top of page

Миф о коренном сибиряке: исторический аспект

Сергей Комарицын
Предыдущая страница
К началу статьи

    Вообще странно отрицать монгольское влияние на русскую историю. Годуновы, Сабуровы, Шеины, Вельяминовы, Ростопчины, Тургеневы, Карамзины, Юсуповы, Чегодаевы, Аксаковы, Кутузовы, Апраксины, Бахметьевы, Шереметьевы, Тютчевы и другие аристократические фамилии имели ордынские корни. В свое время Александр Александрович Зимин проследил генеалогию боярских родов в эпоху становления Русского государства, в составе Боярской думы представителей «татарских» родов было ничуть не меньше, чем Рюриковичей или Гедиминовичей (см. его посмертно изданную монографию «Формирование боярской аристократии в России во второй половине XV - первой трети XVI в.»). В русском фольклоре сплошь и рядом ордынские мотивы и сюжеты. Русский быт — терема, очаг, калач, валенки, кафтаны, тулупы, шубы, сарафаны, телеги, колокольчики и церковные колокола (в домонгольские времена в храмах были «било и клепало») — все эти слова и предметы, как и сотни других, — ордынского происхождения. В административной и особенно в военной сфере много слов, пришедших из Орды: «кремль», «караул», «деньги», «казна», «базар», «таможня» и пр. Богатырь — «баагатур» по-монгольски; русский боевой клич «ура» — от бурят-монгольского «ураа-гша» («вперёд»).

   Форма военной организации казаков появилась не на Дону, а на родине Чингисхана — в Забайкалье. Оттуда пришли к казакам монгольское седло, нагайка, чекмень, казачий пояс, монгольская сабля, пика; слова «курень», «бунчук», «атаман», «кошевой» (от слова «кош» — войлочная кибитка бурят-монголов), «есаул»… И монгольская лава — боевой строй кавалерии, просуществовавший со времён Александра Невского, заключившего унию с монголами, еще 800 лет до Первой Конной армии Будённого. Даже серьгу в ухе казаки переняли у монголов. Само слово «казак» в монгольской империи означало «свободный всадник», служивший на границе. В Орде были «казакстаны» (аналогично русским «украинам»), т. е. пограничные области. Такова же этимология этнонима «казахи» (в 1925-1936 годах Казахстан в СССР именовался «Казакстан», что правильнее, поскольку в казахском языке это слово произносится через твёрдую «к»).

  Кстати, в Казахстане после распада СССР монгольский период оценивается по-другому. В 2008 году Национальный банк Казахстана выпустил памятную монету «Чингисхан». Хотя приход войск «Покорителя Вселенной» на территорию нынешнего Казахстана вовсе не был туристической прогулкой, многие казахстанские авторы всерьёз утверждают, что Чингисхан был казахом. Конечно, это миф. По поводу национальности великого завоевателя один из самых авторитетных кочевниковедов современности Николай Крадин сказал на международной конференции по номадизму в Алматы: «В XII веке не было ни монголов, ни казахов, ни киргизов, ни туркмен, ни бурят. Так что сама постановка вопроса с научной точки зрения некорректна. Были группы тюрко-монголоязычных племён и так называемые вождества, которые не только враждовали между собой, но и заключали браки, а термин “монголы” является как раз продуктом деятельности Чингисхана. Я бы сказал так: не Чингисхан был монголом, а Чингисхан создал монголов»[1]. Однако здесь важна сама постановка вопроса о признании Чингисхана национальным героем Казахстана, поскольку он сыграл исключительную роль и в становлении будущего казахского народа, и в истории Казахстана. Но не меньшую роль чингизиды сыграли в истории России и, естественно, в истории Сибири.

    Между тем не только Россия в целом, но и сама Сибирь не считает себя наследницей азиатских государств, когда-то существовавших на её территории. Не в смысле, конечно, государственной преемственности, а в рамках некоей культурной традиции. Речь не идет об этническом сегменте. Он существует, но в качестве дополнительной характеристики сибирского региона.

