НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ «СО НКО КАК СУБЪЕКТ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИИ: ОПЫТ И ПЕРСПЕКТИВЫ»

Д о к л а д ы

Возможности просветительских общественных организаций

Специфику первых десятилетий XXI столетия составляет парадоксальное сочетание признаков:  общая риторика мира и демократии при частых рецидивах насилия и откате к авторитаризму; удивительные успехи в технологии и науках при продолжающейся нищете и бедствиях; надежные знания о факторах успешного государственного управления, экономического роста, социального развития и экономические кризисы, социальная и культурная деградация; беспрецедентный рост связности, плотности коммуникаций и обострение межэтнических, международных конфликтов, рост отчуждения. Обычно порочными оказываются крайние полюсы решений, не всегда такие вопросы решаются в ситуационном торге. Нужны некие общие принципы проведения границ, по разные стороны которых правила действуют разным образом либо применяются разные системы правил. Что это за принципы? Почему на них можно и нужно основываться? С какой стати стороны конфликтов и переговоров должны им доверять?

Все эти теоретические вопросы остаются пока без ответа, к тому же современному обществу и государству необходима экспертная помощь в понимании и решении практических проблем, таких, как деградация институтов, асоциальное поведение, насилие, преступность, наркомания и т. п. Практически везде общественное недовольство связано с разрывом между основной частью населения и правящими элитами, олигархиями, которые как в отсталых обществах, так и в самых развитых монополизируют власть, собственность и престиж. Конфликты становятся особенно острыми, когда эти классовые границы совпадают с этническими, конфессиональными, государственными и цивилизационными. Соответственно, необходимо создание новых систем правил, новых стандартов взаимодействия, дающих более открытый доступ к организациям и общественным ресурсам, более справедливые условия конкуренции, меньшие риски социального отчуждения и маргинализации этнических и конфессиональных меньшинств.

Рано или поздно ответственность за мирное разрешение конфликтов, наряду с международными и государственными организациями, возьмут влиятельные региональные коалиции, а для этого нужна система правил взаимодействия, которая, с одной стороны, ограничивала бы свободу действия, с другой стороны, не становилась бы очередным орудием корыстного давления и эксплуатации. Сходный вызов можно видеть и в конкуренции типов культуры: какая культура может создать такие действенные внутренние «правила игры», которые обеспечивают благополучие, стабильное развитие страны, поддерживают солидарность, взаимную поддержку разных социальных слоев и групп. Например, по некоторым параметрам (сплоченность семей, демографическое воспроизводство, этническая солидарность, взаимопомощь, забота о детях и стариках) мусульманские сообщества выигрывают, хоть и считаются в постхристианском мире «отсталыми». В интеллектуальном плане такие процессы воплощаются в борьбу мировоззренческих, ценностных, морально-религиозных позиций. Если переходить от рецидивов насилия, от бесплодного и пагубного взаимного идеологического очернительства на цивилизованный уровень мирных обсуждений, хотя бы для совместного вырабатывания взаимоприемлемых правил сосуществования, то без постановки и решения общих философских вопросов здесь не обойтись.

Философская рациональность предполагает и рефлексивное осознание, и пересмотр самих когнитивных и ценностных предпосылок. А это становится возможным в условиях критического диалога с носителями иных когнитивных и ценностных представлений. В случае практических действий — это коммуникация и критическое обсуждение имеющихся предпочтений у отдельных индивидов, социальных групп, разных культур. «В результате этих дискуссий имеющиеся предпосылки развиваются и пересматриваются: как представления о мире и способах познания, так и индивидуальные предпочтения, отдельные ценностные представления. Сегодня в ситуации глобализации и интенсивного взаимодействия разных культур роль критической рефлексии и рационального диалога оказывается исключительной» [1, с. 33].

Общий вывод относительно объективного запроса современного общественного бытия к мышлению таков: требуются убедительно обоснованные системы правил взаимодействия, позволяющие, с одной стороны, мирно сосуществовать, взаимодействовать самым разным сообществам внутри государств, между ними, и в гармонии с окружающей средой, с другой стороны, с наименьшими издержками разрешать неизбежные конфликты, преодолевать сопротивление агрессивных групп, сообществ, государств, вовлекать их в глобальное мирное сообщество. Можно согласиться с Марксом, что задача философов — не столько объяснить преемственность между прошлым и будущим, сколько помочь сделать будущее отличным от прошлого. «Мы не должны претендовать на роль, общую со жрецами и мудрецами. Наша роль больше сходна с ролью инженеров или юристов. В то время как жрецы и мудрецы разрабатывают свою программу, современные философы, подобно инженерам и юристам, сначала должны выяснить, что нужно их клиентам» [2].

