УДК 78.071.1 (436) + 783. 21

 

Традиции и новаторства в мессе Ф.П. Шуберта

Es-Dur (Ми бемоль-мажор) №6 для солистов хора и оркестра
 

 

Лозинская Вера Петровна [1]

Сибирский федеральный университет

                                                       

Аннотация

Одна из главных тенденций романтического музыкального искусства – демократизм, что в особенной мере проявилось в музыкальной культуре Германии и Австрии. Огромный интерес композиторов эпохи романтизма к народной песне, мифологии повлиял как на трактовку старых жанров, так и на появление новых.

Новым следует назвать движение «лидертафелей», вернувших к «жизни» жанр хоровой миниатюры, как правило, песенного жанра и песенной структуры. Хоровые произведения a’cappella, принадлежащие перу композиторов-романтиков, отличают яркая песенная мелодичность и, преимущественно, гомофонно-гармонический склад и благоприятные тесситурные условия.

Музыканты не утратили интерес и к крупным, апробированным жанрам: мессе, реквиему, оратории, кантате. Традиции в них были настолько сильны, что преодоление их, а точнее «оживление» новыми музыкальными средствами и новыми идейными принципами, были задачей, которую мог решить только подлинно гениальный художник.

Произведения Ф.П. Шуберта на религиозные тексты одна из прекраснейших и наименее известных в нашей стране страниц его творчества. В музыке великого композитора захватывает, прежде всего, открытый, общительный тон, необычайно доступный мелодический язык и необыкновенная самобытность Мастера.

Музыковедение не располагает основательными исследованиями в области вокально-оркестрового и хорового творчества Ф.П. Шуберта. Кроме того, обнаруживаются расхождения мнений ученых в определении специфики религиозности композитора.

Цель работы автора статьи заключается в раскрытии субъективной религиозной и философской составляющей миропонимания Ф.П.Шуберта и индивидуальные особенности мессы №6.

В данной статье рассмотрена последняя месса Ф.П. Шуберта Es-dur №6.

Тщательное изучение музыкального текста позволяет автору констатировать использование гомофонии, аккордовой фактуры (протестантский хорал) и контрапункта. Сакральность контрапункта -imitation следует понимать как подражание Иисусу Христу и Его заповедям. В мессе обнаруживается диалектика единства и противоположности: церковного и светского, вокального и инструментального, барочного и классицистского, воплощённого в романтическом «облике» эпохи. Произведение отличают мелодическая щедрость, смелое, новаторское использование музыкальных выразительных средств, классическое совершенство формы и эмоциональная яркость. Вместе с тем, сочинение великого композитора даёт основание утверждать, что оно адресовано как отдельной личности, так и грядущим поколениям, становится «мостом» через время.

Ключевые слова: месса, романтизм, полифония, гомофония, хоровая партитура.

 

 

Traditions and Innovations in the Mass of F.P. Schubert

Es-Dur (E Flat Major) No.6 for Soloists of the Choir and Orchestra
 

Lozinskaya Vera Petrovna1

Siberian Federal University

                                                

 Abstract

One of the main trends in romantic musical art is democracy, which is especially evident in the musical culture of Germany and Austria. The great interest of the composers of the Romantic era to folk song, mythology influenced both the interpretation of old genres and the emergence of new ones.

The movement of “leader flags”, returning to the “life” genre of choral miniatures, as a rule, the song genre and song structure, should be called new. The a’cappella choral works, owned by romantic composers, are distinguished by a bright song melody and, mainly, a homophonic and harmonious warehouse and favorable tessitory conditions.

The musicians have not lost interest in large, proven genres: mass, requiem, oratorio, cantata. The traditions in them were so strong that overcoming them, or rather “revitalizing” with new musical means and new ideological principles, was a task that only a truly brilliant artist could solve.

The works of F.P. Schubert on religious texts is one of the most beautiful and least known pages of his work in our country. The music of the great composer captures, first of all, an open, sociable tone, an unusually accessible melodic language and an unusual originality of the Master.

Musicology does not have thorough research in the field of vocal, orchestral and choral works of F.P. Schubert. In addition, there are differences of opinion of scientists in determining the specificity of the composer's religiosity.

The purpose of the article’s work is to reveal the subjective religious and philosophical component of the worldview of F.P. Schubert and the individual characteristics of Mass No. 6.

This article discusses the last Mass of F.P. Schubert Es-dur No. 6.

A careful study of the musical text allows the author to ascertain the use of homophony, chord textures (Protestant chorale) and counterpoint. The sacredness of counterpoint -imitation should be understood as imitation of Jesus Christ and His commandments. The mass reveals a dialectic of unity and opposites: church and secular, vocal and instrumental, Baroque and classicist, embodied in the romantic "appearance" of the era. The work is distinguished by melodic generosity, bold, innovative use of musical expressive means, classical perfection of form and emotional brightness. At the same time, the work of the great composer gives reason to argue that it is addressed to both the individual person and future generations, becoming a "bridge" through time.

Keywords: mass, romanticism, polyphony, homophony, choral score.

 

Научная специальность: 24.00.01  – теория и история культуры (культурология).

 

[1]  ©Lozinskaya V.P., 2020. Corresponding author E-mail: vera.lozinskaya@mail.ru

© Siberian Journal of Anthropology. All rights reserved