К. В. РЕЗНИКОВА, А. А. СИТНИКОВА, 
Ю. С. ЗАМАРАЕВА

Философия искусства 
в творчестве Эгона Шиле

Аннотация

Эгон Шиле (1890-1918) является представителем австрийского экспрессионизма. В настоящей ста-
тье авторы, пользуясь методом философско-искусствоведческого анализа, предлагают научную интер-
претацию трех знаковых произведений в творчестве художника – «Автопортрет с черным керамическим 
сосудом» (1911), «Святой семейство» (1913), «Смерть и девушка» (1915). В  ходе исследования авторы 
устанавливают, что данные произведения раскрывают различные аспекты философских воззрений Эгона 
Шиле на искусство: религиозная функция искусства в  культуре; понимание того, что каждый художник 
исполняет свою уникальную миссию в сфере искусства; трагические моменты в отношениях художника 
к  искусству и  к жизни. Несмотря на то, что в  статье привлекаются отдельные биографические факты 
для интерпретации произведений Э. Шиле, в исследовании биографический метод анализа произведений 
искусства сведен к минимуму, а в первую очередь используются общенаучные искусствоведческие мето-
ды исследования визуальных образов (наблюдение, изменение, анализ, синтез, аналогия, экстраполяция, 
формализация, интерпретация и др.), что представляется важным, так как традиционно в искусствовед-
ческих исследованиях творчества Э. Шиле преобладают биографические интерпретации картин с точки 
зрения психологических расстройств личности художника.


Ключевые слова: Эгон Шиле; экспрессионизм; рубеж XIX-XX вв.; Г. Климт; Вена; автопортрет.


Научная специальность: 24.00.01 – Теория и история культуры (культурология).

K. V. REZNIKOVA, A. A. SITNIKOVA,  
YU. S. ZAMARAEVA

The Philosophy of Art in Egon 
Schiele Oeuvre

Abstract

Egon Schiele (1890-1918) is Austrian expressionist artist. The philosophy and art critics methods were used 
for scientific interpretation of the three remarkable works in the artist’s oeuvre – «Self-portrait with black vase» 
(1911), «The Holy family» (1913), «Death and the Maiden» (1915). It was found in the research that the art works 
represent the philosophical ideas of Egon Schiele about the art as the phenomenon. The first that the art has 
religious nature and function in the culture. The second that every artists has his or her own mission in the art field. 
The third the idea that the life and the art have some tragic sides. Despite the fact that the research has some 
extrapolations to the biography of the artist to understand the ideas of the artworks, the biographical approach for 
the interpretation of art is minimized. First of all the authors used the general science methods as the observation, 
the measurement, the analysis, the synthesis, the analogy, the extrapolations, the formalization, the interpretation 
and etc. It is not common approach according to Egon Schiele’s oeuvre, because the most traditional approach to 
his oeuvre in the art history is biographical approach with findings of some correlation between his art works and 
his personality disorder.


Keywords: Egon Schiele, expressionism, the turn of the century XIX-XX, Gustav Klimt, Vienna, self-portrait.

Обложка 2019, 4.jpg