top of page

Таджики

Таджики (самоназв.:
тоджик) – народ в Средней
Азии, основное население Таджикистана (7,2 млн чел., 2017).
Живут также в Афганистане
(св. 9,8 млн чел., 2017), Узбекистане (1,5, 2017), Пакистане
(св. 1,0, 2012), Иране (0,4, 2014).
Небольшие диаспоры имеются
в Германии (100 тыс. чел.), США
(72, 2016), Киргизии (52, 2015),
КНР (51, 2010), Великобритании
(40), Казахстане (31, 2015), Швеции (26) и др. странах. Общая
численность в мире – свыше
20 млн чел. (2016).


В России насчитывается
200,1 тыс. таджиков (2010) как российских граждан и около 1 млн чел.
в качестве трудовых мигрантов.
Территориями преимущественного
проживания являются: г. Москва
(27,3 тыс. чел.), г. Санкт-Петербург
(12,1), Тюменская (14,3), Свердловская (11,1), Новосибирская (10,1),
Челябинская (7,4), Самарская (7,1)
области.
Говорят на таджикском языке
западно-иранской группы индоевропейской языковой семьи.
В некоторых припамирских районах
встречаются диалекты восточно-иранской языковой группы.
Письменность на основе арабской,
латинской (1930-е гг.) и русской
(с 1940 г.) графики.
Верующие таджики – в основном
мусульмане-сунниты, имеется
немного шиитов, у припамирских
таджиков – исмаилитов.


ЭТНОГЕНЕЗ


Сложению такжикского народа
предшествовали длительные процессы. На рубеже II и I тысячелетий
до н. э. в Среднюю Азию пришли
ираноязычные племена, которые
смешались с местными жителями.
У основного населения среднеазиатских оазисов, долин и степей
распространились восточно-иранские языки.
С образованием в VI в. Тюркского
каганата усилилось проникновение в Среднюю Азию тюркских
этнических элементов. Ко времени
арабского завоевания в VIII в.
на этой территории выделились
три основных этнических области
будущей таджикской народности:
согдийская на севере, ферганская
на северо-востоке и тохарская
на юге, население которых и в дальнейшем сохраняло некоторые свои
культурные и бытовые особенности.
С образованием самостоятельного государства Саманидов в IX–X вв.
завершился процесс сложения
этнического ядра таджиков, что
было связано с распространением
общего фарси-дари-таджикского
языка, ставшего в эпоху Саманидов господствующим. На этом
языке развиваются таджикская
наука и культура, складывается
богатая литература. Письменно
зафиксированное время появления
этнонима «таджики» – XI в., однако
фактически оно относится к более
ранней эпохе.
С конца X в. политическое
преобладание в Средней Азии
перешло к тюркоязычным
народам. В результате чего
начинается многовековой процесс
тюркизации таджиков, особенно
на равнинах, в меньшей степени –
в горах и в больших городах.
Однако таджикский язык не только
сохранился, но и стал государственным языком многих тюркских
правителей.
Во вт. пол. XIX в. Таджикистан
оказался расколотым на две части.
Северные районы вошли в 1868 г.
в состав России, а население
южных районов еще долгое время
оставалось под властью Бухарского
эмирата. В 1924 г. была образована
Таджикская АССР, преобразованная
в 1929 г. в Таджикскую ССР. В 1991 г.
Республика Таджикистан обретает
статус суверенного государства.


ТРАДИЦИОННЫЕ
ЗАНЯТИЯ


Исконным занятием таджиков
было пашенное земледелие
в сочетании со скотоводством.
В равнинных и высокогорных районах применялось искусственное
орошение. Выращивались главным
образом зерновые, огородные,
садовые и бахчевые культуры,
а также хлопчатник. Скотоводство
в сельском хозяйстве играло
вспомогательную роль. Для горных
таджиков, напротив, скотоводство
имело превалирующее значение.
Летом животных перегоняли
на горные луга, и часть жителей
переселялась туда для пастьбы,
зимой спускаясь в кишлаки.
У равнинных таджиков издавна
были развиты различные ремесла:
изготовление хлопчатобумажных,
шелковых, шерстяных тканей (причем ткали мужчины), ювелирное
искусство, гончарное дело, резьба
по дереву и ганчу и др. У горных
таджиков товарное значение
получили изготовление шерстяных
тканей (мужчины), вязание и вышивка (женщины).
Сегодня в Таджикистане развивается в качестве декоративно-прикладного искусства художественное
ткачество, ковроделие, ручная
и машинная вышивка, керамика,
ювелирное искусство.


