top of page

А. В. КИСТОВА, А. Н. ТАМАРОВСКАЯ


Развитие визуального мышления
у обучающихся детских художественных
школ в процессе изучения творчества
Ирины Верпеты

Аннотация
Исследование посвящено проблеме развития визуального мышления у обучающихся детских художественных школ в процессе изучения и стилистического анализа творчества красноярского художника – Ирины Верпеты, чей творческий путь складывается на рубеже XX – XXI веков и представляет собой сочетание различных художественных традиций.
В ходе изучения творчества Ирины Верпеты рассматриваются общие особенности ее творческой
биографии, предлагается систематизация ее творчества и анализируются репрезентативные произведения каждого творческого периода, начиная с ученического и заканчивая современным этапом.
В исследовании применяются принципы философско-искусствоведческого анализа и современной теории изобразительного искусства В. И. Жуковского и Н. П. Копцевой, стилистический анализ творчества, метод глубинного интервью.
Результаты исследования подтвердили гипотезу о том, что творчество Ирины Верпета может быть рассмотрено как вариант примитивизма, складывающегося на стыке наивно-детского отношения к миру и тонких интеллектуальных поисков профессионального художника начала XXI века. Художник создает упрощенные по форме, выразительные по цвету, сложные по содержанию, экспериментирующие с материалами и средствами выразительности произведения, несущие в себе искренне наивное, по-детски непосредственное авторское видение мира.
Изучение творчества художника обучающимися детских художественных школ позволяет не только активно развивать навыки визуального мышления, осваивать принципы композиционных приемов и особенности конструирования визуальных образов с опорой на разнообразные художественные приемы и традиции, но и одновременно формировать богатое эстетически насыщенное восприятие мира и себя.


Ключевые слова: визуальное мышление; художественное образование; примитивизм; стилистическая определенность творчества; живопись; искусство Сибири; Ирина Верпета.


Научная специальность: 24.00.01 – Теория и история культуры (культурология), 24.00.03 – Музееведение, консервация и реставрация историко-культурных объектов (искусствоведение)
 

A. V. KISTOVA, A. N. TAMAROVSKAYA


The Development of Visual Thinking Among
Art School Students Based
on the Artistic Work by Irina Verpeta

Abstract
The article highlights the problem of the development of visual thinking among children’s art schools for
students. The development of visual thinking takes place in the process of studying and stylistic analysis of the
work by the Krasnoyarsk artist Irina Verpeta. The artist’s creative career takes shape at the turn of the 20th and 21st
centuries and it is a combination of various artistic traditions.
In the process of studying the art works by Irina Verpeta, the general features of her creative biography are
considered, a systematization of her creativity is proposed, and representative works of each creative period are
analyzed, starting with the student and ending with the modern stage.
The study applies the principles of philosophical and art analysis and the modern theory of fine art
V. I. Zhukovsky and N. P. Koptseva, stylistic analysis of creativity, in-depth interview method.
The results of the study confirmed that the art work by Irina Verpeta can be considered as a variant of
primitivism, emerging at the intersection of a sincere naive attitude to the world and the intellectual search for
a professional artist of the beginning of the 21st century. The artist creates simplified in form, expressive in color,
complex in content, experimenting with materials and means of expressiveness works that carry a genuinely naïve
author’s vision of the world.
Studying the artist’s works by students of art schools allows not only actively developing visual thinking skills,
mastering the principles of compositional techniques and design features of visual images based on various
artistic techniques and traditions, but also at the same time creating a rich aesthetically perception of the world.


Key words: visual thinking; art education; primitivism; stylistic definition; painting; art of Siberia; Irina Verpeta.
 

Обложка 2019, 4.jpg
Верпета.jpg
bottom of page