Раздел 4. Художественная антропология

 

УДК 75

Творческие экспедиции в системе современного академического художественного образования.

 

Бекетов Константин Анатольевич[1],

Бекетова Наталья Константиновна1,

Санкт-Петербургская академия художеств

Беляев Сергей Владимирович1,

Сибирский Федеральный Университет

Аннотация:

Формирование реалистичного образа России у иностранных студентов является важным элементом их социализации в период длительного пребывания в России. Одним из важнейших инструментов совершенствования художника многие годы был и остаётся пленэр, являющийся составной частью образовательных программ академической школы.

В 2015 году в институте имени И.Е. Репина была разработана и в 2016 году начала осуществляться программа по интернационализации академического художественного образования. Одной из основных задач, служащих достижению целей данной программы, стал проект, предусматривающий в рамках учебной программы, предоставить молодым иностранным художникам возможность путешествовать по стране, и в первую очередь в труднодоступные места: в Сибирь, в районы Крайнего Севера, в горные, степные и таёжные регионы Российской Федерации.

Именно в таких удалённых местах возможны удивительные встречи с нетронутыми, почти первозданными природными ландшафтами, где можно соприкоснуться с сохранившимся старым укладом повседневной жизни местного населения, познакомиться с традициями и национальными особенностями малочисленных народов мультинациональной России.

Помимо основной части проекта - пленэра, путешествие включает в себя множество элементов коммуникации с местным населением, с членами художественного сообщества места проведения пленэра, общение со средствами массовой информации, участие в промежуточных и итоговых выставках.

Идея подобного путешествия состояла в том, чтобы предоставить возможность молодым иностранным художникам путешествовать по стране, забираясь в такие глубины, где нет ни дорог, ни пассажирского транспорта, где отсутствуют примитивные жилищные условия. Вместе с тем там живут люди, в жёстких климатических условиях, не пользуясь многими достижениями современного мира, при этом они находятся непосредственно в самом центре того мира, который не только для иностранцев, но и для подавляющего большинства россиян является недоступным и неизведанным.

В экспедиционную группу, помимо руководителя и преподавателя, авторов данной работы, были включены студенты из Великобритании, Латвии, Финляндии и Сингапура.

В ходе путешествия студентам удалось не только посетить в познавательных целях, но и поработать на р. Бирюсе, в Заповеднике Красноярские Столбы, в Эвенкии.

В целом, в результате посещения уникальных мест Восточной Сибири, многочисленных встреч и общения с местными жителями, студентам удалось наработать материал, послуживший базой для создания выставок в Музее-усадьбе
В.И. Сурикова и в Музее художника Б. Ряузова в Красноярске, в природном заповеднике Красноярские Столбы и в Санкт-Петербургском выставочном центре «Манеж».

Положительные итоги первых выездных пленэров показали высокую степень актуальности проекта и позволили продолжить практику с выездом в другие регионы России, а также в Монголию и Китай.

 

Ключевые слова: культура; Санкт-Петербургская академия художеств; изобразительное искусство; академическая школа живописи; международное сотрудничество; иностранные студенты; социализация; пленэр; творческая экспедиция; Сибирь; Эвенкия.

 

 

Artistic Expeditions in Contemporary Academic Art Education System.

 

Beketov Konstantin Anatolyevich1,

Beketova Natalya Konstantinovna1,

Saint Petersburg Academy of Arts

Belyaev Sergej Vladimirovich1,

Siberian Federal University

Abstract:

The way how the realistic view of Russia forms in foreign students' minds is quite important for their socialization while they are staying in Russia. The plein-air painting, being a part of the academic educational programs, has been an essential instrument for artists’ self-perfection for years.

The internationalization of the academic art education program was developed in the I.E. Repin Institute in 2015 and launched in 2016. One of the main tasks of the program has become a project responsible for providing of young foreign artists with the possibility to travel around the country and above all to visit hard-to-reach places such as Siberia, the Far North region, mountainous areas, steppe and taiga regions of The Russian Federation.

It is in such a remote area where amazing meetings with untouched, almost wild nature landscape are possible, where one can get closer to the undestroyed old-time way of the locals’ everyday life, get acquainted with traditions and national peculiarities of small-numbered peoples in multiethnic Russia.

Besides the main part of the plein-air project the trip includes plenty of elements of communication with locals, members of art community in the area where the plein-air is taking place, interaction with mass media, participation in midterm and final exhibitions.

The idea of such a trip was to provide young foreign artists with the opportunity to travel around the country getting in such deep places where there are neither roads, nor passenger transport, where there are no primitive living conditions. In the meantime, people live there in severe weather conditions, not using many of creature comforts of the modern world, nevertheless they are in the very center of the world which is unapproachable and unexplored not only for foreigners but also for the large majority of Russians.

Besides the leader, professors and the authors of this work the expedition group included students from Great Britain, Latvia, Finland and Singapore.

During the trip students managed to visit and to work at the Biryusa river, at the Krasnoyarsk Rocks National Park and in Evenkiya.

As a result, thanks to visiting to the unique places in Eastern Siberia, numerous meetings and communication with locals, the students succeeded in collecting the material which became a basis for exhibitions at the V.I. Surikov Historic House Museum and at the Museum of artist B.Ryauzov in Krasnoyarsk, at the Krasnoyarsk Rocks National Park and Saint Petersburg exhibition center “Manege”.

The good results of the first plein-air travelings have shown the high significance of the project and have allowed to continue the practice of plein-air travelings to different Russian Regions, and also to Mongolia and China. 

Keywords: culture; The Saint Petersburg Academy of Arts; the fine arts; academic school of painting; international cooperation; foreign students; socialization; plein-air; artistic expedition; Siberia; Evenkiya.

 

Научная специальность: 24.00.01 – Теория и история культуры (культурология).

[1] © Beketov K.A., Beketova N.K., Belyaev S.V., 2020. Corresponding author E-mail: k@bk.ru

    © Siberian Journal of Anthropology. All rights reserved