ТРАДИЦИОННОЕ
ЖИЛИЩЕ


Селения таджиков представляли собой компактные кишлаки с тесной застройкой, лабиринтом
кривых улиц и тупиков, глухими
стенами домов и заборов – дувалов. Дома в основном глинобитные
(в горных районах сложенные
из камней), с плоской крышей,
иногда с террасой (айвон).
Жилище делилось на мужскую
и женскую половины: в женскую –
внутреннюю часть дома – посторонние не допускались. Характерна
особая комната для гостей (мехмонхона): пол в них застилается
кошмами, паласами и коврами,
на которых по периметру помещения раскладывают длинные узкие
стеганные одеяла для сидения
(курпача), в центре – скатерть
(дастархан). Стены украшались
вышивкой (сюзане) и коврами.
У равнинных таджиков стенные
ниши по традиции часто выполняют
функции шкафов.


НАЦИОНАЛЬНЫЙ
КОСТЮМ


Традиционная одежда у таджиков, рознясь в зависимости от района проживания, имела и общие
черты. Мужчины носили рубаху
туникообразного покроя, штаны
с широким шагом, распашной халат, пояс-платок, тюбетейку, чалму.
Обувью служили кожаные сапоги
на мягкой подошве, кожаные
с заостренным носом галоши (их
носили отдельно, иногда надевали
на сапоги), в горных местностях –
туфли типа сабо с тремя шипами
на подошве для удобства ходьбы
по горным тропам.
Женщины одевались в просторные платья из гладких тканей.
В горных южных районах платья
богато вышивались и являли собою
образцы народного декоративного
искусства. Костюм дополняли широкие шаровары с напуском у щиколоток. Головной убор – платки,
тюбетейки. Горожанки и равнинные
таджички носили распашной
халат и местную обувь. У горянок
халатов не было. Традиционные
украшения – ожерелья, браслеты,
подвески, кольца, серьги.
В современной одежде таджиков
традиционные элементы (верхний
халат, тюбетейка) сочетаются
с городской одеждой, а в женской
одежде национальные элементы
доминируют и сегодня.


НАЦИОНАЛЬНАЯ
КУХНЯ


В основе питания таджиков –
хлеб в виде лепешек, который
выпекают в особых глиняных печах
(танурах), различные каши, а также
разнообразные молочные продукты: топлёное масло, сыр сухой
(курут) и творожный (панир). Повсеместно распространены лапша,
манты, блюда из риса; широко
используются растительное масло
(в т. ч. хлопковое), овощи и фрукты.
Мясо едят баранье и говяжье, часто
тушённое с лапшой или, реже,
с картофелем.
Праздничное традиционное
угощение у равнинных таджиков –
плов, у горных – суп из баранины
(шурбо). Национальные сласти:
халва, кристаллический сахар
(набот), нишалло (кремообразная
масса из сахара, яичных белков
и мыльного корня), конфеты
(парварда). Чай предпочитают
зелёный, в холодное время года
пьют черный чай.


НАРОДНОЕ
ТВОРЧЕСТВО
И ПРАЗДНИКИ


Фольклор таджиков, имеющий
тысячелетние традиции, богат
и разнообразен: героический эпос,
трудовые песни (майда), колыбельные, обрядово-календарные,
обрядово-праздничные и траурные
народные песни (суруд). Популярны
в народе четверостишия (рубаи),
сказки – волшебные и сатирические, распространены юмористические рассказы-анекдоты (латифы).
Широко развита у таджиков
музыкальная культура. Ее представители – созанда (певицы и танцовщицы), мавригихоны (певцы),
макомисты (одновременно певцы
и музыканты). Вершина исполнительского искусства – «Шашмаком», состоящий из различных макомов, в основу которых положены
газели знаменитых таджико-персидских поэтов средневековья.
В современном музицировании
популярен жанр лапара – дуэтдиалог юноши и девушки.
Музыкальные инструменты
разнообразны: струнные – дутар,
рубаб, танбур и др.; смычковые –
гиджак; духовые – най, карнай,
сурнай; цимбальные – чанг; ударные – таблак (глиняные литавры),
дойра (бубен), кайрок (каменные
кастаньеты). В современном
народном музицировании бытуют
аккордеон, мандолина, тар.
Красочны народные танцы (в т. ч.
шуточные и воспроизводящие
процессы труда). Излюбленными
народными зрелищами таджиков
издревле являются искусство
наездников, дрессировка животных
и птиц, национальные спортивные
состязания гуштингири (борьба),
човган (конное поло) и бузкаши
(козлодрание), выступления
канатоходцев и фокусников, комедиантов и кукольников.
В сегодняшнем Таджикистане
повсеместно отмечают религиозные праздники Курбан-Байрам
и Ураза-Байрам, национальные
праздники весны – Навруз
(21 марта), тюльпанов – Сайри
лола, государственные – День
примирения Вахдат (24 июня)
и День независимости Республики
(9 сентября).

 


 


 

ВЫДАЮЩИЕСЯ
ТАДЖИКИ


Культура и национальные
традиции таджиков неразрывно
связаны с творчеством таких
великих деятелей средневековья,
как поэты и писатели Абу Абдаллах
Рудаки, Омар Хайям, Абдуррахман Джами, Носир Хисрав, Саади
Шерази, автор эпической поэмы
«Шахнаме» Абулькасим Фирдоуси,
ученый аль-Фергани.
В XX–XXI вв. широкую
известность получили литераторы
Садриддин Айни, Мирзо Турсунзаде, Абулькасим Лахути, ученые
А. Бободжанов, А. Баховаддинов,С. Умаров, историки С. Раджабов
и Б. Гафуров, композитор Зиедулло Шахиди, балерина Малика
Сабирова, артист М. Касымов,
кинорежиссеры Бахтияр Худойназаров и Валерий Ахадов, борец
Хасан Бароев, боксер Раимкуль
Малахбеков и др.


ТАДЖИКИ В КРАСНОЯРСКОМ КРАЕ
Сибирь долгое время была малопривлекательной для таджиков,
пугая их своим суровым климатом.
Перепись 1897 г. зафиксировала
в Енисейской губ. всего 39 лиц,
владевших таджикским языком.
И даже спустя четыре десятилетия
их число не превышало в Красноярском крае 30 чел. Только к 1970 г.
количество таджиков достигает
в регионе двух с половиной сотен,
после чего в каждом следующем
десятилетии их численность возрастает в геометрической прогрессии
за счет переселенцев из трудоизбыточного Таджикистана.
Внутриполитический и экономический кризисы, постигшие эту
республику в 1990-е гг., привели
к резкому наплыву трудовых
мигрантов в Россию. За межпереписной период с 1989 по 2010 г.
численность таджикской диаспоры
увеличилась в 5 раз и в Красноярском крае, и в Российской Федерации в целом. Именно трудовая
миграция предопределила современные особенности социодемографического развития таджикского
сообщества Красноярского края.
По переписи населения 2010 г.,
2,8 тыс. чел. из 6,3 тыс. таджиков,
проживавших в крае, имели гражданство Республики Таджикистан.
За 2017 г. на миграционный учет
было поставлено 60,0 тыс. граждан
Таджикистана, что составило
почти 31 % от всех учтенных в крае
иностранных мигрантов.
Диаспора представлена в подавляющем большинстве (77,6 %)
мужчинами. Таджики наиболее
активно осваивают строительную
отрасль и торговлю в крупных
городах, 68 % из них проживает
в г. Красноярске. А в целом удельный вес горожан среди таджиков
достигает 89 %.
Еще одной характерной чертой
диаспоры является очень высокий
уровень религиозности и национального самосознания. Перепись
2010 г. зафиксировала в крае 72,6 %
лиц, владеющих таджикским
языком.

НАЦИОНАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫЕ
ОРГАНИЗАЦИИ


В общественной жизни Красноярского края диаспора начинает
себя активно проявлять после образования в 1999 г. Красноярского
таджикского национально-культурного центра «Пайванд» (предс.
Х. К. Алимов). Главными причинами
его создания стала потребность
таджиков в сохранении своей
культуры, национальных традиций
и обычаев, укреплении связей
с исторической родиной, сотрудничестве с общественными организациями других национальностей.
НКЦ «Пайванд» сразу вошел
в состав Палаты национальностей
Гражданской ассамблеи Красноярского края, Совета мусульман
региона, ряда общественных
советов ведомств и районных администраций г. Красноярска.
Таджикское общество стало
активным участником городских
и краевых культурных мероприятий, таких как фестиваль «Сроднила
нас Сибирь», День города, «Содружество на Енисее» и др.
Со временем НКЦ «Пайванд» сам
начинает проводить крупные акции
спортивного, культурного и благотворительного характера. Так,
общество выступило инициатором
проведения спортивной акции «Мы
за здоровый образ жизни. Мы против наркотиков», в которую активно
включилась школьная и студенческая молодёжь г. Красноярска.
С 2000 г. «Пайванд» осуществляет
шефство над одним из детских
приютов краевого центра, с 2002 г.
совместно с другими членами Совета мусульман Красноярского края
посещает колонии, где оказывает
содействие своим соотечественникам.
При содействии диаспоры были
установлены тесные связи между
правительством Красноярского края
и органами власти Республики Таджикистан. В Красноярске стали печататься крупные тиражи школьных
учебников на таджикском языке,
изготавливаться школьная мебель
для Республики Таджикистан.
В 2013 г. НКЦ «Пайванд» был
преобразован в Красноярскую
местную национально-культурную
автономию «Ватан» («Родина»),
которую в разное время возглавляли Х. К. Алимов, Б. Б. Бурхонов,
а с 2018 г. – А. Х. Сайдамиров.
С сер. 2010-х гг. в красноярских
вузах стали обучаться в большом
количестве таджикские студенты, что
активизировало молодежное крыло
диаспоры и ее участие в межнациональных мероприятиях. Один из их
лидеров – Асламов Хазар – долгое
время возглавлял Совет национальных молодежных объединений
«МИР» Красноярского края.
В последние годы таджикским
обществом ежегодно проводятся
праздники как религиозного
(Иди-Курбон), так и светского
содержания (Навруз). А праздник тюльпанов Сайри Лола
со временем приобрел масштабы
краевого и даже межрегионального уровней. На него для участия
в борьбе гуштингири съезжаются
борцы-полваны из двух десятков
регионов России и Таджикистана.
Спортивные и шуточно-развлекательные состязания, хлебосольство
и национальный колорит привлекают на праздник до 10 тыс. горожан
различных национальностей.
НКА «Ватан» принимает деятельное участие в разрешении самой
острой для диаспоры проблемы –
трудовой миграции. Общество
постоянно инициирует проведение
различных встреч, совещаний,
круглых столов с привлечением
государственных структур края.
В ряде совещаний принимали участие дипломаты из Таджикистана.
В 2016 г. НКА «Ватан» вместе
с киргизскими и узбекскими
диаспорами открыли в Красноярске
общественный центр по социокультурной адаптации и интеграции
мигрантов. В школах с большим
числом детей-инофонов они
проводят различные спортивные
и культурно-просветительские
мероприятия.
Среди земляков «Ватан»
проводит большую разъяснительную работу по всем нюансам
миграционной проблематики,
используя «Справочник мигранта
Красноярского края» на русском
и таджикском языках

bottom of page