top of page

 Специфика  образа Сибири  
в современных арт-проектах

Мария Букова (Ильбейкина), искусствовед

АРТ-ПРОЕКТ
На сегодняшний день не существует четкого определения того, что такое арт-проект. Различные источники чаще всего описывают составляющие и визуальные характеристики какого-либо комплексного явления, именуя его «арт-проектом». Предлагается следующее определение арт-проекта: существующие в культурной жизни практики именуются  арт-проектами, если они затрагивают актуальную тему (общественную, культурную), характеризуются креативным решением, чаще всего интегрируют в себе одновременно несколько способов трансляции информации (аудио, видео, визуальные, тактильные приемы), имеют потенциал дальнейшего развития (создается ветвь арт-проектов), в той или иной степени предполагают соучастие в процессе зрителей. 


Существуют фонды, поддерживающие различные проекты художников, фотографов, музыкантов и т. п. К одному из наиболее известных в России можно отнести Фонд поддержки современного искусства «Арт-проект». Фонд поддержки современного искусства «Арт-проект» — некоммерческая организация, основные задачи которой — инициирование и реализация проектов в области визуальных искусств, музыки, литературы и театра, направленных на развитие актуального художественного процесса, установление международных культурных и творческих связей, продвижение современных российских авторов на отечественной и международной арт-сцене. Деятельность Фонда – организация персональных выставок, издание каталогов, организация участия индивидуальных авторов и объединений в групповых кураторских проектах, публикации в профессиональных журналах, организация конференций и форумов, создание коллекций актуального декоративного искусства, сотрудничество с частными и государственными структурами России и других стран мира. 


Не менее значимой является инициатива Фонда Михаила Прохорова [12]. Фонд Михаила Прохорова - благотворительный частный фонд, учрежденный в 2004 году бизнесменом Михаилом Прохоровым.  Главная цель Фонда - системная поддержка культуры российских регионов, их интеграция в общемировое культурное пространство, повышение интеллектуального уровня и творческого потенциала местных сообществ.  Региональная стратегия Фонда выражается в том, что для каждого из регионов Фонд разрабатывает свою уникальную программу, учитывающую историческую, экономическую и культурную специфику территорий.  Фонд осуществляет деятельность по трем направлениям:

- наука, образование, просвещение;

- спорт и здоровье; 

- современное искусство.

 

Фонд Михаила Прохорова, головное управление которого находится в Красноярске, является ведущей культурной институцией, занимающейся организацией и поддержкой современных арт-проектов в Сибири. 

СОВРЕМЕННЫЕ АРТ-ПРОЕКТЫ В СИБИРИ


Поднимается проблема идентичности Сибири. Доминантными по событийной жизни долгое время являются Москва и Санкт-Петербург, во многом благодаря привлечению творческого ресурса регионов. Как реакция на гипертрофированную централизацию культурной жизни России начали возникать региональные инициативы в Перми, Нижнем Новгороде, Новосибирске. Формирование и становление практики внедрения современных арт-проектов на территории Сибири и конкретно в городе Красноярске принадлежит Красноярскому музейному центру: это первая в России «Музейная ночь», первая в России Биеннале современного искусства, многочисленные кураторские проекты, построенные на взаимодействии с ведущими музейными и выставочными центрами России и стран зарубежья. 
Красноярский музейный центр - крупнейшая в Сибири презентационная площадка современного искусства, формирующая креативное сообщество и культурную среду обитания в городе и регионе. В основе новой стратегии не только открытость к взаимодействию и коммуникации, но и ценность творчества. На сегодняшний день в деятельности Центра ориентиром выступает исследование и представление смыслов и ценностей современной культуры.
С 1991 года тринадцатый филиал центрального музея В.И.Ленина получил название Красноярского музейного центра. Стратегией деятельности музея стало обращение не к прошлому (преимущественно музейная функция), а к будущему культуры. С одной стороны, музейный центр оставался по-прежнему хранителем культурных ценностей, но в то же время презентовал новые пространства и смыслы — знаковый проект «Новые территории искусства».

С 1995 года проводится Красноярская международная музейная биеннале. В мире существуют биеннале разных жанров: современного искусства, графики, архитектуры, дизайна, но музейная единственная в своем роде. «За вклад в развитие европейской идеи» в 1998 году Красноярскому музейному центру, первому российскому музею, был вручен переходящий Приз совета Европы − бронзовая скульптура «Женщина с прекрасной грудью» Хоана Миро. 
Биеннале – проект, впервые прошедший в Венеции в 1895 году; название проекта с итальянского означает «двухгодичный» и подразумевает под собой любую проводимую раз в два года выставку живописи, скульптуры, архитектуры, графики и т.п.
Первая музейная биеннале прошла в декабре 1995 года.  Задумывалась она как форум музейщиков. Формат форума был избран неслучайно: помимо конкурсной программы, биеннале включала и коммуникационную составляющую: музейщики получили возможность завязать контакты, получить оценку своей работы у экспертов и коллег, приобрести неоценимый опыт [2]. 


