каждый день ходишь по этим улочкам, смотришь на эти дома. Картина «Стоянка такси» (1958), на которой мы видим три автомобиля, перестает быть далекой историей из пятидесятых. Визуальный образ машин под дождем напоминает нам взаимоотношения двух персонажей из фильма «Три тополя на Плющихе» (1967) Татьяны Лиозновой – история «неслучившейся любви», «далеких близких» отношений. Ассоциативный ряд может быть продолжен до бесконечности, главное – история чьих-то отношений или даже история настроений становится твоей собственной.
Пейзажи заповедника «Столбы» отправляют нас в сказочный мир природы. «Таежный пейзаж» (1968), «Кузьмичева поляна» (1969), «Китайская стенка» (1969), «В долине Калтата» (1971) – здесь художник окончательно отрывается от видимости и открывает мир надреальный. Нас затягивает в мир космического пейзажа, отличного от профанной действительности. Познание природы самой по себе без человеческого присутствия открывает нам неизведанные тропы, которые можно выбрать применительно к собственному опыту созерцания природы. «Я»-человек и «Природа» - две стороны и два лица, которые никогда не могут существовать в гармонии и единстве без посторонней помощи, потому что им всегда нужен посредник – строитель моста между ними. Этим самым мостом и должно выступать произведение искусства, которое помогает человеку-зрителю в разрешении различных противоречий.
Портреты Андрея Геннадьевича обращают на себя пристальное внимание, прежде всего, по причине того, что они далеко не копии-фотографии реальных людей, а образы-характеры каждой конкретной индивидуальности. «Евдокия Ивановна» (Портрет матери) и «Геннадий Данилович» (Портрет Отца), «Два писателя», «Портрет М.С. Михельсона», «Портрет режиссера Ю. Копылова» – сгустки человеческой энергии, проявленной через условные портретные формы. Всматриваясь в портреты, мы чувствуем энергетический отпечаток каждого из портретируемых.
«Охота на птиц» (1977) и «Стрелки» (1981) - произведения с одним сюжетом, но с разным визуальным воплощением. Красный цвет апеллирует к первобытным архетипам коллективного бессознательного. Красный как знак насилия, уничтожения, но парадокс в том, что человеческая природа ничем не отличается от животной, поэтому уничтожение «живой материи» птиц, грозит и уничтожению самого человека: он такая же «живая материя». Обращение художника к архетипическим образам знаменует его переход на новый уровень познания: поиск универсальных категорий бытия, утверждение вечного, неделимого и многомерного Космоса.
Выставка Андрея Геннадьевича Поздеева «Путь художника» - это творческая эволюция мастера с 1950-х – 1980-е гг, где отражено становление от реалистического видения к более абстрактному символическому языку. Познание самого себя – ключевой компонент в «познании» не только окружающего мира, но и подлинной сущности сокрытого. Андрей Поздеев – художник, который на протяжении всего своего творчества находился в процессе познания: искал пути к истине, к законам космического мироустройства. Человек – это микрокосм, это синтез Вселенной, он является узлом переплетения реальных и ирреальных сил, поэтому мы, зрители, способны уловить художественные истины Андрея Геннадьевича Поздеева, чтобы в бесконечном символическом поле найти для себя «идеальные формулы» мирового устройства или хотя бы приблизиться к пониманию собственного «Я», узнавая мир в его полотнах.
"Два писателя"
"Портрет режиссера Ю. Копылова"
"Портрет М.С. Михельсона".1969
"Евдокия Ивановна" (Портрет матери). 1974
Страница наших партнеров: