top of page

Можно ли из глины сотворить мир?

Мария Морозова, 

магистрант истории искусств

Я не гончар, не гончарный круг, я лишь глина в руках гончара; но разве ценность достигнутой формы не зависит в равной мере от внутренней ценности глины, как и от колеса, и от мастерства Создателя?

 

Стивен Кинг

      «Масло», «холст», «темпера», «карандаш», «уголь», «дерево», «бумага», «мрамор», – эти слова знакомы многим людям, даже не слишком интересующимся искусством. А термины «шамот», «каолин», «окислы», «огнеупорная глина», «майолика» веют чем-то таинственным и загадочным. Эти понятия связаны с искусством керамики. Большинству зрителей сложно представить, что произведения, изготовленные из глины (если это не скульптура) и ей подобных материалов, это, прежде всего, посуда, сосуды и т.д., т.е. что-то несерьезное – это не полотно во всю стену, не скульптура, попирающая свод потолка. Однако, искусство керамики гораздо разнообразнее на техники и богаче на создаваемые образы, нежели распространенные представления о нем.

 

"Создание миров" Светланы Гинтер 

Декоративный пласт. 1997. Шамот, цветные массы, окислы. 

В этой относительно небольшой плите Светланы Гинтер, как нам подсказывает название, мы увидим создание миров. Создание миров из шамота, окислов и цветных масс. Сотворение мира всегда предполагает демиурга, - это процесс, отличный от Происхождения Вселенной,  независимого от воли творца, и не предполагающей его участия.  Данное произведение предлагает зрителю взглянуть на процесс сотворения мира, предложив точку осмотра сверху из положения единственного наблюдателя. Основной действующей силой в образе сотворения мира является множество нитей, сплетающихся между собой в четко заданном темпе. Цветовое взаимодействие теплых красных, холодных синих и бежевых цветов создает пространство, наполненное ритмом за счет постоянного чередования. Эти цвета гармонично сочетают в себе активное, деятельное, предупреждающее действие красного и пассивное, успокаивающее влияние синего. Здесь сочетание четырёх стихий: красные цвета как огонь, насыщенные синие – вода, светлые серовато-голубые – воздух, бежевые – земля. Четыре первоэлемента, из нитей которых сплетается мироздание.

 

В каком ещё материале так чётко и точно может представить художник нам эту картину, если не в глине? Ведь керамист так же задействует все эти первоэлементы в создании своих произведений. Сама глина – основа, земля. Ей нужна вода, что движет сотворением миров, она даёт глине пластичность и изменчивость. Ей нужен воздух для высыхания и нужен огонь для обжига, для закрепления формы и образа, как твердь земли. Тот же ритмичный процесс прослеживается и во взаимодействии форм – круга, креста и точки, тесно связанных, но словно последовательно наложенных друг на друга так, что можно представить сотворение этой работы ее автором. Петельки, узелки, - это астрологические символы планет Солнечной системы. Зрителю предлагается рассмотреть все мироздание, встав на место на место центра – самостоятельно сделать себя главной точкой мира. Ведь сотворение мира может происходить в разных масштабах – Космоса, конкретного места, а может и человека. Автор дает конкретные координаты – звезды, планеты, но также он предлагает вспомнить о создании собственного  мира. В древнегреческой культуре есть образ прядильщицы-мойры, творящей судьбу каждого человека с помощью нитей и станка. Идея в соединении частей, создании чего-то единого, крепкого, способного выдержать любую силу.

 

Возникает образ цельного мира, укрепленного «скрепами духа». Сама структура плиты предлагает взглянуть на ритмическое сотворение не только самого произведения, но и мира, который оно выражает.

 

Автором очень чутко выбран образ: в разных культурах практически все первые мифы о создании мира фиксируют создание Вселенной богом из глины. Это материал, который обладал силой и возможностями стать основой мироздания.

 

Теплый, пластичный, податливый, но в то же время диктующий творцу свои условия работы с ним материал способен по воле создателя из ничего сотворить все.

 

Из мягкого глина способна преобразиться в твердое, крепкое, сплоченное и цельное, схватить и зафиксировать цельность.

 

Аналогично тому, как из мифических вод первичного океана возникает твердь – и начинается жизнь мира. Если не глина, то какой еще материал лучше всего подойдет, чтобы представить «Создание миров»?

Читайте также: 

Интервью художника-керамиста

Светланы Гинтер

Антонина Филько об одном из произведений Светланы Гинтер

bottom of page