Тематика Красноярских биеннале


I Красноярская музейная биеннале – «Прошлое и будущее в музее». 1995 год отмечен столетними юбилеями старейшей Венецианской биеннале современного искусства, киноискусства и дня рождения русского философа М.М. Бахтина.    Кроме  экспозиционной программы были также дискуссионная программа, посвященная М.М. Бахтину и его идее культуры как непрерывного понимания различных эпох, и видеопрограмма.
II Красноярская музейная биеннале (1997 год) «Открытый музей: URBI ET ORBI». Третья музейная биеннале «Площадь Мира 1» (1999 год) объединила несколько культурно-исторических событий, определяющих особенный интерес к музейной теме - столетия красноярского железнодорожного моста, получившего в 1900 году  золотую медаль на всемирной выставке в Париже;   200-летия  А.С. Пушкина и  100-летия первого детского музея, организованного в Америке. В основных программах II  и III  биеннале, кроме Конкурса музейных экспозиций, прошли также конкурс музейных фильмов и конкурс музейных изданий.
IV Красноярская музейная биеннале не была привязана ни к каким юбилейным датам, но вся была посвящена «Искусству памяти» и «меморативному запасу».  Все экспозиции участников форума обращались к разным темам, экспозиционным решениям, но все работали с одной материей – памятью.  В рамках основной программы биеннале прошли три конкурса: конкурс музейных экспозиций «Театр памяти ХХ века», конкурс малых экспозиционных форм «Музейная открытка», конкурс музейных перформансов «Памятники площади Мира». Фокусом, точкой приложения сил VI биеннале были возможности влияния музейного творчества на его включенность в процесс развития цивилизации: «Здесь поэтика встречается с политикой. Политика, отвечающая за целеполагание, и культура, ответственная за осмысленность, интегрируются на базе ценностей. Существует два значения слова «ценности» - как опорные фигуры сознания, аксиомы культуры, определяющие мотивы  поведения и цели деятельности человека, и ценности — как объекты, материальные единицы культуры, «культурные ценности». Культурные институты и, в частности, музеи оперируют, прежде всего, последними – эмпирикой памятников культуры. Однако номинальная «культурная ценность» должна уметь становиться реальной ценностью культуры. Миссия музея в том и состоит, чтобы проявлять и устанавливать связи между базовыми элементами сознания и знаковыми вещами, артикулировать смысловые «энергетические» цепочки, соединяющие глубинную мотивацию бытия и событийное существование личности, способствуя укреплению и развертыванию ценностной структуры современного мира. Именно на этом пути продвижения актуальных ценностей «во времени и пространстве» культурным институтом обретается место и сила в социальной, политической и экономической действительности» [2].
V Красноярская музейная биеннале (2003 год) – «Вымысел истории». Биеннале предлагала участникам высказаться на языке экспозиции как о «писании» истории, истории как специфическом «рассказе», так и об интригующем переплетении воображаемых и реальных моментов проживания времени. Экспозиции были сгруппированы в 16 тематических зон, отражающих многогранность взаимосвязей историографии, искусства и предания. Задачей биеннале стала актуализация и формирование роли современного музея – площадки, являющейся не только коммуникационным центром креативной культуры, но и площадки, где прежде всего выясняются отношения с прошлым и будущим. Современный музей способен и намерен выполнять функцию обеспечения общества импульсом исторического творчества. Музей и художник формируют платформу обретения нового культурного опыта и продуктивного воображения, творения новой социоландшафтной идентичности. В качестве проблемы, исследуемой биеннале, берется осмысление процесса творческого понимания прошлого – воображения и представления события. В размышлении над памятью в ее непроизвольной интенсивности и фантазматической энергетике возникает вопрос соотношения события и истории. Для понимания предмета актуального искусства памяти представляют повышенный интерес пункты пересечения документированных и вымышленных историй как точки опоры для оформления непосредственного чувства времени, соотнесения продуктивного воображения с реальностью. История стремится говорить о том, что было, а поэзия — о том, что могло бы быть. Совместными усилиями участников биеннале в экспозиции проектов  создавалась квинтэссенция живого воспоминания, лежащего в основании действия, направленного на будущее.

Проекты биеннальской программы были подобраны на тему  «Историческое воображение». Для разметки концептуального поля центральной темы в экспозиционном пространстве биеннале выделяется специальная программа «Реальность вымысла» - прежде всего, она посвящена художественному вымыслу в истории.
VI Красноярская музейная биеннале (2005 год) - «Перемещение ценностей: ценность перемещения». Биеннале предлагала участникам высказаться на языке экспозиции как о «писании» истории, истории - как специфическом «рассказе», так и об интригующем переплетении воображаемых Веду - отражающих многогранность взаимосвязей  историографии, искусства и предания.
VII Красноярская музейная биеннале (2007 год) - «Чертеж Сибири». Именно с VII Красноярской музейной биеннале «Чертеж Сибири» следует вести отсчет целенаправленного создания арт-проектов, исследующих топографические и культурологические особенности региона. Выстраивается вектор от попытки принципиального утверждения взаимной заинтересованности музея и художника и накопления опыта креативности в музейной практике первых трех биеннале к попытке оформить платформу совместного творчества на четвертой. В последней, пятой биеннале экспозиционные усилия сосредоточились на ядре музейной поэтики – фигурах воображения, типологии «вымыслов истории», как формах временного опыта. 

VIII Красноярская музейная биеннале  (2009) – «Даль». Вслед за биеннале «Чертежом Сибири», биеннале 2009 года исследует тему Сибирского пространства. Проектный формат «Дали» предполагал в развитии стратегического вектора художественного исследования Сибири участникам проекта сосредоточиться на таком существенном свойстве сибирского пространства, как расстояние и связанными с ним способностями к дальновидению и предвидению.
Согласно кураторской концепции, Красноярская биеннале нацелена на исследование отношений земли и территории. Многозначный и мотивирующий самоопределение человека в пространстве творческий образ территории – искомый культурный результат.
Ведущей формой работы с пространством выступает формат «Ar tist in residence» - экспедиционное соучастие художников и краеведческих музеев, региональных территорий. Их общая цель - средствами современного искусства и музейно-коммуникационных практик проявить мировое  змерение, фермент дали в памятных вещах и локальных местах. Задача художника-резидента - предложить иное, перпендикулярное видение культурных феноменов ландшафтной и предметной среды музея и места, в котором тот стремится состояться. Наряду с художниками, непосредственно включающимися в сибирское далёко, организуется параллельный корпус авторов и работ, участвующих в проекте извне, сканирующих зыбкий горизонт с дистанции. Общая солидарная задача куратораэкспозиционера и авторов материализовать пространство перекрестка разнонаправленных взглядов. «Даль» - взгляд на Россию через Сибирь. Согласно концепции Сергея Ковалевского, создается концептуальное ядро «Привилегия дали», или пространственное измерение индивидуального художественного мира. «Идентичность в пространственном растяжении», «идентичность распространения» феноменально исторически связана с территориализацией Сибирской земли. Судьба России разрешалась освоением «пустого» пространства от Европы до Тихого океана. Культурная идентичность Сибири в масштабе России и мира должна строиться на этом фундаментальном историческом факте:  евразийская «пустыня» - это уже не недостаток, а стратегическое преимущество, позиционирующее Россию в мире. Самоопределение – в «привилегии дали». Именно энергия устремления – характерное свойство первичного сибирского самосознания. С теоретической стороны, гипотеза подкрепляется мощным мыслительным контекстом топологического представления современной картины мира (в который, наряду с философией, входят перспективные культурологические   и психологические теории становления человека пространством)». 
IX Красноярская музейная биеннале «Во глубине» (2011 год, рис. 4,5): попытка соединения региональной идентичности с универсальной концептуальной перспективой. «Во глубине» – завершающая часть «Сибирской трилогии», концепции куратора красноярских биеннале Сергея Ковалевского. Силами современного искусства в Красноярске ищется суть сибирского пространства и особенности «сердца России»: географически – Сибири, метафизически - менталитета русского человека,  его сердечности и душевности.   
Две прошедшие биеннале определили контуры, обозначили границы образа реально существующего и образа потенциального («Чертеж Сибири», биеннале 2007 года), горизонтали протяженности, плоскости и широты («Даль», биеннале 2009 года) Сибири, а третья часть проекта предполагает  расширить координатную сетку появлением высоты и глубины, вертикального измерения. Особенностью биеннале стало то, что практически все проекты выставки сделаны именно в расноярске: художникам предлагалось стать «старателями», добывающими полезные  ископаемые-концепты «сибирскости», и интерпретировать их. 

Биеннале должна стать платформой кристаллизации актуальных ценностей культуры, а также эффективным механизмом их трансляции и «вживления». Как арт-проект Красноярского музейного центра может рассматриваться практика внедрения паблик-арт проектов в городскую среду. Проект «Площадь Мира, 1» - проект по созданию нового, воображаемого города и формируемого им пространства и воплощение его в деле. Феноменология урбанистической культуры. Помещение глобального (тенденция паблик-арта) в локальный контекст. Развитие культуры концептуального мышления (объединение архитектуры, дизайна, объектов, инсталляций – визуальная культура публичного памятника). Собираемые  произведения современного искусства – с позиции их возможности выступить репрезентантами, «конвертирующими» пространство Сибири, представителями образов культуры городской повседневности и «памятниками личных историй современников». Программа паблик-арта осуществляет поступательное продвижение в городскую среду паблик-арта и концептуальной архитектуры.  

В 2002 году появился новый проект для города и горожан «Музейная ночь», представляющий  собой тематическую динамичную ночную программу, развивающуюся по оригинальному сценарию и включающий не только традиционные формы музейной деятельности – выставки и инсталляции, но и музыкальные концерты, видеопоказы, арт-шоу, перформансы, паблик-арт.  Впоследствии эта  практика была перенята другими российскими музеями (сменив название на «Ночь в музее)». 

Таким образом, Сибирь воспринимается как центр культуры, но не просто законсервированной культуры, а как катализирующая коммуникативная инфраструктура.

Проект «Норильский пленэр» 

 

С 2004 по 2006 год Фонд осуществлял поддержку проекта «Норильский пленэр». Петербургские художники Ира Васильева, Александр Дашевский, Иван Сотников, Ольга Флоренская, Александр Флоренский, а также сибирские (Норильск, Дудинка, Кайеркан) художники поставили перед собой задачу возврата к традиционным художественным ценностям. «Норильский пленэр» - аналог творческим поездкам художников советских времен, в ходе которого переосмысливалась сама суть подобного явления. Группа мастеров пыталась заново переосмыслить индустриальную тему,  очистив ее от конъюнктурного «привкуса» советской эпохи. Предметом творческого исследования художников стали заводы, трубы, шахты, газгольдеры и иные промышленные объекты, редко попадающие в поле зрения живописца и рисовальщика. Художники посещали такие объекты, как рудник «Медвежий ручей», шахта рудника «Таймырский», завод «Надежда», Никелевый завод, рудник «Ангидрит», Дудинский морской порт, заброшенный поселок «Рыбзавод» [15].

Фестиваль «Неизвестная Сибирь» 

 

Сибирь занимает особое место в культурной мифологии страны. Это не только ее ста-
новой экономический хребет, но и в неменьшей степени олицетворение самой России со всеми ее историческими парадоксами, современными противоречиями и будущим потенциалом. Сибирь ассоциируется в первую очередь с суровым климатом и тяжелой неволей. 
Но Сибирь также всегда была местом утопических, религиозных и мистических исканий, краем, куда в течение нескольких столетий люди бежали в поисках свободы и процветания. С одной стороны, это бескрайние пространства и первозданные леса, с другой – это мощный центр культуры, науки, образования и один из крупнейших очагов современного российского искусства. 
Цель фестиваля «Неизвестная Сибирь» - представить многогранную ментальную карту России, дать метафорическое видение нового имиджа страны. Министерство культуры Российской Федерации включило фестиваль «Неизвестная Сибирь» в официальную программу культурных мероприятий Года России-Франции – в первую очередь, чтобы разрушить сложившиеся стереотипы в представлении двух культур друг о друге. В городе Лион фестиваль прошел с 15 по 21 ноября 2010 года. 
Уже летом 2011 года основные проекты фестиваля были представлены в Красноярском музейном центре. Начиная с 10 июня в Красноярском музейном центре начинают работать выставка «Кем быть?» (рис. 5,6).  

1. Комиссариат - Михаил Лабазов и Георгий Никич, координатор - Наталья Сергиевская.
Смысловым стержнем работы Фонда стало искусство в городском пространстве и главным объектом внимания и поддержки – дети. При разработке этой программы многолетними партнерами выступили группа молодых художников и архитекторов Студия ДЭЗ №5 под руководством Михаила Лабазова, существующая с 1986 года. Сотрудничество двух творческих институций вылилось изначально в поддержку детей из норильского детского дома. Группа Павла Лабазова (сына Михаила Лабазова) стала работать с детьми. Каждый год художники выбирают новую тему для работы с детьми от 9 до 13 лет. Сначала эта тема обсуждается и анализируется взрослыми и детьми, которые описывают то, что они хотели бы создать. Затем начинается практическая работа: рисуются эскизы, создаются макеты. Для работы используются различные материалы: стальные каркасы, папье-маше, ткань, скотч, фанера, фольга, дерево, краска.

В результате возникают серии художественных проектов ребят, смысл которых заключался в эстетизации и гармонизации среды: «Школа-сад», «Добрые знаки», «Каннские пальмы» и т.д. Дети из Норильского детского дома вместе с социально неблагополучными детьми из Лиона в течение года работали над этой выставкой, и результатом работы стали более 30 художественных произведений, выставленных в здании Лионской мэрии. То, что вместе и по отдельности делают Фонд Михаила Прохорова и ДЭЗ №5, глубже и фундаментальнее, чем просто арт-терапия. Это, по существу, пересмотр привычных концепций детства и детской креативности, попытка дать детям равные права со взрослыми на полноценное проживание в культуре. В Красноярске была представлена российская часть проекта (рис. 6).


2. Арт-группа «Синие носы» - Вячеслав Мизин и Александр Шабуров (уроженцы восточной части России - Екатеринбурга и Новосибирска). Их перформансы и «сделанные на коленке» видео — это заново изобретенное популистское искусство в лучших традициях русской буффонады. Инсталляция, которую художники привезли на фестиваль в Красноярск - огромные портреты знаковых персонажей из истории Сибири, от Распутина до Чингисхана. В их лбы были вмонтированы баскетбольные корзины, а зрителям было предложено забивать в них мячи (рис. 7) [11].


Проект «Международный Канский видеофестиваль»


Канский фестиваль - фестиваль инновационного, альтернативного, авангардного видео, который проводится в городе Канск Красноярского края с 2002 года (ежегодно в конце августа — начале сентября). В программу кинофестиваля входят также видеоарт и все смежные жанры визуального искусства на стыке кино и современного искусства. Он позиционирует себя как площадку для экспериментов, а также противопоставляет себя цензуре и Голливуду. Гран-при Канского видеофестиваля в противовес кинофестивалю в Каннах является «Золотой пальмовый секатор».

Канский конкурс проходит по номинациям:
• документальный фильм
• игровой фильм
• анимационный фильм
• экспериментальный фильм
• видеоарт
• специальная номинация (тема меняется каждый год)


Организатор Канского фестиваля — московская студия «Видеодом» (при поддержке Фонда Михаила Прохорова, Министерства культуры Красноярского края и Администрации города Канска). Директор фестиваля – Павел Лабазов, арт-директор – Надежда Бакурадзе, Президент фестиваля – Андрей Сильвестров.
Место проведения — небольшой городок Канск — был найден в Интернете и выбран случайно: по созвучию с названием французского фестиваля. Шутка породила легенду, что в России будет свой Канский фестиваль. Визуальная арт-составляющая проекта: в 2008 году в честь фестиваля в городе Канске была выстроена «Канская пальмовая аллея». В 2009 году в Канске появилась галерея под открытым небом «Канский киноплакат» художников Александра Виноградова и Владимира Дубосарского, а на Центральном бульваре был установлен Памятник неизвестному художнику (автор неизвестен). В 2010 году темой фестиваля стало творчество Федерико Феллини. В 2011 году юбилейный 10-ый фестиваль принял французского архитектора и художника Ксавье Жюйо с ассистентами, а также арт-группу «Синие носы». 
Канский видеофестиваль был организован в 2002 году. С 2008 года фестиваль объединяет в своей программе кинопоказы с другими манифестациями в области современного искусства: выставки, перформансы, актуальная музыка, паблик-арт.


Основные функции и особенности фестиваля: 
- обеспечивает социальную платформу для производства и продвижения альтернативного 
кино и инновационного видео, которое находится за пределами мейнстрима как в кино, так и в современном искусстве; 
- независимая площадка, нацеленная на обнаружение и поддежку авторских высказываний неофициального характера, переосмысленных в контексте современной культуры; 
- одним из ключевых моментов является поиск и популяризация новых имен, жанров, стилей, концепций кино, видеоарта, анимации, иных форм визуальной репрезентативности; 
- расширение границ визуальной культуры, отход от концепции «столичной» и «региональной культуры». 
Образ Сибири, культивируемый фестивалем, –  «тотальный эксперимент во времени   и пространстве». Во-первых, ломка географического стереотипа: город Канск – это холодный Красноярский край, а не Лазурное побережье Франции. 

Во-вторых, сюда можно добраться по бывшему кандальному тракту на автобусе или по железной дороге, а не самолетом или яхтой. Сибирь представляется площадкой, в семантике названий небольших пространств которых суггестивно заложен потенциал стать новым культурным центром. Новизна заключается не только в актуальном хронологическом пространстве, но и – в большей степени, - в современности избранного материала – видеоискусства. Кино и видеоарт также расширяют свой онтологический статус: в качестве произведений и авторских высказываний не в меньшей степени, нежели профессионально (технологически, по кадровому составу) сделанная продукция, выступают и любительские (домашняя камера, автор-дебютант, автор-дилетант) работы. Новационная практика так называемой «видеопочты» - рассылки Канского видеофестиваля и партнерских проектов по всей России, - выступают «связующей нитью», коммуникационным медийным явлением. 
Проведение фестиваля в провинции способствует формированию и буквальному взращиванию нового зрителя вне оторванности от тенденций и трендов современной культуры и искусства. 
Таким образом, Сибирь – пространство лояльности, пространство расширения (свобода выбора, свобода действия, границы географические и гносеологические), пространство оформления (воспитание зрителя через образцы не только мировой и российской, но и региональной культуры) [6]. 


Красноярская школа графического дизайна


Красноярская школа графического дизайна - образовательно-творческий проект Фонда Михаила Прохорова. Творческая практика «Красноярской школы графического дизайна» не является образовательной деятельностью, подменяющей собой другие формы профессионального обучения. Проект создает стимулы к эффективному развитию на всех уровнях, оказывая содействие и поддержку всем активным и дееспособным творческим силам. Основную целевую группу «Красноярской школы графического дизайна» составляют молодые дизайнеры-графики, но для участия в проекте нет возрастных или образовательных цензов. С 2010 ШГФ проходит в Красноярском культурно-историческом музейном комплексе. Партнеры Фонда в новом проекте – Академия графического дизайна и Высшая академическая школа графического дизайна – объединяют самых известных мастеров отечественного графического дизайна, внесших весомый вклад в его развитие. Практически все они примут участие в проекте «Красноярская школа графического дизайна», рассчитанном на несколько лет.  Основная целевая группа нового проекта – молодые красноярские дизайнеры-графики. Повышение их профессиональной квалификации, содействие развитию регионального графического дизайна, поддержка культурных инициатив дизайнерского сообщества – основные задачи просветительского проекта.   Мастер-классы, лекции, воркшопы (проектные семинары) уже провели Евгений Добровинский, Эркен Кагаров, Юрий Гулитов, Сергей Серов, Владимир Чайка, Игорь Гурович. 