Правила (право, традиции, мораль, регламенты) предполагают принуждение к их выполнению, а значит, требуют оправдания и обоснования. Соответствующие основания могут ссылаться на правила более высокого порядка (фиксированные в конституциях, декларациях, священных религиозных книгах и т. д.), но, в конце концов, зиждутся на явных или неявных ценностных утверждениях. Основания всегда содержат ценностный аспект, а значит, при создании правил явно или неявно используются философские предпосылки.

Наряду с философией серьезными претендентами на право формулировать и обосновывать принципы и правила являются религия и идеология. Религиозные деятели указывают на свои преимущества в сфере ценностей и нормативных суждений: наличие священных книг, тексты которых утверждаются как боговдохновенные, освященные давней традицией толкования этих книг, жития святых как образцы праведного поведения. Все это неплохо работает для паствы, но неизбежно ставится под вопрос в ситуациях потери религиозной монополии, когда должны взаимодействовать представители разных вероисповеданий, а также атеисты. Тогда уже идеологии начинают претендовать на полномочия устанавливать ценности, правила и их обоснования. Идеологии, подобно религиям, как правило, не терпят критического отношения к своим положениям и основаниям, они склонны к монологам и монополизации духовного, смыслового пространства. В условиях демократии предвыборная борьба делает обязательными дебаты между кандидатами, представителями разных партий и, соответственно, идеологий. Но и здесь крайне редко споры выходят на уровень оснований: чаще всего они происходят сугубо риторическими средствами через суггестию, яркие метафоры и примеры, эмоциональное подавление противника.

Отметим, что эмоциональная энергия крайне важна, поскольку она выступает  общим знаменателем в условиях, при которых индивиды выбирают между альтернативными интерактивными ритуалами. «Будет ли кто-либо более вовлечен в церковную службу, в политическое состязание или в разговор “по душам” — определяется ожиданиями каждого индивида относительно количества эмоциональной энергии, получаемой от той или иной ситуации» [3, p. 158]. Но ни религии, ни идеологии по разным причинам не способны дать полноценный ответ на объективный запрос об ориентирах глобального развития, составление новых систем правил, проведение тонких границ и обеспечение правил и границ убедительными для разных сторон основаниями.

Поэтому можно ожидать подъем актуальности проблематики связи должного и сущего, ценностных конфликтов, идеальных принципов и практической целесообразности. Полученную в научных исследованиях эмпирику следует систематически сопоставлять с новыми правилами и стандартами; увязывать между собой звенья этой сложной цепочки: от выявленного дискомфорта через постановку проблем и их решений в виде систем ценностей, принципов и правил до практического воплощения и мониторинга результатов и последствий. Необходим социальный альянс философов-методологов, ученых-экспертов (от культурологов, экономистов, правоведов до экологов и архитекторов-градостроителей) и законодателей, социальных проектировщиков. Нужны исследования и разработки в области аксиологии и этики, а также в области философии истории, поскольку важно охватить масштаб происходящего для серьезного обсуждения крупных социальных проблем.

Социальные исследователи воспринимаются как эксперты по состоянию общества и культуры. Хотят они того или нет, но к ним относятся, как к врачам (экспертам по человеческому организму). Но если врач отказывается судить о том, что такое здоровье, твердит, что не верит ни в какие измерения, которые «слишком упрощают непомерную сложность происходящего» в организме, а вместо диагноза болезни представляет запутанные рассуждения о неоднозначности представлений о том, что такое болезнь и здоровье в разных культурах и эпохах, то люди пойдут к другому врачу, с более четкими взглядами, современной диагностической аппаратурой, способностью указать на причины болезни и предложением ясного курса лечения.

К тому же, следует обратить внимание, с одной стороны, на взрывообразный рост активности и соответствующих затрат в экспертной сфере, с другой стороны, на зияющие разрывы в коммуникации. Уже сейчас при правительствах и парламентах работают или создаются аналитические центры, выдающие рекомендации для решений и законопроектов. Независимо от них ученые ведут свои эмпирические исследования, нередко руководствуясь лишь традициями и собственными интересами. Формированием новых систем правил занимаются национальные парламенты и международные организации, причем эффекты введения новых правил редко оцениваются систематично и строго.

При этом философия, благодаря своей уникальной способности свободно и критично работать с языками, понятийными аппаратами, категориями и ценностями, обладает весомыми конкурентными преимуществами не только в качестве медиатора, налаживающего коммуникацию и взаимопонимание, но также в качестве интеллектуального пространства и плодотворной традиции по обсуждению и разработке общих ориентиров развития и оснований для новых систем правил. Четкие нормативные представления, допускающие рефлексию, уточнение, концептуальное обогащение являются большим преимуществом над расплывчатыми сугубо гуманитарными рассуждениями об «истинных ценностях», тем более, нередким полным отказом от таких суждений, релятивизмом под масками «объективного», «ценностно-нейтрального», «мультикультурального» и «политкорректного» принципов.

Вероятно появление на базе общественных просветительских организаций институтов мышления нового типа, где философы входят в альянс с учеными и экспертами в различных предметных областях, с социальными проектировщиками, с разработчиками законопроектов, со структурами и практиками мониторинга. В современных условиях это возможно через создание гибких сетевых институтов, соединяющих усилия философов, ученых и практиков, экспертов, разработчиков правил социоинженерии. Это позволит не только диагностировать проблемы современного кризисного мира, но и разрабатывать новые глобальные проекты общественного развития, соответствующие основания для решения этих проблем, воплощать полученные знания и практические идеи в новых системах правил и порядках социального взаимодействия.

Конечно же, всегда возникают трудности и трения относительно руководства и организации, источников и порядка распределения финансирования совместных исследований, относительно авторских приоритетов. Опыт показывает, что при наличии доброй воли участников, взаимного уважения и доверия, их действительного желания совместно использовать разнообразные традиции и подходы, эти проблемы решаются. Общество, государство, местные сообщества, профессиональные философы и обществоведы выдвигают общие требования к содержанию и направленности воспитания граждан в духе уважения к родной стране, ее истории и культуре, гражданской ответственности. Дальнейшие уточнения относительно того, как именно согласовывать и конкретизировать эти требования должны стать предметом дискуссий в общественных просветительских организациях. Историческое испытание нашей страны продолжается. От того, какое представление получат подрастающие поколения о прошлом, как будут относиться к продолжающейся истории и своему месту в ней, во многом будет зависеть дальнейшая судьба России.

 

ЛИТЕРАТУРА

  1. Лекторский В. А. Рациональность как ценность культуры // Вопросы философии. 2012, № 5. С.26-34.

  2. Рорти Р. Философия и будущее // Вопросы философии. 1994. № 6. С. 29-34.

  3. Collins R. Interaction Ritual Chains. Princeton, Oxford: Princeton University Press, 2004.

Опыт Красноярской региональной организации  Всероссийской творческой общественной организации «Союз художников России» по разработке и реализации социокультурного проекта

В Красноярском крае одним из механизмов поддержки  деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций является конкурс социокультурных проектов среди СО НКО, не являющихся религиозными организациями (объединениями) и политическими партиями.

Конкурс проводится КГБУК «Центр культурных инициатив» при поддержке министерства культуры Красноярского края и направлен на выявление инновационных социально значимых проектов в области культуры и искусства, инициируемых социально ориентированными некоммерческими организациями.

В 2015 году Красноярская региональная организация Всероссийской творческой общественной организации «Союз художников России» приняла участие в конкурсе с проектом «Художественная выставка, посвященная 100-летию со дня рождения ветерана Великой Отечественной войны, заслуженного художника Российской Федерации Я.С. Еселевича». Руководителем проекта стала член Союза художников России Ольга Яковлевна Еселевич, разработчиками проекта выступили: председатель КРО ВТОО «Союз художников России», заслуженный художник РФ, академик Российской академии художеств, член Союза художников России С.Е. Ануфриев, член Союза художников России О. Я. Еселевич, старший преподаватель рекламы и социально-культурной деятельности ФГАОУ ВПО «Сибирский федеральный университет», магистр искусствоведения С.В. Костылев.

Проект предусматривал проведение художественной выставки, посвященной 100-летию со дня рождения ветерана Великой Отечественной войны, заслуженного художника Российской Федерации Я.С. Еселевича на базе  Дома художника КРО ВТОО «Союз художников России» как современной художественной площадки, обеспечивающей эффективные культурные коммуникации, воспитание чувства уважения к творческому наследию.

Актуальность проведения художественной выставки, посвященной 100-летию со дня рождения ветерана Великой Отечественной войны, заслуженного художника Российской Федерации Я.С. Еселевича обусловлена необходимостью изучения и популяризации художественно-исторического наследия, его творческого осмысления и активного использования в социокультурной среде, формирования уважительного отношения к самобытной отечественной культуре и искусству, развитие гражданско-патриотических ценностей.

В лучших портретах Я.С. Еселевича наблюдается бережное отношение к натуре, стремление к сохранению сходства, законченности. Порой его не очень волнует чисто живописная сторона, ибо свою задачу он видит в наиболее точной передаче черт знаменитых людей.

Заслуга Я.С. Еселевича – портретиста состоит в том, что на протяжении многих лет он знакомит зрителей с передовыми людьми края, активными участниками революционных событий, что его кисть художника сохранит для потомков замечательный облик наших современников.

Цель настоящего проекта: пропаганда и позиционирование историко-культурного наследия ветерана Великой Отечественной войны, заслуженного художника Российской Федерации Я.С. Еселевича.

Задачами проекта являются: 

  • позиционирование и популяризация профессионального искусства в социокультурном пространстве;

  • создание среды взаимного уважения к художественным традициям, дальнейшее развитие духовно-культурного обмена и использование исторического опыта в современной практике;

  • воспитание у молодого поколения интереса, любви и уважения к культурному наследию;

  • формирование мотивации к занятиям художественным творчеством учащейся молодежи, их социально-творческой активности;

  • реализация Указа Президента Российской Федерации «О подготовке и проведении празднования 70-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов».

В реализации проекта принимали участие социальные партнеры, подтвердившие свое участие письмами поддержки:

Отделение «Урал, Сибирь, Дальний Восток» Российской академии художеств: структурное подразделение некоммерческой научной организации, созданной в форме государственной академии наук. Проводит фундаментальные и прикладные научные исследования по важнейшим вопросам изобразительного и декоративно-прикладного искусства, архитектуры (ваяние и зодчество, творческие концепции архитектурной деятельности, дизайн архитектурной среды, реконструкция и реставрация архитектурного наследия), дизайна и художественного образования, иных гуманитарных и общественных наук, художественных технологий – научно-методическое сопровождение проекта.

КГБУК «Красноярский художественный музей имени В.И. Сурикова»: некоммерческое научно-исследовательское, информационно-просветительное учреждение культуры, осуществляющее в соответствии со своим предназначением комплектование, учет, хранение, изучение произведений изобразительного и декоративно-прикладного искусства – предоставление картин Я.С. Еселевича из собрания фондов музея.

КГБУК «Красноярский краевой краеведческий музей»: некоммерческое учреждение культуры, созданное для хранения, изучения и публичного представления музейных предметов и музейных коллекций – предоставление картин Я.С. Еселевича из собрания фондов музея.

ФГБОУ ВПО «Красноярский государственный художественный институт»: некоммерческая организация, осуществляющая свою деятельность в сфере образования, науки, искусства и культуры и обеспечивающая подготовку высококвалифицированных кадров по образовательным программам высшего образования в соответствии с потребностями общества и государства, удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии. Основные направления подготовки: «Живопись», «Графика», «Скульптура», «Дизайн» – экспертно-консультационное сопровождение проекта.

Кафедра рекламы и социально-культурной деятельности ФГАОУ ВПО «Сибирский федеральный университет»: подготовка квалифицированных менеджеров для социально-культурной сферы, развитие навыков их реализации в художественно-творческой, производственно-технологической, организационно-управленческой и педагогической деятельности в социально-культурном пространстве Красноярского края – информационно-рекламное сопровождение проекта.

Кафедра рекламы и культурологии ФГБОУ ВПО «Сибирский государственный аэрокосмический университет имени М.Ф. Решетнева»: учебная, методическая, научно-исследовательская, консультационная деятельность по специальностям:   «Реклама» (бакалавриат); «Прикладная информатика в дизайне», «Прикладная информатика в области искусств и гуманитарных наук» (магистратура). Подготовка специалистов, обладающих глубокими теоретическими и практическими знаниями, умениями и навыками, высокой профессиональной квалификацией – создание и сопровождение мультимедийной презентации о жизни и творчестве Я.С. Еселевича.

Деятельность в рамках социокультурного проекта предусматривала:

а) описание целевой группы, т.е. на кого конкретно направлен проект, сколько человек планируется охватить в ходе его реализации:  750 человек – молодежь (обучающиеся-сироты и оставшиеся без попечения родителей, школьники, студенты), взрослые, пожилые (ветераны Великой Отечественной войны, пенсионеры).

б) описание хода выполнения проекта, т.е. основных этапов реализации социокультурного проекта с характеристикой отдельных мероприятий.

Выставка предполагала экспонирование не менее 70 произведений художника, а именно портреты, пейзажи, этюды и графические работы. Особенно уникальным в данной выставке  является портретное творчество Я.С. Еселевича. Художник изображает передовых людей края – представителей самых различных профессий, Героев Советского Союза, Героев Социалистического труда, старых большевиков –  участников революционных событий 1905-1917 годов, деятелей культуры, ветеранов комсомола и молодых современников.

Концепция проекта предусматривала поэтапную реализацию основных видов деятельности:

I этап  (подготовительно-организационный) предусматривал определение концепции и экспозиционной идеи выставки; отбор и подготовку персонала для работы на выставке (обслуживающего, стендистов); разработку планов работы, рекламы и протокольных мероприятий; установление деловых контактов с социальными партнерами, заключение договора на выставочные услуги; вопросы отбора и страхования экспонатов; определение размеров необходимых выставочных площадей; монтаж и художественное оформление выставки; развернутый искусствоведческий обзор; предварительный тематико-экспозиционный план.

II этап (практический) предусматривал проведение рекламной кампании в СМИ; подготовку и вручение приглашения почетным гостям, ветеранам Великой Отечественной войны, организацию и проведение церемонии открытия выставки с участием СМИ; организацию работы по привлечению целевой аудитории; разработку экскурсионного модуля, организацию экскурсий; обеспечение работы волонтеров из числа студентов образовательных организаций.

III этап (итоговый) предусматривал демонтаж работ; анализ и подведение итогов: анализ количества посетителей;  анализ контактов, осуществленных за период работы выставки; анализ эффективности расходования средств на участие в выставке; выявление позитивных и негативных результатов проведенной выставки; создание архива по прошедшей выставке (сроки, место, название; концепция, пресс-релиз, аннотация; кураторы и организаторы; автор и экспонаты, другие участники; статьи в СМИ; печатная продукция с исходниками; фото и видео экспозиции, с открытия).

Ожидаемые результаты по итогам реализации социокультурного проекта:

  • выставку посетит не менее 750 человек: молодежь (обучающиеся-сироты и оставшиеся без попечения родителей, школьники, студенты), взрослые, пожилые (ветераны Великой Отечественной войны, пенсионеры); 

  • будет повышена информированность жителей Красноярского края о творчестве Я.С. Еселевича и культурно-просветительской деятельности КРО ВТОО «Союз художников России»; 

  • будет сформирован положительный имидж КРО ВТОО «Союз художников России»  в социокультурном пространстве;

  • будет повышена доступность качественных культурных и художественных услуг;

  • будет получен дополнительный опыт в организации и проведении мероприятий с участием представителей общественных творческих объединений в области культуры и искусств;

  • будет расширена проектная история организации;

  • будет организована поддержка долгосрочных культурных связей с  организациями и учреждениями, реализующими художественные проекты;

  • будет организовано содействие популяризации и пропаганде художественных ценностей в социальной среде. 

Оценка эффективности проекта: качественные и количественные показатели (как результаты проекта могут быть измерены, какие подтверждающие данные будут для этого собраны и проанализированы).

  • издан буклет выставки в количестве 100 экземпляров;

  • разработан экскурсионный модуль выставки;

  • привлечены в качестве экскурсоводов не менее 20 студентов образовательных учреждений;

  • проведено не менее 30 экскурсий;

  • процесс реализации проекта будет освещаться в 10 средствах массовой информации.

Художественная выставка, посвященная 100-летию со дня рождения ветерана Великой Отечественной войны, заслуженного художника Российской Федерации Я.С. Еселевича была включена в социокультурный проект «Передвижные выставки художников Красноярья»  в 10 муниципальных образованиях Красноярского края, включая город Ачинск – место рождения Я.С. Еселевича.

Реализация социокультурного проекта «Художественная выставка, посвященная 100-летию со дня рождения ветерана Великой Отечественной войны, заслуженного художника Российской Федерации Я.С. Еселевича» способствовала гражданско-патриотическому воспитанию молодежи, пропаганде и популяризации культурного наследия, формированию региональной культурной идентичности жителей Красноярского края.

 

Список литературы

  1. Артемьева Т.В., Тульчинский Г.Л. Фандрейзинг: привлечение средств на проекты и программы в сфере культуры и образования. — СПб.: Издательство «Лань», 2010. – 228 с.

  2. Викторук Е.Н. Границы и безграничность университетского этоса: взгляд преподавателя // Ведомости прикладной этики. – 2015. – № 47 – С. 233-246.

  3. Копцева Н.П. Культурологическая база формирования общенациональной российской идентичности в сибирских регионах // Вопросы культурологии. 2014. № 2. С. 22-26.

  4. Костылев С.В. Аrt management as administrative system of broadcast of art values // Журнал Сибирского федерального университета. Серия: Гуманитарные науки. 2015. Т. 8. № 8. С. 1611-1624.

  5. Марков А.П., Бирженюк Г.М. Основы социокультурного проектирования: Учебное пособие. –  СПб.: СПГУП, 1997. –  262 с.

Формирование региональной идентичности жителей Красноярского края как одно из направлений деятельности СО НКО

Деятельность СО НКО в современной России сопряжена с активной деятельностью, направленной на формирование национальной и региональной идентичности населения, поскольку исторически страна унаследовала многонациональное население, а современный этап характеризуется сложением новых и весьма разнообразных идентичностей, что сопровождается часто обострением конфликтов на межнациональной и межконфессиональной почве.

 В статье Замараевой Ю.С. [1] обосновывается актуальность применения методики «Серии тематических ассоциаций» авторства А.И. Назарова и Р.В. Соколова в изучении феномена миграции, того, как изучаемый процесс влияет на культуру, на формирование идентичности.  Актуальность использования данного метода в культурологических исследованиях обусловлена тем, что благодаря ему, можно получить те значения, которые характерны для современной культурной ситуации. Данная методика была использована в ходе исследования современных смыслов понятия «Родина» и «русское» в среде студенческой молодежи. Группе студентов предлагалось написать ряд слов – реакций на слово «Родина» и «русское» с целью определения того, какие особенности общероссийской и региональной идентичности выделяются при этом.

Ассоциативные эксперименты с данными словами-стимулами проводились в разное время, но, в обоих случаях, с группами студентов, что связано с наличием в этой молодежной среде представителей разных этносов и религий. В ассоциативном эксперименте со словом «Родина» в 2011 г. приняли участие студенты СФУ в количестве 200 человек, обучающиеся на гуманитарных и технических направлениях с I до IV курсов обучения. Ассоциативного эксперимент со словом «русское» был проведен среди студентов I – IV курсов Сибирского федерального университета и Красноярского государственного медицинского университета им. В. Ф. Войно-Ясенецкого в 2015 г.

В процессе обработки полученных от респондентов ассоциаций на слово «Родина», было выявлено соотношение положительных и отрицательных оценок: всего  39 отрицательных оценок и 81 положительная оценка из 200 полученных ассоциаций.

Общее количество полученных ассоциаций к слову «Родина» – 1743 слова.

В целом соотношение положительных и отрицательных оценок в ассоциациях составляет 1:2: 39 отрицательно и 81 положительно окрашенных ассоциаций из всех полученных. Положительные ассоциации, указывающие на эмоциональный настрой и чувства, более вариативны по сравнению с негативными. Самая распространенная ассоциация – «любовь» (62). Преобладание положительных ассоциаций свидетельствует о позитивном восприятии Родины, которая характеризуется как дом, пространство комфортной и защищённой жизни.

Результатом обработки анкет явилось распределение слов в несколько ассоциативных групп, которые определяют особенности понимания студентами слова «Родина».

Самая большая группа слов среди ассоциаций на слово «Родина» соотносится с политической сферой. В данной группе понимание смысла «Родины» предстает в историческом контексте, в связи с событиями военной истории, героическим прошлым страны, поскольку наиболее часто повторяются следующие слова: Отчизна (43), война (35), патриотизм (33), защита (32), героизм (28), история (17). В этой группе также выделяются слова, соотносимые с современной ситуацией:  уверенность(2), стабильность(2), справедливость(2), сплоченность(2); отсталость(6), бедность(4), коррупция(3), принуждение(3), бюрократия(2). Родина ассоциируется с определенными рамками, которые устанавливает государство: паспорт(2), держава(2),демократия(2), правительство(4), гражданство(2), президент(4), власть(6). Следовательно, для части участников эксперимента, «Родина» синоним «Государства», соотносится с определенным политическим и государственным строем. Выделяется группа слов, которая говорит о чувствах, которые можно испытывать по отношению к Родине, все они положительно оценены. Такие понятия как сила, героизм, мощь, честь, достоинство формируют особое представление о родине как об источнике гордости  и уважения.

Выделена также группа слов, указывающих на символы, которые важны в качестве знаков Родины: флаг – 11 (0,49 %), гимн  – 7 (0,31 %),  герб  – 4
(0,18 %), знамя  –  2 (0,09 %), серп – 0,04 %, молот – 0,04 %.  

В группе слов, характеризующих природную сферу, чаще всего повторяются слова, связанные с универсальными характеристиками родной природы, которые могут фигурировать в представлениях любого жителя России: земля (34), лес (32),  красивая  природа (25),  поля (22),  просторы (18), реки (12). Большое разнообразие слов связано со спецификой родной природы, обозначающих привычные для респондентов явления, названия растений и животных, географические названия. Многие слова - ассоциации указывают именно на сибирскую природу: кусты голубики, мороз, ягоды, Ангара, Енисей, северное сияние, медведь, тайга, хвоя, снег.

Достаточно много ассоциаций встретилось в анкетах, определяющих Родину как территорию. Наиболее часто встречающимися словами здесь являются те, которые  указывают на огромные территории: Россия (85), Сибирь (41), страна (29). «Родина» воспринимается прежде всего как огромная территория.

Большинство респондентов ассоциирует слово «Родина» с домом. В данном контексте «Дом» понимается как сообщество людей, живущих вместе, Родина – общий для многих людей дом. Дом понимается как большая семья, а также как строение, определённая организация, структура. В этой же группе ассоциаций часто называемыми являются слова народы (33) и родные (33), а также друзья (44) как главные жители одного большого дома. «Родина» связана в сознании студентов больше со структурой, организацией, т. е. эмоциональная, душевная и духовная сферы оказываются на втором плане. Характерно, что ассоциации со словом мать – 93 (4,21 %) являются вторыми по частоте упоминания после слова «дом» в анкетах. Связь данного понятия с женским образом на сегодня по-прежнему актуальна, но в то же время говорит и о стереотипности образа Родины.

На слово-стимул «русское» всего было получено 148 анкет, в результате их обработки всего было получено 1231 слово и 519 ассоциаций. Наиболее часто повторялись следующие слова-ассоциации (здесь  и далее в скобках указан процент от общего числа полученных в анкетах слов): поле – 31 (2,5%), медведь – 31 (2,5%), водка – 29 (2,3%), слово – 26 (2,1%), матрешка – 24 (1,9%). Все эти слова можно отнести к стереотипам, которые ассоциируются с русским у большинства людей, живущих за пределами России. 

Малое количество повторений в анкетах и большое разнообразие слов-ассоциаций указывает на то, что среди молодых людей в России на данный момент нет четко сформированного и единого представления о «русском». Более того, у многих респондентов в ходе эксперимента возникали трудности с написанием ассоциаций, в результате чего некоторые студенты вообще отказались что-либо писать, либо написали менее 5 слов-ассоциаций. Все смысловые  группы оказались достаточно малыми по количеству слов в соотношении с общим количеством полученных в анкетах ассоциаций.  Позитивные ассоциации, встречающиеся в анкетах респондентов, преобладают в сравнении с негативными почти в три раза. Также в группе слов с позитивным окрасом в основном преобладают обозначения качеств характера.

Самой многочисленной группой слов-ассоциаций оказались слова, обозначающие еду, что указывает на то, что представление о «русском» сильнее всего закрепилось в сфере, связанной с национальными едой и напитками. Слово водка названо чаще всего, является стереотипным представлением о том, что пьют русские.

Также одной из самых больших (по количеству встречающихся в анкетах слов) группа ассоциаций, обозначающих природное пространство, что свидетельствует о том, что «русское» в сознании молодежи соотносится, прежде всего, со специфическим природным пространством (поле, лес, береза) и условиями  проживания (мороз, снег, холод, север).

По количеству полученных группа слов, относящихся к сфере искусства, одна из самых больших в сравнении с другими группами ассоциаций. Также как и предыдущая группа ассоциаций, она показывает, что понимание того, что является «русским» укоренилось в сфере искусства, либо может быть сформировано посредством произведений искусства.

В группе ассоциаций, относящихся к фольклору/народному творчеству/ремеслам, наблюдается большое разнообразие слов, достаточно высока частота их упоминания в анкетах. Ассоциация матрешка является одной их немногих, которые упоминались респондентами чаще других. Это самый распространенный сувенир и известный символ, который связывается с представлением о «русском». Также здесь представлены слова, которые связаны с народными ремеслами, музыкой, сказаниями и сказками. Таким образом, представление о том, что является «русским», тесно связано с различными формами народного творчества.

Респонденты также часто ассоциируют  «русское» с определенным характером человека или народа. Следует отметить, что в данной группе ассоциаций преобладают позитивно окрашенные слова, многие связаны с волевыми качествами характера, создающими образ сильного, стойкого человека.

В группе слов-ассоциаций, обозначающих человека, заметно, что женские образы преобладают, что позволяет говорить о связи «русского» в сознании респондентов с преимущественно  женским началомразомов связаноо связиущественно женск.

Выделены слова, обозначающие одежду и внешность человека. Основное внимание респондентов сконцентрировано на деталях костюма, скорее национального, поскольку такие элементы облика, как валенки, кокошник, ушанка, сарафан, шаль не свойственны образу современного человека. Названы в основном теплые вещи, соответствующие климатическим условиям. Слова, обозначающие типичные черты внешности человека, складываются в образ светловолосых и голубоглазых мужчин и женщин.

В основном социум характеризуется общими, формальными словами, так, общество просто указывает на то, что есть некая группа людей, связанных чем-то общим (территорией, отношениями, управлением). Остальные ассоциации встречались в анкетах редко, таким образом, «русское» как социум с особенными уникальными характеристиками  не связывается.

По преимуществу названы светские или же связанные с языческой традицией праздники. Масленица выделена как наиболее характерный для русского мира праздник, в котором переплелись языческая и христианская традиции, отображаются особенности климата и жизненного цикла, представлена национальная кухня.

«Русское» чаще всего ассоциируется именно с православием, хотя несколько раз упомянутое слово церковь указывает на то, что в первую очередь респонденты связывают сферу религии с формальной организацией. Малое количество слов данной группы показывает, что «русское» в своем религиозном аспекте выделяется современной молодежью крайне редко.

Представления о «русском» мало связаны с историческими событиями.

На основе проведенных экспериментов сделано несколько выводов, которые могут быть полезны в деятельности СО НКО, связанной с процессами формирования региональной идентичности.

На основании полученных результатов можно говорить о положительном образе Родины, который существует в сознании студентов, а также о преимущественной позитивном ключе, в котором воспринимается «русское», поскольку количество положительных ассоциаций превышает количество негативных.

