УДК 78.071.1 (430) + 783.3

 

Поиск истины

Лозинская Вера Петровна[1]

Сибирский федеральный университет   

                                                   

Аннотация

Прошло почти 250 лет со дня рождения Людвига ван Бетховена, но жизнь его духа не потерялась во времени. Бетховен является символом музыки второй половины XVIII-го - первой половины XIX-го века. С его появлением на исторической арене этот поток (музыкальный) внезапно изменил своё направление, и в той эпохе нет других примеров   такого безусловного господства над музыкальной стихией. Он был выразителем духа в высшей степени характерного для всего искусства - духа героизма.

Многие сочинения композитора по своей значимости выходят за рамки музыкального искусства. Он сумел поднять музыку до уровня лучших образцов философии и литературы, сделал её способной объединять людские души.

Его музыка- это сплав, соединивший в себе достижения Баха, Генделя, Глюка, Моцарта, Гайдна с достижениями музыкальной культуры Франции.

Творчество Бетховена завершило классицистскую эпоху в музыке и предвосхитило романтическую. Созданные им произведения отличают ясность и стройность формы, уравновешенность между частями целого, свойственные черты как классицизму вообще, так и музыке, в частности.

Ценность сочинений великого композитора в невероятно сильном эмоциональном воздействии, лиризме, героике, свободе музыкальной формы и огромном спектре выразительных средств.

Композиторская независимость Бетховена сказалась в его новой музыкальной речи. Он искал такие интонации, которые созвучны ему и его времени. Бетховен стремился создать образ не через интонационную законченность и красоту тематизма, а посредством сложного развития целого, основой которого были темы, лишённые непосредственной мотивной выразительности.

В данной статье рассмотрена оратория «Христос на Масличной горе» - единственное произведение Бетховена в этом жанре, которое редко исполняется в нашей стране. На первый взгляд сочинение композитора выглядит неожиданно, так как в нём много типично оперного (в ариях, хорах, оркестре).

Исследование текста позволяет автору статьи утверждать наличие в музыке диалектики единства и противоположности, духовного и светского, вокального и инструментального. Произведение Бетховена на религиозный текст без границ, и предназначено для широкой аудитории, исполнения в концертных залах.

Актуальность оратории в том, что автор музыки показал непревзойдённый Идеал Героя - Христа, Идеал человеколюбия и самопожертвования, который всегда будет современным.

Ключевые слова: оратория, интродукция, речитатив, ария, фугато, реприза, интерлюдия, attacca.

 

Search for Truth

 

 

Lozinskaya Vera Petrovna1

Siberian Federal University

                                                         

Abstract

Almost 250 years have passed since the birth of Ludwig van Beethoven, but the life of his spirit has not been lost in time. Beethoven is a symbol of the music of the second half of the 18th - the first half of the 19th century. With his appearance in the historical arena, this stream (musical) suddenly changed its direction, and in that era there are no other examples such unconditional dominance over the musical element. He was an exponent of a spirit highly characteristic of all art - the spirit of heroism.

Many of the composer's works in their significance go beyond the scope of musical art. He managed to raise music to the level of the best examples of philosophy and literature, made it capable of uniting human souls.

His music is an alloy that combines the achievements of Bach, Handel, Gluck, Mozart, Haydn with the achievements of the musical culture of France.

Beethoven’s work completed the classic era in music and anticipated the romantic. The works created by him are distinguished by clarity and harmony of form, balance between parts of the whole, characteristic features of both classicism in general and music in particular.

The value of the works of the great composer in an incredibly strong emotional impact, lyricism, heroism, freedom of musical form and a huge range of expressive means.

Beethoven's composer independence was reflected in his new musical speech. He sought such intonations that were consonant with him and his time. Beethoven strove to create an image not through the intonational completeness and beauty of thematism, but through the complex development of the whole, the basis of which was themes devoid of direct motive expressiveness.

This article discusses the oratorio "Christ on Mount of Olives" - the only Beethoven work in this genre that is rarely performed in our country. At first glance, the composer's composition looks unexpected, since it has a lot of typically opera (in arias, choirs, orchestra).

The study of the text allows the author to state the presence in the music of the dialectic of unity and antithesis, spiritual and secular, vocal and instrumental. Beethoven's work on a religious text without borders, and is intended for a wide audience, performance in concert halls.

The relevance of the oratorio is that the author of the music showed the unsurpassed Ideal of the Hero - Christ, the Ideal of philanthropy and self-sacrifice, which will always be modern.

Keywords: oratorio, introduction, recitative, aria, fugato, reprise, interlude, attacca.

 

 

Научная специальность: 24.00.01- Теория и история культуры (культурология)

[1] © Lozinskaya V.P., 2020. Corresponding author E-mail: vera.lozinskaya@mail.ru

© Siberian Journal of Anthropology. All rights reserved