Театральный фестиваль «Норильские сезоны»


Фестиваль, объединяющий российские и зарубежные театральные коллективы, представляющие современные спектакли, демонстрирующие разные направления театрального искусства:  от инновационных постановок до переосмысления классики.
Театральный фестиваль «Норильские сезоны» - один из первых проектов Фонда, который стартовал в 2004 году. Третий год куратором «Норильских сезонов» выступает Международный фестиваль «Новый европейский театр». В рамках фестиваля можно не только увидеть лучшие современные спектакли, но и оценить очень разные по своему подходу режиссерские постановки. Ранее участниками «Норильских сезонов» становились: Малый драматический театр – театр Европы, театр им. Моссовета, Академический театр им. В.Маяковского, театр «Сатирикон» им. А.Райкина, Санкт-Петербургский академический театр им. Ленсовета, Мастерская Петра Фоменко, театр «СанТуа» (Франция), Театр Музыки и Поэзии Елены Камбуровой, театр «Буратто», группа «ПуХа!» (Испания-Аргентина), «Коляда-Театр» (г. Екатеринбург), театр «ДАХ». 


Красноярская ярмарка книжной культуры 


Проект Ярмарки – ежегодный, носит долгосрочный характер, позиционирует Красноярск как центр книжной культуры и призван объединить издателей и книгораспространителей из центральных регионов России и городов Сибири и Дальнего Востока. 
Красноярская ярмарка книжной культуры  — одна из трех лучших российских книжных ярмарок на сегодняшний день (наряду с Московской Международной выставкой-ярмаркой и Книжной ярмаркой Non-fiction в Москве). КРЯКК предлагает новаторский подход к пропаганде чтения: презентацию бытования книги в современном мультимедийном культурном поле, анализ эволюции и трансформации книги в ее конкурентной борьбе с новыми видами искусств и информационными носителями. 
Образ Сибири, с которым работает ярмарка – это территория, на которой ценным и важным является книга; чтение – наилучшая форма культурного досуга жителей региона; Сибирь как центральная зона России – локация интеграции фрагментированного культурного сообщества Сибирского и Дальневосточного регионов; повышается статус письменной культуры и культуры слова за Уралом. 
Формат проекта – выставка-продажа и книжный фестиваль, — состоит из семинаров и мастер-классов для библиотекарей, круглых столов по проблемам книгопечатной продукции, семинаров по полиграфическим технологиям, выставок, инсталляций, музыкальных и видеопрограмм, мастер-классов по книжному дизайну, дискуссий и лекций, обсуждений и презентаций популярной, научной, специализированной, детской и т.п. литературы, театральных гастролей, презентаций современных поэтов и писателей. 

Проект «LAD», архитектурный фестиваль «Архваренье»


LAD - Красноярская Lаборатория Архитектуры и Dизайна (творческое молодежное объединение LAD). Объединение создано осенью 2007 года при активном участии студентов, аспирантов   и молодых педагогов архитектурного факультета Сибирского федерального университета. Важнейшая часть работы объединения — практическая проектная деятельность. Это участие в общероссийских и международных конкурсах; организация и реализация инициативных проектов, предложенных любым из участников объединения; организация и проведение выставок; организация и реализация воркшопа на базе СФУ, налаживание контактов со студентами специальностей в области архитектуры и дизайна по всему миру. 
Арт-проект, реализуемый Лабораторией - архитектурный фестиваль «АРХВАРЕНЬЕ».

На данный момент фестиваль существует два года. Концепция его основывается на идее обыгрывания и творческого осмысления окружающего мира, сформированного задолго до появления в нем субъекта действия или же созданного по уже сложившимся правилам. Фестиваль LAВ создает объекты, работающие с альтернативными уже существующему пространствами. 
Место его проведения - под Красноярском, в районе поселка Дрокино, где и создаются объекты на заданную тему (в 2011 году это была «Экспериментальная реальность»). В нем принимают участие студенты профильных вузов, специалисты в области архитектуры и прикладного дизайна Красноярска и Иркутска. Помимо летнего, в 2010 году прошло и зимнее «Архваренье» - на льду залива Шумиха Красноярского водохранилища, в марте. Целью фестиваля стало временное архитектурно-дизайнерское внедрение в существующую среду посредством сооружения арх(т)объектов любыми средствами и преимущественно из подручных материалов. Объекты, создаваемые молодыми архитекторами и художниками, имеют интерактивный характер. Каждый раз, в соответствии с темой, объекты отражают ту или иную сторону реальности: в 2011 году на летнем «Архваренье», темой которого были условно обозначены «Зоны реальности», возникли жилой дом-гнездо, мост-памятник незаконченной работе, куб-зона отдыха и мини-стадион [3]. С молодежью постоянно работают известные в Красноярске практикующие архитекторы и проектировщики Алексей Мякота, Артур Пилипенко, Вадим Марьясов, Сергей Лошаков, Виктор Яковлев, Дмитрий Журавлев и другие. 
Основная идея проведения фестиваля заключается в том, что на территории огромного природного массива возможно и необходимо сопротивление и переработка индустриальной и футуристической темы. Нигде так, как в Сибири  не реализуется наглядное взаимодействие пространств первой и второй природы. 
«Архваренье» - проект, построенный во многом по аналогии с «Архстоянием» - фестивалем ландшафтной архитектуры, проходящим на открытом воздухе в селе Никола-Ленивец Калужской области. Организатором и идейным вдохнителем его выступил российский художник Николай Полисский, создатель «Пермских ворот» в городе Пермь. К каждому фестивалю специально приглашённые архитекторы создают арт-объекты из природных материалов: дерева, снега, сена, лозы и т. д. Некоторые объекты функциональны: плоты, качели, даже туалеты. Большинство объектов взаимодействуют со зрителем — в них можно зайти, залезть, прокатиться на них.
Таким образом, Сибирь – это пространство, где реализовываются проекты, построенные по тем же принципам, что и в столицах культурной жизни страны. Однако их специфика заключается в переосмыслении соотношения природного и человеческого пространств упорядочивания реальности («архитектура» как создание структуры и порядка) и в осознании того, что в роли организаторских, ведущих сил выступают не уже сложившиеся и знаменитые художники, а молодые творческие кадры.