Ключевым аспектом понимания слова Родина является её восприятие в качестве государства как определённой формы организации общества со всеми необходимыми атрибутами, политическими и социальными институтами, собственной символикой.  В данном случае для большинства опрошенных при слове Родина возникают ассоциации, связанные именно с Российским государством, причём как с атрибутами современной Российской Федерации, так и с советской тематикой.

Понимание того, что такое «Родина», сильнее и ярче проявляется в историческом контексте, тогда как современность не даёт возможности зафиксировать определённое понимание смысла, содержащегося в понятии «Родина» у молодёжи.

«Родина» понимается в первую очередь как политическая организация, и только потом возникают ассоциации, соотносимые с душевной и духовной сферами, с внутренним миром человека, с культурой и искусством. Таким образом, фиксируется разрыв между бытовым и духовным аспектами понятия «Родина».

Понятие «Родина» среди молодежи включает в себя, в большей степени, указания на общероссийскую идентичность, включение в сообщество, главной характеристикой которого является дружественное совместное проживание, в котором важны общие исторические ценности. Региональная идентичность, в основном, определяется через принадлежность к определенным природным условиям, культуре.

Что касается представлений о русском на сегодняшний день в молодежной среде, то здесь важно отметить то, что они не обладают целостностью. Об этом свидетельствует большое разнообразие полученных ассоциаций и малое количество слов, которые упоминались в анкетах по нескольку раз;

Многие ассоциации отражают стереотипное представление о русском. Самые крупные по количеству ассоциаций группы слов отражают основные сферы, в которых у студентов закрепилось представление о том, что является русским. Это национальная еда, специфика природного окружения, искусство и фольклор.

Русское во многом связано с представлениями о человеке, его характере, внешности, занятиях. Интересно, что русское практически не ассоциируется с православием (слова, связанные с православием, указывают на формальную организацию, нежели на традиции, нечто близкое человеку). В религиозном контексте наиболее актуальными представляются более древние религиозные традиции и верования, бытовавшие на Руси до прихода христианства. Также на основе полученных данных можно выделить сферы, которые мало связаны в сознании студентов с пониманием русского, например, военная и социальная сферы, природные ресурсы, экономика, политика, история. Причем все группы слов, соответствующие этим сферам, содержат часто негативные ассоциации, тогда как в более крупных группах слов превалируют позитивные ассоциации.

 

 

 

Список источников

  1. Замараева, Ю. С. Oсобенности этнической миграции в социально-психологическом восприятии (на материале анализа результатов эксперимента по методике «Серийные тематические ассоциации) [Электронный ресурс] / Ю. С. Замараева // NB: Проблемы политики и общества. — 2014. – № 9. –  С.63–82. – Режим доступа: http://e-notabene.ru/pr/article_13407.html

  2. Замараева, Ю. С. Отношение мигранта и принимающей среды как феномен современной культуры Красноярского края (результаты ассоциативного эксперимента по методике «Серийные тематические ассоциации» / Ю. С. Замараева // Журнал Сибирского федерального университета. Серия «Гуманитарные науки». – 2011. – Т. 4. ‒ № 6. – С. 805–815.

  3. Копцева, Н. П., Кистова, А. В. Конструирование этнокультурной и общенациональной идентичности как философская проблема / Н. П. Копцева, А. В. Кистова // Философия и культура. – 2015. – № 1. – C. 12 –19.

  4. Копцева, Н. П., Либакова Н. М. Формирование российской культурной идентичности в образовательной деятельности современного университета посредством изучения истории русского изобразительного искусства / Н. П. Копцева, Н. М. Либакова // Педагогика искусства. – 2012. – № 4. – С. 7–29.

  5. Копцева, Н. П. Середкина, Н. Н. Конструирование позитивной этнической идентинчности в поликультурной системе / Н. П. Копцева, Н. Н. Середкина. – Красноярск : Сиб. федер. ун-т,  2013. – 184 с.

  6. Крылов, М. П. Региональная идентичность в Европейской России / М. П. Крылов. – М.: Новый хронограф, 2010. – 240 с.

  7. Назаров А.И. Соколов Р.В. Ассоциации и ассоциативный эксперимент: разные судьбы // А.И. Назаров, Р.В. Соколов / Вопросы психологии. - № 4. – 2007. – с.125–138.

  8. Назаров А.И. Соколов Р.В. Вариативность серийных ассоциаций // А.И. Назаров, Р.В. Соколов /Вопросы психологии. – №5. – 2008. – с.152–162.

  9. Смирнягин Л. В. О региональной идентичности / Л. В. Смирнягин. – Режим доступа: http://www.geostranoved.ru/science/SMIRNYaGIN_L_V-O_regionalnoi_identichnosti.doc

1 / 1

Please reload

Страница наших партнеров: 

Лурье Светлана Владимировна