     В то же время принято говорить о самоидентификации жителей Сибири, об исторической общности «сибиряки». Она действительно существует и одновременно является весьма условной. За последние полтора-два века географические, административные и ментальные границы Сибири постоянно и существенно менялись. Когда-то вся территория за Уралом до Охотского моря называлась «Сибирью». Более того, иногда «Сибирью» называли входившие административно в состав Восточно-Сибирского губернаторства и подчинявшиеся Иркутску русские территории на Аляске, Алеутских островах, Александровском архипелаге и даже поселения в Калифорнии. Потом появилось географическое название «Приамурье», и вскоре от Сибири отошёл российский Дальний Восток. Хотя и после этого, еще в начале прошлого века, и Дальний Восток, и казахстанские степи, и Урал по привычке называли «Сибирью». Основательная статья Николая Васильевича Латкина о географическом положении Сибири в знаменитой энциклопедии Брокгауза и Ефрона начиналась словами: «Под именем С. в обширном смысле этого слова понимаются все азиатские владения России, за исключением Закавказья, Закаспийской обл. и Туркестана»[2].

    И уж совсем как у Веллерстайна про Индию, никто сейчас не называет — и было бы действительно странно, если бы кто-то называл, — территорию севера Казахстана «Сибирью», хотя ещё в начале прошлого века и административно, и ментально это были сибирские земли.

   В советские времена был весьма популярным писатель Анатолий Иванов, сериалы по его романам «Тени исчезают в полдень» и «Вечный зов» до сих пор любит показывать отечественное телевидение. Вне зависимости от идейного и художественного содержания его книг любопытно одно обстоятельство. Иванов считался «певцом сибирской деревни», автором, «отразившим в своих произведениях глубокие исторические перемены в сибирской деревне первой половины XX века» и т. п. Между тем прототипами его литературных героев были жители известного села Шемонаиха, выведенного в романе Иванова под названием «Шантара»[3].

  Шемонаевское селение Змиевского уезда Томской губернии в старых документах, справочниках и дореволюционных энциклопедиях упоминалось как старейшее сибирское село. В Шемонаихе родился и вырос сам писатель. И хотя в 1928 году Шемонаиха вошла в Семипалатинский округ Казакской АССР, ещё во время Великой Отечественной войны и сразу после неё жители считали себя сибиряками. Сейчас Шемонаиха — административный центр Шемонаихинского района Восточно-Казахстанской области Республики Казахстан. Как и население всего северо-восточного Казахстана, жители Шемонаихи уже давно не идентифицируют себя с Сибирью.

    Исторические границы Сибири начинались сразу за Уралом. Ещё и сейчас в некоторых учебниках географии или энциклопедиях можно прочитать, что географически в Западную Сибирь входят «часть территории Свердловской и Челябинской областей, Курганская область». Только жители Свердловской и Челябинской областей об этом и не подозревают. Правда, ещё во второй половине прошлого века БСЭ исключила эту непонятную «часть территории Челябинской и Свердловской областей» из Западной Сибири, но оставила Курганскую область (статья «Западная Сибирь»). До сих пор во многих справочниках написано: «Курганская область расположена на юге Западной Сибири». 

​---------------------------------------------------------------------------------------------------------------

 

  1. URL:http://www.neonomad.kz/history/h_eurasiya/index.php?month=6&day=01&ELEMENT_ID=6893&print=Y, Подробнее позиция Н.Н.Крадина изложена: Крадин Н.Н., Скрынникова Т.Д. Империя Чингис-хана. М: Восточная литература, 2006, Крадин Н.Н. Кочевники Евразии. Алматы: Дайк-Пресс, 2007 и др. работах.

  2. Кауфман А.А, Латкин Н.В., Лисовский Н.М., Лучинский Г.А. Сибирь/Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. СПб.: Брокгауз-Ефрон. 1890—1907.

  3. Анатолий Иванов: «Зачем человек на земле», журнал «Смена», 1984, сентябрь, № 1375, электронная версия URL:http://smena-online.ru/stories/anatolii-ivanov-zachem-chelovek-na-zemle

Богатырь — «баагатур» по-монгольски; русский боевой клич «ура» — от бурят-монгольского «ураа-гша» («вперёд»).
Исторические границы Сибири начинались сразу за Уралом. Ещё и сейчас в некоторых учебниках географии или энциклопедиях можно прочитать, что географически в Западную Сибирь входят «часть территории Свердловской и Челябинской областей, Курганская область». Только жители Свердловской и Челябинской областей об этом и не подозревают.

Страница наших партнеров: 

Лурье Светлана Владимировна 

bottom of page