Этнопроект «Саянское кольцо»

 

В июле 2003 г. в Шушенском состоялся международный фестиваль этнических культур «Саянское кольцо». В нем приняли участие 42 фольклорных коллектива, более 600 артистов из Хакасии, Тувы, Бурятии, Алтая. Ныне фестиваль имеет статус сибирского фестиваля мировой музыки [4].
В 2011 году в рамках VIII международного фестиваля этнической музыки «Саянское кольцо»  впервые было представлено современное искусство. Проект Красноярского музейного центра «Искусство в природе» включал в себя инсталляции, видеоарт, перформансы, паблик-арт проекты, музыкальные эксперименты – 18 проектов. В проекте участвовали художники и музыканты из Красноярска и Сеула. 
Цель проекта «Искусство в природе» - в соответствии с общемировой тенденцией в современном искусстве освоить новые территории, как географически, так и концептуально. 
Представленные проекты: паблик-арт проект «Русский психоделический сад» Василия Слонова – нижняя часть деревьев возле площадок музыкальной программы была обута в лапти (рис. 8); видеоинсталляция «Watershadow four seasons» Ким Чангкьюма (Сеул, Корея) -  иллюзорный водоем, в котором отражалось небо, цветущая сакура, опадающие осенние листья, периодически пересекаемые человеческими тенями; деревянные стулья Екатерины Кузубовой – кусочки природного ландшафта вместо сидений стульев; огромные четки с изображениями, повторяющие мотивы наскального искусства Хакасии, созданные Анастасией Безвершук и Иваном Усякиным; «Торжество свободы» - картонная статуя Свободы, и «Этнобэнд» - четыре картонных снеговика с музыкальными инструментами;   «Выставка сибирского пейзажа» - белая стена с вырезанными насквозь и обрамленными в золотые рамы отверстиями  Анастасии Березинской. Кроме этого художники проекта подошли к созданию объектов современного искусства на фестивале «Саянское кольцо» как к проявлению культурной преемственности, способу обновления традиционного искусства смешивая самые невероятные сюжеты. Так, художник, Игорь Лазарев создал интерактивный объект «Детское чудо». Это увеличенная копия деревянной механической игрушки, о существовании которой взрослые уже забыли, а современные дети даже не догадывались. Алексей Мартинс представил объект «Стог» — символ крестьянского труда, единения с природой.  Стог как бы вырос из земли и, светясь в ночное время, подчеркивал свою значимость и символичность. Каждый фестивальный день с 23.00 для проекта «Искусство в природе» начинался перформансом, на сцене экспериментировали музыканты и ди-джеи. В 24.00 каждого дня начинали работать видеоинсталляции. Алексей Акимов и Александр Дресвянников представили свой проект «Почаще». На пышные кусты возле музыкальных площадок ночью виджеи проецировали видео с самыми невероятными мистическими образами. Александр Краснов показал свой мультфильм «Неземные соседи», используя в качестве экрана одного из участников скульптурной группы «Этно-бэнд». 
Перформансы начались уже в первый день фестиваля. Первым стал перформанс «Скошенные звуки»:  Обычный с виду днем стог ночью неожиданно запел, после чего озарился ярким светом. Второй вечер открылся перформансом «Кольцо». Художники Алексей Мартинс и Игорь Лазарев, привязав к себе километр прочного шнура, под звук метронома выбежали к стоящим возле сцены зрителям и стали обвязывать всех в кольцо. Таким образом, все присутствующие на малой фестивальной площадке стали активными участниками перформанса. Третий перформанс Алексея Мартинса «Туда?» стал заключительным. В основу было положено творчество художника Эрика Булатова, который уже вошел в историю современного искусства. Характерным и узнаваемым творческим методом Булатова является столкновение плакатного текста с пейзажной составляющей. Разместив на огромную тяжелую конструкцию текст «ОТКУДА Я ЗНАЮ КУДА», Алексей как «бурлак» протащил его через весь малый стадион, прилагая немыслимые усилия. В результате художнику удалось предельно доступным образом проиллюстрировать очень сложный путь художника современного искусства.
Таким образом, проект «Искусство в природе» для  фестиваля этнической музыки «Саянское кольцо» стал настоящим экспериментом, ознаменовался не только синтезом искусств, но и подтвердил, что этника и традиционная культура только выигрывают в диалоге с современными художественными практиками, а современное искусство вовсе не для узкого круга знатоков, а явление общедоступное, веселое и жизнеутверждающее. Сибирь – пространство, где традиции еще не стали архаикой, а новации уже органично включают опыт предыдущих поколений. Синтетическое мировоззрение и воплощаемые им образы наглядны, доступны и понятны современному человеку. 

Арт-проекты Союза художников Российской академии художников


Союзом художников периодически проводятся выставки и организуются проекты, работающие с формами современного искусства. Специфика их заключается в том, что эти проекты работают с образом Сибири как нарратива (повествования). Нарративное искусство рассказывает какую-то историю, стремится удержать внимание зрителя наличием классических трех составляющих – завязки, конфликта и развязки.
В 2011 году в Красноярске открылась международная выставка «Хронотоп». Проект экспонируется на двух выставочных площадках – в Академии художеств представлены работы известных сибирских художников, в Арт-галерее Романовых работы художников из Австралии, Бельгии и Южной Африки (рис. 9-11).
Выставка подготовлена специально для конференции «Наскальное искусство в современном обществе» и посвящена 290- летию открытия Томской писаницы.  Это творческое исследование на тему «Древние образы в современном искусстве». Проект инициировали в Новокузнецке, и он теперь путешествует по стране, демонстрируя генетическую память художников-участников и их творческое выражение родства с историей и культурой Сибири. Круг исследований - открытия археологов и этнографов Сибири, пути трансформации сибирской архаики в пластику современного изобразительного искусства. Авторы проекта «Хронотоп» ставят себе задачей проследить движение от начала начал - сибирской архаики к современному искусству, к тому, «что возрождает духовное наследие предков в современной художественной практике». Проект Академии как культурного института, сохраняющего и передающего традиции изобразительного искусства, ставит своей задачей установление связи времен.  Название проекта «CHRONOTOP» означает (от греческого chronos-время и topos-место) – буквально время-пространство, или, образно, «на пике времени…». В проекте прослеживается движение художественной мысли от «начала начал» - сибирской архаики - к современному искусству, тому, что возрождает духовное наследие предков в современной художественной практике. Задачи проекта – установить диалог частных художественных хронотопов или авторских моделей мира как способа отражения индивидуального художественного мышления; исследовать типы, соотношения, оппозиции художественного времени – исторического, мифологического, психологического (индивидуального); познакомить зрителей с мироощущением творческого сознания и особенностями культурно-генетической памяти художников, обращающихся в своем искусстве к теме архаики. 
Образ Сибири: пространство мифа, этнокультурной комфортной и богатой на исследовательские темы реальности. Сила великих мифов и символов открывает людям что-то относительно их внутренней жизни и цели. Древние образы в искусстве современных сибирских художников провоцируют поиск со-единения творческих личностей, сохранивших генетическую память родства, и события с историей и культурой гигантской территории под названием Сибирь. Сибирь как пространство памяти. Творческий импульс, развивающий все более активно искусство не столичное, а региональное, своим рождением обязан ситуации изнутри. Потенцией породить серьезную творческую реальность и обладает Сибирь – огромное пространство с высокими достижениями культуры, цивилизации, традиции прошлых эпох. Обращение к философскому  осмыслению действительности и культурного наследия древних цивилизаций приносит возможность понимания значения подлинных общечеловеческих ценностей: база, создаваемая традицией, есть «точка возврата», «точка опоры», или реальная возможность собственной культурной идентичности. Сибирь выступает локацией народной культуры.  Термин «народная культура» широко распространен и с ним связывают, как правило, дея  тельность простого народа, неспециализированного в области интеллектуального или художественного труда  [13]. Основные характеристики народной культуры - неповто  римый облик, базирующийся на текучести, нестрогости мировосприятия, наличии констант и архетипов, противополож  ных представлений и верований, которые рационально не-расчленимы и непереводимы на язык логики. В этом понимании народной культуры выражается ее форми  рование как многоэлементной целостной системы, которая вбирает в себя не только традиционные этнические, бытовые, но и современные формы выражения знаний, ценностей, норм и образцов жизнедеятельности народа, находящихся в процессе непрерывного развития. Современная народная культура, сохраняя свою синкретичность, включает в себя не только традиционные элементы, но и некоторую, боль  шую часть прогрессивной или интеллигентной культуры, на  полненной техногенными формами бытования. Процесс осовременивания народной культуры заключается в ее боль  шей цивилизованности, придания ей черт интеллектуально  го осмысления, обновления мировосприятия.

 

Сибирский центр современного искусства


Сибирский центр современного искусства открылся 23 сентября 2010 года. Центр открыт как филиал Новосибирского государственного краеведческого музея. Задачи СЦСИ - знакомить сибиряков с лучшими образцами российского и зарубежного   contemporary art, поддерживать творчество сибирских авторов, вести работу с молодыми художниками. СЦСИ выступает организатором «Ночи музеев» - мероприятия, построенного по тем же принципам, что и красноярская «Музейная ночь»: музеи открыты допоздна, предлагая горожанам посмотреть те экспозиции, на которые у них не хватает времени днем. Новосибирцы этой возможностью с охотой воспользовались - всего, согласно статистике, выставки посетили 12, 5 тысячи зрителей. Музейная ночь в Новосибирске прошла в 2009 году. 


В сотрудничестве с Алтайским художественным музеем СЦСИ организует фотовыставки – так, в 2011 году открылась выставка «Когда художник берет фотоаппарат» на Алтае. Эта выставка продолжает направление работы Сибирского центра современного искусства, касающееся сотрудничества с региональными музеями и галереями. Не секрет, что современных российских художников зритель, живущий вдали от столиц, знает плохо. Одна из задач СЦСИ - знакомство сибиряков с современным искусством, с творчеством как лучших сибирских, так и столичных художников. «Когда художник берет фотоаппарат» - пилотная выставка большого просветительско-образовательного проекта, создаваемого СЦСИ  совместно с куратором Андреем Ерофеевым. Проект под рабочим названием «Художник в роли» представляет различные ипостаси современного художника - художник в роли фотографа, в роли архитектора, в роли музыканта, куратора и т.п.  СЦСИ надеется показать в городах сибирского региона и следующие выставки этого проекта, расчитанного на несколько лет.


Проект «Монстрация»


«Монстрация» - незаконное шествие-хэппенинг, проходящее в Новосибирске и собирающее порядка двух тысяч человек (рис. 12, 13). Идеолог и организатор Монстрации Артем Лоскутов в 2010 году получил премию «Инновация», что в корне изменило отношение власти к данному мероприятию: после некоторых колебаний чиновники пошли ему навстречу и даже удлинили маршрут Монстрации  — в этот раз он пролегал от площади Калинина до Первомайского сквера, а участие в акции приняли от 3 до 4 тысяч человек.
Помимо собственно шествия, «Монстрация» постепенно включила в себя различные формы и события: это публичная читка документальной пьесы «Монстрация есть чо», которую написал тандем новосибирских драматургов в составе Дмитрия Рябова и Юрия Чепурнова (при участии еще двух молодых авторов). Пьесу авторы, как было объявлено, писали в технике вербатим (в переводе — дословная запись), что предполагало «хождение в народ» за материалом и буквальное использование диктофонных расшифровок интервью. И написание пьесы, поводом к которой стало реальное, свежайшее событие, и формат читки — абсолютная новость для Новосибирска. В Москве «Театр.doc» практикует подобную практику чуть ли не с начала «нулевых» — выходили спектакли и про жизнь офисных работников, и про смерть Сергея Магнитского, и постановки, посвященные известным персонажам – в том числе Олегу Кулику. Получается такой театр быстрого реагирования, оперативно откликающийся на знаковые события сегодняшнего дня. Понятно, что такие постановки отличаются от привычного «театра-театра» - делаются они быстро, играются с минимумом декораций и реквизита, быстро сходят со сцены. В 2011 году «Монстрация» впервые прошла и в Красноярске.

Рассмотренные арт-проекты позволяют выделить следующие аспекты,  акцентирующие   и определяющие специфику образа Сибири – как каждый в отдельности, так и совокупно. 
1. Сибирь – образ пространства концептуального и контекстуального.  Несомый месседж условно можно обозначить как «зону устремления»:  Сибирь как земля неизведанная, манящая наличием в себе памяти прошлых эпох, существующих здесь и сейчас, актуализирующихся не только по мере необходимости (в случае организованных сверху фестивалей, направленных на поиск идентичности, нарочитого выделения этно- и национальных особенностей), но наличествующих априори и зачастую регламентирующих систему ценностей культуры XXI века. С одной стороны, память прошлого («искусство памяти») интерпретируется как негативный опыт: актуализируются сюжеты ссылок, изгнаний, тотальной и принудительной индустриализации (инсталляции, видеоарт, станковые произведения, экспонирующиеся в рамках Биеннальского проекта Красноярского музейного центра). С другой стороны, память прошлого – пространство свободы, место беглых, ищущих самостоятельности людей;  народная культура коренных народов, населяющих Сибирскую территорию, рождает простор самобытного творчества (проекты для Биеннале, искусство на этнофестивалях). Соединение негативного и позитивного аспекта «искусства памяти» лежит в основе формирования осознания региона как пространства особенности: явления современной культуры контекстуальны, нюансировка напрямую зависит от места и времени.
2. Сибирь – «широта»: с позиции художника столичного и западноевропейского — это опыт «пограничный» и «дальний» — открытие в себе новых граней, путешествие в неизвестность.   С позиции художника местного — «широта» осознается как возможность рассмотрения своего творчества в контексте взаимодействия искусства традиционного (основы которого впитываются с детства и основываются на реалиях окружающей среды) и современного.  
3. Сибирь – «экспериментальная площадка», место рождения и апробации новаторских идей. Именно в Сибири, лишенной естественного для «континентальной» территории городского культурного ландшафта, возникают проекты российского и даже европейского уровня. 
4. Сибирь – «территория разработки»: поиск новых талантов, пространство, где воспитываются художники и деятели культуры (Норильский проект Лабазова с детьми: на территории добычи алмазов  - работа с самородками). Разработке подвергается «глубина» содержания самого понятия «Сибирь» и его творческих ресурсов.

Перечисленные аспекты укладываются в понятие «космоцентричности» образа Сибири: осуществляется попытка в качестве основополагающего принципа найти универсальный порядок, определяющий принцип жизни как сибирского социума, так и сибирского пространства. 

5. Сибирь преимущественно как пространство историческое, хранящее в себе память самого раннего искусства – наскальных рисунков. И в современном искусстве – в частности, в искусстве художников-союзовцев, - ассоциируется с древними наскальными рисунками. Социоцентрический аспект – поиск корней для определения идентичности. Манифестируется, что именно искусство прошлое, а также искусство коренных народов оперирует содержательной целостностью воспринимаемой реальности, отражающей менталитет, мировоззрение народа, склад его души, способы жизнедеятель  ности, духовные интенции и нравственные позиции. Социальная детерминация подводит к понятию этнохудожественное (этнокультурное) видение», которое определяется содержанием и направленностью народного художественного творчества как формы коллективной инновационной деятельности. В этом случае возникают свои традиционно устойчивые темы, художественные элементы, сюжеты, композиционные решения.


1. Артхроника. №2/2006. – 108с. – Москва: ЗАО «Артхроника». [48-60сс.].
2. Красноярская музейная биеннале. – Код доступа: http://www.biennale.ru/
3.   Красноярская региональная организация Союз архитекторов России. – Код доступа: http://krsa.ru/
4. Красноярье: пять веков истории.: Учебное пособие по краеведению. Часть II. – Красноярск: 
группа компаний «Платина», 2006. – 256с. 
5.    Медиаэнциклопедия Изобразительных искусств. – Код доступа: http://visaginart.narod.ru/POST/instal.htm
6. Международный Канский видеофестиваль. – Код доступа: http://www.festival-cannes.ru/
7.  Портал «Мир словарей». – Код доступа  http://mirslovarei.com/content_fil/audiovizualnaja-
kultura-15463.html
8. Портал «Visaginart». – Код доступа: http://visaginart.narod.ru/POST/kin.htm
9. Портал «Visaginart». – Код доступа: http://visaginart.narod.ru/POST/instal.htm
10. ПроПабликАрт. – Код доступа: http://www.propublicart.ru/article?id=6
11. Тарасова М. В. Коммуникативные основы художественной культуры»: монография / 
М.В.Тарасова, В.И.Жуковский – Красноярск: Сибирский федеральный ун-т, (2010). – 145 с.
12. Фонд Михаила Прохорова. – Код доступа: http://www.prokhorovfund.ru/
13.     Хилько Н. Ф. Роль аудиовизуальной культуры в твор  ческом самоосуществлении личности: моно-
графия. Омск: Изд-во Сибирского филиала  Российского института  культурологии, 2001.  - 446 с.
14. Центр культуры и искусства МедиаАртЛаб. – Код доступа: http://www.mediaartclub.ru/  
15.   Четыре взгляда на детское искусство. Сибирские и французские мастерские ДЭЗ №5 и ее пар-
тнеров 2004-2010. – Фонд Михаила Прохорова. 2011. – 126с.
16. Школа визуальных искусств. – Код доступа: http://art.photomap.ru/
17.   Энциклопедия «Альтернативная культура». – Код доступа: http://visaginart.nm.ru/POST/vid.htm.
18.  J. S. Zamaraeva, «Relation of the Migrant and the Receiving Environment as a Phenomenon of the Krasnoyarsk 
Territory Modern Culture» (Association Experiment Results Based on the Methodology Serial Thematic Associations)  
//Journal of  Siberian Federal University.  Humanities & Social Sciences 6 (2011 4) 805-815.

19.  N. P. Koptzeva, K. V. Reznikova, «Selection of Methodological Principles for Actual Research on Culture» // 
Journal of  Siberian Federal University.  Humanities & Social Sciences 4 (2009 2) 491-506.
20.   N. P. Koptzeva, «Cultural and anthropological problem of Social Engineering» (Methodological Problem at Modern 
Applied Culture Studies) // Journal of  Siberian Federal University.  Humanities & Social Sciences 1 (2010 3) 22-34.
21.   N. P. Koptzeva, N. A. Bachova, «System of Culture in Krasnoyarsk Region: Main Subjects and Cultural 
Values» // Journal of  Siberian Federal University.  Humanities & Social Sciences 3 (2010 3) 344-381.
22. N. P. Koptseva, N. N. Pimenova, K. V. Reznikova, «Protection and Development of the Indigenous 
Peoples Living in Circumpolar Territories: Cultural and Anthropological Analysis»// Journal of  Siberian 
Federal University.  Humanities & Social Sciences 5 (2010 3) 649-666.
23. A. A. Semyonova, ««Concept» Notion as the Base of Contemporary Culture Studies» // Journal   
of  Siberian Federal University.  Humanities & Social Sciences 2 (2009 2)  234-246.
24. A. A. Semyonova, A. V. Bralkova. Visualization of the Concept of «the North» in Fine Arts. Journal   
of  Siberian Federal University.  Humanities & Social Sciences 4 (2011 4) 476-491.
25.   M. G. Smolina, «Maieutic Means of Criticism» // Journal of  Siberian Federal University.  Humanities   
& Social Sciences  1 (2009 2) 120-130

Страница наших партнеров: 

Лурье Светлана Владимировна 

bottom of page